РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Профессиональная деятельность педагога как социальное, 19 психологическое и педагогическое явление
1.2. Особенности профессиональной компетентности педагога 41 естественнонаучного образования в условиях сельской школы
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ПЕДАГОГА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В
СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в 65 образовательных организациях Ирбейского района
2.2. Портрет педагога естественнонаучного образования сельской 81 школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Во второй статье Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273 - ФЗ образование понимается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно¬нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [39].
Педагогической общественностью, законодательством, признано, что равноправными участниками образовательного процесса выступают несколько сторон: обучающиеся, целью которых является получение качественного образования; педагоги, которые являются проводниками в образовательном процессе; а также родители с их запросами. Т.П. Афанасьева выделяет, среди прочих, такие, как полярность, которая связана с разнообразием типов семьи и возможностями родителей; несогласованность, связанная с разницей педагогических взглядов взрослых членов семьи на воспитание и образование ребенка; несформированность, которая зависит от недостатка информации и психолого-педагогической компетентности родителей, а также с их незрелостью и неуверенностью в себе; критичность, определяемая негативными установками по отношению к системе образования [25].
Федеральный государственный образовательный стандарт как основополагающий документ в сфере образования ориентирован на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В соответствии с ним меняются и квалификационные требования, и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. Происходит изменение содержания трудовой деятельности учителя [25]...
Профессиональная деятельность педагога состоит из взаимосвязанных видов педагогической деятельности, содержанием которой является образование, воспитание и развитие подрастающего поколения. Она направлена на развитие профессиональной компетентности, проявляющейся в готовности к педагогической деятельности, к решению профессиональных предметных задач, в способности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами, к стремлению к новому, творческому осмыслению своей работы.
Изучение современного состояния проблемы исследования в практике работы учителей естественнонаучного направления в сельских образовательных организациях позволяет констатировать, что в образовательных организациях Ирбейского района Красноярского края работают педагоги с различным уровнем профессиональной подготовки и компетентности. Анализ результатов итоговой аттестации обучающихся показал, что значительно качественнее к государственной итоговой аттестации выпускников подготавливают педагоги, имеющие педагогическое базовое образование, и педагоги с педагогическим образованием, но с переподготовкой, которая позволяет им преподавать другую дисциплину, относящаяся к естественнонаучному циклу.
Современный педагог естественнонаучного образования - это новатор в своей профессиональной деятельности. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
1. Адольф В.А. Новые компетенции педагога для нового ученика. Часть 1. Теоретический аспект / монография [Электронный ресурс] // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017.
2. Адольф В.А. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 352 с.
3. Алексашина И.Ю. Естественнонаучное образование в контексте модернизации Российской школы: конференция естествознание в школе. 2004, №4. С. 24-26 .
4. Алексеев С.В. К вопросу о стандарте качества постдипломного образования педагога в условиях модернизации российского образования. 2004, №4. С. 7-10.
5. Асадуллин Р.П. Проблема подготовки педкадров в условиях модернизации. Инновации в образовании: 2004, №3. С. 56-62.
6. Афанасьева Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1.Система профильного обучения старшеклассников. Методическое пособие //Под ред. Н.В. Немовой: М., АПКиПРО, 2004. 73 с.
7. Баранников А.В. Профессиональное обучение как условие повышения качества образования // Профильная школа. 2006, № 2. С. 14-23
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: М., 1989 308 с.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. М.:2002. 238 с.
10. Болотов В.А. Основные тенденции развития системы профессионального развития педагогических кадров // Федеральный справочник. Образование в России. М.: АНО «Центр стратегических программ», 2016. С. 307-309.
11. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. 2003, № 4. С. 21-31.
12. Вершловский С.Г. Андрагогика: учебно-методическое пособие - СПб.: СПб АППО, 2014. 148 с.
13. Гаргай В.Б. Повышение квалификации на Западе: рефлексивная модель обучения // Педагогика: 2004, № 2. С. 72-7.
14. Дука Н.А. Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2013. №4. С. 118-122.
15. Забродин Ю.М. Учитель для новой школы - психолого-педагогическая подготовка // Вестник ОГУ. 2011 С. 14-18...61