ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТУВИНСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ИЗ ДЕРЕВА
1.1. Тувинский национальный быт и их виды 6
1.2. Тувинская традиционная утварь 16
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА НА ПРИМЕРЕ «СОГААШ-БАЛА»
2.1. Материалы и инструменты 34
2.2. Технологическая последовательность изготовления «Согааш бала» 46
2.3. Оформление и декор национальной утвари 49
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
3.1. Программа кружка по художественной обработке древесины 11
3.2. Разработка урока «Декорирование с национальными орнаментами утвари «Согааш бала» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Тувинские традиционные предметы быта составляли основу хозяйственной деятельности тувинцев. Большая часть тувинских традиционных предметов быта тувинцев изготовлялась в условиях домашнего производства из наиболее доступных легких и прочных материалом - кожи, дерева, бересты и шерсти.Те предметы утвари, что находились на виду, обычно декорировали, делая их украшением всею жилища. И хотя утварь в различных по имущественному положению семьях различалась качеством материала, из которого была изготовлена, ее конструктивные особенности в основном не имели существенных отличий. В XIX - в начале XX в. многообразные предметы быта тувинцев -кочевников образовывали два основных, достаточно устойчивых комплекса: западно- тувинский скотоводческий и восточно- тувинский оленеводческий. В зоне стыка культур западно- тувинских скотоводов и восточно- тувинских оленеводов сформировался переходный скотоводческий комплекс, в каждом из них могут' быть выявлены историко- генетические' слои, отражающие процесс формирования этих комплексов.Строго говоря, к предметам быта относятся все' предметы повседневного домашнего обихода, в том числе' и атрибуты домашних игр. К ним, прежде всего, следует отнести шахматы, которые' имели многие семьи тувинских кочевников.
Переходя к npoблеме происхождения традиционных форм тувинских традиционных предметов быта нами, хотелось бы отметить ограничение возможности се сравнительно-этнографического исследования в целях не только, но и синхронного анализа. Это, прежде всего, связано с парадоксально слабой изученностью утвари у всех народов Сибири.Достаточно яркий пример тому - фундаментальный «Историки-этнографический атлас Сибири», предметы быта, где, один из важнейших компонентов материальной культуры этносов даже не упомянута.
Поэтому выбранная тема выпускной квалификационной работы актуальна. Следует отмстить существенное различие в подходе к изучению
тувинского традиционного быта со стороны археологов и этнографов. У первых именно предметы быта является одним из основных и наиболее надежных и массовых видов исторических источников, публикации и сравнительному изучению которых уделяется серьезное внимание,, чего нельзя сказать о подходе этнографов к аналогичному материалу. Изучения традиционных тувинских предметов быта из дерева, их использования на уроках труда и в проведении внеклассных занятий по техническому труду. Изучение тувинских национальных предметов быта, «согааш бала» на внеклассных занятиях по техническому труду показывает положительное воздействие на детей, развивают интерес у учащихся к творческому труду и к национальной культуре.
Объектом исследования- изучение традиционной технологии изделий из дерева на уроках технического труда.
Предмет исследования-традиционная технология изготовления изделий из дерева на примере «Согааш бала».
Целью исследования является изучение традиционной технологии изделий из дерева для методического обеспечения уроков труда.
Исходя, из поставленной цели исследования решены следующие задачи:
- теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме;
- изучить традиционную технологию изготовления национального предмета быта из дерева;
- разработка программа кружка по разделу художественной обработки древесины
Гипотеза исследования данного исследования заключается в том, что основание материала на занятиях и выполнение традиционных технологий будут эффективны, если в содержание обучения будет введено основ традиционной обработки изготовления тувинских предметов быта.
Методологические основы исследования послужили труды С. И. Вапштейн, Г.К. Грумм-Гржимайло, JI.T. Потапова, В.К. Даржаа. |23|, [27|, [46], [29|.
