Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация младших школьников к обучению в школе

Работа №169795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические основы обоснования адаптации младших школьников
1.1. Сущность понятий: «адаптация», «готовность»,
«подготовка» 5
1.2. Особенности адаптации к школе первоклассников 13
1.3. Способы и приемы адаптации первоклассников к школе 21
Выводы по главе 1 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению адаптации
первоклассников
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего
эксперимента 30
2.3. Программа формирующего эксперимента, направленная на улучшение
адаптации первоклассников 35
Выводы по главе II 38
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 47


В жизни ребенка, начало школьного обучения является одним из сложных этапов, связанным с изменением образа жизни, с новым отношением со стороны родителей.
Первый год обучения очень важен для последующей школьной жизни ребенка. На этом этапе школьник совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. Начало обучения является определенным стрессом для детей. В этот период ребенок испытывает очень много эмоций, переживает, настроение меняется из крайности в крайность.
Первоклассники могут быть грубыми, шумными, отвлекаются на уроках, даже могут позволить себе дерзить. Другие замкнуты в себе, при неудачах плачут, иногда вообще не воспринимают учителя. У некоторых учеников первого класса проявляются интересы малышей: интересуются игрушками, играми, нарушается сон, аппетит. Адаптация у всех детей протекает по-разному, у некоторых она затягивается, а другие отлично приспосабливаются к новому коллективу с первых дней.
Внимание к проблеме школьной адаптации первоклассников растет в связи с тем, что увеличивается количество детей, испытывающих трудности в учебной деятельности, повышенную тревожность, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем. Признанная
актуальность проблемы школьной адаптации породила рост количества исследований в данной области. Теоретические основы проблемы школьной адаптации первоклассников рассматривались в работах И.А. Агаповой, К. Барта, М.Р. Битяновой, А.Л. Венгера, Б.С. Волокова, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломенского, В.А. Крутецкого, Е.В.Новиковой, Р.В.Овчаровой и др.
Цель исследования: изучить особенности адаптации к школьному обучению первоклассников, предложить методические рекомендации родителям и учителям по улучшению адаптации к школе.
Объект исследования: адаптация к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности адаптации первоклассников к школьному обучению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация
первоклассников к школьному обучению зависит от эмоционального благополучия, успешности социальных контактов, эффективности учебной деятельности и усвоения школьных норм поведения.
Задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации первоклассников к школе.
2. Изучить особенности адаптации первоклассников к школе, выявить актуальный уровень адаптации первоклассников к школьному обучению.
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по адаптации первоклассников к школьному обучению.
4. Составить серию занятий, направленных на улучшение адаптации первоклассников...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследованиях, посвященных школьной адаптации,
психофизиологический и социально-психологический аспекты выступают во взаимосвязи. В психофизиологическом аспекте школьную адаптацию рассматривают как процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. В исследованиях социально¬психологических аспектов школьной адаптации среди психологов нет единого мнения.
Процесс школьной адаптации разные авторы связывают с различными факторами:
-изменения внутренней психической жизни ребенка, ставшего школьником (Л.И. Божович);
-соответствие психолого-педагогического статуса ребенка
предъявляемым ему школьным требованиям (М.Р. Битянова);
-степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения (Р. Корсинии А. Ауэрбах);
-уровень школьной мотивации (Р.В. Овчарова);
-обучаемость (Н.А. Менчинская).
Адаптация ребенка к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, важной становится учебная деятельность, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Различают три уровня адаптации ребёнка к школе: высокий, средний, низкий.
Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. Для этого необходимо обследование ребенка на трудности адаптации к школе.
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми - все подчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно,
готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии.
Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.
Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Но, к сожалению, требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность.



1. Адаптация первоклассников к школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.semyarastet.ru/razd/adaptacij a_pervoklassnikov_k_shkole
2. Адаптация первоклассников к школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //raduga.rkc-74.ru/p91aa1.html
3. Адаптация первоклассников к школьному обучению [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466645#1
4. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 2005г. - с. 16
5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.М.: Медицина, 1975.
6. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. - 2007. - N 7. - С. 18-21.
7. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход //
Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
8. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход //
Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
9. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто
болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. - 2007. - N 1. -
С. 53-61.
10. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. - 2007. - N 6. - С. 122-124.
11. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний / Баевский Р.М. - М., 2002г. - с. 56
12. Бандура А. Теория социального научения.СПб., ЕВРАЗИЯ, 2000.
13. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
14. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
15. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.Л.: Наука, 1988...73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