Введение 4
1 Характеристика российского телевизионного рынка: федеральный и региональный аспекты 11
1.1 Структура российского телевизионного рынка: федеральный аспект 11
1.2 Специфика регионального телевизионного рынка республики Хакасия 20
2 Особенности конкурентного позиционирования телеканала на телевизионном рынке Хакасии 32
2.1 Позиционирование телеканала «ТВ7» на региональном рынке Хакасии: проблемы, перспективы развития 32
2.2 Разработка стратегии позиционирования регионального телеканала «ТВ7» 42
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 58
Приложение Б 65
Приложение В 74
Приложение Г 78
Приложение Д 89
Актуальность темы исследования:
На сегодняшний день телевизионный рынок является наиболее динамично развивающимся сектором медиа индустрии. Телевидение находится в фокусе общественного мнения и занимает ключевое место в системе средств массовой информации (Тоторова, 2018). Оно выступает и каналом распространения знаний, культуры, и средством формирования взглядов общественности, а так же является средством отдыха и релаксации.
Согласно данным Фонда "Общественное Мнение" (ФОМ), 67% россиян смотрят телевизор практически каждый день (Опрос от ФОМ «ТВ: режим просмотра и предпочтения», 2020). Большинство из них (44%) смотрят телевизионные программы, чтобы ориентироваться в текущих событиях в стране. В условиях постоянно развивающейся и расширяющейся медиа системы именно телевидение оказывает большое информационное, просветительское и культурное влияние на население. Телеканалы являются одним из основных каналов доступа к различной информации. С каждым годом телевизионная сеть становится все больше, раз за разом появляются новые телеканалы, конкуренция растет.
Генеральный продюсер телерадиокомпании «Мир» Павел Корчагин прокомментировал текущую ситуацию на телевизионном рынке. «Сейчас индустрия переживает очень сложное время, когда смотрение стало уходить с телевизионных каналов на альтернативные платформы. Это необратимый процесс, в такой ситуации чрезвычайно сложно удерживать аудиторию на своем канале, говорит Павел Корчагин. - Традиционное потоковое телевидение, хотим мы этого или нет, будет уменьшаться в нашей повседневной жизни. И победитель в этом соревновании - контент, а не телевизионный канал. Если телеканал станет обладателем большого количества контента для использования во всех возможных вариантах, то тогда он будет, конечно, жить и развиваться» (Корчагин, 2020).
И если федеральные телеканалы могут рассчитывать на поддержку государства, то региональным телеканалам чаще всего рассчитывать не на кого.
Генеральные директора региональных телеканалов Пензы и Екатеринбурга поделились с интернет-журналом "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" о ситуации на местных телеканалах. Вот что получилось. Сейчас на региональном рынке телеканалов существует несколько проблем - это высокая конкуренция, не хватка качественного контента, а так же переход на цифровое телевещание. Ниже рассмотрим каждую из проблем отдельно.
За аудиторию идет борьба, конкуренция усиливается, как внутри телевизионного рынка, так и между различными форматами СМИ. Рейтинги телепросмотров становятся решающим фактором в борьбе телеканалов за аудиторию. Важно не упустить свою ЦА, которая в век современных технологий стремится полностью уйти в Интернет, отказавшись от ТВ.
Вторая проблема - это контент, а точнее его отсутствие. Чтобы была возможность конкурировать на рынке, региональному телеканалу важно заполнить часы вещания качественным контентом. Сделать акцент на конкретную ЦА, на время показа, а так же на актуальность новостей, передач, шоу и фильмов.
Наболевшее и основное - это переход на цифровое телевещание и отключение аналогового телевидения, что может сильно повлиять на региональный рынок, ведь он может просто исчезнуть.
Отказ России от аналогового телевещания в пользу более современного цифрового формата был предусмотрен федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания на 2009-2018 годы», принятой еще в 2008 году. Первопроходцами уже стали жители Твери и области - 3 декабря 2018 года стартовал пилотный проект по отключению аналога. Первый этап отключения аналога начался 11 февраля 2019 года. По графику, опубликованному на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, вся страна перешла на цифру летом 2019 года.
Федеральная программа позволила построить десятки ретрансляторов, которые должны принести цифровое телевидение «в каждый дом». Но почему бы не оставить аналоговое телевидение? Дело в том, что в январе Правительство РФ прекратило финансирование распространения традиционного аналогового сигнала. И это привело к отключению старых телевизоров, которые не оснащены специальным цифровым тюнером....
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось исследование специфики конкурентного позиционирования региональных телеканалов.
В ходе написания работы было проведено два социологических исследования. Количественное, с использованием анкетирования, с охватом 384 респондентов и качественное, включающее в себя 8 глубинных интервью.
Первая глава включала в себя два параграфа. В параграфе 1.1 была рассмотрена характеристика российского телевизионного рынка. История отечественного телевидения и появление телевизионного рынка. Так же, изменения, происходящие на российском рынке, вследствие завершения внедрения системы цифрового вещания.