Методами исследования при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и учебно-методической литературы по -технологии обработки дерева.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данного исследования.
1. метод беседы.
2. метод наблюдения;
3. метод изучения опыта специалистов;
4. метод проектирования;
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями 'технологии в учебном процессе, студентами, обучающимися по педантическим специальностям, учителем в качестве внеклассной работы по -технологии, для -творческой работы учащихся, инструкции для начинающих мастеров.
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трек глав, заключения, библ и о і ра фи чее ко го с п и с ка.
В настоящее время предметы быта и древесины больше привлекают внимание исследователей, также они популярны среди народа. Изделия из дерева прочно вошла в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имеет себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, сани, мельницы, лодки и многое другое. Музыкальные инструменты тоже делались из дерева. Резьба является одним из ранних способов украшений из древесины. В настоящее время резьба находит свое применение в украшeнии дач, коттеджей, беседок, детских площадок и т.д. Для приготовления традиционной деревянной утвари, а также подсвечников, шкатулок, деревянных сувениров, служащих украшением любой квартиры или дачи.
Традиционные национальные предметы быта всегда пользовались популярностью у тувинского народа. Изучение' состояния и пeрспектив развития предметов быта имеет больную практическую значимость в условиях возрождения национального самосознания у тувинского народа и развития туризма в нашей республике
Деревянные изделия и изделия из бересты издавна широко изготовлялись в домашних условиях и применялись в быту тувинцев. Причиной тому была не только доступность дерева, бересты и простота их обработки, а также легкость этих материалов. Древесину лучше всего заготавливать поздней осенью или зимой.В это время в стволе дерева меньше влаги. В каждом тувинском хозяйстве делали деревянные чашки, ступки, корытца, сосуды для молока и др., обрабатывали при необходимости бересту, а в Восточной Туве из нее делали не только многие виды утвари, по и покрышки для жилищ. Выбор материала зависит от того, что собираемся сделать мастер.
Задача технологии 'художественной обработки древесины заключается в том, чтобы активно способствовать формированию знаний о национальных предметах быта у учащихся, развитию творческих способностей и эта задача
успешно разрешается тогда, когда в самой школе методика преподавания ориентированa ни высоком уровне. Важной является наличие методических разработок у учителя, что будет способствовать повышению качества преподавания пи уроках технологии.
Поставленные цель а задачи исследования достигнуты. Полученные денные послужит базой для дальнейшего совершенствования знаний по проектированию тувинских традиционных предметов быта в Су.душей педагогической деятельности.
В заключение выпускной квалификационной работы отметим, что на раннем этапе формирующегося хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов технология а организация домашней промышленности и ремесла быстро развивалась, приспосабливаясь в новым формам хозяйства, а в условиях сложившегося хозяйственно-культурного типе в силу его застойного характере их развитие шло чрезвычайно медленно. Главным образом этим обстоятельством объясняется, казалось бы удивительное сохранение в домашнем производстве и ремесле тувинцев в XIX-начале XX в. многих черт, прослеживаемых, у их кочевых предков в далеком прошлом.
Домашние промыслы и ремесло у тувинцев в XIX начале XX в. наряд} со скотоводством составляли основу хозяйственной деятельности тувинцев: важную роль играло а ремесло.
1. Конституция РФ от 25 декабря 1993т, с изменениями от 30 декабря 2008т.
2. Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-Ф3. РФ
3. №124 ФЗ. ОС основных гарантиях пряв реСенки в РФ 24 июля 1998 года «в ред. Федеральных Законов» от 1 7.12.2009 № 326 - ФЗ»
4. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Мйтляпскяя Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости а рогу. М.: Высшая школа, 2008 г.
5. АрипчынЮ.Л. Исторический пу ть товuес«'ото народа в социализму/ К).Л. Лрапчын. Новосибирск: Паука, 1982. - 339 с.
6. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М.: Легпромбытиздит, 2005 т.
