Развитие умений монологической и диалогической речи у обучающихся основной школы средствами ролевой игры на уроке английского языка
|
Введение 4
1. Теоретические основы изучения проблемы потенциала ролевых игр как средства развития умений монологической и диалогической речи у
обучающихся основной школы на уроках английского языка 9
1.1. Психолого-педагогические и методические особенности обучения
иностранным языкам в основной школе 9
1.2. Особенности обучения диалогической речи в основной школе 13
1.3. Особенности обучения монологической речи в основной школе 20
1.4. Ролевая игра и её психолого-педагогические и методические
особенности 24
Выводы по главе 1 31
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию умений монологической и диалогической речи обучающихся 8-ых классов на уроках иностранного языка средствами ролевых игр 33
2.1. Разработка и апробация ролевых игр «Who is it?», «Give me a chance!», «Travelling is a big deal», «Famous people», «A school reunion party» к учебно-методическому комплекту (УМК) «Forward» 8 класс (авторы: М.В. Вербицкая,
С.Маккинли, Б. Хастингс, О.С.Миндрул) на уроках английского языка 33
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с применением
ролевых игр 47
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А 68
Приложение Б 69
Приложение В 77
Приложение Г 84
Приложение Д 89
Приложение Е 100
Приложение Ж 103
Приложение И 106
Приложение К 107
Приложение Л 108
Приложение М 109
Приложение Н 113
Приложение П 115
Приложение Р 116
Приложение С 117
Приложение Т 118
Приложение У 120
Приложение Ф 121
Приложение Х 122
Приложение Ц 123
1. Теоретические основы изучения проблемы потенциала ролевых игр как средства развития умений монологической и диалогической речи у
обучающихся основной школы на уроках английского языка 9
1.1. Психолого-педагогические и методические особенности обучения
иностранным языкам в основной школе 9
1.2. Особенности обучения диалогической речи в основной школе 13
1.3. Особенности обучения монологической речи в основной школе 20
1.4. Ролевая игра и её психолого-педагогические и методические
особенности 24
Выводы по главе 1 31
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию умений монологической и диалогической речи обучающихся 8-ых классов на уроках иностранного языка средствами ролевых игр 33
2.1. Разработка и апробация ролевых игр «Who is it?», «Give me a chance!», «Travelling is a big deal», «Famous people», «A school reunion party» к учебно-методическому комплекту (УМК) «Forward» 8 класс (авторы: М.В. Вербицкая,
С.Маккинли, Б. Хастингс, О.С.Миндрул) на уроках английского языка 33
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с применением
ролевых игр 47
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А 68
Приложение Б 69
Приложение В 77
Приложение Г 84
Приложение Д 89
Приложение Е 100
Приложение Ж 103
Приложение И 106
Приложение К 107
Приложение Л 108
Приложение М 109
Приложение Н 113
Приложение П 115
Приложение Р 116
Приложение С 117
Приложение Т 118
Приложение У 120
Приложение Ф 121
Приложение Х 122
Приложение Ц 123
В настоящее время умение общаться является одним из ключевых показателей успешности человека. Зачастую изучение иностранного языка для многих заключается в механическом заучивании слов и грамматических структур, что, безусловно, снижает интерес обучающихся к иностранному языку. Ввиду этого перед учителем, помимо основной цели обучения иностранному языку, установленной Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [Федеральный государственный...., 2010], а
именно - развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в единстве ее языкового, речевого, компенсаторного, социокультурного и учебно¬познавательного компонентов и достижения ее допорогового уровня развития, возникает еще одна сложная задача - организовать образовательный процесс максимально интересно для обучающихся, чтобы они захотели применять имеющиеся у них знания на практике [Методика обучения., 2010].
Оригинальным решением данной проблемы является ролевая игра, эффективность которой в своих работах отмечали такие методисты и психологи, как Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Д. Гальскова, А.В. Конышева и другие. Данный метод позволяет не только повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, но и развить творческий потенциал как обучающихся, так и самого преподавателя. В процессе использования ролевой игры, а именно проигрывании диалогов и построения в рамках диалогов микромонологов, в последующем создающих основу для полноценного монологического высказывания, обучающиеся развивают логическое мышление, учатся использовать имеющиеся у них знания без предварительной подготовки для выражения собственного мнения, а также эмоционально адекватно реагировать на реплики партнера, тем самым развивая эмотивный лексикон.
