Введение 2
Глава 1. Теоретические основы обучения лексической стороне речи на уроке иностранного языка 6
1.1. Требования ФГОС на уроке иностранного языка в 5-6классах 6
1.3. Реализация принципов обучения иностранному языку при формирова¬нии лексической компетенции 17
1.3.1. Трудности в обучении лексике 18
1.3.2. Этапы работы над словом при тренировке лексического навыка....21
1.3.3. Роль принципа наглядности на этапе семантизации лексических
единиц 25
1.3.4. Информационно-коммуникационные технологии в обучении ино-странному языку 32
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению информационно-коммуникационных технологий в работе над лексикой на уроке иностранного языка 36
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6 классов и
анализ УМК «Английский язык» (авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Грейнджер) 36
2.2. Возможности интернет-сервисов для обучения иностранному языку. .38
2.3. Опыт работы с интернет-сервисом QUIZLET и создания электронного
модуля с учебными материалами 43
2.4. Контрольный этап эксперимента и его результаты 52
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 75
Актуальность работы. Занятия по иностранному языку ставят своей целью не только формирование поликультурной личности через знакомство с культурой изучаемого языка, но и формирование коммуникативной компетенции, необходимой для продуктивного общения как с представителями других культур, так и с членами общества, в которое включен обучающийся.
Зачастую обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей, препятствующих им принимать активное участие в уроке и достичь желаемого уровня успеваемости. Среди таких трудностей можно отметить боязнь коммуникации с собеседником, сниженную мотивацию к изучению иностранного языка, медленно пополняемый словарный запас. Вовлечение в коммуникацию на иностранном языке, сопровождающееся при этом эмоциональным вовлечением, невозможно представить без развитой коммуникационной компетенции, которая, в свою очередь, не может быть сформирована без участия языковой компетенции и её ядра, лексической компетенции. Именно слово «лексическая» мы считаем той составляющей коммуникативного акта, без который обойтись труднее всего.
Актуальной проблемой современной методической науки является поиск эффективных средств формирования и развития лексической и, как следствие, языковой компетенции обучающихся. Возможным ответом на запрос об эффективном и современном способе формирования лексической компетенции рассматривались нами информационно-коммуникационные технологии, а в частности, специализированные интернет-сервисы по работе с лексической стороной речи. Поиск современного пути работы с обозначенными компетенциями обусловил выбор темы исследования: «Использование интернет-сервиса Quizlet как способа преодоления трудностей при обучении лексике в 5-6 классах на уроке иностранного языка».
Объектом исследования является процесс иноязычного образования в основной школе...
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Принципы обучения иностранному языку как были, так и остаются ориентирами для учителя при осуществлении педагогической деятельности. Поскольку среди педагогов нет единого мнения о наборе принципов обучения, который должен применяться повсеместно, каждый волен выбирать принципы, которые станут приоритетными при обучении иностранному языку. Приоритетными направлениями при формировании лексической компетенции как составной части языковой и коммуникативной компетенций нами были обозначены принципы наглядности, прочности и систематичности. Следование именно этим принципам позволило разрешить возникшие в нашей практике преподавания трудности при обучении лексике.
2. ИКТ-технологии и специализированные веб-сервисы позволяют поднять реализацию принципов обучения иностранному языку, выбранных учителем приоритетными, на новый уровень. Несмотря на возможную затратность ИКТ-технологий в плане времени, требуемого для их освоения, или технических средств, необходимых для использования, результат значительно превысит приложенные усилия, что было доказано нами в результате эксперимента с внедрением ИКТ-технологий в учебный процесс.
3. Реализация ИКТ-технологий на уроке иностранного языка требовательна к методической стороне. Не все ИКТ-технологии и интернет- сервисы достаточно исследованы и описаны педагогами. База знаний о том, как работать с такими сервисами, нуждается в постоянном пополнении, а педагог, решивший внести информационно-коммуникационное новшество в процесс обучения иностранного языка, должен быть готов разработать собственную методику работы с выбранными им веб-сервисами.
4. Преследуя определённую цель, совмещённую с ИКТ-технологиями, можно столкнуться с чем-то, чего исследователь изначально не ожидал. Так, планируемый нами процесс тренировки лексического навыка с использованием ИКТ-технологий также внёс в учебный процесс элементы смешанного обучения: автономного обучения и модели «перевёрнутого класса». С помощью веб-сервисов обучающиеся регулировали собственную интенсивность изучения лексики, имели возможность следить за своим прогрессом и сравнивать его с прогрессом одноклассников, выполняли часть учебного плана дома, тем самым содействовали интенсификации образовательного процесса. Таким образом раскрылась ещё одна сторона лингводидактического потенциала специализированных интернет-сервисов для работы с лексикой.
5. Становление лексической компетенции возможно и без использования ИКТ-технологий и специализированных интернет-сервисов, что, например, подтверждают показатели лексического навыка контрольной группы проведённого исследования. Однако если педагог сможет грамотно организовать работу с лексическим материалом с использованием одновременно и УМК, и ИКТ-технологий, результат будет более эффективным, что было нами экспериментально доказано. Трудности, возникшие при обучении лексике в общей школе, были сняты именно благодаря разработанному и апробированному материалу (электронные модули сервиса Quizlet).
Результаты исследования и электронные модули сайта Quizlet, созданные нами в качестве дополнения к учебнику Ю.А. Комаровой «Английский язык», могут быть использованы заинтересованными педагогами. Разработка новых модулей и применение накопленного опыта для совершенствования методики работы с онлайн-сервисами представляет для нас перспективу.