ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Структура и содержание учебной мотивации 13
1.3 Особенности развития учебной мотивации у младших школьников 17
1.4 Методы и приемы, способствующие развитию учебной мотивации
в младшем школьном возрасте 24
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Методическая организация исследования 33
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение... .37
2.3 Педагогические методы и приемы, направленные на развитие
учебной мотивации 42
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Структура и содержание учебной мотивации 13
1.3 Особенности развития учебной мотивации у младших школьников 17
1.4 Методы и приемы, способствующие развитию учебной мотивации
в младшем школьном возрасте 24
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Методическая организация исследования 33
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение... .37
2.3 Педагогические методы и приемы, направленные на развитие
учебной мотивации 42
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие учебной мотивации в школьном возрасте - одна из центральных проблем современной школы, дело общественной важности. Это обусловлено обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением новых государственных образовательных стандартов, определяющих самостоятельность и учебную компетентность учеников уже на этапе начального образования.
Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является развитие мотивации к дальнейшему обучению. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из главных в психологии. Б.Ф.Ломов подмечает, что в психологии при анализе деятельности, в том числе и ведущей деятельности мотивации и целеполаганию принадлежит ведущая роль. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено огромное число монографий, как отечественных (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев А. К. Маркова, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, К. Мадсен, Х. Хекхаузен и др.).
Несмотря на выраженный продолжительный интерес к проблеме учебной мотивации обучающихся, исследования в данной области остаются актуальными. Актуальность темы подтверждается тем, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором отражены требования к результатам учащихся, говорится о том, что одним из личностных результатов обучения есть сформированность мотивации к учебе и познанию [1].
В настоящее время «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема развития мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.
Рассмотрение развития учебной мотивации как одного из результатов учебы в начальной школе определяет надобность продолжения исследований в данном направлении.
Цель нашего исследования - рассмотреть особенности учебной мотивации у детей, обучающихся в начальной школе.
Объектом данного исследования является учебная мотивация младших школьников.
Предметом - особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс повышения учебной мотивации младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать все факторы, влияющие на развитие учебной мотивации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на
изучение актуального уровня развития учебной мотивации у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития учебной мотивации в
младшем школьном возрасте.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ СОШ №3 р. п. Октябрьский, Иркутской области. В нем принимали участие 20 учащихся 2 класса, в возрасте 8-9 лет.
Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является развитие мотивации к дальнейшему обучению. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из главных в психологии. Б.Ф.Ломов подмечает, что в психологии при анализе деятельности, в том числе и ведущей деятельности мотивации и целеполаганию принадлежит ведущая роль. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено огромное число монографий, как отечественных (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев А. К. Маркова, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, К. Мадсен, Х. Хекхаузен и др.).
Несмотря на выраженный продолжительный интерес к проблеме учебной мотивации обучающихся, исследования в данной области остаются актуальными. Актуальность темы подтверждается тем, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором отражены требования к результатам учащихся, говорится о том, что одним из личностных результатов обучения есть сформированность мотивации к учебе и познанию [1].
В настоящее время «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема развития мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.
Рассмотрение развития учебной мотивации как одного из результатов учебы в начальной школе определяет надобность продолжения исследований в данном направлении.
Цель нашего исследования - рассмотреть особенности учебной мотивации у детей, обучающихся в начальной школе.
Объектом данного исследования является учебная мотивация младших школьников.
Предметом - особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс повышения учебной мотивации младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать все факторы, влияющие на развитие учебной мотивации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на
изучение актуального уровня развития учебной мотивации у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития учебной мотивации в
младшем школьном возрасте.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ СОШ №3 р. п. Октябрьский, Иркутской области. В нем принимали участие 20 учащихся 2 класса, в возрасте 8-9 лет.
Итак, нами были рассмотрены теоретические основы развития учебной мотивации у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме.
Важность создания условий возникновения интереса к учебной деятельности и формирование интереса обуславливается познавательными и социальными мотивами.
Эти мотивы влияют на познавательную активность, желание учиться, успешность обучения, эффективность и результативность учебной деятельности.
Объектом развития следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко.
Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников.
Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.
Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть особенности развития учебной мотивации у младших школьников и определить эффективные способы и приемы, способствующие ее коррекции.
Для развития внутренней мотивации учителю нужно уметь оценивать способ выполнения учебной деятельности ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и указаний.
Одной из основных задач учителя для развития мотивации учения младшего школьника является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Таким образом, увлечь ученика учением можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы именно во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и развитию в нем такой установки.
Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий.
Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.
Познавательная активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения, императивности.
Такое обучение, конечно же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить детей, что без их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей крайне трудно, почти невозможно. Все это определяет развитие учебной мотивации у младшего школьника.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения уровня учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для половины детей младшего школьного возраста характерен средний уровень и низкий уровень учебной мотивации.
Для того, чтобы способствовать повышению учебной мотивации в младшем школьном возрасте и на занятиях и во внеурочной деятельности необходимо использовать специально разработанную систему педагогических средств.
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны педагогам для повышения учебной мотивации у младших школьников, что позволит повысить уровень их успешности в учебной деятельности и облегчит в дальнейшем обучение в школе.
Важность создания условий возникновения интереса к учебной деятельности и формирование интереса обуславливается познавательными и социальными мотивами.
Эти мотивы влияют на познавательную активность, желание учиться, успешность обучения, эффективность и результативность учебной деятельности.
Объектом развития следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко.
Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников.
Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.
Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть особенности развития учебной мотивации у младших школьников и определить эффективные способы и приемы, способствующие ее коррекции.
Для развития внутренней мотивации учителю нужно уметь оценивать способ выполнения учебной деятельности ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и указаний.
Одной из основных задач учителя для развития мотивации учения младшего школьника является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Таким образом, увлечь ученика учением можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы именно во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и развитию в нем такой установки.
Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий.
Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.
Познавательная активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения, императивности.
Такое обучение, конечно же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить детей, что без их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей крайне трудно, почти невозможно. Все это определяет развитие учебной мотивации у младшего школьника.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения уровня учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для половины детей младшего школьного возраста характерен средний уровень и низкий уровень учебной мотивации.
Для того, чтобы способствовать повышению учебной мотивации в младшем школьном возрасте и на занятиях и во внеурочной деятельности необходимо использовать специально разработанную систему педагогических средств.
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны педагогам для повышения учебной мотивации у младших школьников, что позволит повысить уровень их успешности в учебной деятельности и облегчит в дальнейшем обучение в школе.
Подобные работы
- Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Создание психологических условий для развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства (Читинский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция и развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



