ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ВТОРОКЛАССНИКОВ
|
Введение 8
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития уважительного отношения к взрослым у учащихся младшего школьного возраста 12
1.1 Сущность понятий «отношение», «отношение к старшим»,
«уважительное отношение» в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Особенности проявления уважительного отношения к взрослым в
младшем школьном возрасте 16
1.3 Способы развития уважительного отношения младших школьников
к взрослым 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию у младших школьников уважительного отношения к взрослым 29
2.1 Выявление актуального уровня сформированности уважительного
отношения у младших школьников к взрослым 29
2.2 Методические рекомендации по повышению уровня сформированности уважительного отношения к взрослым 41
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития уважительного отношения к взрослым у учащихся младшего школьного возраста 12
1.1 Сущность понятий «отношение», «отношение к старшим»,
«уважительное отношение» в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Особенности проявления уважительного отношения к взрослым в
младшем школьном возрасте 16
1.3 Способы развития уважительного отношения младших школьников
к взрослым 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию у младших школьников уважительного отношения к взрослым 29
2.1 Выявление актуального уровня сформированности уважительного
отношения у младших школьников к взрослым 29
2.2 Методические рекомендации по повышению уровня сформированности уважительного отношения к взрослым 41
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Формирование уважительного отношения у младших школьников происходит с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В младшем школьном возрасте появляется готовность следовать нравственным нормам поведения. Однако младший школьник легко поддается как хорошему, так и плохому влиянию [37]. Важно своевременно заложить нравственный фундамент для развития личности.
Младший школьник в своих действиях опирается на авторитет родителей, учителей и старших учеников. В этом случае происходит произвольное позитивное поведение ребенка. В раннем школьном возрасте потребность ребенка в оценке своей личности возрастает. Эффективность управления поведением ребенка и формирование важной моральной потребности в одобрении зависит от того, насколько хорошо взрослые используют эту оценку. Эмоциональное восприятие мира у младшего школьника преобладает над рациональным. Необходимо развивать у ребенка творческое мышление и коммуникативные навыки.
Учитель для младших школьников - непререкаемый авторитет, а действия и поведение учеников либо могут способствовать формированию устойчивой учебной мотивации по принципу «сегодня лучше, чем вчера», либо будут снижаться при сравнении ребенка с другими не в его пользу («худший поступок», «грязная тетрадь» и др.). Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в себе, ответственности, дисциплины и многих других качеств, влияющих на уровень стремления к обучению. Младший школьный возраст обычно называют вершиной детства. Это связано с тем, что младший школьник сочетает в себе качества, присущие дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но в то же время он уже проявляет более взрослую логику мышления, нацеленность на обучение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Мы не должны забывать, что младший школьник все
еще живет в основном эмоциями и что именно эмоциональная среда влияет на его духовный мир. Младший школьный возраст - это чувствительный период для развития страхов у детей, большинство из которых вызвано школьной ситуацией. Самооценка младшего школьника неустойчива и зависит от мнения взрослого человека.
Учитывая тот факт, что младший школьный возраст - это период перестройки всей системы отношений ребенка со средой, в этом возрасте происходит процесс становления младшего школьника как субъекта различных видов деятельности, формирование нравственного сознания и самосознания, формирование нравственной самооценки.
Именно в младшем школьном возрасте наблюдается яркое эмоционально-нравственное отношение к жизненным явлениям, усвоение этических знаний и формирование на этой основе элементарных этических понятий. Действия младших школьников еще недостаточно дифференцированы, поэтому они не всегда оцениваются однозначно. Но в то же время, помимо таких важных черт характера, как щедрость, чуткость и готовность помочь, у них повышается эмоциональность, что является необходимым условием для формирования у детей сочувствия и сопереживания, доброты и милосердия, отзывчивости и стремления к справедливости, уважения к взрослым. В процессе познания другого человека происходит одновременно несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения поведения и стратегия собственного поведения. Сравнение себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы и установки [7].
Анализ литературы по данной проблеме исследования позволил сделать вывод, что формирование уважительного отношения к взрослым, тесно связано с нравственными качествами личности ребенка: общение с близкими, способность жить с людьми и заботиться о них, а также нести ответственность за своё поведение и действия.
