ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность и значение процесса внимания 6
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся начальных
классов 9
1.3. Особенности развития процесса внимания младших школьников 15
Выводы по главе 1 22
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ... 24
2.1 Методическая организация констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 28
2.3 Программа развития внимания младших школьников
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность исследования. Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых важных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития нашего общества. В наше время становление и раскрытие потенциала детей, развитие их памяти, их способностей мыслить, предоставление комфортных условий для увеличения жизненного опыта и становления личности является основной целью современной педагогики.
В младшем школьном возрасте процесс развития внимания, как и прочие психические процессы, претерпевает значительные изменения, которые могут быть обусловлены преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание младших школьников приобретает черты произвольности, становясь постепенно сознательно регулируемым и опосредованным. Одним из базовых условий успешного обучения в школе является развитие внимания. Необходимо подчеркнуть, что, обладая достаточно развитым вниманием, ученик может обучаться гораздо быстрее и правильнее, двигаться аккуратнее и четче, при этом поведение может быть контролировано самим ребенком, ребенок может ставить перед собой те или иные цели, и постепенно выполнять их решение.
Зачастую на уроке учащиеся отвлекаются, особенно ученики младшего школьного возраста. И это не всегда зависит от опыта педагога, хотя опыт играет огромную роль. Всему виной не сосредоточенное внимание учащихся на уроке. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатком развития внимания. Проблемам развития внимания учеников младшего школьного возраста посвящено немало исследований.
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что формирование внимания обучающихся младшего школьного возраста является неотъемлемой частью всего учебного процесса, от формирования внимания обучающихся зависит их дальнейшее интеллектуальное, физическое и психическое развитие. Ни для кого не секрет, что в наше время школьники и так слишком загружены дополнительными занятиями, различными кружками и для того чтобы не утомлять учеников после уроков специальными занятиями по развитию внимания, наиболее эффективным будет развивать внимание учеников младшего школьного возраста непосредственно во время учебного процесса.
Цель работы: выявить актуальный уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста и разработать программу по развитию внимания во внеурочной деятельности.
Объект исследования: когнитивная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития процесса внимания младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что внимание у детей младшего школьного возраста сформировано недостаточно и требует дополнительных мер по его развитию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности внимания как психического процесса.
3. Выявить особенности развития внимания младших школьников.
4. Рассмотреть методы и приемы развития внимания у детей младшего школьного возраста.
5. Составить диагностическую программу для выявления актуального уровня развития внимания у детей младшего школьного.
6. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития внимания и проанализировать полученные данные.
7. Разработать программу по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач исследования использовались
следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, оценивание результатов деятельности детей, психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
Базой исследования послужила МБОУ Матвеевская НОШ. В эксперименте приняли участие десять учащихся в возрасте 8-9 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена проблема особенностей развития внимания младших школьников. Представим ключевые выводы.
Под понятием внимание мы понимаем направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания - выбор объекта, а под сосредоточенностью принято подразумевать отвлечение от всего, что не обладает отношением к этому объекту. Основной функцией внимания считается функция внутреннего контроля за согласованностью различных звеньев действия, определяющих успешность его выполнения, например, скорость и точность решения задачи.
В младшем школьном возрасте внимание, как и прочие психические процессы претерпевает значительные изменения, которые могут быть обусловлены преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание младших школьников приобретает черты произвольности, становясь постепенно сознательно регулируемой и опосредованной. Одним из базовых условий последующего успешного обучения в школе является развитие внимания.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная часть работы. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 8-9 лет.
Для выявления актуального уровня развития внимания у детей были подобраны следующие диагностические методики: методика «Немова и Векслера» (концентрация и переключение внимания); методика «Кольца Э. Ландольта» (определение объема, продуктивности и устойчивости внимания); проба на внимание П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Исправь ошибки» (распределение внимания).
Результаты диагностики показали, лучше всего у учащихся развита устойчивость внимания. Это хорошо заметно, не только по балловым показателям, но и по качественным признакам. На втором месте, находится свойство внимания - объём. Как и предполагалось, меньше всего развита способность распределения внимания, часто учащиеся проявляли трудности при этом. Задания, выявляющие специфику свойств концентрации и переключения, не вызывали сложностей, но и не давались легко.
Проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы, мы видим, что у младших школьников средний уровень сформированности внимания, для его повышения необходимы дополнительные занятия.
Нами была разработана программа развития внимания младших школьников, рассчитанная на 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов).
Реализация программы позволяет создать условия для проявления индивидуальных способностей обучающихся, раскрытия их творческих способностей и развития умений решать творческие задачи. К концу занятий дети научатся: видеть цель и действовать в соответствии с ней, контролировать и оценивать свои действия и действия других школьников
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 2018. - 272 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университет, 2012.- 88 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Педагогика, 2010.- 128 с.
4. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения: курс лекций по профессиональному модулю для студентов СПО отделения дошкольного образования - Казань: РИЦ, 2017. - 112 с.
5. Белопольская Н.Л., Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет - Когито-Центр, 2018. - 135 с.
6. Бен Парр. Ловушка для внимания: как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 276 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.:Педагогика, 2018. - 351 с.
8. Быкова И.С., Краснощекова И.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие Краснощекова И.В. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 162 с.
9. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. - М.: Просвещение, 2013. -108 с.
10. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2019. - 624 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2014. - 446 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. - М.: Наука, 2013. - 409 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2012. - 278 с.
14. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / Глозман Ж.М. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 288 с.
15. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.:Владос, 2010. -233 с.
16. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.:
Просвещение, 2013.-280 с.
17. Добринская Е.Л., Соколов Э.И. Свободное время и развитие личности/ под ред. Е.Л. Добринской - Спб.: Наука, 2008.- 167 с.
18. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные
психолого-педагогические технологии в дошкольном
образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2018. - с. 192
19. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. - М.:
Издательство Перо, 2018. - 200 с.
20. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 31. - С. 111-115.
21. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М.:Просвещение, 2013.-336 с.
22.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Просвещение, 2011. - 486 с.
23. Каирова И. А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каирова. Ф.Н., Петрова. - М.: Просвещение, 2014. -280 с.
24. Каирова И. А. Педагогический словарь. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
25. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. - М.: Просвещение,2012. - 89 с.
26. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М.: Эксмо, 2012. - 176с.
27. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2017. - 265 с.
28. Монтессори М. Дети - другие. - М.: Издат. Дом «Россь», 2016. - 372 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2014. - 437 с.
30. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Педагогика, 2015. - 190 с.
31. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2014.-324с.
32. Соколова Ю. Память, логика, внимание. - М.: РИПОЛ классик, 2011.— 32с.
33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2014.- 235 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - С. 10-26.
35. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2014.-175с.
36. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - М.: Юристь, 2013. - 512 с.
37. Федеральный Государственный образовательный стандарт. - [Электронный ресурс]-НВГ: http://standart.edu.ru/(дата доступа 10.02.2020).
38. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий» - [Электронный ресур^-URL: http://www.ug.ru/method_article/260(дата доступа 11.02.2020).
39. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - [Электронный ресурс] -URL: http://experiment. (дата доступа 15.02.2020).
40. Социальная сеть работников образования - [Электронный ресурс] - URL: http://nsportal.ru. (дата доступа 16.02.2020).