ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЛОВЕСНО¬
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
1.1. Сущность процесса словесно-логического мышления 7
1.2. Особенности словесно-логического мышления в
онтогенезе 14
1.3 Особенности мышления младших школьников 20
Выводы по главе I 25
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Методика изучения особенностей словесно-логического мышления у детей
младшего школьного возраста 26
2.2. Анализ результатов 31
2.3. Методические рекомендации по развитию словесно-логического мышления
младших школьников 36
Вывод по главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В образовательной системе систематически происходят изменения. Вместе с введением ФГОС НОО третьего поколения, вводятся новые требования к обучению школьников. Наиболее значимыми целями в обучении являются: ознакомление учеников с понятиями, построение логических цепочек и выводов. Нужно быстро реагировать на изменения, находить и применять нестандартные решения. Именно поэтому наше общество нуждается в новых подходах к решению известных и исследованных проблем.
Работая учителями начальных классов, часто приходится сталкиваться с тем, что в школу поступают дети с разным уровнем развития и подготовки. Как показывает педагогическое обследование детей на подготовительном этапе обучения развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения обучающихся находится на недостаточном уровне. Этот результат подтверждается и во время психологического исследования словесно-логического мышления. Большинство детей могут работать только по «шаблону», любое задание, требующее логического мышления, вызывает у них затруднение.
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения реальности в ходе его анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности от чувственного познания и выходит далеко за его пределы.
Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов мышления занимались многие исследователи: такие как И.Т. Власенко, А.В. Запорожец, Т.Р. Кислова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Тихомирова и др. Особенно неоценимыми для практической развивающей работы являются мысли Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.
Младший школьный возраст является сензитивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов [6, с.25-28].
Начинать работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с самых первых дней ребёнка в школе. Диапазон работы должен охватывать как уроки с элементами заданий на логическое мышление, так и занятия по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия, разработанные для развития познавательных способностей учащихся.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления и представляет собой решение мыслительных задач. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление — та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей».
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении оптимальных средств формирования словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих школьников.
Таким образом, изучение развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста - это одно из актуальнейших направлений современной отечественной и западной психологии.
Опираясь на вышесказанное, мы хотели бы обозначить объект и предмет изучения, а также цель и задачи нашей работы.
Цель исследования: изучить особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников и разработать методические рекомендации по его развитию.
Объект исследования - процесс развития словесно-логического мышления.
Предмет исследования - особенности развития словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: словесно-логическое мышление включает в себя оперирование понятиями, суждениями, умозаключениями и в младшем школьном возрасте находится на начальном уровне, что выражается трудностями в построении форм, логических цепочек и выводов.
Для достижения данной цели мы в нашей работе решаем ряд задач:
1. Рассмотреть состояние проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности формирования словесно-логического мышления в онтогенезе.
3. Изучить характеристику и особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать методы диагностики словесно-логического мышления младших школьников.
5. Предложить методические рекомендации по развитию словесно-логического мышления младших школьников.
Методы исследования. При осуществлении цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (констатирующий эксперимент: психодиагностические методы тестирования);
- методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» Э. Ф. Замбацявичене.
2. Методика «Определения понятий» Р. Немова.
3. Тест «Обобщение понятий» (В.Б. Шапарь).
База исследования. Организацией исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МАОУ СШ №45» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 21 обучающийся 8 лет.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы
Таким образом, на данный момент проблема развития словесно-логического мышления младших школьников достаточно актуальна, так как в процессе онтогенеза школьники претерпевают различные изменения.
Анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее существенные характеристики словесного логического мышления, на которые должен опираться учитель, используя систему приёмов организации и развития словесно-логического мышления. Мышление всегда будет частью человеческой жизни, оно всегда будет присутствовать рядом с нами. Вербальное и логическое мышление - важное и необходимое условие эффективности всей человеческой деятельности, прежде всего трудовой и воспитательной. Словесно-логическое мышление необходимо человеку в его повседневной жизни - жизни, в коммуникации с другими людьми, в спорте, в культуре и т. д., словесно-логическое мышление является важнейшим качеством развитого человека. Высокий уровень его развития определяет в дальнейшем формирование личности, успешность человеческой деятельности любой профессии. Это качество также необходимо школьникам для успешного освоения знаний и практики.
