ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 7
1.1 Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии (технический труд) 7
1.2 Творческая активность учителя как условие развития творческих способностей
школьников 17
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ
МЕТАЛЛА 23
2.1. Диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся 23
2.2. Тематическое планирование раздела «Технология обработки металлов» и
разработки уроков 28
2.3. Выполнение творческого проекта по технологии обработки металла 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность. В настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся на уроках технологии необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество [1].
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:
• приобщить учащихся к творческой работе;
• привить интерес к творчеству, поиску;
• развить навыки созидания, самореализации.
Под педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности[1].
Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем,способность к «свёртыванию», способность к «сцеплению» (увязыванию старой информации с новой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность доведения дела до конца и т.д.
Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
Большую помощь в развитии творческих способностей школьников на уроках технологии может оказать изготовление изделий из металла.
Объект исследования: развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.
Целью данного исследования является изучение особенностей развития творческих способностей школьников, при изучении и изготовлении изделий из металла.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую, методическую и нормативно¬
регламентирующую литературу, посвященную проблеме исследования;
• Раскрыть принципы управления творческим процессом;
• Рассмотреть структуру творческого процесса;
• Разработать уроки, направленные на развитие творческих способностей школьников на уроках технологии;
• Написать творческий проект по изготовлению изделий из металла;
• Провести экспериментальное изучение по проблеме исследования.
В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
• Анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
• Изучение нормативно-регламентирующих и учебно-методических материалов по теме исследования.
• Тестирования для определения уровня развития творческого потенциала учащихся.
Теоретическую и методологическую основу научно-исследовательской работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, педагогов, занимающихся проблемами развития творческих способностей школьников, а также материалы средств массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в работе систематизированы и обобщены знания по развитию творческих способностей учащихся и разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника, более плотно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности. Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания. [10]
Терский В. Н. - друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт[10].
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников - это единство обучения и творчества.
В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно, гипотеза подтверждена.
В первой главе показано, что творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена структура творческого процесса, управление творческим процессом. Показано, что развитие творческих способностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя.
Во второй главе были рассмотрены такие проблемы как: развитие и реализация творческого потенциала у учащихся на уроках технологии, проведена диагностика уровня творческого потенциала школьников, разработаны уроки, написан творческий проект по технологии обработки металла.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются развитие личности, творческого мышления, обучение способам самостоятельной деятельности. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску,созиданию.
- творческий учитель тот, кто участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.
Цель работы - изучение особенностей развития творческих способностей школьников, разработка материалов, способствующих развитию творческих способностей школьников на уроках технологии на примере изготовления изделий из металла - достигнута с помощью решения следующих задач:
• Изучена психолого-педагогическая, методическая и нормативно-регламентирующая литература, посвященная проблеме исследования;
• Дана характеристика основным принципам управления творческим процессом;
• Рассмотрена структура творческого процесса;
• Разобраны уровни развития творческого потенциала у учащихся;
• Составлено тематическое планирование по разделу «Технология обработки металла»;
• Проведена диагностика уровня развития творческих способностей школьников;
• Разработаны уроки, направленные на развитие творческих способностей школьников на уроках технологии, составлено тематическое планирование;
• Составлен план выполнения творческого проекта по изготовлению изделий из металла, изготовлены каминные приборы из металла и написан по ним проект.
1. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская //Психологический журнал. 1995. Т. 16. - № 5.
2. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996.
3. Вельдбрехт, Е. Е. Диагностика творческих способностей / Е. Е. Вельдбрехт. - Херсон :Видавництво ХДПУ, 2002. - 104 с.
4. Воронов К.В. Образовательная программа «Художественная обработка металла», -С-Пб, 2008
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя /Л. С. Выготский. 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
6. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - М. : Прометей, 1993. 33 с.
7. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования. Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. - 2003. - 84с.
8. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб., 2005. - 293 с.
9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб. :
Питер Ком, 1999. -368 с Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2003. - №2.
10.Зязюн, И.А. Онтология педагогического творчества / И.А. Зязюн // Педагогическая техника. - 2006. - № 2. - С. 154-164
11.Инновации в образовательных технологиях / И. Б. Мылова. СПб.: СПбАППО, 2012
12. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия, 2002. - 480с
13. Кругликов, Г. И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности / Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко. - Курск : Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 1998. 321 с.
14. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.
15. Лепетюх И.А., Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии», 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http:vejdelevka-school.narod.ru/opitLIA.doc
16. Маникенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. Учебник для подготовки рабочих на производстве. Изд.5-е, переработ. -М.: «Высшая школа», 1973, 464с, с илл.
17. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в усло- виях реализации ФГОС. Выпуск 9: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. М. М. Зиновкина // Концепт. -Приложение № 28. - Киров: МЦИТО, 2014. - 150 с. [Электронный ресурс] -Режим доступа URL: http: ZZe-koncept.ru/static/files/28. pdf
18. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000.
19. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов. 5-9 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений .- 6-е изд.. М.: Просвещение, 2004.- 240 с. : ил.;
20. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеев: под ред.Е.С.Полат.-М.:Академия, 2002, -272с.
21. Полевщикова Т. И. Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии на основе марийских народных ремесел //Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2014. № 2 (82)
22. Павлова, М. Б. Технологическое и предпринимательское образование России / М. Б. Павлова. -Н. Новгород : НГЦ, 2003. - 173 с.
23. Полевщикова, Т. И. Дизайн-проектирование : учебное пособие / Т. И. Полевщикова, М. Г. Букреева. -Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2011. - 228 с.
24. Полевщикова, Т. И. Художественные ремесла. Сборник образовательных программ по технологии /Т. И. Полевщикова. - Йошкар-Ола : Педагогическая инициатива, 2007. - 128 с.
25. Развитие творческих способностей учащихся//Технология. Все для учителя. Пилотный выпуск, 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e- osnova.ru/PDF/osnova 20 0 2585.pdf
26. Рубашенко С.А. Роль учителя в развитии творческих способностей младших школьников//Научный поиск №4.5, 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //sspu.m/pages/j ournal/arhiv/4.5_2012. pdf
27. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-хтт./Под ред.В.В.Давыдова.-Т.1. -М.:Большая Российская энциклопедия, 1993. -534с.
28. Сайниев Н. С. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/12(88)/sainiyev_12_88_308_31
3. pdf
29. Салангина Н.Ю. Развитие творческих способностей школьников в рамках внеурочной деятельности//Инновационные технологии образования. Вестник МГПУ
30. Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: Программа. 5-8 классы.- М.: Вентана- Граф,2005.- 96с.
31. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Т.. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2006. - 120с.
32. Синенко В.Я. Профессионализм учителя//Педагогика -1999.-№5, -с.45-51.
33. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. -49с.
34. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.
35. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - М.: Издательство Вентана Граф, 1998. - 263c.
36. Симоненко В.Д., Тищенко А.Т, Самородский П.С.: под редакцией Симоненко В.Д. Технология: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков - М.: Просвещение, 2005 . - 191 с.
37. Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л., Орлов Б.И.: под редакцией Симоненко В.Д. Программа по технологии. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. - вариант для мальчиков - М.: Просвещение, 2006.
38. Тарасова Е.И., Сомкина Т.И. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методика преподавания технологии» для студентов очного и заочного отделения специальности «Технология и предпринимательство». - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005.¬26 с.
39. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов сред. пед.
учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: издательский центр
«Академия»,1998. -288с.
40. Терновой А. О критериях профессионализма педагога//Воспитание школьников. -1994. №6. - с.10-11.
41. Технология. Методика обучения технологии. 5 - 9 кл.: Метод. Пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003. - 224 с.: ил.
42. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс / Сост. Барылкина Л.П., Соколова С.Е.. - М.: 5 за знания, 2006. - 208 с.
43. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ/Под ред. А. А. Кузнецова. -М.: «Педагогика», 1978. - 176 с.: ил.
44. Тхоржевский А.В.. Методика трудового обучения с практикумом. - М.; Просвещение, 1999. - 345 с.
45. Терехова В.Г. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе. Челябинск, 2002.
46. Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
47. Хотунцев Ю.Л. Проблемы образовательной области «Технология» // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. - 49с.
48. Хотунцев Ю.Л., Дубровская Л.И., Марченко А.В. Преподавание
образовательной области «Технология». МНОО - М., 2004.
49. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4. - с.61.
50. Яцкова О.Ю. Технологии развития творческого потенциала учащихся Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с.