ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Структура и содержание учебной мотивации 13
1.3 Особенности развития учебной мотивации у младших школьников 17
1.4 Методы и приемы, способствующие развитию учебной мотивации
в младшем школьном возрасте 24
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Методическая организация исследования 33
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение... .37
2.3 Педагогические методы и приемы, направленные на развитие
учебной мотивации 42
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие учебной мотивации в школьном возрасте - одна из центральных проблем современной школы, дело общественной важности. Это обусловлено обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением новых государственных образовательных стандартов, определяющих самостоятельность и учебную компетентность учеников уже на этапе начального образования.
Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является развитие мотивации к дальнейшему обучению. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из главных в психологии. Б.Ф.Ломов подмечает, что в психологии при анализе деятельности, в том числе и ведущей деятельности мотивации и целеполаганию принадлежит ведущая роль. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено огромное число монографий, как отечественных (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев А. К. Маркова, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, К. Мадсен, Х. Хекхаузен и др.).
Несмотря на выраженный продолжительный интерес к проблеме учебной мотивации обучающихся, исследования в данной области остаются актуальными. Актуальность темы подтверждается тем, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором отражены требования к результатам учащихся, говорится о том, что одним из личностных результатов обучения есть сформированность мотивации к учебе и познанию [1].
В настоящее время «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема развития мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.
Рассмотрение развития учебной мотивации как одного из результатов учебы в начальной школе определяет надобность продолжения исследований в данном направлении.
Цель нашего исследования - рассмотреть особенности учебной мотивации у детей, обучающихся в начальной школе.
Объектом данного исследования является учебная мотивация младших школьников.
Предметом - особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс повышения учебной мотивации младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать все факторы, влияющие на развитие учебной мотивации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на
изучение актуального уровня развития учебной мотивации у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития учебной мотивации в
младшем школьном возрасте.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ СОШ №3 р. п. Октябрьский, Иркутской области. В нем принимали участие 20 учащихся 2 класса, в возрасте 8-9 лет.
Итак, нами были рассмотрены теоретические основы развития учебной мотивации у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме.
Важность создания условий возникновения интереса к учебной деятельности и формирование интереса обуславливается познавательными и социальными мотивами.
Эти мотивы влияют на познавательную активность, желание учиться, успешность обучения, эффективность и результативность учебной деятельности.
Объектом развития следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко.
Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников.
Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.
Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть особенности развития учебной мотивации у младших школьников и определить эффективные способы и приемы, способствующие ее коррекции.
Для развития внутренней мотивации учителю нужно уметь оценивать способ выполнения учебной деятельности ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и указаний.
Одной из основных задач учителя для развития мотивации учения младшего школьника является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Таким образом, увлечь ученика учением можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы именно во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и развитию в нем такой установки.
Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий.
Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.
Познавательная активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения, императивности.
Такое обучение, конечно же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить детей, что без их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей крайне трудно, почти невозможно. Все это определяет развитие учебной мотивации у младшего школьника.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения уровня учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для половины детей младшего школьного возраста характерен средний уровень и низкий уровень учебной мотивации.
Для того, чтобы способствовать повышению учебной мотивации в младшем школьном возрасте и на занятиях и во внеурочной деятельности необходимо использовать специально разработанную систему педагогических средств.
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны педагогам для повышения учебной мотивации у младших школьников, что позволит повысить уровень их успешности в учебной деятельности и облегчит в дальнейшем обучение в школе.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. - режим доступа http//gcro.ru>Нормативные документы.
2. Арестова О.Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова // Методология и история психологии. - 2009. - № 4. - C. 95 - 107.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] /В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2014. - 264 с.
4. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика, 2011. - 210 с.
5. Беганцова И. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы [Текст] / И.С. Беганцова, А. С. Карюхина // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 72-76.
6. Безруких М. М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребёнка. - М.; Воронеж, 2005. - 164 с.
7. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: МГУ, 2010. - С. 63.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
9. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. - М.: 2010. - 256 с.
10. Бушуева Л. А. Пути формирования мотивации учения у младших школьников [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru(дата обращения 15.02.17).
