Традиционная технология изготовления изделий из дерева на примере «Согааш бала»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТУВИНСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ИЗ ДЕРЕВА
1.1. Тувинский национальный быт и их виды 6
1.2. Тувинская традиционная утварь 16
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА НА ПРИМЕРЕ «СОГААШ-БАЛА»
2.1. Материалы и инструменты 34
2.2. Технологическая последовательность изготовления «Согааш бала» 46
2.3. Оформление и декор национальной утвари 49
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
3.1. Программа кружка по художественной обработке древесины 11
3.2. Разработка урока «Декорирование с национальными орнаментами утвари «Согааш бала» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТУВИНСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ИЗ ДЕРЕВА
1.1. Тувинский национальный быт и их виды 6
1.2. Тувинская традиционная утварь 16
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА НА ПРИМЕРЕ «СОГААШ-БАЛА»
2.1. Материалы и инструменты 34
2.2. Технологическая последовательность изготовления «Согааш бала» 46
2.3. Оформление и декор национальной утвари 49
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
3.1. Программа кружка по художественной обработке древесины 11
3.2. Разработка урока «Декорирование с национальными орнаментами утвари «Согааш бала» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Тувинские традиционные предметы быта составляли основу хозяйственной деятельности тувинцев. Большая часть тувинских традиционных предметов быта тувинцев изготовлялась в условиях домашнего производства из наиболее доступных легких и прочных материалом - кожи, дерева, бересты и шерсти.Те предметы утвари, что находились на виду, обычно декорировали, делая их украшением всею жилища. И хотя утварь в различных по имущественному положению семьях различалась качеством материала, из которого была изготовлена, ее конструктивные особенности в основном не имели существенных отличий. В XIX - в начале XX в. многообразные предметы быта тувинцев -кочевников образовывали два основных, достаточно устойчивых комплекса: западно- тувинский скотоводческий и восточно- тувинский оленеводческий. В зоне стыка культур западно- тувинских скотоводов и восточно- тувинских оленеводов сформировался переходный скотоводческий комплекс, в каждом из них могут' быть выявлены историко- генетические' слои, отражающие процесс формирования этих комплексов.Строго говоря, к предметам быта относятся все' предметы повседневного домашнего обихода, в том числе' и атрибуты домашних игр. К ним, прежде всего, следует отнести шахматы, которые' имели многие семьи тувинских кочевников.
Переходя к npoблеме происхождения традиционных форм тувинских традиционных предметов быта нами, хотелось бы отметить ограничение возможности се сравнительно-этнографического исследования в целях не только, но и синхронного анализа. Это, прежде всего, связано с парадоксально слабой изученностью утвари у всех народов Сибири.Достаточно яркий пример тому - фундаментальный «Историки-этнографический атлас Сибири», предметы быта, где, один из важнейших компонентов материальной культуры этносов даже не упомянута.
Поэтому выбранная тема выпускной квалификационной работы актуальна. Следует отмстить существенное различие в подходе к изучению
тувинского традиционного быта со стороны археологов и этнографов. У первых именно предметы быта является одним из основных и наиболее надежных и массовых видов исторических источников, публикации и сравнительному изучению которых уделяется серьезное внимание,, чего нельзя сказать о подходе этнографов к аналогичному материалу. Изучения традиционных тувинских предметов быта из дерева, их использования на уроках труда и в проведении внеклассных занятий по техническому труду. Изучение тувинских национальных предметов быта, «согааш бала» на внеклассных занятиях по техническому труду показывает положительное воздействие на детей, развивают интерес у учащихся к творческому труду и к национальной культуре.
Объектом исследования- изучение традиционной технологии изделий из дерева на уроках технического труда.
Предмет исследования-традиционная технология изготовления изделий из дерева на примере «Согааш бала».
Целью исследования является изучение традиционной технологии изделий из дерева для методического обеспечения уроков труда.
Исходя, из поставленной цели исследования решены следующие задачи:
- теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме;
- изучить традиционную технологию изготовления национального предмета быта из дерева;
- разработка программа кружка по разделу художественной обработки древесины
Гипотеза исследования данного исследования заключается в том, что основание материала на занятиях и выполнение традиционных технологий будут эффективны, если в содержание обучения будет введено основ традиционной обработки изготовления тувинских предметов быта.
