Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Частные и общественные дни поминовения в Древнем Риме: семантика и взаимосвязь обрядов (Российский Государственный Гуманитарный Университет)

Работа №169846

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы30
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Глава. Дни поминовения усопших в римском религиозном календаре 11
2.Глава. Жертвы, смена статуса, ритуалы, подношения 21
Заключение 27
Список источников 29
Список литературы 30

Сакральные элементы поминальных обрядов отражают одни из самых древних пластов религиозного мировоззрения римлян, без учета которого исследование римской религии и жизни представляется неполным, этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является римская религия.
Предмет исследования - ритуалы и культы, связанные с днями поминовения.
Цель исследования - рассмотреть часть римской религиозной сферы, которая относится к поминальным праздникам и выявить связанные с ними ритуалы, а также их взаимосвязь.
Задачи
1) Изучить комплекс поминальных праздников, который включает в себя:
а) Лемурии, б) Розалии, в) Паренталии, г) Фералии, д) Каристии.
2) Выявить сакральные элементы поминальных обрядов.
3) Определить сакральный смысл элементов и сопоставить их между собой.
4) Определить значение поминальных праздников.
Хронологические рамки исследования охватывают период со II в. до н.э. по II в. н.э., что определяется состоянием источниковой базы. В этот период римская религия еще сохраняла свои специфические черты, причем религиозный консерватизм особенно проявился в поминальных обрядах. Однако уже с III в. н.э. большинство сфер римской жизни, в том числе, связанная с поминовением, претерпела серьезные изменения из-за влияния иноземных культов и распространения христианства.
Методология
Для рассмотрения данной выбранной темы был использован метод комплексного анализа исторических источников. С целью выяснения отдельных обрядовых элементов применялся контент-анализ слов, благодаря которому прослеживается частотность их употребления и связанные с этим особенности понятий. Для объяснения смысла тех или иных ритуалов и культов применен сравнительно-исторический метод, который позволяет выявить общее и различное в элементах поминальных обрядов и праздников, а также сопоставить их между собой с помощью обобщения.
Исторические источники
На данный момент не существует одного полноценного источника, который отражал бы в себе все тонкости поминальных обрядов, поэтому есть необходимость прибегнуть ко всему массиву произведений, прямо или косвенно упоминающих праздники поминовения и ритуалы, связанные с ними. Ценным источником для понимания римской религии являются «Фасты» Публия Овидия Назона (43 г. до н. э. - 17 или 18 г. н. э.). В этой поэме он описывает календарь римских праздников – в какой день следует отмечать то или иное событие и какие именно ритуалы надлежит совершать, а кроме того дает версии происхождения праздников. Несмотря на то, что Овидий успел написать только первые шесть книг (один месяц – одна книга), в его произведении содержится достаточно информации о представлениях римлян о божественном мире, а также о загробной жизни. Греческое влияние в произведениях Овидия можно проследить не только в сюжетах, но и в стиле и образах. Сохраняя греческие основы и придавая им римский акцент, он умело сочетает греческую и римскую традиции. В «Метаморфозах» содержатся важные сюжеты греческой и римской мифологии о превращениях, с помощью которых можно проследить связь между сакральным и профанным мирами, проанализировать, что для римского народа означало то или иное явление или предмет.
Кроме того, важным источником является «Энеида» Публия Вергилия Марона (70-19 гг. до н. э.) и «Комментарий» к этому произведению Сервия (IV в.). Так как целью Вергилия по заказу императора Августа было создание национального римского мифа, в произведении отразились многие стороны жизни того времени. Путешествие Энея сопровождается многими событиями, которые отражают обряды римлян, в том числе и связанные с поминальными праздниками. Несмотря на то, что Вергилий описывает архаические времена, он берет многое из современного ему уклада жизни и переносит это в другую эпоху, поэтому данное произведение в меньшей степени отражает древность, но хорошо показывает существующие религиозные ритуалы во времена Республики и Империи. Ценность также представляет «Комментарий к Энеиде» Мавра Сервия Гонората (IV в. н. э.). Он писал свой комментарий спустя четыре века после создания «Энеиды», которая к тому времени стала уже литературной классикой и читалась большим количеством людей. Из-за изменений, произошедших в течение нескольких веков, многие слова и словосочетания в поэме требовали объяснения как с точки зрения грамматики, так и значения. Именно это и делает Сервий, поясняя подробности описываемых событий и обращая особое внимание на культурный контекст. Этот труд является важным источником по истории и мифологии Рима, в котором описываются религиозные представления и особенности культуры.
