ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУРС МАСКУЛИЗМА КАК ОСОБЫЙ ТИП СОЦИАЛЬНОГО ДИСКУРСА В АСПЕКТЕ ДИСКУРСИВНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА 6
1.1. Социальный дискурс как объект лингвистических исследований: структурное содержание и сущностные характеристики 6
1.2. Masculinismo как социальная проблема: к истории вопроса 9
1.3. Дискурс социальных сетей как пространство для обсуждения острых социальных вопросов 14
1.4. Дискурсивные средства конструирования образа в дискурсе социальных сетей 18
1.5. Понятие мультимодальности в лингвистической науке 22
1.6. Мультимодальный анализ как комплексный метод исследования текста 25
1.7. Образ женщины в контексте лингвистических исследований: обзор научной литературы 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ИСПАНОЯЗЫЧНОМ ДИСКУРСЕ МАСКУЛИЗМА 33
2.1. Вербальная репрезентация образа женщины-лгуньи в дискурсе маскулизма 33
2.2. Вербальная репрезентация образа женщины-тирана в дискурсе маскулизма 37
2.3. Вербальная репрезентация образа женщины-феминистки в дискурсе маскулизма 40
2.4. Визуальные средства конструирования образа женщины в дискурсе маскулизма 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Маскулизм является активно распространяющимся общественным движением, которое на данный момент обрело особую популярность в странах Латинской Америки. Идеология маскулизма вызывает споры, поскольку основана на желании мужчин бороться за свои права, которые, как считают активисты данного движения, в некоторых социальных аспектах ущемляются на протяжении всей истории человечества. С течением времени маскулизм получил широкое распространение в пространстве социальных медиа и сформировал уникальный образ женщины внутри него.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами:
1) растущим числом научных публикаций в базе данных Web of Science, посвященных антифеминистским движениям, в т. ч. маскулизму; 2) тем, что большая часть научных публикаций, в центре внимания которых находятся антифеминистские движения, - на испанском языке; 3) ведущей ролью, которую играет опосредованный социальными медиа испаноязычный дискурс маскулизма в процессе продвижения антифеминистских взглядов в современном обществе; 4) отсутствием отечественных лингвистических исследований, посвященных дискурсу маскулизма.
Объектом исследования является образ женщины в испаноязычном дискурсе маскулизма, а предметом - вербальные и невербальные средства дискурсивного конструирования образа женщины в испаноязычном дискурсе маскулизма.
Цель исследования - выявить вербальные и невербальные средства конструирования образа женщины в испаноязычном дискурсе маскулизма.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) описать дискурс маскулизма как особый тип социального дискурса;
2) определить дискурс социальных медиа и охарактеризовать его роль в процессе формирования социально значимых идей;
3) описать процесс дискурсивного конструирования образа в массмедийном дискурсе;
4) рассмотреть понятие мультимодальности в лингвистической науке, а также особенности проведения мультимодального анализа;
5) представить обзор современных лингвистических трудов, посвященных изучению традиционного образа женщины, а также вербальных и невербальных средств его конструирования;
6) проанализировать вербальную и невербальную специфику конструирования образа женщины в испаноязычном дискурсе маскулизма на материале социальных медиа.
Методы исследования: мультимодальный анализ, дискурсивный анализ, лексико-семантический анализ, анализ дискурсивных стратегий, коммуникативный анализ.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в рамках изучения страноведения испаноязычных стран, социолингвистики, коммуникативной лингвистики, а также для формирования у студентов наиболее яркого представления о социальном устройстве общества в испаноязычных странах.
В качестве материала исследования выступают мультимодальные тексты на испанском языке общим объемом около 50000 знаков, взятые из социальных медиа на испанском языке, занимающихся продвижением идей маскулизма (Pinterest).
Теоретико-методологическая база включает в себя источники, повествующие о сущности социального дискурса И. Гоффмана, В.В. Красных, Л.П. Крысина, К. Леви-Стросса, А. Мейе, Е.Ф. Серебренниковой, Ю.С. Степанова, Ю. Хабермаса; дискурса маскулизма М. Блайса, Ю.А. Горностаевой, М. Кауфмана, Н.Л. Пушкарёвой, Д. Родригеса; исследования, посвященные дискурсу социальных сетей (медиа) Е.С Абрамовой, Д.Н. Баранова, Т.Г Добросклонской, А.А. Ефанова, М.Н. Крылова, Д. Мурти, А.С. Рябовой; мультимодальности и мультимодальному анализу А.А. Кибрик, Г.Е. Крейдлина, Г. Кресс, Ю.В. Сорокиной; работы по дискурсивному конструированию образа Ю.В. Балакиной, П. Бергера, В.А. Лабунской, М.Ю. Товкес; лингвистические труды посвящённые изучению образа женщины О.Н. Варламовой, О.Н. Ворошиловой, Е.В. Косинцевой, А.С. Песиковой.....
Целью данной бакалаврской работы стало выявление вербальных и невербальных средств конструирования образа женщины в испаноязычном дискурсе маскулизма.