7. Балашов К.В. Резьбагюдереву.-М.: (XX) ТД «Издательство мир книга», 2010 т.
8. Барсов А.И. «Технология иеи'тpумеIпаЛЫеоIP нрризводeт'ви»; Москва; 2007 г.
9. Бсртин О.В. I Іицаопалыіая посуде туваицев// Бешкы. -№'1 - 1998 т.
10. Бертешевич А. А. Технология производства мебели. -М.: Феникс, 2003.
1 1. Бобиков 11. Д. Изготовление столярпо-мебельпых изделий. Учебник. - М.: Академия, 2002 т.
12. Бобиков 11. Д. Справочник домишпето мастера. Изделия из древесаны.- М.: ЭКСМО-llpecc, 2004 т.
13. Бобров В. А. Справочник по деревооСриботке' - М.: Феиакс, 2003 г.
14. Бргуидовасkая И.Я. Творческие проблемы современных
художественных промыслов. Л.: Художник РФ, 201 1 т.
15. Борисов И. Б. Обработке дерева. - М.: Феникс, 2000.
16. Будетечаева Г. Б., «Художественное' наследие туваицев», 1995, М.
17. Буйвидович Ф.В. Технология итотярео-нтогтluчеых и перветных работ. Минск: Вышэйшая школе, 2000.
18. Бури ков В.Г., Власов В.11. Домовая резьба. М.: Нави России, 1993.
19. Буткевич J1.M. История орняментя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное' искусство»/ Л.М. Бутвевач.-М.: Г умяііитер.азд. центр ВЛАДОС, 2008.- 267 с.
20. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. — Наука - М. - 1972. - 313 с.
21. Вайнштейн С.В. История! народного искусства Гувіы.//М.: 1974 г.
22. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. - М.:Наука, 1991г.
23. Вайнштейн. С. И. Загадочная Тува - М. 2009 г.
24. Герэчук К).Л. Что такое орнамент? Структурта и смысл орнаментального образа. - М.: Галарт. 2009 г.
25. Гребиев Л.В. Переход тувиIICKим аратов-кочевников на оседлость / Л.В. Гребней. -Кызыл 201 1 г.
26. І риг-орьев М.А. Матириаловядипик для столяров и плотников / учебник для средних еpреTexзюнальн<е-пeмIIЗlчeекнмучилищ/М.: «Высшая школа»,2005 г.
27. Грумм-Г ржимайло Г.Г. Западная Монголия и Урянхайский край / Г.Г. ГвУми-ГртжииаИло. - Л., 1926. - С. 157.
28. Гусариух В.М. 300 ответов любителю мудожeствeнпым работ ео дереву. - М., «Лесная ертомышлепіюсть», 2006 г. ч
29. Даржаа В.К., «Традиционные' мужские занятия тквинцeв». Том 1 Хозяйство, охота, рэыбалка - Кызыл 2009 г.
30. Дерепдяев К.Л. Поурочные' разработки ео технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. М.: ВАКО, 2009 г.
31. Домовая и художественная резьба ео дереву /сост. Кирюхин А.В. М., «Спек тр», 2006 г.
32. Заепчик В.М. Основы твор^чecко-коllCгрскторсI<оИ деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. выеш.учк'б. заведений / В.М. Заенчик, Д.А. Карачев, В.Г. Шмелев. - - М.: Издательский нентр «Академия», 2004 г.
33. Запаси С.З., Дашипимаква Т.С. Земля и школа Ши 11 № 8, 2006 г.
34. История Гувы: В 2т. - T.I. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ.ред. С.И.Вайнштеина, М.Х.Маппай-оола,-I loвоcнбнве‘к: 1 Пука, 2001.-367с.
35. Казакова ВД). Система профильной подготовки, журнал «Школа и производство» (Ши1 1) №1,2008 г.
