Применение программ-тренажеров для развития лексического навыка на
уроках немецкого языка в 9 классе в условиях создания информационно -
образовательной среды
Введение 4
1. Процесс создания информационно-образовательной среды в школе 9
1.1. Понятие «Информационно-образовательная среда» и особенности ее
построения 9
1.2. Информационно-коммуникационные технологии и необходимость их
применения в образовательном процессе 16
1.2.1. Классификация информационно-коммуникационных технологий,
применяемых в образовательном процессе 19
1.3. Особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку на уровне основного общего
образования 22
1.4. Характеристика программ-тренажеров, используемых на уроках иностранного языка 24
Выводы по главе 1 26
2. Развитие лексического навыка при помощи программ-тренажеров в процессе обучения немецкому языку в 9 классе 28
2.1. Психолого-возрастные особенности обучающихся 9 класса 28
2.2. Особенности развития лексического навыка на уроках иностранного
языка 31
2.3. Практическое применение программ-тренажеров на уроках немецкого
языка в 9 классе 34
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б 50
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Приложение Е 59
Приложение Ж 61
Приложение И 62
Приложение К 63
Приложение Л 64
Приложение М 66
В наши дни общество делает стремительный переход от использования традиционных средств к применению информационных ресурсов в различных сферах. Образовательная сфера не является исключением. Практически каждая школа в настоящий момент оборудована всем необходимым для этого, а именно, компьютерными классами, интерактивными досками. Кроме того, образовательные учреждения имеют свободный доступ в Интернет. Современная ситуация закладывает основы культурно-образовательного развития нового века, исходя из чего важно выйти на иной уровень синтеза инноваций и лучших педагогических концепций прошлого и настоящего, признавая их равноценность и дополняемость.
В связи с этим, одной из главных задач образовательных учреждений является создание информационно-образовательных среды, которая помогла бы взаимодействию обучающихся и преподавателей. Создание информационно¬образовательной среды учреждения стало возможным начать с малого - с применения ИКТ в процессе обучения.
Важной задачей при обучении иностранному языку является обучение лексике. Лексические навыки считаются важнейшими ввиду их практического применения в речи, исходя из ведущей цели изучения иностранного языка - формирования коммуникативной компетенции. Недостаточно сформированный словарный запас порождает такие проблемы, как чувство неуверенности у обучающихся и нежелание говорить на иностранном языке из-за страха допустить ошибку. Во избежание названных проблем, необходимо организовывать учебный процесс таким образом, чтобы разнообразные дополнительные средства повышали эффективность обучения. Одним из таких средств, на наш взгляд, является применение компьютерных программ-тренажеров как разновидности ИКТ. Этот факт послужил формулированию темы данной выпускной квалификационной работы: «Применение программ-тренажеров для развития лексического навыка на уроках немецкого языка в 9 классе в условиях создания информационно-образовательной среды».
Современный уровень развития информационных технологий, оснащённость школ компьютерной техникой, наличие сети Интернет в образовательных учреждениях являются предпосылками для модернизации процесса обучения. Необходимость создания информационно-образовательной среды и использования ИКТ в различных вариациях в образовательном процессе, а именно, в процессе преподавания иностранных языков, определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предметом исследования выступают обучающие программы-тренажеры, функционирующие в режиме онлайн.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытной проверке эффективности использования программ-тренажеров в процессе изучения лексического материала на уроках немецкого языка в 9 классе...
В данной выпускной квалификационной работе было рассмотрено развитие лексического навыка на уроках иностранного языка, а также особенности обучения лексике в 9 классе с использованием Интернет-программ «LearningApps», «ЕТреники» и «Quizlet».
В настоящее время общество входит в совершенно новую стадию своего развития, которая подразумевает постепенный отказ от использования традиционных средств в пользу информационных ресурсов. Развитие современного общества и всех сфер жизнедеятельности обуславливает прогресс и в сфере области образования. Следовательно, создание информационно - образовательной среды, а также применение ИКТ в процессе обучения становится условием успешной преподавательской деятельности.
Проведенный анализ теоретического материала показал особенности построения информационно-образовательной среды, необходимость
использования ИКТ в процессе обучения, а также каким образом и с какой целью современный учитель может применять их при обучении иностранному языку.
Практическая часть работы представляет психолого-возрастные особенности обучающихся 9 класса, особенности развития лексического навыка, а также содержит разработанный автором исследования комплекс упражнений, направленных на развитие лексического навыка при помощи программ- тренажеров на основе УМК «Горизонты» для 7 класса (авторы М.М. Аверин, Ф. Джин и др.).
Данный комплекс был апробирован в течение педагогической практики при работе с УМК «Горизонты» для 7 класса в рамках темы “ MeinePlane” в КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат», г. Красноярск, в 9 «Б» классе.
В ходе решения задач исследования, была достигнута цель - использование программ-тренажеров как разновидности ИКТ для развития лексического навыка на уроках иностранного языка в 9 классе является эффективным. Применение программ-тренажеров, функционирующих в режиме онлайн, положительно сказывается на освоении нового лексического материала.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса уроков, а также более широкого перечня упражнений с использованием различных ИКТ-ресурсов по другим темам УМК «Горизонты» для 7 класса (авторы М.М. Аверин, Ф. Джин и др.).
1. Аверин М.М. Немецкий язык 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. М.: Просвещение: Cornlesen, 2013. 96 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Алтайцев А.М. Информационно-образовательная среда как педагогическая система осуществления дидактического взаимодействия преподавания и учения (самообучения) // Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению: Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Н. Д. Корчаловой, И. Е. Осипчик. Минск: Изд. центр БГУ, 2009. С. 129-136.
4. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98-113.
5. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский. Учебное пособие. М.: ТетраСистемс, 2005. 288 с.
6. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. М., 2000. 157 с.
7. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 36-40.
8. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике / В.П. Беспалько // Советская педагогика. 1990. №7. С. 59-60.
9. Бочкова Р.В., Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 304 с.
10. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов. М.: Высшая школа, 2001. 288 с.
11. Всё для учителя [Электронный ресурс]. URL: https://for-
teacher.ru/edu/shkolnomu psihologuZdoc-qov17w0.html (дата обращения:
12.04.2019).
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. Лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
14. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 187-188.
15. ЕТреники [Электронный ресурс]. URL: https://etreniki.ru/ (дата обращения: 30.03.2019)...37