11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, изд-е 2-е, 2006. - 160 с., ил. - (Б-ка школьного психолога).
12. Власова И.А. Стимулирование интересов учащихся к учебной деятельности / И.А. Власова, В.Д. Лобашов, В.Ф. Тропин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 3. - С. 47-51.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. Выготский; ред.В.В. Давыдов. - М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 2010. - 671 с.
14. Гамезо М. В., Герасимов B. C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998.256 с.
15. Гинзбург М. Р. Исследование учебной мотивации школьников по методике. М.: Владос, 2004. 204 с.
16. Гликман И.З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. - 2007 - № 3. - С. 64-81.
17. Гордеева Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестн. Моск.ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2011. - № 3. - С. 33-45.
18. Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 45-49.
19. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 56-64.
20. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации от второго к третьему классу // Вестник практической психологии образования. 2006. № 4 (9). С. 46 -50.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. - М., 2008. - 613 с.
22. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Антипина Я. А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 1-5.
23. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Капитанец Е. Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
24. Дюжева О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com(дата обращения 29.02.17)
25. Задунова Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Начальная школа . - 2007. - № 2. - С. 20-21.
26. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2010 - 447 с.
27. Зырянова-Шкода Д.Г., Галушко И.Г. Особенности мотивации дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. - С. 246-250. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46450.htm.
28. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013. - (Мастера психологии). - 512 с.
29. Калинина Н. В., Прохорова С. Ю., Горбылёва А. Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. - М.: АРКТИ, 2006. - 72с.
30. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников [Текст] / Е.И. Киричук // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. - М., - 2011. - 371 с.
31. Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный ж рнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 121-125.
32. Кулагина И. Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование.- 2011. - № 2. - С.102-109.
33. Кулешова О.Н. Формирование мотивов учения младших школьников.
- Ярославль, 2000. - 82с.
34. Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. - 2008. - № 2 .- С. 6-7.
35. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения:сборник / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева.
- М.: Смысл, 2009. - 423 с.
36. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2009. - 368 с.
37. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1174c. - Режим доступа: www.biblioclub.ru/book/39189(дата обращения: 22.11.2015).
38. Ломтатидзе О. В. Особенности использования методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунина) при исследовании учебной мотивации / О. В. Ломтатидзе, О. В. Мылтасова // Психологический вестник Уральского федерального университета. Вып. 10.
- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. — С. 205-211.
39. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в
обучении: учебно-методическое пособие / Н.Г. Лусканова. - Москва: Фолиум, 1999. - 32 с.
40. Макарычева И.И. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Февраль 2012, ART 1208. - Киров, 2012 г. [Интернет - ресурс] / URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsionnoy-sfery-podrostkov-kak-resurs-povysheniya-effektivnosti-uchebnoy-deyatelnosti(дата доступа 13.10.2016).
41. Максимова Л.А., Андросова М. И. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. -URL: http://e-koncept.ru/2017/770097.htm.
42. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 96с.
43. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников [Электронный ресурс] / М.В. Матюхина // Вопр. психол. - Режим доступа: www.voppsy.ru/issues/1985/851/851043.htm(дата обращения: 11.12.2015).
44. Позднякова Т.Г. Особенности мотивации учебной деятельности младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10.- C.6-10.-URL: http://e-koncept.ru/2015/95045.htm.
45. Разина Н.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников. - М.: Академия, 2006. - 117 с.
46. Сарпова Н.М. Формирование учебной мотивации у младших
школьников // Сибирский учитель. - 2006. - №2 (44). - С 53-57.
47. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.
48. Славина Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина, В.Э. Чудновский. -
Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. - 440 с.
49. Фролова Н.А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // Начальная школа. - 2016. - № 2. - С. 50-51.
50. Шкежева Л.Ю. Исследование мотивации учебной деятельности у младших школьников// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 50-1. - С. 27-131.
51. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. - 2015. - № 9. - С. 34-38.
52. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. - 2017. - № 2. - С. 18-19.
53. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для вузов /ё Д. Б. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 384 с.
54. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.:
Академический Проект, 2005. - 144 с.