Одними из основных источников в данной работе являются антикварные произведения, в которых анализируются уже существующие или когда-то существовавшие явления. Так в трактате «О латинском языке» Марк Теренций Варрон (I в. до н.э.) изучает процессы, связанные с языком, одновременно поясняя значение слов и их связь между собой. Получив качественное образование в Риме и в Афинах, Варрон впоследствии стал одним из крупнейших римских энциклопедистов, о чем свидетельствует широта тем, затронутых в его трудах. Из 25 книг «О латинском языке» дошли только 5-10, причем только пятая и шестая целиком, остальные – в отрывках, поэтому полноценное изучение представляется невозможным. Помимо этого, в произведении «О сельском хозяйстве», также использованного в качестве источника в данной работе, Варрон рассматривает с разных сторон сельское хозяйство, вместе с этим поясняя различные обряды, в которых использовались те или иные элементы поминальных праздников.
Еще одним антикварным автором является Секст Помпей Фест (II в. н. э.), который написал сочинение «О значении слов», которое является сокращением более раннего словаря Веррия Флакка. Это энциклопедия по римской архаике, представленной в форме лексикона, построенного в алфавитном порядке. Труд не дошел до нас целиком, однако сохранилась его эпитома, составленная в VIII в. Павлом Диаконом, частично восполняющая утраченный текст. В нем объясняются малопонятные и устаревшие латинские слова и выражения, в том числе поясняются религиозные стороны частных обрядов, связанные со смертью и поминовением.
Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.) в своем трактате «О Законах» в форме диалога между ним самим и его младшим братом Квинтом описывает правовые вопросы, касающиеся проблем римского общества. Он приводит много исторических примеров, а также разъясняет, что требуется делать добропорядочному гражданину в том или ином случае в соответствии с писаным или неписаным законом (то есть тем, который имеет божественное происхождение, а значит его надлежит соблюдать с особым вниманием). Поэтому трактат Цицерона особенно ценен для рассматривания римской религиозной жизни. Помимо этого, нельзя не отметить важность его речей и писем, в которых он уделял внимание религиозным обязанностям граждан и обсуждал роль богов в жизни государства. Все это является ценным источником, так как содержит высказывания по поводу соблюдения традиций и ритуалов, связанных с религиозной практикой.
Луций Местрий Плутарх (I-II в. н. э.) в своем произведении «Римские вопросы» доносит до читателей сведения, касающихся разных сфер жизни. Самостоятельно ставя вопросы и отвечая на них, он поясняет обычаи, обряды и верования римлян. Эти наблюдения возникают как побочный результат работы над «Сравнительными жизнеописаниями», однако представляют огромную ценность для понимания римских представлений о тех или иных явлениях жизни. Несмотря на то, что Плутарх греческого происхождения, он черпает сведения о римском народе из общения со своими товарищами, а также из своих путешествий в Рим и впоследствии пребывания там в статусе римского гражданина. Он использует многочисленные сочинения греческих и римских авторов, сопоставляя их между собой, а также подтверждая, добавляя или сокращая те или иные сведения. Его произведение «Биографии» так же важны своими сравнениями и аналогиями, в которых отображаются римские представления о повседневных вещах, а том числе и о религиозных культах и обрядах, связанных со смертью и поминовениями.
Поминальные практики можно найти не только у Овидия, но и в стихах других римских поэтов I в. до н. э - I в. н. э., таких как Тибулл, Гораций, Проперций, Лукан и Катулл. Некоторые сведения о явлениях и предметах, которые каким-либо образом используются для совершения поминальных обрядов, описываются у Плиния Старшего (I в. н. э.) в его «Естественной истории», которая представляет из себя энциклопедию природных и искусственных вещей. Косвенные упоминания о смерти и поминальных обрядах можно найти у древнеримских историков I в. до н. э - II в. н. э. – Ливия и Тацита, которые в своих произведениях описывают непосредственно жизнь Римского государства, которая невозможна без религиозных практик.