Все вышесказанное позволит обучающимся успешно решать коммуникативные задачи не только на уроках и в повседневной жизни, но и при сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ), где в устной части в заданиях №2 и №3 обучающиеся должны продемонстрировать свои умения диалогической и монологической речи в различных видах диалога и тематическом монологическом высказывании соответственно [ФИПИ. Демоверсии..., 2019].
Несмотря на очевидный интерес педагогической науки к использованию ролевых игр для активизации диалогической и монологической речи обучающихся, на практике данный вид активности используется относительно редко. Существует определенная проблема между запросом со стороны обучающегося к вовлечению в активные виды деятельности на уроке и традиционными подходами, ориентированными преимущественно на фронтальную или индивидуальную формы работы. Кроме того, не обеспечивается последовательная работа над развитием диалогических и монологических умений обучающихся, контролируемая в контрольно-измерительных материалах ОГЭ.
Ввиду того, что разыгрывание диалогов в ходе ролевой игры подразумевает под собой умение обучающихся строить небольшие монологические высказывания в форме реплик реагирования на вопросы оппонента, включающие в себя выражение и аргументацию своего мнения, представление информации о себе, своих предпочтениях и т.п., нами было принято решения рассматривать монологическую и диалогическую формы речи во взаимосвязи друг с другом, а именно диалогическую речь в рамках ролевой игры как основу для последующего полноценного монологического высказывания обучающихся...
именно - развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в единстве ее языкового, речевого, компенсаторного, социокультурного и учебно¬познавательного компонентов и достижения ее допорогового уровня развития, возникает еще одна сложная задача - организовать образовательный процесс максимально интересно для обучающихся, чтобы они захотели применять имеющиеся у них знания на практике [Методика обучения., 2010].
Оригинальным решением данной проблемы является ролевая игра, эффективность которой в своих работах отмечали такие методисты и психологи, как Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Д. Гальскова, А.В. Конышева и другие. Данный метод позволяет не только повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, но и развить творческий потенциал как обучающихся, так и самого преподавателя. В процессе использования ролевой игры, а именно проигрывании диалогов и построения в рамках диалогов микромонологов, в последующем создающих основу для полноценного монологического высказывания, обучающиеся развивают логическое мышление, учатся использовать имеющиеся у них знания без предварительной подготовки для выражения собственного мнения, а также эмоционально адекватно реагировать на реплики партнера, тем самым развивая эмотивный лексикон.
Все вышесказанное позволит обучающимся успешно решать коммуникативные задачи не только на уроках и в повседневной жизни, но и при сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ), где в устной части в заданиях №2 и №3 обучающиеся должны продемонстрировать свои умения диалогической и монологической речи в различных видах диалога и тематическом монологическом высказывании соответственно [ФИПИ. Демоверсии..., 2019].
Несмотря на очевидный интерес педагогической науки к использованию ролевых игр для активизации диалогической и монологической речи обучающихся, на практике данный вид активности используется относительно редко. Существует определенная проблема между запросом со стороны обучающегося к вовлечению в активные виды деятельности на уроке и традиционными подходами, ориентированными преимущественно на фронтальную или индивидуальную формы работы. Кроме того, не обеспечивается последовательная работа над развитием диалогических и монологических умений обучающихся, контролируемая в контрольно-измерительных материалах ОГЭ.
Ввиду того, что разыгрывание диалогов в ходе ролевой игры подразумевает под собой умение обучающихся строить небольшие монологические высказывания в форме реплик реагирования на вопросы оппонента, включающие в себя выражение и аргументацию своего мнения, представление информации о себе, своих предпочтениях и т.п., нами было принято решения рассматривать монологическую и диалогическую формы речи во взаимосвязи друг с другом, а именно диалогическую речь в рамках ролевой игры как основу для последующего полноценного монологического высказывания обучающихся...
