Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования лексико-грамматических навыков в процессе игровой деятельности у обучающихся начальных классов 7
1.1. Игровая деятельность как основа обучения иностранному языку.
Понятие «игровая деятельность» 7
1.2. Классификации игр для начальной школы 11
1.3. Лексико-грамматический компонент иноязычной коммуникативной
компетенции обучающихся на этапе начального общего образования 19
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Практические основы применения игровой деятельности в процессе формирования лексико-грамматических навыков у обучающихся 4 класса на уроках английского языка 31
2.1 Анализ УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 4) в условиях реализации ФГОС 31
2.2. Игровая деятельность в процессе формирования лексико-грамматических навыков в начальной школе 37
2.3. Методическая разработка уроков английского языка для 4 класса в
процессе игровой деятельности в рамках УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 4) 49
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию лексико-грамматических навыков в игровой деятельности 61 Выводы по главе 2 71
Заключение 72
Библиографический список 74
Приложение А 80
Приложение Б 90
Приложение В 91
Приложение Г 92
Приложение Д 96
В условиях модернизации образования происходит смена ориентиров в изучении иностранного языка. Сегодня иностранный язык рассматривается не как формальная система, оторванная от реального применения в жизни, а как способ коммуникации. Данный подход оказался не только продуктивным, но и перспективным для обучения иноязычной речи в целом и лексико-грамматическому аспекту в частности. Важно заметить, что, так как целью обучения иностранному языку является развитие устной и письменной речи, то овладение лексико-грамматическими навыками постоянно находится в поле зрения учителя.
Лексический и грамматический аспекты языка являются основной составляющей языковой компетенции, интегрирующей формирование лексических и грамматических навыков на уровне рецепции и продукции, как в устной, так и в письменной речи и является важным фактором при полноценном межкультурном общении. Отечественный опыт демонстрирует положительную динамику в процессе формирования лексико¬грамматических навыков, которые опираются на умении обучающегося быстро сочетать иноязычные лексические и грамматические единицы, отвечающие нормам языка. Актуальной проблемой в практике преподавания иностранного языка является формирование умения обучающегося сочетать и комбинировать известный ему лексико-грамматический материал, применяя синонимическую взаимозаменяемость речевых моделей. В процессе формирования лексико-грамматического аспекта языковой компетенции следует сделать акцент на операциональную сторону, которая обуславливает функционирование лексико-грамматического явления в речи со стороны влияния коммуникативных задач.
Формирование лексико-грамматических навыков у младших школьников одна из важнейших интегративных целей обучения иностранному языку. Усвоение лексики и грамматики на начальном этапе вызывает затруднения, которые обусловлены рядом обстоятельств. Решение проблемы требует временных затрат как со стороны учителя иностранного языка, так и обучающихся. При обучении иностранному языку на начальном этапе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности данного возраста, для которых игровая и учебная деятельность находятся в тесной взаимосвязи. Стимуляция мыслительного процесса, творческое решение проблемы, эмоциональные и умственные порывы проявляются в игровой деятельности. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования: «Формирование лексико-грамматических навыков в процессе игровой деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе».
Объектом исследования является процесс формирования иноязычных лексико-грамматических навыков у обучающихся на уровне начального общего образования.
Предметом исследования является применение игровой деятельности на уроке английского языка в процессе формирования лексико-грамматических навыков у обучающихся на уровне начального общего образования...
На сегодняшний день, иностранный язык рассматривается как способ коммуникации, что несет в себе перспективу для обучения иноязычной речи в целом, и лексико-грамматическому аспекту в частности. В ходе работы исследования был рассмотрен важный аспект методики обучения иностранным языкам, а именно проблема формирования лексико¬грамматических навыков в процессе игровой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
В первой главе было дефинировано понятие «игровая деятельность», рассмотрены классификации игр, на основе чего сделан вывод о том, что игры, применяемые на уроках английского языка, принято классифицировать на пять групп: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие. Каждая из названных групп характеризуется определенными параметрами: формой проведения, целями, задачами и функциями.
Игровая деятельность в обучении преследует ряд основных целей: расширяет кругозор и познавательную активность, формирует определенные навыки, развивает общеучебные умения, воспитывает самостоятельность и волю, приобщает к нормам и ценностям общества, адаптирует к условиям среды, учит общению.
Лексика и грамматика в системе языковых средств являются важнейшими компонентами речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет их важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексико¬грамматических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические и грамматический аспекты языка, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
Формирование лексико-грамматических навыков одна из важнейших интегративных целей способствующая осуществлению межкультурного общения, т.е. развитию коммуникативной компетенции. Однако, проблема, существующая при обучении, как лексическим, так и грамматическим навыкам на начальном этапе вызывает затруднения в усвоении данных аспектов языка. Поэтому, с целью формирования лексико-грамматических навыков в процессе игровой деятельности на уроках английского языка в начальной школе, были разработаны и интегрированы методические разработки уроков с применением игровой деятельности на основе УМК Spotlight «Английский в фокусе» для 4 класса.
В процессе составления данных материалов были учтены требования и принципы обучения грамматике и лексике, поставлена установка создать методические разработки, которые в дальнейшем могли бы использовать учителя иностранного языка. Апробация разработанного дидактического материала в данном аспекте и приведенные количественные статистические данные показали, что внедрение игровой деятельности позволяет оптимизировать обучение, сделав его более результативным, а интеграция игровой деятельности в учебный процесс, способствует развитию лексико-грамматических навыков обучающихся...
1) Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2018. - 448 С.
2) Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах на принципах гуманно-личностной педагогики [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Свет, 2015. - 112 С.
3) Апетян М. К. Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте [Текст] / Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 258-260
4) Артамонова Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов [Текст] / Л.А. Артомонова. - Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016. - 81 С.
5) Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. Пособие [Текст] / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - Мн.: ТетраСистемс, 2019. - 288 с.
6) Баранник М.М. Инновационные технологии в обучении на этапе начальной школы [Текст] / М.М. Баранник, Т.С. Борисова. - Ставрополь: Ставрополь- сервис школа, 2017. - 114 С.
7) Баранова К.М. Английский язык: учебник для 4 класса для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка «Звёздный английский (Starlight)» [Текст] / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. - Москва: «Просвещение», 2019. - 259 С.
8) Бексултанова Л.А. Формирование лексических навыков на занятиях по английскому языку // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 3. - С. 39-41.
9) Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка [Текст] //ИЯШ - 2018. - №2 - с.61-64.
10) Благушина Е. А. Формирование лексических навыков у учащихся основной школы с использованием социальных сервисов Веб 2.0 [Текст] / Е. А. Благушина // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 482-485.
11) Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения [Текст] / Л.П. Бочарова.// ИЯ-ИЯШ №12, 2015. - 27 С.
12) Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам [Текст] / Г.М. Бурденюк. Кишинев: Штиинца, 2018. - 91 С.
13) Вейхман Г.А. Новое в грамматике современного английского языка. Учебное пособие для вузов [Текст] / Г.А. Вейхман. - Москва: АСТ, Астрель, 2017. - 202 С.
14) Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Детская психология, 2015. - 415 с.
15) Гальскова, Н. Д. и др. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - Москва : КНОРУС, 2018. - 390 с...62