Введение 2
Глава 1. Теоретические основы обучения лексической стороне речи на уроке иностранного языка 6
1.1. Требования ФГОС на уроке иностранного языка в 5-6классах 6
1.3. Реализация принципов обучения иностранному языку при формирова¬нии лексической компетенции 17
1.3.1. Трудности в обучении лексике 18
1.3.2. Этапы работы над словом при тренировке лексического навыка....21
1.3.3. Роль принципа наглядности на этапе семантизации лексических
единиц 25
1.3.4. Информационно-коммуникационные технологии в обучении ино-странному языку 32
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению информационно-коммуникационных технологий в работе над лексикой на уроке иностранного языка 36
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6 классов и
анализ УМК «Английский язык» (авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Грейнджер) 36
2.2. Возможности интернет-сервисов для обучения иностранному языку. .38
2.3. Опыт работы с интернет-сервисом QUIZLET и создания электронного
модуля с учебными материалами 43
2.4. Контрольный этап эксперимента и его результаты 52
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 75
Актуальность работы. Занятия по иностранному языку ставят своей целью не только формирование поликультурной личности через знакомство с культурой изучаемого языка, но и формирование коммуникативной компетенции, необходимой для продуктивного общения как с представителями других культур, так и с членами общества, в которое включен обучающийся.
Зачастую обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей, препятствующих им принимать активное участие в уроке и достичь желаемого уровня успеваемости. Среди таких трудностей можно отметить боязнь коммуникации с собеседником, сниженную мотивацию к изучению иностранного языка, медленно пополняемый словарный запас. Вовлечение в коммуникацию на иностранном языке, сопровождающееся при этом эмоциональным вовлечением, невозможно представить без развитой коммуникационной компетенции, которая, в свою очередь, не может быть сформирована без участия языковой компетенции и её ядра, лексической компетенции. Именно слово «лексическая» мы считаем той составляющей коммуникативного акта, без который обойтись труднее всего.
Актуальной проблемой современной методической науки является поиск эффективных средств формирования и развития лексической и, как следствие, языковой компетенции обучающихся. Возможным ответом на запрос об эффективном и современном способе формирования лексической компетенции рассматривались нами информационно-коммуникационные технологии, а в частности, специализированные интернет-сервисы по работе с лексической стороной речи. Поиск современного пути работы с обозначенными компетенциями обусловил выбор темы исследования: «Использование интернет-сервиса Quizlet как способа преодоления трудностей при обучении лексике в 5-6 классах на уроке иностранного языка».
Объектом исследования является процесс иноязычного образования в основной школе...
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Принципы обучения иностранному языку как были, так и остаются ориентирами для учителя при осуществлении педагогической деятельности. Поскольку среди педагогов нет единого мнения о наборе принципов обучения, который должен применяться повсеместно, каждый волен выбирать принципы, которые станут приоритетными при обучении иностранному языку. Приоритетными направлениями при формировании лексической компетенции как составной части языковой и коммуникативной компетенций нами были обозначены принципы наглядности, прочности и систематичности. Следование именно этим принципам позволило разрешить возникшие в нашей практике преподавания трудности при обучении лексике.
2. ИКТ-технологии и специализированные веб-сервисы позволяют поднять реализацию принципов обучения иностранному языку, выбранных учителем приоритетными, на новый уровень. Несмотря на возможную затратность ИКТ-технологий в плане времени, требуемого для их освоения, или технических средств, необходимых для использования, результат значительно превысит приложенные усилия, что было доказано нами в результате эксперимента с внедрением ИКТ-технологий в учебный процесс.
3. Реализация ИКТ-технологий на уроке иностранного языка требовательна к методической стороне. Не все ИКТ-технологии и интернет- сервисы достаточно исследованы и описаны педагогами. База знаний о том, как работать с такими сервисами, нуждается в постоянном пополнении, а педагог, решивший внести информационно-коммуникационное новшество в процесс обучения иностранного языка, должен быть готов разработать собственную методику работы с выбранными им веб-сервисами.