Когда человек думает, он не ограничивается констатацией конкретного факта или события, пусть яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление идёт дальше, углубляясь в сущность этого явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, какими бы внешне они ни отличались друг от друга.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа со школьниками младшего школьного возраста на базе «МАОУ СШ №45» г. Красноярска., включающая в себя проведение методик по выявлению уровня сформированности мышления школьниками младшего школьного возраста по методикам:
1. Методика «Исследования словесно-логического мышления младших
школьников» Э. Ф. Замбацявичене.
2. Методика «Определения понятий» Р. Немова.
3. Тест «Обобщение понятий» (В.Б. Шапарь).
В своём исследовании мы выявили особенности словесно-логического мышления. Результаты констатирующего эксперимента по вышеописанным трём методикам показал, что словесно-логическое мышление у школьников третьего класса находятся на среднем уровне. Далее в работе были составлены рекомендации по развитию словесно-логического мышления младших школьников.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.: Академия, 1999. С. 320.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника. Ростов на Дону, 2000. С. 384.
3. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001. С 288.
4. Божович Л.И. Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин. Москва: АПН РСФСР. С. 1950. 192 с.
5. Бьюзен Т., Бьюзен Б. «Супермышление»; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4-е изд. С. 54-55.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1999. С. 72.
7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1979. С. 345.
8. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 5-е изд. М.: изд-во УРАО, 1996. 176 с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы // СПб., 2009. С. 113.
10. Волокитина М. Н. Очерки психологии младшего школьника // М.: Изд-во АМН РСФСР, 1955.
11. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции / ред. С.Ю. Головин. М.: Инноватор, 1996. С 72.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология, М., 1991. С. 155.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство «Лабиринт», М., 1999. С. 352.
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие. 6-е издание. М.: Книжный дом 'Университет', 2006. 336 с.
15. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. М.: П., 1999. 592 с.
16. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: Просвещение, 1982.
17. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 384.
18. Дмитриева В. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте // Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. СПб: «КОРОНА-принт» 2003.
19. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. М.: Просвещение, 2002. С. 365.
20. Дьяченко О. М., Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. С. 128.
21. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2000.
22. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельности // Психология ощущений и восприятия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимов, М.Б. Михалевская. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: ЧеРо, 1999. 478 с.
23. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
24. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. Москва: ООО Аквариум Принт, К ОАО Дом печати Вятка, 2005. 160 с.
25. Крутецкий В.А. Психология. М.: Знание, 1999. 370 с.
26. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ "Сфера", 1999. 192 с.
27. Леонтьев А.Н. О сознательном отношении к учению // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина А.М., Прихожан В.В. Зацепин М.: Академия, 1999. С. 52-55.
28. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка как процесс усвоения
человеческого опыта // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. 2-е издание,
расширенное. Москва: МПСИ, 2015. С. 82-91.
29. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 583 с.
30. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.Питер 2008г. С. 354-370.
31. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. СПб.: прайм Еврознак, 2007. 633 с.
32. Монина Г.Б., Чутко Л.С. Гиперактивные дети М.: Издательство: «Речь», 2007. 101 с.
33. Немов Р.С. Книга 3: Психодиагностика: Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 книгах. 3-е издание. Москва: Владос, 2000. С. 640.
34. Немов Р.С. Т. 2. Возрастная психология. М.: Владос, 1999. 463 с.
35. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, кн. 1. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 248 с.
36. Панферов В.Н., Волхонская М.С., Микляева А.В. Общая психология. Теоретические основы: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 296 с.
37. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Владос, 2007. 230 с.
38. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1951. С. 14.
39. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.
40. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под редакцией Дубровиной В.М. М. 1998.
41. Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. М.: Просвещение, 1990. 458 с.
42. Психологические тесты. В двух томах. Том второй. Под редакцией А.А.Карелина. М.: Владос, 2005. 229 с.
43. Психология человека от рождения до смерти. /под ред. А.А. Реана СПб.: Еврознак, 2001. С. 656.
44. Разумов Н.Н. Общение с младшими школьниками // Образование и воспитание. 2008. № 2. С. 28-30.
45. Рубинштейн С.Л. О личностном подходе. // Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] / Л.В. Куликов. 2-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2009. С. 24-33.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М.: Просвещение, 1989. 257 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2002 год. 720 с.
48. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Академия, 2002.
Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. 13-е издание. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 672 с.
49. Ступницкий В. П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 520 с.
50. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Воронеж: НПО 'МОДЭК’; М: Институт практической психологии, 1997. 448 с.
51. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. 319 с.
52. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 168 с.
53. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД // Методическое руководство. Санкт-Петербург, 1997.