Развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития ловкости в процессе физического воспитания в школе 6
1.1. Развитие физических качеств и современные тенденции физического
воспитания в школе 6
1.2. Развитие ловкости обучающихся младшего школьного возраста 11
1.3. Развитие ловкости посредством занятий спортивной борьбой 17
Глава 2. Организация и методы исследования 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 25
Глава 3. Экспериментальное обоснование эффективности средств и методов развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре 30
3.1. Выявление эффективности занятий спортивной борьбой для развития
ловоксти занимающихся 30
3.2. Средства и методы развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба»
школьного курса по физической культуре 33
3.3. Оценка эффективности развития ловкости детей 10-11 лет посредством
спортивной борьбы 37
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Глава 1. Теоретические основы развития ловкости в процессе физического воспитания в школе 6
1.1. Развитие физических качеств и современные тенденции физического
воспитания в школе 6
1.2. Развитие ловкости обучающихся младшего школьного возраста 11
1.3. Развитие ловкости посредством занятий спортивной борьбой 17
Глава 2. Организация и методы исследования 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 25
Глава 3. Экспериментальное обоснование эффективности средств и методов развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре 30
3.1. Выявление эффективности занятий спортивной борьбой для развития
ловоксти занимающихся 30
3.2. Средства и методы развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба»
школьного курса по физической культуре 33
3.3. Оценка эффективности развития ловкости детей 10-11 лет посредством
спортивной борьбы 37
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого во многом определяет мастерство освоения любого двигательного действия. В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» - «организация управляемости двигательного аппарата» [3].
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость. Как отмечает В.И. Лях [18] наиболее интенсивно показатели разных координационных способностей нарастают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет. Поэтому средний школьный возраст является «фундаментом» для развития координационных способностей, а также формированием навыков выполнения упражнений на ловкость движений. Конечно, же эффективность развития ловкости зависит от правильного подбора средств и методов обучения.
Спортивная борьба это тот вид спорта, овладение которым позволяет увеличить объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления изобретательности, скорости реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности [ 2; 3].
Однако освоение многогранности арсенала технических действий спортивной борьбы становится возможным с 8-9 лет для начальной подготовки и 11-12 лет для обучения основам техники двигательных действий. Кроме того введение третьего дополнительного урока физической культуры на уровне регионального компонента в Красноярском крае создает уникальные условия для реализации основные цели и задачи образования, определенные Доктриной об образовании до 2025 года, обеспечить воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный. В сфере образования на региональном уровне формировались предложения по наполнению национально-регионального компонента по физической культуре и в Красноярском края было принято решение о закреплении дополнительных уроков по разделам «Спортивная борьба» и «Регби».
Для реализации третьего урока по физической культуре в частности необходимо было создать соответствующие материально-технические условия, разработать содержание, учитывающие интересы регионы и его методическое обеспечение [1; 8].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития ловкости как основного физического качества для детей 10-11 лет и его слабой методической основой реализации регионального компонента «Спортивная борьба» в современной школе на уроках физической культуры из-за отсутствия соответствующей научно-методической обеспеченностью учебного процесса. Поиск и разработка эффективных средств и методов, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.
Цель бакалаврской работы: теоретическое и экспериментальное обоснование средств и методов для развития ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре.
Объект исследования: развитие ловкости детей 10-11 лет.
Предмет исследования: средства и методы развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре...
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость. Как отмечает В.И. Лях [18] наиболее интенсивно показатели разных координационных способностей нарастают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет. Поэтому средний школьный возраст является «фундаментом» для развития координационных способностей, а также формированием навыков выполнения упражнений на ловкость движений. Конечно, же эффективность развития ловкости зависит от правильного подбора средств и методов обучения.
Спортивная борьба это тот вид спорта, овладение которым позволяет увеличить объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления изобретательности, скорости реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности [ 2; 3].
Однако освоение многогранности арсенала технических действий спортивной борьбы становится возможным с 8-9 лет для начальной подготовки и 11-12 лет для обучения основам техники двигательных действий. Кроме того введение третьего дополнительного урока физической культуры на уровне регионального компонента в Красноярском крае создает уникальные условия для реализации основные цели и задачи образования, определенные Доктриной об образовании до 2025 года, обеспечить воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный. В сфере образования на региональном уровне формировались предложения по наполнению национально-регионального компонента по физической культуре и в Красноярском края было принято решение о закреплении дополнительных уроков по разделам «Спортивная борьба» и «Регби».
Для реализации третьего урока по физической культуре в частности необходимо было создать соответствующие материально-технические условия, разработать содержание, учитывающие интересы регионы и его методическое обеспечение [1; 8].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития ловкости как основного физического качества для детей 10-11 лет и его слабой методической основой реализации регионального компонента «Спортивная борьба» в современной школе на уроках физической культуры из-за отсутствия соответствующей научно-методической обеспеченностью учебного процесса. Поиск и разработка эффективных средств и методов, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.
Цель бакалаврской работы: теоретическое и экспериментальное обоснование средств и методов для развития ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре.
Объект исследования: развитие ловкости детей 10-11 лет.
Предмет исследования: средства и методы развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре...
1) Установлено, что развитие физических качеств является одной из важнейших задач физического воспитания в школе. Все явления составляющие процесс обучения в школе подчинены конкретным целям, в физическом воспитании эти цели подразделяются в зависимости от ступеней обучения: цель предмета для начальной школы, цель предмета для основной школы и цель предмета для полной средней школы. Кроме этого процесс физического воспитания включает в себя выполнение 4 основных задач: обучения, воспитания, развития показателей и оздоровления. Развитие физических качеств это управляемый процесс, который отражает изменение указанных показателей в течение жизни. Закономерности развития качеств определяются законами наследственности, возрастной ступенчатости, единства организма и среды, упражняемости, единства форм и функций организма.
2) Рассмотрено, что в вопросе понимания сущности координационных способностей не выработано единого мнения. Под координационными способностями подразумевают некоторое свойство или возможность человека, определяющее его готовность к оптимальному управлению и регулированию своего двигательного действия. Среди многообразия проявлений координационных способностей (ловкости) выделяют такие как координация или способность дифференцировать движения; равновесие (статическое) или способность к пространственной ориентации; равновесие со зрительным контролем и без него; отмеривание или оценка пространственных и временных параметров движения; равновесие на предмете или вестибулярную устойчивость; быстрота перестройки двигательной деятельности или ритм, мелкую моторику, способность произвольно расслаблять мышцы и т.д. Ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки...
2) Рассмотрено, что в вопросе понимания сущности координационных способностей не выработано единого мнения. Под координационными способностями подразумевают некоторое свойство или возможность человека, определяющее его готовность к оптимальному управлению и регулированию своего двигательного действия. Среди многообразия проявлений координационных способностей (ловкости) выделяют такие как координация или способность дифференцировать движения; равновесие (статическое) или способность к пространственной ориентации; равновесие со зрительным контролем и без него; отмеривание или оценка пространственных и временных параметров движения; равновесие на предмете или вестибулярную устойчивость; быстрота перестройки двигательной деятельности или ритм, мелкую моторику, способность произвольно расслаблять мышцы и т.д. Ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки...





