Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы лидерства младших школьников ... 7
1.1 Сущность понятия «лидерство» 7
1.2 Особенности проявления лидерства у младших школьников 19
1.3 Способы формирования лидерства у младших школьников 29
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по изучению проявлений лидерских качеств младших школьников 38
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению лидерства
младших школьников 38
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 45
2.3 Описание программы занятий на основе использования игровых
заданий, обеспечивающих развитие лидерских качеств младших школьников 56
2.4. Рекомендации по развитию лидерских качеств младших
школьников для учителей и родителей 63
Выводы по главе II 66
Заключение 68
Список литературы 70
В стремительном развитии современного мира успех каждого человека заключается в умении работать в условиях конкуренции, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейшие действия, принимать решения и действовать согласно им. Обращая внимание на это, в современной общеобразовательной школе воспитание должно рассматриваться как создание оптимальных условий для развития активной жизненной позиции личности, ее самоактуализации. Среди важных личностных качеств, востребованных в жизни развивающегося социума, являются лидерская устремленность-умение ставить и решать творческие задачи, владеть навыками сотрудничества в коллективе.
Проблемами лидерства занимались зарубежные психологи такие как: Ф.Фидлер, Т. Митчелл, К. Левин, М. Мескон, Ф. Хедоури, Р. Кетелл. В отечественной литературе анализ понятия «лидерство» начался совсем недавно. Этим вопросом интересовались такие ученые как Г.К. Ашин, Л.Р. Крачевский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, Р.С Немов и др. В начале 80-х годов российский психологов интересовало политическое лидерство. Большинство исследований относятся к изучению лидерства в более зрелом возрасте.
В педагогике и в психологии в настоящее время активно исследуется проблема выявления, воспитания и развития будущих лидеров. Особое внимание уделяют младшему школьному возрасту.
Проблема лидерства актуальна в младшем школьном возрасте, так как в этот период изменяется система отношений. В группе младших школьников наблюдаются различные статусные позиции. Школьники, занимающие позицию лидера, имеют возможность наиболее полно раскрыть свои способности, приобрести разнообразный социальный опыт, навыки организаторской деятельности. В результате у них лучше развита способность к активной социальной жизни, что в дальнейшем способствует их самоактуализации.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей личности, развиваются отношения к людям и к себе, различные виды деятельности, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и прочие, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Поэтому, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Важное значение имеет изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала. Это важно для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет ребенку быть лидером не только в настоящем, но и в будущем, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности...
Анализ психолого - педагогической литературы позволил сделать выводы, что:
Лидерство-процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам малой группы, направленный на достижение общих целей.
Существуют различные теории лидерства: «теория черт»,
«харизматичная теория», ситуативная теория, системная теория лидерства. Лидер для успешной реализации лидерского потенциала должен обладать определенными личностными качествами, среди которых выделяют физиологические, психологические интеллектуальные, личностно-деловые качества.
Существуют три основных стиля лидерства: авторитарный,
демократический, либеральный. Член группы, занимающую лидерскую позицию, свойственны активная жизненная позиция, высокий уровень развития коммуникативных и организаторских умений, умение отражать интересы группы.
Проявления лидерства в группе младших школьников имеют ряд особенностей: в большинстве случаев проявления лидерства носят
ситуативный характер; ярко проявляется эмоционально -коммуникативная направленность; при наблюдении за ребенком можно выявить задатки лидерства, лидером группы становится сверстник, который представляет собой основные характерные качества данной группы.
В психолого-педагогической практике существуют различные приемы развития лидерских качеств у младших школьников: конкурсы, игры - драматизации, театральные, сюжетно-ролевые, проектная деятельность, ученическое самоуправление.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены следующие критерии лидерства: коммуникативные и организаторские способности, мотивация достижения успеха.
В соответствие с критериями и учетом возрастных особенностей обследуемых, нами были подобраны следующие методики: Тест
«Коммуникативные и организаторские способности» Синявского В.В., Федорошина В.А.; Опросник на выявление мотивационной направленности личности на достижение успеха «Мотивация к успеху» Т.Элерса; Наблюдение (по критериям, предложенным Е.И. Тихомировой).
Полученные данные подтвердили, что лидерство в младшем школьном возрасте характеризуется проявлением организаторских умений, коммуникативных умений, мотивацией достижения к успеху и находится на среднем и низком уровне.
Мы разработали программу занятий на основе использования игровых заданий, обеспечивающих развитие лидерских качеств младших школьников. Компонентами программы, являются теоретическая и практическая подготовка детей к активной деятельности, разнообразные познавательные, психологические и деловые игры, упражнения.
Нами были предложены рекомендации по развитию лидерских качеств младших школьников для родителей и учителей...
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник / Г. М. Андреева .— 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2009 .— 369 с
2. Ананченко, М.Ю. Сущность и источники лидерства/М.Ю. Ананченко //Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2005. — №1. - С.47-54.
3. Антонио Менегетти «Психология лидера» / ННБФ "Онтопсихология". - 2006. - 272с.
4. Башарин В.Ф. Лидерство- одна из доминант современного российского образования.// Среднее профессиональное образование. 1998, №7-8. С.19-27.
5. Бодалев А.А. личность и общение: избранные психологические труды. - 2-е издание. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - с. 346
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. - 89 с.
7. Вердербер Р. Психология общения. М., 2003,448с.
8. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка/ М.А. Викулова. -- М.:Автореферат кандидат пед.наук,1900.-с.54-64
9. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с
10. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю. Головин- Ми.: Харвест,1998. - 596 с.
11. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1994 - С. 160¬163.
12. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.
13. Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М, 1979, 437с.
14. Ефимкина Р.П. Детская психология. М.,2003, 496 с.
15. Жеребова, Н.С. Неформальное лидерство в малых группах
/Н.С.Жеребова // Вопросы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1968. С. 12-18...59