Введение 4
1. Поликодовый текст как лингвистический феномен в учебно-педагогическом процессе 8
1.1. Понятие поликодового текста в научной литературе 8
1.2. Роль принципа наглядности на уроке иностранного языка 12
1.2.1. Функции поликодового текста в процессе обучения иностранному языку.. 14
1.2. Учебно-методические комплексы и дидактический материал с содержанием поликодовых текстов на уроках немецкого языка в старших классах 16
Выводы по главе 1 21
2. Практическое применение поликодового текста при подготовке к устной
части ЕГЭ по немецкому языку 24
2.1. Общая структура ЕГЭ по иностранному языку 24
2.1.1. Характеристика раздела «Говорение» 27
2.1.2. Особенности заданий 3 и 4 устной части ЕГЭ по немецкому языку 29
2.2. Примеры практических упражнений с содержанием поликодовых текстов для
подготовки к заданиям 3 и 4 устной части ЕГЭ по немецкому языку на основе
УМК «Horizonte 10. Deutsch als 2. Fremdsprache» (авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин
и др.) 34
2.2.1. Анализ эффективности применения поликодовых текстов при подготовке к устной части ЕГЭ 39
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение А 51
Приложение Б 52
Приложение В 58
Приложение Г 59
Приложение Д 60
Приложение Е 61
Приложение Ж 62
Приложение И 63
Приложение К 65
Приложение Л 66
В современных условиях развития общества владение иностранным языком является одним из ключевых требований для молодых специалистов во многих компаниях и учреждениях. В связи с этим возникает острая необходимость в оптимизации образовательного процесса во избежание тяжелых социокультурных последствий. Целью обучения иностранному языку в школе является формирование у обучающихся практических умений и навыков его использования как средства общения.
Согласно ФГОС среднего общего образования, одним из главных результатов изучения иностранного языка в школе является сформированность у обучающихся коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире [Федеральный государственный..., 2012]. В соответствии с этим, для контроля коммуникативных умений в разных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении) и языковых знаний и навыков был разработан и введен единый государственный экзамен по иностранному языку, включающий в себя письменную и устную части.
Однако, как показывает практика и статистика, на данный момент наблюдается недостаточный уровень подготовки обучающихся. Такая ситуация, на наш взгляд, обуславливает намерение Рособрнадзора ввести иностранный язык в качестве обязательного выпускного экзамена к 2022 году. Возможное нововведение предполагает предварительное разрешение ряда комплексных задач, в частности, поиска более эффективных путей обучения, которые позволят обучающимся овладеть необходимыми лексическими, грамматическими и речевыми навыками, регламентированными стандартом ФГОС.
Необходимо отметить, что в процессе развития вышеперечисленных навыков обучающихся особую роль занимает реализация методического принципа наглядности. Актуальность применения наглядных средств в процессе обучения иностранному языку в старших классах обусловлена необходимостью осуществления всесторонней подготовки обучающихся к устной части ЕГЭ по иностранному языку.
Ведущей разновидностью наглядности, используемой на уроках иностранного языка является поликодовый текст. Этот лингвистический феномен представляет собой «случаи сочетания естественного кода с кодом какой-либо иной семиотической системы» [Ейгер, Юхт, 1974, с. 107]. В учебно-педагогическом процессе поликодовый текст выполняет различные функции и задействуется педагогом при обучении лексической и грамматической стороне языка.
Таким образом, с учетом указанных противоречий был осуществлен выбор темы исследования: «Использование поликодовых текстов при подготовке обучающихся старших классов к устной части ЕГЭ».
Объектом исследования выступает процесс обучения немецкому языку в старших классах...
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена специфика понятия «поликодовый текст» как лингвистического феномена; выявлены его функции в процессе обучения иностранному языку и роль как средства наглядности на уроках иностранного языка; проанализированы характерные особенности раздела «Говорение» и заданий устной части ЕГЭ по немецкому языку; разработаны и апробированы практические упражнения с применением поликодовых текстов для подготовки обучающихся старших классов к заданиям 3 и 4 устной части экзамена.
В ходе исследования было установлено, что применение поликодовых текстов на уроках немецкого языка способствует более быстрому восприятию и запоминанию нового материала, укреплению ассоциативных связей и развитию творческого воображения обучающихся.
При анализе темы «Die Familie» в УМК «Horizonte 10. Deutsch als 2. Fremdsprache» (авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин и др.) нами была выявлена недостаточная визуализация представленного лексического материала. Так, с целью углубленного изучения темы «Семья» (посредством расширения предложенных лексических единиц) для подготовки обучающихся к заданиям 3 и 4 устной части ЕГЭ, нами были разработаны практические упражнения на основе поликодовых текстов.
Результаты апробации ряда упражнений в ходе практической деятельности доказали целесообразность использования поликодовых текстов на уроках немецкого языка в процессе развития лексического навыка обучающихся 10-х классов.
Дальнейшая перспектива исследования заключается в разработке практических упражнений к другим темам в УМК «Horizonte 10. Deutsch als 2. Fremdsprache» (авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин и др.).