В Первой главе представленной выпускной квалификационной работы рассмотрены такие центральные теоретические понятия, как «социальный дискурс» и «дискурс социальных сетей», а также выделены их сущностные характеристики. Описан маскулизм как острая социальная проблема, приведена история возникновения данного общественного движения в Латинской Америке, а также дана классификация его направлений. Теоретическая часть исследования включает в себя обзор трудов отечественных и зарубежных ученых, в центре внимания которых находится языковая специфика дискурсивного конструирования образа в дискурсе социальных медиа. При этом представлен обзор ряда работ, посвященных анализу традиционного образа женщины, укоренившегося в обществе. Кроме того, рассмотрено понятие мультимодальности в лингвистической науке, а также порядок и особенности проведения мультимодального анализа как основного метода исследования мультимодальных текстов.
Теоретическую базу настоящего исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов, занимающихся изучением 1) социального дискурса (К.И. Гоффман, В.В. Красных, Л.П. Крысин, К. Леви-Стросса, А. Мейе, Е.Ф. Серебренникова, Ю.С. Степанов, Ю. Хабермас), 2) дискурса маскулизма (М. Блайс, Ю.А. Горностаева, М. Кауфман, Н.Л. Пушкарёва, Д. Родригес), 3) дискурса социальных сетей (медиа) (Е.С Абрамова, Д.Н. Баранов, Т.Г Добросклонская, А.А. Ефанов, М.Н. Крылов, Д. Мурти, А.С. Рябова), 4) мультимодальности и мультимодального анализа (А.А. Кибрик, Г.Е. Крейдлин, Г. Кресс, Ю.В. Сорокина), 5) дискурсивного конструирования образа (Ю.В. Балакина, П. Бергер, В.А. Лабунская, М.Ю. Товкес), 6) образа женщины (О.Н. Варламова, О.Н. Ворошилова, Е.В. Косинцева, А.С. Песикова).
Социальный дискурс играет ключевую роль в формировании общественного мнения и продвижении социально значимых вопросов. Благодаря развитию социальных сетей, этот вид дискурса становится более доступным и эффективным пространством коммуникации, позволяя людям общаться, выражать свои мнения и оказывать влияние на формирование у людей общественных, культурных и моральных ценностей, а также их отношение к многочисленным социальным течениям, выступающим против различного рода дискриминации, как правило связанной с принадлежностью человека к той или иной национальности, полу или возрастной группе.
Маскулизм - противоположное феминизму общественное течение, стремительно набирающее обороты, в особенности в испаноязычных странах. Цель данного движения - защита гражданских прав мужчин и достижение социального равенства между представителями мужского и женского пола. Исходя из различных приоритетов его представителей, внутри маскулизма ученые выделяют такие направления, как мачизм, андроцентризм, сексизм и патриархат.
Женский образ является центральным понятием настоящего исследования. Так, издавна женщинам приписываются такие роли, как роль супруги, хозяйки, матери, сексуального партнера, труженицы и красавицы. Все они формируют исключительно положительное представление о женщинах. Однако доминирование мужского дискурса создает иные, противоположные образы и концепции о женской сущности.
Мультимодальность в коммуникации и социальной семиотике подчеркивает важность использования различных коммуникативных модусов для создания более глубокого и многослойного сообщения. Развитие цифровых технологий способствует появлению новых типов текстов, которые интегрируют разнообразные средства для передачи смысла, делая сетевую коммуникацию более динамичной и многоаспектной. Мультимодальный дискурс отражает сложность современного общения, где разные системы знаков и невербальные элементы взаимодействуют, обогащая и постоянно изменяя коммуникативное пространство. Это подчеркивает необходимость учитывать множество факторов при интерпретации информации, что делает коммуникацию более эффективной и отражающей реалии современного общества....
1. Абрамова Е.С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. Вып. 12 (42). Ч. 1. C. 17-19.
2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории). М.: РИК Русанова, 1998. 131 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта, Наука, 2009. 224 с.
4. Альварес Солер А.А. Лексическая репрезентация концепта «женщина» как ключевого фрагмента испанской концептосферы // Вестник МГЛУ. 2015. Вып. 12. С. 9-16.
5. Бабаян В.Н. Различные подходы к определению понятия «дискурс» и его основные характеристики // Верхневолжский филологический вестник. 2017. Вып. 13. С. 76-81.
6. Байкова А.В. Мультимодальный дискурс-анализ как один из методов коммуникативно-прагматического подхода к пониманию языка и текста. Киров. Вестник Вятского государственного университета. 2022. Вып. 11. C. 230-234.
7. Балакина Ю.В., Товкес М.Ю. Лингвистические средства конструирования образа женщины-политика (на материале микроблога Твиттер) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019. Вып. 16 (3). C. 381-399.
8. Баринов Д.Н. Политический дискурс в социальных медиа: специфика производства и факторы эффективности // Политика и Общество [Электронный ресурс]. 2016. Вып. 6. С. 755-764. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=54571(дата обращения: 17.03.2024).
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика: монография. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 448 с.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 56 с.
11. Борзых С.В. Социальный дискурс: монография. М.: ИНФРА-М, Научная мысль, 2020. 145 с.
12. Варламова О.Н., Колмогорова А.В. Женщина в семейной коммуникации: речевой портрет матери (на материале русского и французского языков): монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. 208 с.
13. Ворошилова О.Н. Образ женщины в современном мире (по материалам современных российских женских журналов) // Манускрипт. 2016. Вып. 5 (67). С. 54-57.
14. Горностаева Ю.А. Образ женщины в испаноязычном дискурсе маскулизма в контексте метафорического моделирования // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. Вып. 3. С. 78-85.
15. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. 256 с....(67)