ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы лидерства младших школьников ... 7
1.1 Сущность понятия «лидерство» 7
1.2 Особенности проявления лидерства у младших школьников 19
1.3 Способы формирования лидерства у младших школьников 29
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по изучению проявлений лидерских качеств младших школьников 38
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению лидерства
младших школьников 38
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 45
2.3 Описание программы занятий на основе использования игровых
заданий, обеспечивающих развитие лидерских качеств младших школьников 56
2.4. Рекомендации по развитию лидерских качеств младших
школьников для учителей и родителей 63
Выводы по главе II 66
Заключение 68
Список литературы 70
Глава I. Теоретический анализ проблемы лидерства младших школьников ... 7
1.1 Сущность понятия «лидерство» 7
1.2 Особенности проявления лидерства у младших школьников 19
1.3 Способы формирования лидерства у младших школьников 29
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по изучению проявлений лидерских качеств младших школьников 38
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению лидерства
младших школьников 38
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 45
2.3 Описание программы занятий на основе использования игровых
заданий, обеспечивающих развитие лидерских качеств младших школьников 56
2.4. Рекомендации по развитию лидерских качеств младших
школьников для учителей и родителей 63
Выводы по главе II 66
Заключение 68
Список литературы 70
В стремительном развитии современного мира успех каждого человека заключается в умении работать в условиях конкуренции, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейшие действия, принимать решения и действовать согласно им. Обращая внимание на это, в современной общеобразовательной школе воспитание должно рассматриваться как создание оптимальных условий для развития активной жизненной позиции личности, ее самоактуализации. Среди важных личностных качеств, востребованных в жизни развивающегося социума, являются лидерская устремленность-умение ставить и решать творческие задачи, владеть навыками сотрудничества в коллективе.
Проблемами лидерства занимались зарубежные психологи такие как: Ф.Фидлер, Т. Митчелл, К. Левин, М. Мескон, Ф. Хедоури, Р. Кетелл. В отечественной литературе анализ понятия «лидерство» начался совсем недавно. Этим вопросом интересовались такие ученые как Г.К. Ашин, Л.Р. Крачевский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, Р.С Немов и др. В начале 80-х годов российский психологов интересовало политическое лидерство. Большинство исследований относятся к изучению лидерства в более зрелом возрасте.
В педагогике и в психологии в настоящее время активно исследуется проблема выявления, воспитания и развития будущих лидеров. Особое внимание уделяют младшему школьному возрасту.
Проблема лидерства актуальна в младшем школьном возрасте, так как в этот период изменяется система отношений. В группе младших школьников наблюдаются различные статусные позиции. Школьники, занимающие позицию лидера, имеют возможность наиболее полно раскрыть свои способности, приобрести разнообразный социальный опыт, навыки организаторской деятельности. В результате у них лучше развита способность к активной социальной жизни, что в дальнейшем способствует их самоактуализации.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей личности, развиваются отношения к людям и к себе, различные виды деятельности, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и прочие, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Поэтому, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Важное значение имеет изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала. Это важно для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет ребенку быть лидером не только в настоящем, но и в будущем, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности...
Проблемами лидерства занимались зарубежные психологи такие как: Ф.Фидлер, Т. Митчелл, К. Левин, М. Мескон, Ф. Хедоури, Р. Кетелл. В отечественной литературе анализ понятия «лидерство» начался совсем недавно. Этим вопросом интересовались такие ученые как Г.К. Ашин, Л.Р. Крачевский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, Р.С Немов и др. В начале 80-х годов российский психологов интересовало политическое лидерство. Большинство исследований относятся к изучению лидерства в более зрелом возрасте.
В педагогике и в психологии в настоящее время активно исследуется проблема выявления, воспитания и развития будущих лидеров. Особое внимание уделяют младшему школьному возрасту.
Проблема лидерства актуальна в младшем школьном возрасте, так как в этот период изменяется система отношений. В группе младших школьников наблюдаются различные статусные позиции. Школьники, занимающие позицию лидера, имеют возможность наиболее полно раскрыть свои способности, приобрести разнообразный социальный опыт, навыки организаторской деятельности. В результате у них лучше развита способность к активной социальной жизни, что в дальнейшем способствует их самоактуализации.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей личности, развиваются отношения к людям и к себе, различные виды деятельности, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и прочие, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Поэтому, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Важное значение имеет изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала. Это важно для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет ребенку быть лидером не только в настоящем, но и в будущем, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности...