Методологические основы исследования послужили труды С. И. Вапштейн, Г.К. Грумм-Гржимайло, JI.T. Потапова, В.К. Даржаа. |23|, [27|, [46], [29|.
Методами исследования при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и учебно-методической литературы по -технологии обработки дерева.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данного исследования.
1. метод беседы.
2. метод наблюдения;
3. метод изучения опыта специалистов;
4. метод проектирования;
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями 'технологии в учебном процессе, студентами, обучающимися по педантическим специальностям, учителем в качестве внеклассной работы по -технологии, для -творческой работы учащихся, инструкции для начинающих мастеров.
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трек глав, заключения, библ и о і ра фи чее ко го с п и с ка.
Переходя к npoблеме происхождения традиционных форм тувинских традиционных предметов быта нами, хотелось бы отметить ограничение возможности се сравнительно-этнографического исследования в целях не только, но и синхронного анализа. Это, прежде всего, связано с парадоксально слабой изученностью утвари у всех народов Сибири.Достаточно яркий пример тому - фундаментальный «Историки-этнографический атлас Сибири», предметы быта, где, один из важнейших компонентов материальной культуры этносов даже не упомянута.
Поэтому выбранная тема выпускной квалификационной работы актуальна. Следует отмстить существенное различие в подходе к изучению
тувинского традиционного быта со стороны археологов и этнографов. У первых именно предметы быта является одним из основных и наиболее надежных и массовых видов исторических источников, публикации и сравнительному изучению которых уделяется серьезное внимание,, чего нельзя сказать о подходе этнографов к аналогичному материалу. Изучения традиционных тувинских предметов быта из дерева, их использования на уроках труда и в проведении внеклассных занятий по техническому труду. Изучение тувинских национальных предметов быта, «согааш бала» на внеклассных занятиях по техническому труду показывает положительное воздействие на детей, развивают интерес у учащихся к творческому труду и к национальной культуре.
Объектом исследования- изучение традиционной технологии изделий из дерева на уроках технического труда.
Предмет исследования-традиционная технология изготовления изделий из дерева на примере «Согааш бала».
Целью исследования является изучение традиционной технологии изделий из дерева для методического обеспечения уроков труда.
Исходя, из поставленной цели исследования решены следующие задачи:
- теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме;
- изучить традиционную технологию изготовления национального предмета быта из дерева;
- разработка программа кружка по разделу художественной обработки древесины
Гипотеза исследования данного исследования заключается в том, что основание материала на занятиях и выполнение традиционных технологий будут эффективны, если в содержание обучения будет введено основ традиционной обработки изготовления тувинских предметов быта.
Методологические основы исследования послужили труды С. И. Вапштейн, Г.К. Грумм-Гржимайло, JI.T. Потапова, В.К. Даржаа. |23|, [27|, [46], [29|.
Методами исследования при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и учебно-методической литературы по -технологии обработки дерева.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данного исследования.
1. метод беседы.
2. метод наблюдения;
3. метод изучения опыта специалистов;
4. метод проектирования;
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями 'технологии в учебном процессе, студентами, обучающимися по педантическим специальностям, учителем в качестве внеклассной работы по -технологии, для -творческой работы учащихся, инструкции для начинающих мастеров.
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трек глав, заключения, библ и о і ра фи чее ко го с п и с ка.
В настоящее время предметы быта и древесины больше привлекают внимание исследователей, также они популярны среди народа. Изделия из дерева прочно вошла в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имеет себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, сани, мельницы, лодки и многое другое. Музыкальные инструменты тоже делались из дерева. Резьба является одним из ранних способов украшений из древесины. В настоящее время резьба находит свое применение в украшeнии дач, коттеджей, беседок, детских площадок и т.д. Для приготовления традиционной деревянной утвари, а также подсвечников, шкатулок, деревянных сувениров, служащих украшением любой квартиры или дачи.
