Введение стр. 3-10
Глава I. Теоретические основы мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста
1.1. Возрастные и психологические особенности детей 3-7
лет стр. 11
1.2. Характеристика этапов личностного развития дошкольников стр.
1.3. Теоретические основы мониторинга и теории его проведения.. .стр
Глава II. Инструменты мониторинга индивидуального развитие
2.1 Семейный центр «УМКА», как база для создания инструментов мониторинга
2.2. Разработка планируемых результатов развития дошкольника в УМКЕ
2.3 Достижение планируемых результатов дошкольников в УМКЕ
Заключение
Приложения
Сформировавшаяся личность - это осознающий себя человек с оформившимися взглядами и мировоззрением, обладающий сознанием и самосознанием. Однако основы личности формируются в глубоком детстве.
Одним из главных компонентов ФГОС дошкольного образования является социально-личностное развитие воспитанника. Формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, становление самопознания. Личностное развитие детей происходит благоприятно в активном познании, возможности делать выбор, самостоятельной разнообразной деятельности по интересам, самореализации и признании своих достижений, контакте с окружающими, а также при условии осуществления непрерывного развития и включения в образовательный процесс. Важным является организация личного опыта ребенка таким образом, чтобы он естественным путем, в доступных для него видах деятельности осваивал способы успешной коммуникации и проявления инициативы. А также создание эмоционально комфортного климата в группе, эффективного личностно-ориентированного взаимодействия ребенка с педагогами и другими детьми. Таким образом, период дошкольного возраста - важный этап в становлении личностного и физического развития, который является фундаментом для последующего саморазвития и самореализации ребенка. На дошкольном этапе основными составляющими личностной сферы являются коммуникативная и эмоциональная.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на данном этапе развития необходимым является мониторинг различных показателей личностной сферы на протяжении всего обучения в ДОУ. Мониторинг - это относительно недавно появившееся в лексиконе педагогики понятие и обозначает «постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату». Это специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Создание специальной технологии мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Современные требования направлены на качественно новый уровень - на развитие целевых ориентиров у детей дошкольного возраста (т. е. на развитие дошкольника - выпускники должны не только знать, но и уметь применять полученные знания, умения, навыки, искать новые, развивать полученные)...
Введение системы мониторинга, а именно инструмента «Дневник достижений» и вспомогательных единиц и технологий (Портрет выпускника, характеристика на выпускника, Клубный час, ППРС) выполняют несколько целей, основными из них являются: формирование персонального портфолио, мониторинг достижений (текущая ситуация и перспективы развития), выстраивание индивидуального развития для ребенка через определенные условия, выявление данных через наблюдения, оценка роста и развития для своевременной коррекции, оказания своевременной помощи и поддержки, помогает развитию навыков рефлексии у детей. Педагогам данный инструмент поможет в качественной обратной связи родителям, выстраивании партнерских отношений в вопросах воспитания ребенка. Помимо этого, заполнение дневника поможет определить умения, потребности и интересы ребенка; выявить предпочтения, желаемый выбор; лучше понять, что с ним происходит; увидеть изменения в развитии ребенка в процессе взросления; внести изменения в методы работы и развивающую среду; получить полную картину развития во всех сферах, пользоваться которой могут все педагоги. Анализируя свою работу, педагог сможет получить обратную связь об эффективности собственных педагогических действиях или же зонах развития.