Формирование уважительного отношения к взрослым у младших школьников - это целенаправленный процесс, включающий в себя определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогической деятельности. Этот процесс основан на принципе единства сознания и деятельности, на основе которого происходит формирование и развитие устойчивых нравственных качеств индивида. В младшем школьном возрасте возрастает потребность ребенка в оценке его личности. От того, насколько грамотна оценка взрослых, зависит эффективность руководства поведением детей, формирование важной моральной потребности в одобрении. Школа считается важнейшим звеном в системе развития подрастающего поколения. На разных этапах обучения у ребенка доминирует своя сторона воспитания. Важнейшей такой стороной можно считать нравственное воспитание. Воспитание - важная составляющая педагогического процесса.
Не только актуально, но и крайне сложно решить проблемы развития уважительного отношения к взрослым в младшем школьном возрасте. Для достижения планируемых результатов в педагогической деятельности необходимо обучать детей с самого раннего возраста.
Цель исследования - изучить особенности развития уважительного отношения к взрослым в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе.
Объект исследования - процесс развития уважительного отношения к взрослым в младшем школьном возрасте .
Предмет исследования - уважительное отношение к взрослым у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности проявления уважительного отношения к
взрослым в младшем школьном возрасте;
3. Определить способы работы по развитию нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Младший школьник в своих действиях опирается на авторитет родителей, учителей и старших учеников. В этом случае происходит произвольное позитивное поведение ребенка. В раннем школьном возрасте потребность ребенка в оценке своей личности возрастает. Эффективность управления поведением ребенка и формирование важной моральной потребности в одобрении зависит от того, насколько хорошо взрослые используют эту оценку. Эмоциональное восприятие мира у младшего школьника преобладает над рациональным. Необходимо развивать у ребенка творческое мышление и коммуникативные навыки.
Учитель для младших школьников - непререкаемый авторитет, а действия и поведение учеников либо могут способствовать формированию устойчивой учебной мотивации по принципу «сегодня лучше, чем вчера», либо будут снижаться при сравнении ребенка с другими не в его пользу («худший поступок», «грязная тетрадь» и др.). Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в себе, ответственности, дисциплины и многих других качеств, влияющих на уровень стремления к обучению. Младший школьный возраст обычно называют вершиной детства. Это связано с тем, что младший школьник сочетает в себе качества, присущие дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но в то же время он уже проявляет более взрослую логику мышления, нацеленность на обучение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Мы не должны забывать, что младший школьник все
еще живет в основном эмоциями и что именно эмоциональная среда влияет на его духовный мир. Младший школьный возраст - это чувствительный период для развития страхов у детей, большинство из которых вызвано школьной ситуацией. Самооценка младшего школьника неустойчива и зависит от мнения взрослого человека.
Учитывая тот факт, что младший школьный возраст - это период перестройки всей системы отношений ребенка со средой, в этом возрасте происходит процесс становления младшего школьника как субъекта различных видов деятельности, формирование нравственного сознания и самосознания, формирование нравственной самооценки.
Именно в младшем школьном возрасте наблюдается яркое эмоционально-нравственное отношение к жизненным явлениям, усвоение этических знаний и формирование на этой основе элементарных этических понятий. Действия младших школьников еще недостаточно дифференцированы, поэтому они не всегда оцениваются однозначно. Но в то же время, помимо таких важных черт характера, как щедрость, чуткость и готовность помочь, у них повышается эмоциональность, что является необходимым условием для формирования у детей сочувствия и сопереживания, доброты и милосердия, отзывчивости и стремления к справедливости, уважения к взрослым. В процессе познания другого человека происходит одновременно несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения поведения и стратегия собственного поведения. Сравнение себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы и установки [7].
Анализ литературы по данной проблеме исследования позволил сделать вывод, что формирование уважительного отношения к взрослым, тесно связано с нравственными качествами личности ребенка: общение с близкими, способность жить с людьми и заботиться о них, а также нести ответственность за своё поведение и действия.