В параграфе 1.2 была рассмотрена ситуация на региональном рынке телевизионных услуг республики Хакасия. Были выявлены четыре основных телекомпании на рынке, а именно - телерадиокомпания «Республиканская телевизионная сеть» (РТС), Медиахолдинг ИРТА «Абакан», ГТРК «Хакасия» и Медиагруппа «Юг Сибири». Так же, подробно была рассмотрена деятельность каждой из компании.
Так же, было проведено социологическое количественное исследование, с целью выявить какой региональный телеканал пользуется наибольшей популярностью у жителей республики Хакасия. В результате исследования, самым популярным региональным телеканалом среди жителей республики Хакасия стал телеканал «ТВ7», на федеральном же рынке лидерами стали телеканалы «Первый» и «ТНТ».
В результате подробного анализа были выявлены два лидера на рынке республики Хакасия. Это телеканалы ГТРК «Хакасия» и Медиагруппа «Юг Сибири».
Вторая глава включала в себя так же 2 параграфа. В параграфе 2.1 были рассмотрены виды позиционирования, а так же, позиционирование телеканала «ТВ7».
Был проведен SWOT-анализ для телеканала «ТВ7». По итогам которого был сделан вывод, что компания занимает стабильно высокое место на региональном рекламно-информационным рынке и имеет большой потенциал остаться лидером на нем. Для этого нужно используя свои сильные стороны в качестве основных преимуществ, устранить (минимизируя количество) слабые стороны, а так же, активно использовать возможности.
Так же, было проведено социологическое качественное исследование, с целью выяснить отношение жителей города к контенту телеканала, мотивы выбора и просмотра телеканала ТВ7. В результате была подтверждена гипотеза, выдвинутая в ходе исследования о том, что положительное отношение жителей к телеканалу, формируется благодаря грамотному контенту, выводя телеканал на высокие позиции в рейтингах. А так же, стало понятно, что отношение жителей республики к контенту и в целом к телеканалу «ТВ7» положительно. Его смотрят и ему доверяют.
В параграфе 2.2 на основе проведенных вышеуказанных исследований и подробного анализа телекомпании, была разработана стратегия позиционирования по отличительным характеристикам для телеканала «ТВ7». Для реализации данной стратегии необходимо сформировать бренд телеканала «ТВ7», придумав и создав некий образ и слоган, которые бы ассоциировались у людей с помощью, открытостью. Для этого был разработан слоган - ТВ7» - то, что нас объединяет.
Тема исследовательской работы может быть продолжена в рамках внедрения приведенных предложений в практику телекомпании и оценки их эффективности.
1. Анализ телерынка [Электронный ресурс]: Журналистика и СМИ // Портал Изба-Читальня электронные книги и бесплатные учебники - Режим доступа: https://uchebnikfree.com/televizionnaya-jurnalistika_1274/analiz- teleryinka-37598. html
2. Анашкина Н. А. Режиссура телевизионной рекламы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032401 (350700) «Реклама», 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция (торговое дело)» / Н А. Анашкина; под ред. Л. М. Дмитриевой. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 208 с.
3. Апполонова Л. П. Журналистика как социальный институт: учебное пособие / Л. П. Апполонова. - Ростов-на-Дону: Логос, 2010. - 109 с.
4. Багиров Э. Г. Телевидение XX век: Политика. Искусство. Мораль: науч. изд. / Э. Г. Багиров, И. Г. Кацев. - Москва: Искусство, 1968. - 303 с.
5. Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды: учебное пособие / Э. Г. Багиров. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 119 с.
6. Беляев И. К. Особенности национального телевидения / И. К. Беляев. - Москва: ПИК работников ТВ и РВ, 2000. - 32 с.
7. Березин В. М. Теория массовых коммуникаций: тексты ввод. лекций / В. М. Березин. - Москва: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. - 32 с.
8. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках: учебное пособие / А. С. Вартанов. - Москва: КДУ: Высшая школа, 2009. - 318 с.
9. Васильев, С. А. Отечественный телевизионный рынок: возникновение, становление и тенденции развития / С. А. Васильев // Мир России - 1997. - №1. - С. 43 - 45. Л. А. Васильева. - Москва: Аспект Пресс, 2008. - 188 с.
11. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: учебное пособие для студентов вузов / Н. А. Голядкин. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 140 с.
12. Государственная программа перехода на цифровое ТВ [Электронный ресурс] // Спутниковое телевидение в Ростове на Дону - Режим доступа: https ://rost-sat.ru/ gosudarstvennaya-programma-perekhoda-na-cifrovoe- tv.php
13. Денисон Д. Учебник по рекламе / Д. Денисон, Л. Тоби. - Минск: Современное слово, 1997. - 320 с.
14. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим / В. В. Егоров. - Москва: Воскресенье, 1999. - 416 с.
15. Егоров. В В. Телевидение: теория и практика: учебное пособие / В. В. Егоров. - Москва: МНЭПУ, 1992. - 312 с....(51)