Развитие творческих способностей школьников на примере изготовления изделий из металла
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 7
1.1 Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии (технический труд) 7
1.2 Творческая активность учителя как условие развития творческих способностей
школьников 17
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ
МЕТАЛЛА 23
2.1. Диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся 23
2.2. Тематическое планирование раздела «Технология обработки металлов» и
разработки уроков 28
2.3. Выполнение творческого проекта по технологии обработки металла 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 7
1.1 Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии (технический труд) 7
1.2 Творческая активность учителя как условие развития творческих способностей
школьников 17
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ
МЕТАЛЛА 23
2.1. Диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся 23
2.2. Тематическое планирование раздела «Технология обработки металлов» и
разработки уроков 28
2.3. Выполнение творческого проекта по технологии обработки металла 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность. В настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся на уроках технологии необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество [1].
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:
• приобщить учащихся к творческой работе;
• привить интерес к творчеству, поиску;
• развить навыки созидания, самореализации.
Под педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности[1].
Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем,способность к «свёртыванию», способность к «сцеплению» (увязыванию старой информации с новой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность доведения дела до конца и т.д.
Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
Большую помощь в развитии творческих способностей школьников на уроках технологии может оказать изготовление изделий из металла.
Объект исследования: развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.
Целью данного исследования является изучение особенностей развития творческих способностей школьников, при изучении и изготовлении изделий из металла.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую, методическую и нормативно¬
регламентирующую литературу, посвященную проблеме исследования;
• Раскрыть принципы управления творческим процессом;
• Рассмотреть структуру творческого процесса;
• Разработать уроки, направленные на развитие творческих способностей школьников на уроках технологии;
• Написать творческий проект по изготовлению изделий из металла;
• Провести экспериментальное изучение по проблеме исследования.
В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
• Анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
• Изучение нормативно-регламентирующих и учебно-методических материалов по теме исследования.
• Тестирования для определения уровня развития творческого потенциала учащихся.
Теоретическую и методологическую основу научно-исследовательской работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, педагогов, занимающихся проблемами развития творческих способностей школьников, а также материалы средств массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в работе систематизированы и обобщены знания по развитию творческих способностей учащихся и разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника, более плотно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности. Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания. [10]
Терский В. Н. - друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт[10].
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников - это единство обучения и творчества.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество [1].
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:
• приобщить учащихся к творческой работе;
• привить интерес к творчеству, поиску;
• развить навыки созидания, самореализации.
Под педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности[1].
Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем,способность к «свёртыванию», способность к «сцеплению» (увязыванию старой информации с новой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность доведения дела до конца и т.д.
Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
Большую помощь в развитии творческих способностей школьников на уроках технологии может оказать изготовление изделий из металла.
Объект исследования: развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.
Целью данного исследования является изучение особенностей развития творческих способностей школьников, при изучении и изготовлении изделий из металла.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую, методическую и нормативно¬
регламентирующую литературу, посвященную проблеме исследования;
• Раскрыть принципы управления творческим процессом;
• Рассмотреть структуру творческого процесса;
• Разработать уроки, направленные на развитие творческих способностей школьников на уроках технологии;
• Написать творческий проект по изготовлению изделий из металла;
• Провести экспериментальное изучение по проблеме исследования.
В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
• Анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
• Изучение нормативно-регламентирующих и учебно-методических материалов по теме исследования.
• Тестирования для определения уровня развития творческого потенциала учащихся.
Теоретическую и методологическую основу научно-исследовательской работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, педагогов, занимающихся проблемами развития творческих способностей школьников, а также материалы средств массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в работе систематизированы и обобщены знания по развитию творческих способностей учащихся и разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника, более плотно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности. Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания. [10]
Терский В. Н. - друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт[10].
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников - это единство обучения и творчества.
В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно, гипотеза подтверждена.
В первой главе показано, что творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена структура творческого процесса, управление творческим процессом. Показано, что развитие творческих способностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя.
Во второй главе были рассмотрены такие проблемы как: развитие и реализация творческого потенциала у учащихся на уроках технологии, проведена диагностика уровня творческого потенциала школьников, разработаны уроки, написан творческий проект по технологии обработки металла.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются развитие личности, творческого мышления, обучение способам самостоятельной деятельности. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску,созиданию.
- творческий учитель тот, кто участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.
Цель работы - изучение особенностей развития творческих способностей школьников, разработка материалов, способствующих развитию творческих способностей школьников на уроках технологии на примере изготовления изделий из металла - достигнута с помощью решения следующих задач:
• Изучена психолого-педагогическая, методическая и нормативно-регламентирующая литература, посвященная проблеме исследования;
• Дана характеристика основным принципам управления творческим процессом;
• Рассмотрена структура творческого процесса;
• Разобраны уровни развития творческого потенциала у учащихся;
• Составлено тематическое планирование по разделу «Технология обработки металла»;
• Проведена диагностика уровня развития творческих способностей школьников;
• Разработаны уроки, направленные на развитие творческих способностей школьников на уроках технологии, составлено тематическое планирование;
• Составлен план выполнения творческого проекта по изготовлению изделий из металла, изготовлены каминные приборы из металла и написан по ним проект.
В первой главе показано, что творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена структура творческого процесса, управление творческим процессом. Показано, что развитие творческих способностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя.
Во второй главе были рассмотрены такие проблемы как: развитие и реализация творческого потенциала у учащихся на уроках технологии, проведена диагностика уровня творческого потенциала школьников, разработаны уроки, написан творческий проект по технологии обработки металла.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются развитие личности, творческого мышления, обучение способам самостоятельной деятельности. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску,созиданию.
- творческий учитель тот, кто участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.
Цель работы - изучение особенностей развития творческих способностей школьников, разработка материалов, способствующих развитию творческих способностей школьников на уроках технологии на примере изготовления изделий из металла - достигнута с помощью решения следующих задач:
• Изучена психолого-педагогическая, методическая и нормативно-регламентирующая литература, посвященная проблеме исследования;
• Дана характеристика основным принципам управления творческим процессом;
• Рассмотрена структура творческого процесса;
• Разобраны уровни развития творческого потенциала у учащихся;
• Составлено тематическое планирование по разделу «Технология обработки металла»;
• Проведена диагностика уровня развития творческих способностей школьников;
• Разработаны уроки, направленные на развитие творческих способностей школьников на уроках технологии, составлено тематическое планирование;
• Составлен план выполнения творческого проекта по изготовлению изделий из металла, изготовлены каминные приборы из металла и написан по ним проект.
Подобные работы
- Использование и применение системы автоматизированного проектирования «Компас 3D» на уроках технологии для формирования инженерного мышления школьников
Дипломные работы, ВКР, технология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2013 - Развитие творческой активности подростков средствами
декоративно-прикладного искусства
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОФОРМЛЕНИЮ ИНТЕРЬЕРА
В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование умений и навыков изготовления ювелирных изделий у студентов 2 курса «Проектирование, технология и производственное мастерство» (направление подготовки 54.03.02 декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль художественная обработка металла)
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2018



