Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЮНЫЙ ЛИДЕР»

Работа №169882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития лидерских качеств младших школьников 6
1.1. Сущность понятия «лидерство» 6
1.2. Особенности развития лидерства в младшем школьном возрасте 16
1.3. Способы развития лидерских качеств младших школьников 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития лидерских качеств младших школьников 30
2.1. Организация констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Описание программы занятий творческой студии «Юный лидер» 38
2.4. Рекомендации по развитию лидерских качеств младших школьников для
учителей и родителей 42
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения

В современном мире проблема лидерства приобретает особую актуальность. В условиях конкуренции человек с развитыми лидерскими качествами может намного быстрее добиться успеха. Поэтому очень важно, чтобы выпускники школ не были пассивными, беспомощными и равнодушными. Именно в начальной школе нужно заложить основы саморазвития, самосовершенствования. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.
Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии различных стран мира. Подготовка будущих лидеров все более воспринимается как государственная, стратегическая задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества.
Феномен лидерства на протяжении веков не остается без внимания многих ученых. Исследования многочисленны и многообразны, имеют разную теоретическую основу. Но до сих пор есть много проблем, которые еще волнуют ученых.
В отечественной литературе анализ понятия «лидерство» начался совсем недавно. Эти вопросом интересовались такие ученые как Г.К. Ашин, И.Р. Колтунова, Л.И. Кравченко, Л.Р. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л. И. Уманский. В начале 80-х годов в российских исследованиях особое место отводилось политическому лидерству. Большинство исследований относятся к изучению лидерства в зрелом возрасте. Существует недостаточно исследований, посвященных выявлению особенностей развития лидерских качеств у младших школьников.
Между тем, развитие лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих развитию лидерских качеств личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет занять обучающемуся лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении, а также будет способствовать наиболее полной реализации его способностей в различных видах деятельности.
Актуальность проблемы лидерства младших школьников послужила поводом для определения темы нашего исследования: «Особенности развития лидерских качеств младших школьников на занятиях творческой студии «Юный лидер».
Цель нашего исследования: на основе изучения лидерских качеств младших школьников разработать программу занятий творческой студии «Юный лидер», направленную на развитие лидерских качеств младших школьников.
Объект исследования: лидерские качества младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития лидерских качеств младших школьников.
Гипотеза исследования: лидерство младших школьников характеризуется проявлением коммуникативных, организаторских умений, выраженным стремлением к успеху и находится на среднем уровне развития с тенденцией к низкому.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятия «лидерство».
3. Выявить особенности проявления и развития лидерства в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть способы развития лидерских качеств у младших школьников.
5. Провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня развития лидерских качеств младших школьников.
6. Подобрать задания для программы занятий творческой студии «Юный лидер», направленной на развитие лидерских качеств младших школьников.
7. Предложить рекомендации для учителей и родителей по развитию лидерских качеств младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эксперимент.
3. Тестирование.
4. Социометрия.
База исследования: МБОУ Майская СОШ №15 Енисейского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 22 школьника, из них 14 девочек и 8 мальчиков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире особую актуальность приобретает проблема лидерства в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами была изучена сущность понятия «лидерство», его структура, типология; рассмотрены теории лидерства, качества лидеров. Также мы изучили особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте и представили способы формирования лидерских качеств у младших школьников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, в соответствии с целями исследования, нами была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что лидерство младших школьников характеризуется проявлением коммуникативных, организаторских умений, выраженным стремлением к успеху и находится на среднем уровне развития с тенденцией к низкому.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью исследования лидерских качеств обучающихся младшего школьного возраста. В ходе эксперимента мы выявили, что лидеры отличаются от представителей других статусных групп тем, что они обладают развитой эмпатией, более эмоциональны и менее склонны к агрессии в открытом поведении, стремятся к сотрудничеству с другими людьми. Значение социума в жизни лидеров довольно высоко, они более активны и инициативны в групповых ситуациях. Результаты исследования показали, что 45% обучающихся группы находятся на среднем уровне развития лидерства. Низкий уровень развития лидерства демонстрируют 32% обучающихся. На высоком уровне развития лидерства находятся 23% обучающихся группы. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Преобладание среднего и низкого уровней развития лидерских качеств младших школьников послужило поводом для составления программы занятий творческой студии «Юный лидер», помогающей школьникам развить качества лидера, и разработки рекомендаций для родителей и учителей по развитию лидерских качеств младших школьников.