4. Преследуя определённую цель, совмещённую с ИКТ-технологиями, можно столкнуться с чем-то, чего исследователь изначально не ожидал. Так, планируемый нами процесс тренировки лексического навыка с использованием ИКТ-технологий также внёс в учебный процесс элементы смешанного обучения: автономного обучения и модели «перевёрнутого класса». С помощью веб-сервисов обучающиеся регулировали собственную интенсивность изучения лексики, имели возможность следить за своим прогрессом и сравнивать его с прогрессом одноклассников, выполняли часть учебного плана дома, тем самым содействовали интенсификации образовательного процесса. Таким образом раскрылась ещё одна сторона лингводидактического потенциала специализированных интернет-сервисов для работы с лексикой.
5. Становление лексической компетенции возможно и без использования ИКТ-технологий и специализированных интернет-сервисов, что, например, подтверждают показатели лексического навыка контрольной группы проведённого исследования. Однако если педагог сможет грамотно организовать работу с лексическим материалом с использованием одновременно и УМК, и ИКТ-технологий, результат будет более эффективным, что было нами экспериментально доказано. Трудности, возникшие при обучении лексике в общей школе, были сняты именно благодаря разработанному и апробированному материалу (электронные модули сервиса Quizlet).
Результаты исследования и электронные модули сайта Quizlet, созданные нами в качестве дополнения к учебнику Ю.А. Комаровой «Английский язык», могут быть использованы заинтересованными педагогами. Разработка новых модулей и применение накопленного опыта для совершенствования методики работы с онлайн-сервисами представляет для нас перспективу.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/docu- ment/cons doc LAW 140174/ (дата обращения 10.04.2019).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образо¬вания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 282455/ (дата обращения 10.04.2018).
3. Абсалямова Р.А., Войтик Н.В., Полетаева О.Б. Построение индивидуальной стратегии обучения иностранному языку в вузе с применением интерактив¬ных технологий [Электронный ресурс]// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2018. — №3 (20). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-individualnoy-strategii- obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze-s-primeneniem-interaktivnyh-tehnologiy (дата обращения: 19.04.2019).
4. Абсалямова Р.А. Моделирование процесса обучения иностранному языку в вузе с помощью интерактивных технологий [Электронный ресурс] // ОТО. — 2016. — №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa- obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze-s-pomoschyu-interaktivnyh-tehnologiy (дата обращения: 19.04.2019).
5. Авраменко А.П., Катая Е.Д. Разработка элективного курса «Страноведение США» на базе методики «перевернутый класс» в старшей школе [Электрон¬ный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. — 2018. — №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-elektivnogo-kursa-stranovedenie-ssha- na-baze-metodiki-perevernutyy-klass-v-starshey-shkole (дата обращения: 19.06.2019).
6. Авраменко А.А., Шевченко В.Н. Мобильные приложения как инструмент геймификации языкового образования [Электронный ресурс]// Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. — 2017. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/mobilnye-prilozheniya-kak-instrument-geymifikatsii-yazykovogo- obrazovaniya (дата обращения: 19.04.2019).
7. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 539 с.
8. Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интенсивный курс русского речевого общения [Текст]/ — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
9. Байтурсунова К.К. Применение web-приложений для создания нового контента образовательного процесса [Электронный ресурс]// Педагогическая наука и практика. — 2018. — №3 (21). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ primenenie-web-prilozheniy-dlya-sozdaniya-novogo-kontenta-obrazovatelnogo- protsessa (дата обращения: 19.04.2019).
10. Балыкова Е.Ю. Наглядность как средство обучения на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]// Системные технологии. — 2015. — №17. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnost-kak-sredstvo-obucheniya-na- urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 17.05.2019).
11. Балыхина Т.М. Сборник материалов методической мастерской для зарубежных преподавателей-русистов: избранные статьи по теории и практике обучения русскому языку и воспитания[Текст] // Научно-практические материалы для участников мероприятий Россотрудничества в рамках ФЦП «Русский язык». — М.: РУДН, 2012. — 120 с.
12. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) [Текст]: учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. — 185 с.
13. Биболетова М.З. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки [Текст] / М.З. Биболетова, Н.П. Грачева, Е.Н. Соколова. — М.: Просвещение, 2005. — 68 с.
14. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам[Текст] / И.Л.Бим //Иностранные языки в школе. - 2007. — №4. — С.2-6.
15. Блонский П.П. Память и мышление. К проблеме воспоминания. Психологический анализ припоминания[Текст] // В кн.: Избранные психологические произведения. — М., 1964.— С. 40-49...103