ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие школьной дезадаптации 5
1.2. Особенности школьной дезадаптации учеников младших классов 14
1.3. Пути профилактики школьной дезадаптации 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ВТОРОКЛАССНИКОВ 25
2.1. Критерии и уровни школьной дезадаптации младших школьников 25
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по изучению актуального
состояния школьной дезадаптации учащихся младших классов 29
2.3. Методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации
учащихся младших классов на уроках и во внеучебное время 37
2.3.1. Валеологическая организация учебно-воспитательного процесса,
как способ профилактики школьной дезадаптации 39
2.3.2. Организационно-педагогические мероприятия оздоровительного
цикла на уроках и во внеучебное время 42
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Библиографический список 56
Приложения 61
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие школьной дезадаптации 5
1.2. Особенности школьной дезадаптации учеников младших классов 14
1.3. Пути профилактики школьной дезадаптации 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ВТОРОКЛАССНИКОВ 25
2.1. Критерии и уровни школьной дезадаптации младших школьников 25
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по изучению актуального
состояния школьной дезадаптации учащихся младших классов 29
2.3. Методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации
учащихся младших классов на уроках и во внеучебное время 37
2.3.1. Валеологическая организация учебно-воспитательного процесса,
как способ профилактики школьной дезадаптации 39
2.3.2. Организационно-педагогические мероприятия оздоровительного
цикла на уроках и во внеучебное время 42
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Библиографический список 56
Приложения 61
Эта тема актуальна, так как со сменой основного вида деятельности младший школьник переживает период адаптации к обучению. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Младшему школьнику нужно одновременно выполнять несколько действий: сидеть, слышать, видеть, понимать, отвечать и следовать учебной программе. Вследствие этого случаются разнообразные срывы, которые приводят к школьной дезадаптации.
Роль педагогического фактора в возникновении школьной дезадаптации велика. Сюда относят особенности организации школьного обучения, характер школьных программ, темп их освоения, а также влияние самого педагога на процесс социально-психологической адаптации ребенка к условиям школы.
Проблема школьной дезадаптации младших школьников является в настоящее время важной для системы образования, поскольку, по данным различных исследований, трудности адаптации к школьной жизни в этот период испытывают от 25% до 30% детей. Поэтому ее следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих углубленного изучения, для последующего предотвращения.
Школьной дезадаптацией занимались такие исследователи как: Р.В. Овчарова, С.А. Беличева, Н.И. Гуткина, М.М. Безруких, Г.Д. Воднева, В.Е. Каган и многие другие.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить особенности дезадаптации современных младших школьников и разработать меры ее профилактики на уроках и во внеучебное время...
Роль педагогического фактора в возникновении школьной дезадаптации велика. Сюда относят особенности организации школьного обучения, характер школьных программ, темп их освоения, а также влияние самого педагога на процесс социально-психологической адаптации ребенка к условиям школы.
Проблема школьной дезадаптации младших школьников является в настоящее время важной для системы образования, поскольку, по данным различных исследований, трудности адаптации к школьной жизни в этот период испытывают от 25% до 30% детей. Поэтому ее следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих углубленного изучения, для последующего предотвращения.
Школьной дезадаптацией занимались такие исследователи как: Р.В. Овчарова, С.А. Беличева, Н.И. Гуткина, М.М. Безруких, Г.Д. Воднева, В.Е. Каган и многие другие.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить особенности дезадаптации современных младших школьников и разработать меры ее профилактики на уроках и во внеучебное время...
Школьная дезадаптация- это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным [2, с. 13].
Показатели дезадаптации: [10, с. 5].
1. Когнитивный компонент школьной дезадаптации - неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков.
2.Эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации - постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком формы отклонения к обучению.
3.Поведенческий компонент школьной дезадаптации - систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, оппозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма.
Причины дезадаптации разделяют на «проблемы ребенка» и «проблемы учителя». Также одной из причин школьной дезадаптации в первом классе является характер семейного воспитания.
Проведя констатирующий эксперимент во 2 «Б» классе, был выявлен актуальный уровень школьной дезадаптации младших школьников. Это средний уровень, к нему относится 14 из 22 учеников 2 «Б» класса (64%).
В качестве методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации мы выделили два основных пункта:
1) валеологическая организация учебно-воспитательного процесса;
2) организационно-педагогические мероприятия оздоровительного цикла на уроках и во внеучебное время.
Целью исследования являлось теоретическое и экспериментальное изучение особенностей дезадаптации современных младших школьников, разработка мер ее профилактики на уроках и во внеучебное время.
Гипотезой являлось предположение о том, что дезадаптация младших школьников к обучению характеризуется такими особенностями, как:
1. Низкая умственная работоспособность.
2. Слабое усвоение программных материалов.
3. Неадекватное поведение на уроке.
4. Неадекватное поведение на перемене.
5. Негативные взаимоотношения с одноклассниками.
6. Негативное отношение к учителю.
7. Негативные эмоции в процессе обучения.
Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Показатели дезадаптации: [10, с. 5].
1. Когнитивный компонент школьной дезадаптации - неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков.
2.Эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации - постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком формы отклонения к обучению.
3.Поведенческий компонент школьной дезадаптации - систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, оппозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма.
Причины дезадаптации разделяют на «проблемы ребенка» и «проблемы учителя». Также одной из причин школьной дезадаптации в первом классе является характер семейного воспитания.
Проведя констатирующий эксперимент во 2 «Б» классе, был выявлен актуальный уровень школьной дезадаптации младших школьников. Это средний уровень, к нему относится 14 из 22 учеников 2 «Б» класса (64%).
В качестве методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации мы выделили два основных пункта:
1) валеологическая организация учебно-воспитательного процесса;
2) организационно-педагогические мероприятия оздоровительного цикла на уроках и во внеучебное время.
Целью исследования являлось теоретическое и экспериментальное изучение особенностей дезадаптации современных младших школьников, разработка мер ее профилактики на уроках и во внеучебное время.
Гипотезой являлось предположение о том, что дезадаптация младших школьников к обучению характеризуется такими особенностями, как:
1. Низкая умственная работоспособность.
2. Слабое усвоение программных материалов.
3. Неадекватное поведение на уроке.
4. Неадекватное поведение на перемене.
5. Негативные взаимоотношения с одноклассниками.
6. Негативное отношение к учителю.
7. Негативные эмоции в процессе обучения.
Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
У ПЯТИКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022