1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. М.: Экономика. 2004. 620 c.
2. Александрова М. А. Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 702 c.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1987. 148 с.
5. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.:
Просвещение, 1989. 224 с.
6. Апиш М.Н., Седова С.Н. Использование технологии коллективно-творческих дел (КТД) в развитии коммуникативных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. №. 38. C. 104-109.
7. Аранова С.В. Творческая студия «Наблюдай, думай, твори»: методические рекомендации для учителей // Окно в мир. 2016. C. 152-180.
8. Беляков А., Матвейчев О. Большая актуальная политическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2009. 412 с.
9. Вежевич Т. Школа лидера - школа патриота / Т.Вежевич // Народное образование. 2009. №3. C. 194-197
10. Вульфов Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе // Воспитание школьников. 1991. № 1. С. 32-34.
11. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 137-149.
12. Гурьева С.В. Развитие коммуникативных способностей обучающихся начальной школы // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 1. C. 21-23.
13. Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера. М.: Знание, 1994. 256 с.
14. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников.
2006. № 5. С. 23-25.
15. Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991. 223 c.
16. Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. 1989. № 8. С. 34-51.
17. Иванов И. П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. 214 с.
18. Конышева Л. Н. Лидерские качества личности и условия их
формирования: историко-педагогический аспект // Сибирский
педагогический журнал. 2007. № 15. С. 82-90.
19. Кретов Б. И. Типология лидерства // Соцгуманистические знания. 2000. № 3. С. 73-78.
20. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Изд-во Мос. гос. ун-та, 1991. 364 с.
21. Кузякин А. П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. 2002. № 4. С. 64-83.
22. Курочкина М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера. //Almamater. 2001. №8. C. 18-21.
23. Ларионова Е. П. КТД как форма организации внеурочной деятельности младших школьников / Е. П. Ларионова // Начальное образование. 2016. №5. C. 15-18.
24. Маврина И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса //Психологическая наука и образование. 2005. №2. C. 94-100.
25. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. 794 c.
26. Мальцева И. В. Развитие лидерских качеств у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №39. C. 250-254.
27. Манухин В. П. Самоуправление в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. 184 с.
28. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 668 c.
29. Менджерицкая Д. В., Зинченко О. К., Бочкарева Л. П. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
30. Михайленко Т. М. Педагогические особенности продуктивной
(деловой) игры для младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. C. 108-119.
31. Морено Я. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2004. 320 с.
32. Морозов А. В. Деловая психология: курс лекций. СПб.: Союз, 2000. 576 с.
33. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное образование. 2001. № 8. С. 151-159.
34. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. 2011. № 4. С. 121-124.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: 1995. C. 25-32.
36. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологических теорий. М.: Мысль, 1971. 352 с.
37. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Академия, 2002. 225с.
38. Петровский А. В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 89-96.
39. Петрунин Ю. Ю., Панов М. И., Логунова Л. Б. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов. М.: КДУ, 2006. 512 с.
40. Потёмкина Г.В. Развитие коммуникативных и лидерских способностей
подростков в условиях временного детского коллектива // Человек культуры: статьи, тезисы сообщений по актуальным проблемам
гуманитарных исследований. 2000. C. 129-132.
41. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. 192 с.
42. Рогачев В. В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1994. 186 с.
43. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М.:Интерэксперт: Инфра-М, 2003. 277 с.
44. Секретарева Н. В. Развитие лидерских способностей у подростков как основа формирования социально-активной жизненной позиции / Н. В. Секретарева // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица, 14 ноября 2014 года : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 237-241.
45. Скребцова Т. П., Гревцева Г. Я. Модель школьного самоуправления: Научно-методическое пособие. Челябинск: Образование, 2003. 204 с.
46. Таркова Л.Э., Коник О.Г. Особенности формирования лидерских качеств младших школьников во внеклассной работе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55. C. 276-283.
47. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе / Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М: Издательский центр «Академия». 2005. 144 с.
48. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности
школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
49. Херманн М. Г. Составные части лидерства // Политология вчера и сегодня. 1990. № 2. С. 177-204.
50. Юдина Н. Программа «Навстречу»: воспитание коммуникативной культуры у учащихся //Школьный психолог. Приложение к пер. сент.
2007. №12. C. 18-32.
51. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