Традиционные национальные предметы быта всегда пользовались популярностью у тувинского народа. Изучение' состояния и пeрспектив развития предметов быта имеет больную практическую значимость в условиях возрождения национального самосознания у тувинского народа и развития туризма в нашей республике
Деревянные изделия и изделия из бересты издавна широко изготовлялись в домашних условиях и применялись в быту тувинцев. Причиной тому была не только доступность дерева, бересты и простота их обработки, а также легкость этих материалов. Древесину лучше всего заготавливать поздней осенью или зимой.В это время в стволе дерева меньше влаги. В каждом тувинском хозяйстве делали деревянные чашки, ступки, корытца, сосуды для молока и др., обрабатывали при необходимости бересту, а в Восточной Туве из нее делали не только многие виды утвари, по и покрышки для жилищ. Выбор материала зависит от того, что собираемся сделать мастер.
Задача технологии 'художественной обработки древесины заключается в том, чтобы активно способствовать формированию знаний о национальных предметах быта у учащихся, развитию творческих способностей и эта задача
успешно разрешается тогда, когда в самой школе методика преподавания ориентированa ни высоком уровне. Важной является наличие методических разработок у учителя, что будет способствовать повышению качества преподавания пи уроках технологии.
Поставленные цель а задачи исследования достигнуты. Полученные денные послужит базой для дальнейшего совершенствования знаний по проектированию тувинских традиционных предметов быта в Су.душей педагогической деятельности.
В заключение выпускной квалификационной работы отметим, что на раннем этапе формирующегося хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов технология а организация домашней промышленности и ремесла быстро развивалась, приспосабливаясь в новым формам хозяйства, а в условиях сложившегося хозяйственно-культурного типе в силу его застойного характере их развитие шло чрезвычайно медленно. Главным образом этим обстоятельством объясняется, казалось бы удивительное сохранение в домашнем производстве и ремесле тувинцев в XIX-начале XX в. многих черт, прослеживаемых, у их кочевых предков в далеком прошлом.
Домашние промыслы и ремесло у тувинцев в XIX начале XX в. наряд} со скотоводством составляли основу хозяйственной деятельности тувинцев: важную роль играло а ремесло.
Традиционные национальные предметы быта всегда пользовались популярностью у тувинского народа. Изучение' состояния и пeрспектив развития предметов быта имеет больную практическую значимость в условиях возрождения национального самосознания у тувинского народа и развития туризма в нашей республике
Деревянные изделия и изделия из бересты издавна широко изготовлялись в домашних условиях и применялись в быту тувинцев. Причиной тому была не только доступность дерева, бересты и простота их обработки, а также легкость этих материалов. Древесину лучше всего заготавливать поздней осенью или зимой.В это время в стволе дерева меньше влаги. В каждом тувинском хозяйстве делали деревянные чашки, ступки, корытца, сосуды для молока и др., обрабатывали при необходимости бересту, а в Восточной Туве из нее делали не только многие виды утвари, по и покрышки для жилищ. Выбор материала зависит от того, что собираемся сделать мастер.
Задача технологии 'художественной обработки древесины заключается в том, чтобы активно способствовать формированию знаний о национальных предметах быта у учащихся, развитию творческих способностей и эта задача
успешно разрешается тогда, когда в самой школе методика преподавания ориентированa ни высоком уровне. Важной является наличие методических разработок у учителя, что будет способствовать повышению качества преподавания пи уроках технологии.
Поставленные цель а задачи исследования достигнуты. Полученные денные послужит базой для дальнейшего совершенствования знаний по проектированию тувинских традиционных предметов быта в Су.душей педагогической деятельности.
В заключение выпускной квалификационной работы отметим, что на раннем этапе формирующегося хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов технология а организация домашней промышленности и ремесла быстро развивалась, приспосабливаясь в новым формам хозяйства, а в условиях сложившегося хозяйственно-культурного типе в силу его застойного характере их развитие шло чрезвычайно медленно. Главным образом этим обстоятельством объясняется, казалось бы удивительное сохранение в домашнем производстве и ремесле тувинцев в XIX-начале XX в. многих черт, прослеживаемых, у их кочевых предков в далеком прошлом.
Домашние промыслы и ремесло у тувинцев в XIX начале XX в. наряд} со скотоводством составляли основу хозяйственной деятельности тувинцев: важную роль играло а ремесло.