Анализ психолого - педагогической литературы позволил сделать выводы, что:
Лидерство-процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам малой группы, направленный на достижение общих целей.
Существуют различные теории лидерства: «теория черт»,
«харизматичная теория», ситуативная теория, системная теория лидерства. Лидер для успешной реализации лидерского потенциала должен обладать определенными личностными качествами, среди которых выделяют физиологические, психологические интеллектуальные, личностно-деловые качества.
Существуют три основных стиля лидерства: авторитарный,
демократический, либеральный. Член группы, занимающую лидерскую позицию, свойственны активная жизненная позиция, высокий уровень развития коммуникативных и организаторских умений, умение отражать интересы группы.
Проявления лидерства в группе младших школьников имеют ряд особенностей: в большинстве случаев проявления лидерства носят
ситуативный характер; ярко проявляется эмоционально -коммуникативная направленность; при наблюдении за ребенком можно выявить задатки лидерства, лидером группы становится сверстник, который представляет собой основные характерные качества данной группы.
В психолого-педагогической практике существуют различные приемы развития лидерских качеств у младших школьников: конкурсы, игры - драматизации, театральные, сюжетно-ролевые, проектная деятельность, ученическое самоуправление.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены следующие критерии лидерства: коммуникативные и организаторские способности, мотивация достижения успеха.
В соответствие с критериями и учетом возрастных особенностей обследуемых, нами были подобраны следующие методики: Тест
«Коммуникативные и организаторские способности» Синявского В.В., Федорошина В.А.; Опросник на выявление мотивационной направленности личности на достижение успеха «Мотивация к успеху» Т.Элерса; Наблюдение (по критериям, предложенным Е.И. Тихомировой).
Полученные данные подтвердили, что лидерство в младшем школьном возрасте характеризуется проявлением организаторских умений, коммуникативных умений, мотивацией достижения к успеху и находится на среднем и низком уровне.
Мы разработали программу занятий на основе использования игровых заданий, обеспечивающих развитие лидерских качеств младших школьников. Компонентами программы, являются теоретическая и практическая подготовка детей к активной деятельности, разнообразные познавательные, психологические и деловые игры, упражнения.
Нами были предложены рекомендации по развитию лидерских качеств младших школьников для родителей и учителей...
Лидерство-процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам малой группы, направленный на достижение общих целей.
Существуют различные теории лидерства: «теория черт»,
«харизматичная теория», ситуативная теория, системная теория лидерства. Лидер для успешной реализации лидерского потенциала должен обладать определенными личностными качествами, среди которых выделяют физиологические, психологические интеллектуальные, личностно-деловые качества.
Существуют три основных стиля лидерства: авторитарный,
демократический, либеральный. Член группы, занимающую лидерскую позицию, свойственны активная жизненная позиция, высокий уровень развития коммуникативных и организаторских умений, умение отражать интересы группы.
Проявления лидерства в группе младших школьников имеют ряд особенностей: в большинстве случаев проявления лидерства носят
ситуативный характер; ярко проявляется эмоционально -коммуникативная направленность; при наблюдении за ребенком можно выявить задатки лидерства, лидером группы становится сверстник, который представляет собой основные характерные качества данной группы.
В психолого-педагогической практике существуют различные приемы развития лидерских качеств у младших школьников: конкурсы, игры - драматизации, театральные, сюжетно-ролевые, проектная деятельность, ученическое самоуправление.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены следующие критерии лидерства: коммуникативные и организаторские способности, мотивация достижения успеха.
В соответствие с критериями и учетом возрастных особенностей обследуемых, нами были подобраны следующие методики: Тест
«Коммуникативные и организаторские способности» Синявского В.В., Федорошина В.А.; Опросник на выявление мотивационной направленности личности на достижение успеха «Мотивация к успеху» Т.Элерса; Наблюдение (по критериям, предложенным Е.И. Тихомировой).
Полученные данные подтвердили, что лидерство в младшем школьном возрасте характеризуется проявлением организаторских умений, коммуникативных умений, мотивацией достижения к успеху и находится на среднем и низком уровне.
Мы разработали программу занятий на основе использования игровых заданий, обеспечивающих развитие лидерских качеств младших школьников. Компонентами программы, являются теоретическая и практическая подготовка детей к активной деятельности, разнообразные познавательные, психологические и деловые игры, упражнения.
Нами были предложены рекомендации по развитию лидерских качеств младших школьников для родителей и учителей...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЮНЫЙ ЛИДЕР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОББЕДИНЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ CПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И
ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021





