УСЛОВНО-РЕЧЕВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО В 8 КЛАССЕ
Введение 4
1. Теоретические основы формирования и развития диалогических навыков и умений на уроке второго иностранного языка у обучающихся
8-ых классов 9
1.1 Диалогическая речь как вид речевой
деятельности 9
1.2 Понятия «диалогический навык» и «диалогическое
умение» 12
1.3 Особенности обучения диалогической речи на уроках второго
иностранного языка в 8 классе 16
Выводы по главе 1 20
2. Разработка комплекса условно-речевых и речевых упражнений для формирования и развития диалогических навыков и умений на уроке
немецкого языка как второго иностранного в 8
классе 22
2.1 Классификация упражнений для формирования и развития навыков и умений диалогической речи 22
2.2 Авторский комплекс условно-речевых и речевых упражнений по формированию и развитию диалогических навыков и умений для 8 класса к тематическим блокам «Reisen am Rhein» и «Berliner Luft» на основе УМК «Horizonte. 8 класс. Учебник немецкого языка как второго иностранного
языка». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу 26
Выводы по главе 2 35
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложение А 43
Приложение Б 44
Приложение В
Актуальность данной работы определяется несколькими факторами: во-первых, поскольку с каждым годом происходит усиление и расширение межкультурных и экономических связей между народами, возрастает потребность в специалистах, умеющих свободно общаться на иностранном языке, вести деловые переговоры, выражать и отстаивать свою точку зрения. Ведущей целью преподавания иностранных языков в общеобразовательной школе является умение общаться на иностранном языке, то есть коммуникативная цель. Согласно требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897, конечным результатом обучения
иностранному языку должно быть умение обучающихся свободно общаться на иностранном языке и вести беседу в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы и правила речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка [Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010].
Во-вторых, большинство отечественных и зарубежных методистов (Е.И. Пассов, Т.В. Рогова, У. Каунцнер, М. Кох) описывают работу над диалогической речью для начальной и старшей школы, средняя школа исследована в меньшей степени.
В-третьих, проанализировав УМК «Horizonte. 8 класс. Учебник немецкого языка как второго иностранного языка» Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу, мы пришли к выводу о том, что упражнений, направленных на формирование и развитие диалогических навыков и умений, на наш взгляд, в данном УМК недостаточно для того, чтобы совершенствовать данный вид речевой деятельности.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Условно-речевые и речевые упражнения как средство формирования и развития диалогических навыков и умений на уроках немецкого языка как второго иностранного в 8 классе».
Объектом исследования является процесс обучения диалогической речи на уроках иностранного языка.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем средства формирования и развития диалогических навыков и умений.
Цель исследования: определить возможности использования
комплекса тренировочных условно-речевых и речевых упражнений как средства формирования и развития диалогических навыков и умений на уроке немецкого языка как второго иностранного в 8 классе...
В выпускной квалификационной работе мы выявили тип упражнений, направленных на формирование и развитие диалогических навыков и умений на уроке немецкого языка как второго иностранного в восьмом классе.
Для достижения цели исследования - разработки авторского комплекса условно-речевых и речевых упражнений для формирования и развития диалогических навыков и умений на уроке немецкого языка как второго иностранного в 8 классе были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе выпускной квалификационной работы.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что преобладание условно-речевых и речевых упражнений при формировании и развитии навыков и умений диалогической речи является залогом успешного развития данного вида речевой деятельности.
На основе полученных данных разработан авторский комплекс условно-речевых и речевых упражнений для формирования и развития диалогических навыков и умений на уроке немецкого языка как второго иностранного в 8 классе к тематическим блокам «Reisen am Rhein» и «Berliner Luft» к УМК «Horizonte» 8 класс. (Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу).
Мы полагаем, что включение данных упражнений в работу на уроке существенным образом повлияет на успешное формирование и развитие диалогических навыков и умений обучающихся.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке авторского комплекса условно-речевых и речевых упражнений для формирования и развития диалогических навыков и умений на уроке немецкого языка как второго иностранного в 8 классе ко всем тематическим блокам УМК «Horizonte» 8 класс. (Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу).
1. Азимов Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Безрукова В.С. Энциклопедический словарь педагога [Электронный
ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/250230 (дата
обращения 20.04.2019)
4. Букичева О.А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 2006.№5. С. 50-53.
5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Б. А. Сосновский [и др.]; под ред. Б. А. Сосновского. М.: Издательство Юрайт, 2017. 359 с.
6. Волкова Е. А. Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры // Молодой ученый. 2014. №8. С. 772-775.
7. Гальскова Н.Д Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий как второй иностранный 7-11 классы, М.: Просвещение, 2009. 34 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам
как наука: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. №1. [Электронный
ресурс] URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/281 (дата обращения 05.05.2019).
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учеб. пособие для студ.лингв.ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений/Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
10. Гуреева Л.В., Козьмина Н.А. Упражнения, направленные на
предъявление и активизацию лексического материала на занятиях со студентами специальности энергетический менеджмент // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С.48-50. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3418/ (дата
обращения: 05.05.2019).
11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.:
Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2001. 432 с.
12. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. М.:
ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002 [Электронный ресурс] URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/281 (дата обращения
03.05.2019).
13. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: YOYO Media, 2012. 721 с.
14. Мешимбаева, Б.Ш. Научные и методические основы диалога [Текст] / Б.Ш. Мешимбаева. - Усть-Каменогорск: Феникс, 2009. 162 с.
15. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с...37