Формирование уважительного отношения к взрослым у младших школьников - это целенаправленный процесс, включающий в себя определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогической деятельности. Этот процесс основан на принципе единства сознания и деятельности, на основе которого происходит формирование и развитие устойчивых нравственных качеств индивида. В младшем школьном возрасте возрастает потребность ребенка в оценке его личности. От того, насколько грамотна оценка взрослых, зависит эффективность руководства поведением детей, формирование важной моральной потребности в одобрении. Школа считается важнейшим звеном в системе развития подрастающего поколения. На разных этапах обучения у ребенка доминирует своя сторона воспитания. Важнейшей такой стороной можно считать нравственное воспитание. Воспитание - важная составляющая педагогического процесса.
Не только актуально, но и крайне сложно решить проблемы развития уважительного отношения к взрослым в младшем школьном возрасте. Для достижения планируемых результатов в педагогической деятельности необходимо обучать детей с самого раннего возраста.
Цель исследования - изучить особенности развития уважительного отношения к взрослым в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе.
Объект исследования - процесс развития уважительного отношения к взрослым в младшем школьном возрасте .
Предмет исследования - уважительное отношение к взрослым у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности проявления уважительного отношения к
взрослым в младшем школьном возрасте;
3. Определить способы работы по развитию нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Развитие уважительного отношения к взрослым, формирование у младших школьников готовности к ценностному общению с ними приобретают особую значимость в настоящее время.
Воспитание является важнейшим компонентом педагогического процесса. Оно призвано обеспечить полноценную социализацию подрастающего поколения посредством приобщения молодежи к накопленному человечеством культурно-историческому опыту. Во все времена основной целью воспитания было целенаправленное формирование личности, отражающей наиболее актуальные запросы общества и его развития. С учетом состояния и развития общества меняется уровень и содержание воспитанности нового поколения.
Формирование уважительного отношения к взрослым тесно связано с нравственными качествами личности ребенка: общения с близкими, умения жить с людьми и заботиться о них, нести ответственность за свое поведение и поступки. Формирование у младших школьников уважительного отношения к взрослым является целенаправленным процессом, который предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогической деятельности. Данный процесс строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого происходит формирование и развитие устойчивых нравственных свойств личности.
В ходе проведенного исследования на базе МБОУ «Средняя школа № 34» г. Красноярска было выявлено, что у учащихся второго класса недостаточно сформировано уважительное отношение к взрослым .
У учащихся второго класса отмечается средний уровень сформированности уважительного отношения к взрослым, сопровождающийся различными недостатками формирования личностных особенностей, в совокупности составляющих базу уважительного отношения к взрослым: низким уровнем развития морально-нравственной сферы, развития навыков владения способами выражения вежливости. Таким образом, гипотеза исследования, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.
Воспитание является важнейшим компонентом педагогического процесса. Оно призвано обеспечить полноценную социализацию подрастающего поколения посредством приобщения молодежи к накопленному человечеством культурно-историческому опыту. Во все времена основной целью воспитания было целенаправленное формирование личности, отражающей наиболее актуальные запросы общества и его развития. С учетом состояния и развития общества меняется уровень и содержание воспитанности нового поколения.
Формирование уважительного отношения к взрослым тесно связано с нравственными качествами личности ребенка: общения с близкими, умения жить с людьми и заботиться о них, нести ответственность за свое поведение и поступки. Формирование у младших школьников уважительного отношения к взрослым является целенаправленным процессом, который предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогической деятельности. Данный процесс строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого происходит формирование и развитие устойчивых нравственных свойств личности.
В ходе проведенного исследования на базе МБОУ «Средняя школа № 34» г. Красноярска было выявлено, что у учащихся второго класса недостаточно сформировано уважительное отношение к взрослым .
У учащихся второго класса отмечается средний уровень сформированности уважительного отношения к взрослым, сопровождающийся различными недостатками формирования личностных особенностей, в совокупности составляющих базу уважительного отношения к взрослым: низким уровнем развития морально-нравственной сферы, развития навыков владения способами выражения вежливости. Таким образом, гипотеза исследования, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.