36. Коп Ф. >1. Эв'спедиция в Сойотию / Уряихай. Тыва дептер. Том 4. Урянхайский край: перекрестов мнений (конец ХГХ -иечало XX вв.)/ составитель С.К. Шойгу- М - 2014.
37. Кошечвов 1 1.В. Декоративное искусство монголоязычных пародов X1X - середины XX веки. - М.: 11ауки, 2009 г.
38. Кубарев В.Д. Куртины Улендрыва// Новосибирск: 1987. 302 с.
39. Кужугет Д. К. Традиционная культура туваицев глазами иностранцев (копен X1X - иечало XX вева). - Кызыл: ТКИ, 2002 т.
40. М.М. Палей Іееіюдотия производстве металлорежущих инструментов - М.: 1 Продпое прикладное искусство: Актуальные вопросы истории и развития
Отв. ред. С. Я. Цимерманис. Ритя:3аиитпе, 1989 г
41. Научный журнал «Бяшкы». №4, 2006.
42. Пашкова М.Ю., М.К). Стацепко, Технологический профиль в
рCшерCоазовительном учреждеиаи, Ши! 1 №1, 2008.
43. ПрнрвСlАl, Д-бспеЛЛ.. KеернoвичЛ.C. «Заточки режущего
иuитре меита»; «Высшая школя»; 1990 г.
44. Пртании1lНl Очер«'иСеверо-ЗинаgнойМонтолиИl - Реір.
вринрризврденuе изд. 1883 т.,4-й вып. сост.ГЛ 1.1 IотаIIUlIЫм,Изgl 2-е. - ГP0UP-Алтайсж' : Ав Чечек, 2005 т.
45. Патент Г.11.
1 ли: тско-1 исетскаяо вряй няКитеяацентральиаяМонголия: в 4 т. СПб. 1 893
4П. 1 kPIтшовАl Очерки неродного бытия тувинцев. - М., 1996 г.
- 7. Портриммы образовательного обучения Технология, трудовое обучеиие, •-4. 5-1 1 классы, 11росвещсчіие, 2005 г.
48. Руденко С.И. -1 opi окuнайсви1eнгеxоgки и скифы - Академия ііеув СССР - 1952і.
49. Рыженко В. И. Работы по дереву: От резьбы до пиркета. Привтиче'ское руководство. -М., 2003.
50. Савченко В.Ф. Материалы для облицовывания а отделки
итрдяоuр-меCельных изделий. - М., 2003.
5 1. Сафринепки В. М. Диктор и защита древесины. -М.: Хэлтон, 2001.
52. Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004 г.
53. Семипнов Л.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998 г.
54. Слипак B.l 1. Резьба по дереву,-1 Іеков, изд-во 1 Іековского обл. ИУУ, 1994 г
55. Современная энциклопедия домашнего хозяйства «Сделай сам», Впешкигма, ACT, Москва, 2000 г.
56. Сокровища культуры Тувы. М. 2006 г..
57. Степанов Ь. А. Материаловедение' для ерофeсенИ, связанных с обработкой дерева. - М.: Академия. 2000 г.
58. Г ишков В.А.. Пароды России. Эппиклоnк'дня.тл. ред. М., Паука, 1983.
59. I рта/шционные nриирелы и ремесла народов России: Учи'біюи пособие. - СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-l Петербург», 2004.
60. I руды тувннекой комплексной археолого-этнографический экспeдиции 1957-1958 гг. М., 1960.
61. Трухапович JI. В. , Щур Д. J1. Кадры лесной и деревообрабатывающей IIртииllышлeшIости. Сборник должностных инструкций.- М.: Фннпрeес, 2003.
62. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики художественных ремесел.- М., «11fрoeвeщинни», 201 1 г.
63. Флеров А.В. Материаловедение и технология! художественной обртаботки древесины М.: 2005 г.
64. Черепахина А.П. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа», 2007 г.
65. Юань-ши «Иcтори^lдинaет'инЮапь»,ШанмаИ-I Іскин,1958 г.