Историография
Зарубежная историография
Одной из основных работ по историографии стала монография Уорда Фаулера «Римские праздники периода республики» 1899 года. В ней рассматриваются различные праздники по месяцам, включая обрядовые и ритуальные действа. Автор делает упор на анализе связей между политическими, религиозными и социальными аспектами римских праздников, исследует роли праздников в поддержании социальных связей, укреплении общественного единства и формировании идентичности римлян. Он подчеркивает их важность как механизма сохранения и передачи культурных традиций и ценностей в римском обществе, так как это важный аспект религии и культуры жизни в период республики.
Еще одной важной работой по данной теме является книга Чарльза Кинга «Загробная жизнь в Древнем Риме: маны, вера и культ смерти» 2020 года. Автор исследует древнеримскую веру в загробную жизнь, поклонение предкам (манам), и обряды, связанные с культом смерти. Темы, которые хорошо освещены в книге, включают в себя религиозные представления древних римлян о жизни после смерти, практики почитания умерших предков, роль ритуалов и обрядов, связанных с погребениями и мемориализацией смертных, а также влияние этих верований на повседневную жизнь общества того времени. Книга достаточно полезна для выявления различных аспектов касательно праздников Лемурий и Паренталий. Автор рассуждает о различии терминов, обозначающих лемуров (с которыми контактировали во время Лемурий) и манов (для которых делали подношения во время Паренталий), приходя к выводу о том, что нет необходимости в единой теории, которая различала бы эти два понятия. Этот умозаключение противопоставляется гипотезам более ранних работ исследователей по данной теме, которые работали над выявлением четких различий лемуров и манов, в их число входит и Уорд Фаулер. Таким образом, Кинг предполагает, что раз лемуры и маны синонимы, то Лемурии и Паренталии эквивалентны друг другу.
Георг Виссова в своей работе «Религия и культ римлян» 1912 года рассматривает сложные аспекты верований, обрядов и практик древних римлян, а также их влияние на жизнь общества и формирование культурного облика Римского государства. Он анализирует роль религии в политической жизни Рима, ее взаимосвязь с государственными учреждениями и правовой системой, а также выявляет сходства и различия между римской религией и другими верованиями, их взаимное влияние и взаимодействие.
Фредерик Бренк в своей работе «Одетый в пурпурный цвет: изучение Вергилия и латинской литературы, включая аспекты философии, религии, магии, иудаизма и предпосылки нового завета» 1999 года рассматривает работы таких авторов как Вергилий, Катулл, Проперций, Плутарх и Овидий. Ценным является рассуждение о цветочных мотивах в поэзии, в особенности о фиолетовых цветах, а также анализ погребальных образов в Энеиде.
Джаред Люкс в своей книге «Изучение лемуров и Лемурий» рассматривает различные аспекта этого явления, включая обряды, элементы ритуалов и терминологию мертвых. Важным пунктом этой работы является изучение деталей ритуала на праздник Лемурии, таких как вода, бобы, жесты, а также время и числа. Все это помогает лучше проанализировать различные компоненты поминальных праздников, а кроме того, сопоставить их между собой и выявить сходное и различное.

Отечественная историография.
Одной из основных работ из отечественной историографии представляется статья Оксаны Владимировны Федченко «Лемурии в сакральной практике главы семейства в Древнем Риме: семантика ритуалов, религиозное значение». Здесь она рассматривает элементы поминального праздника Лемурии, во многом соглашаясь с Джаредом Люксом. Важной составляющей данной работы является акцент на смену статуса главы дома при взаимодействии с тем или иным предметом.