В результате проведенной работы, нами был осуществлен анализ литературы по проблеме исследования, а именно выявлены возрастные психолого-педагогические и методические особенности обучающихся основной школы, даны определения понятий «диалогическая речь» как «объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетанию устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения» [Приводится по: Божик, 2013, с.58], «дилогические умения» как «умения обмениваться репликами в диалоге и полилоге, проводить свою стратегическую линию в общении, учитывать новых партнеров, вступающих в коммуникацию, прогнозировать поведение собеседников, их высказывания, исходы той или иной ситуации» [Пассов, 2010, с. 473-474], «монологическая речь» как «форме устной речи, создаваемая одним человеком и являющаяся контекстной, однонаправленной и непрерывной» [Шатилов, 1986, с. 79], а также выявлены особенности обучения диалогической и монологической речи обучающихся основной школы.
Также были проанализированы методические подходы к определению понятия «ролевая игра» как «ситуативно-управляемому речевому упражнению, направленному на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения» [Конышева, 2006, с.22], определены психолого-педагогические и методические характеристики данного метода, а именно функции ролевой игры (мотивационно-побудительная, обучающая, воспитательная, ориентирующая, компенсаторная), ее педагогическая и воспитательная ценность в формировании речевых навыков, повышении уровня мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, закреплении языкового материала, преодолении психологических барьеров; выделены особенности организации ролевых игр, методические требования к реализации ролевых игр на уроке иностранного языка, их компонентный состав (сюжет, роли, игровые действия, игровые отношения, содержание, игровые предметы) и порядок проведения (подготовительный этап, этап проведения, этап контроля).
В заключении нами был проведен анализ практической деятельности, в ходе которой были разработаны и апробированы в образовательном учреждении пять ролевых игры для обучающихся 8-ых классов с целью развития умений диалогической и монологической речи на уроках английского языка. На основе полученных данных по итогам всех пяти ролевых игр, а также сопоставительном анализе с результатами контрольной группы, где на занятиях не применялись ролевые игры, можно сделать вывод о том, что созданные нами ролевые игры «Who is it?», «Give me a chance!», «Travelling is a big deal», «Famous people» и «A school reunion party» являются эффективным способом развития умений диалогической речи, и на их основе умений монологической речи у обучающихся основной школы на уроках английского языка.
Также были проанализированы методические подходы к определению понятия «ролевая игра» как «ситуативно-управляемому речевому упражнению, направленному на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения» [Конышева, 2006, с.22], определены психолого-педагогические и методические характеристики данного метода, а именно функции ролевой игры (мотивационно-побудительная, обучающая, воспитательная, ориентирующая, компенсаторная), ее педагогическая и воспитательная ценность в формировании речевых навыков, повышении уровня мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, закреплении языкового материала, преодолении психологических барьеров; выделены особенности организации ролевых игр, методические требования к реализации ролевых игр на уроке иностранного языка, их компонентный состав (сюжет, роли, игровые действия, игровые отношения, содержание, игровые предметы) и порядок проведения (подготовительный этап, этап проведения, этап контроля).
В заключении нами был проведен анализ практической деятельности, в ходе которой были разработаны и апробированы в образовательном учреждении пять ролевых игры для обучающихся 8-ых классов с целью развития умений диалогической и монологической речи на уроках английского языка. На основе полученных данных по итогам всех пяти ролевых игр, а также сопоставительном анализе с результатами контрольной группы, где на занятиях не применялись ролевые игры, можно сделать вывод о том, что созданные нами ролевые игры «Who is it?», «Give me a chance!», «Travelling is a big deal», «Famous people» и «A school reunion party» являются эффективным способом развития умений диалогической речи, и на их основе умений монологической речи у обучающихся основной школы на уроках английского языка.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Ролевые игры как средство развития диалоговой речи обучающихся на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Использование интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Игра как средство обучения английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Интерактивные методы формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление языкового барьера при обучении диалогической речи на уроках
английского языка в 8 классе основной школы
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020