Помимо этого, значимой работой является «Жизнь Древнего Рима» Марии Ефимовны Сергеенко. Книга создана на основе прочитанных ею лекций и представляет различные аспекты жизни римского народа, например, такие как строение города (улицы, рынки, парки), одежда, пища, распорядок дня, гладиаторы и т. д. Десятая глава полностью посвящена погребальным обрядам, в которых автор исследует важность захоронения и последовательность действий на похоронах, что служит важным аспектом для понимания специфики Паренталий. Кроме этого, она затрагивает некоторые поминальные праздники, однако не анализирует их в полной мере.
Данное книгу хорошо дополняет работа Георгия Степановича Кнабе «Материалы по лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима» 1994 года, в которой хорошо описаны общая теория римской культуры как античного типа, а также культура повседневности. Важным аспектом данной работы является изучение понимания римлянами времени и его влияние на их жизнь.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, если рассматривать дни поминовения в контексте календаря, то можно выявить последовательность взаимодействия с миром мертвых. Древний римский календарь начинался с марта, а следовательно, нужно было совершить приготовления к новому году заранее. Перед началом сельскохозяйственного года в феврале необходимо провести праздник Паренталии, а также связанные с ними Фералии и Каристии, чтобы искупить перед умершими все те неправомерные действия, которые были совершены по неосторожности. Так как это духи покойных родителей, родственников и друзей, то они настроены доброжелательно по отношению к ныне живущим. Однако для их дальнейшей благосклонности нужно оказывать им дань уважения, а также заново совершать ритуалы похорон, тем самым возобновляя погребение и обеспечивая манам дальнейшее пребывание в загробном мире, так как ежегодно на праздник Анны Перенны время обнуляется, а соответственно, все договоренности, которые были достигнуты в прошлом, тоже больше не имеют под собой основания. Вследствие чего есть необходимость повторного проведения обрядов захоронения, тем самым почтив предков и умилостив их, заслужить доброжелательное отношение. Позже, а мае, необходимо провести праздник Лемурии, чтобы изгнать духов со своей домашней территории, так как они настроены враждебно и могут принести живым какой-либо вред. Это духи непохороненных, неумиротворенных или не задобренных мертвых, которые в ночное время могут проникнуть на никому не принадлежащую территорию. Именно поэтому хозяину необходимо вступить с ними в контакт, задобрить, а после обозначить свое владение землей, чтобы у них больше не было права вступать на нее без его согласия. Помимо данных праздников, надлежит оказывать почитание мертвым и в другие дни, например в Розалии или на день рождения покойного. Данный праздник относительно новый и поэтому не имеет в своей основе архаических религиозных обоснований, однако он не менее важен с точки зрения оказываемого уважения, так как преподнесение роз на могилы является действенным способом выразить свои наилучшие пожелания покойному в его загробной жизни, а также намерение показать, что в мире живых о нем все еще заботятся, помнят и любят. Из этого следует, что все поминальные праздники направлены на почитание мертвых и на обеспечение к себе их дружелюбия различными способами.


1. Варрон. Сельское хозяйство. / Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1963.
2. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. / Пер. с лат.; Вступительная статья М. Гаспарова; Коммент. Н. Старостиной и Е. Рабинович. М., 1979.
3. Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений. М., «Наука», 1986.
4. Диалоги о государстве - о законах / Марк Туллий Цицерон.М., 1994.
5. Квинт Гораций Флакк. Полное собрание Гораций. Полное собрание сочинений. Москва—Ленинград, 1936.
6. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. Анналы. Малые произведения. М., 1993.
7. Лирика. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Том 2. М., 1965.
8. Макробий Феодсий. Сатурналии. М., 2010.
9. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы. Пер. Ф. А. Петровского. СПБ., 1994.
10. Марк Туллий Цицерон. О государстве. Философские трактаты. Диалоги. Пер. с латинского В. О. Горенштейна. М., 1994.
11. Марк Туллий Цицерон. Речь в защиту Валерия Флакка. Текст приводится по изданию: «Вестник древней истории». Пер. с латинского В. О. Горенштейна. М., 1986, № 4.
12. Марк Туллий Цицерон. Тускуланские беседы. Избранные сочинения. Пер. с латинского М. Л. Гаспарова. М., 1975.
13. Овидий Публий Назон. Собрание сочинений в 2 т. СПБ., 1994.
14. Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.
15. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. Т. III. Пер. В. О. Горенштейна. Москва—Ленинград, 1951.
16. Плутарх. Застольные беседы. Римские вопросы. Ленинград, 1990.
17. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М., 1994.
СПб., 1994.
18. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. М., 1989.
19. A. Gellius. Noctes Atticae. Marshall, 1968.
20. Albius Tibullus. Elegiae. Brill, 1971.
21. Apulei Platonici Madaurensis Opera Quae Supersunt. Vol. 2. Florida, 1959.
22. Apuleius Madaurensis. Metamorphoses. Vallette, 1940–1946.
23. Aristoteles et Corpus Aristotelicum Phil. Berlin, 1960.
24. Ausonius. In two volumes. London and New York, 1919.
25. C. Iulius Caesar. De Bello Gallico. Seel, 1961.
26. C. Plinius Secundus. Naturalis Historia. Mayhoff, 1892–1909.
27. Cassius Dio Hist.Historiae Romanae. Berlin, 1955.
28. Festii. De verborum significatu quae supersunt cum Pauli epitome. Front Cover. Sextus Pompeius Festus. Teubneri Stuttgart und Leipzig, 1997.
29. https://horatius.net/index.xps?10.10
30. https://www.tertullian.org/fathers/chronography_of_354_06_calendar.htm
31. Lucian of Samosata. Philopseudes. Cambrige, 1969.
32. M. Porcius Cato. De Agri Cultura Mazzarino, 1982.
33. Macrobius' Saturnalia. Book One. New York and London, 1969.
34. Maurus Servius Honoratus. In Vergilii Bucolicon Librum. Thilo, 1887.
35. Nonius Marcellus, Perseus.
36. P. Papinius Statius. Silvae. Marastoni, 1970.
37. Pausanias Perieg. Graeciae descriptio. Leipzig, 1967.
38. Plutarchus Biogr., Phil. De gloria Atheniensium. Leipzig, 1971.
39. Plutarchus Biogr., Phil. De Pythiae oraculis. Leipzig, 1972.
40. Servii Grammatici qui feruntur in Vergilii carmina commentarii. Front Cover. Servius, Georg Thilo, Hermann Hagen. Olms, 1961.
41. Sex. Propertius. Elegiae. London, 1990.
42. T. Maccius Plautus. Truculentus (Plauti Comoediae). Berlin, 1896.
43. Valerius Maximus. Facta et Dicta Memorabilia. Kempf, 1888.
44. Varro. On the Latin Language. London, 1938.
Список литературы
1. Кнабе Г. С. Материалы по лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
2. Махлаюк А. В. Черный юмор Домициана. Семантика римского пира и образ “трагического тирана“ // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Нижний Новгород, 2011.
3. Пропп В. В. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.
4. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. СПБ, 2000.
5. Федченко О. В. Лемуриии в сакральной практике // Диалог со временем № 81. М., 2022.
6. Brenk F. Clothed in Purple Light: Studies in Vergil and in Latin Literature, Including Aspects of Philosophy, Religion, Magic, Judaism, and the New Testament Background. Stuttgart, 1999.
7. Fowler W. The Roman Festivals of the period of the republic. London, 1899.
8. Henriksen Ch. A Commentary on Martial, Epigrams. Book 9. Oxford, 2012.
9. King Ch. The Ancient Roman Afterlife: Di Manes, Belief, and the Cult of the Dead. Austin, 2020.
10. Lease E. The Number Three, Mysterious, Mystic, Magic // A Journal Devoted to Research in Classical Antiquity. Chicago, 1919. Vol. 14. № 1.
11. Lipka M. Roman Gods: A Conceptual Approach. Brill, 2009.
12. Lux J. Examination of the Lemures and the Lemuria. Florida, 2004.
13. Nagy B. The argei puzzel // AJAH. 1985. V. 10 (1).
14. Wissowa G. Religion und Kultus der Römer. Munich, 1912.
15. Wyß. K. Die Milch als Götterspeise und Attribut des seligen Jenseits // Die Milch im Kultus der Griechen und Römer. Berlin, 1914.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