Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Владимир Оскал-оол- основатель цирковой династии

Работа №16979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы95
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие культуры в Тувинской Народной Республике 11
1.1. Становление профессионального тувинского искусства 11
1.2. Музыкальная культура 20
1.3. Изменения в культурной жизни тувинцев 27
1.4. В. Б. Оскал-оол - основатель тувинского циркового искусства 31
Глава 2. Развитие тувинского цирка в составе Всесоюзного объединения «Союзгосцирк» 46
2.1. Творческая деятельность группы В.Б. Оскал-оол в советский период 46
2.2. Продолжение семейной династии 64
Заключение 74
Приложение 1 77
Приложение 2 78
Приложение 3 79
Приложение 4 80
Приложение 5 81
Приложение 6 82
Список использованных источников и литературы 83


Актуальность исследования. Талантливый человек может быть основоположником какого-нибудь течения в искусстве, новатором, создателем школы. Но стать основателем целого вида искусства (в данном случае циркового), пускай даже в своей республике, такого, пожалуй, в наши дни больше не встретишь. Интерес к этой теме у нас весьма обоснованный. Герой исследования является моим дедушкой по отцовской линии. И мне, как историку, вдвойне интересно проследить перипетию в судьбе такого талантливого и яркого человека.
Основатель тувинского цирка, учитель не одного поколения артистов Владимир Базыр-оолович Оскал-оол - сын арата бедняка Сата Базыр - оола, родился 31 декабря 1920 года в местечке Хондергей Дзун-Хемчикского хошуна.
В 1932 году в местечке Борбак - Арыг Хондергейского сумона был организован кружок по ликвидации неграмотности и Владимир Оскал-оол вместе с другими детьми аратов начинает изучать новую тувинскую письменность, а через год поступает в Чаданскую начальную школу.
Накануне 15-й годовщины образования Тувинской Народной Республики он впервые приезжает в числе отличников учебы, в пионерский лагерь им. КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) в Кызыле. В это время в Туву приехала группа артистов советского цирка. Владимир Оскал-оол, восхищаясь ловкостью и смелостью артистов цирка, братьев Александра и Василия Яловых, встречается с ними, внимательно, с интересом слушает их рассказы об искусстве цирка1. В этом же году правительство ТНР принимает решение об отправке юного Владимира в цирковое училище г. Москвы. В 1936 году он поступает в Московское цирковое училище и заканчивает его в 1940 году.
После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 году В.Б. Оскал-оол с началом паспортизации населения поменял свое имя Сат на Владимир, мотивировав свой выбор тем, что хочет взять имя великого сына советского народа В.И. Ленина. Так он и стал Владимиром.
Владимир Базыр-оолович Оскал-оол - один из самых известных людей и не только на родине. Он был депутатом Верховного Совета Тувинской АССР всех созывов, был ответственным за развитие национального искусства республики, работал главой различных комиссий по культуре. Он являлся одним из видных общественных деятелей, был гордостью и славой Тувы, которую он представлял в многонациональном искусстве страны. Также его можно назвать одним из выдающихся артистов советского цирка. Он - народный артист СССР.
Но, к сожалению, о жизни замечательного и талантливого человека, ставшим основателем самой знаменитой цирковой династии, не написано биографических произведений, отражающих его жизнь во взаимосвязи с эпохой, в которой он жил. Актуальность исследования данной проблемы заключается в сохранении памяти основателя тувинского цирка и пропаганде этого вида искусства в республике. В наши дни современная молодежь не получает полной информации об искусстве родного края, а тем более - о национальном цирковом искусстве. Для восполнения таких пробелов в истории и пытаемся мы поднять эту проблему в нашем исследовании.
Цель исследования состоит в изучении жизни и творческой деятельности Владимира Базыр-ооловича Оскал-оол, а также его цирковой династии.
Для достижения данной цели мы должны решить следующие задачи:
- проследить культурное развитие Тувинской Народной республики для полноты отражения исторического фона, на котором зарождалось цирковое искусство;
- изучить жизнь и творческую деятельность основателя тувинского цирка - В.Б. Оскал-оола;
- рассмотреть развитие тувинского цирка в составе Всесоюзного объединения «Союзгосцирк»;
- выявить особенности в становлении тувинской цирковой династии Оскал- оол.
Объектом исследования является жизнь и творческая деятельность В.Б. Оскал-оола.
Предметом исследования является процесс зарождения и развития циркового искусства в Туве и России, значительный вклад в которого внес В. Б. Оскал-оол (см. приложение 1).
Хронологические рамки исследования охватывают первую половину XX - и начало XXI вв. Верхняя граница определяется зарождением в Туве циркового искусства. Нижняя граница определена рубежом двух столетий, когда в цирке появляются и другие, помимо семьи Оскал-оол, цирковые династии.
Методологическая основа исследования. Самым главным методом нашего исследования является метод историзма. Возникновение и развитие циркового искусства в Туве рассматриваются во взаимосвязи с историческими обстоятельствами. В качестве дополнительных методов являются анализ литературы и периодической печати, исторической объективности, причинно-следственных связей, поисково-исследовательский метод и метод опроса во время беседы.
Источниковая база. О культурном развитии в Туве в данной работе были взяты материалы ЦГА РТ (фонд 125 «Учебный комбинат ТНР 1935 - 1942 гг.») и (фонд 139 «Тувинский республиканский музыкально-драматический театр»). Автором были изучены дела, раскрывающие деятельность учебного комбината в эти годы , театра в 1939-1980 гг., а также историю создания театра , так как до 1940 года при театре-студии зарождалось цирковое искусство. Автору не удалось использовать в работе какие-либо архивные источники по теме исследования, так как таковых в нашем Центральном государственном архиве не имеется. Рукописи или какие-либо иные документы, отражающие деятельность тувинской цирковой труппы в фондах Тувинского института гуманитарных исследований не имеется. В основном, источниковую базу исследования составили материалы из личного архива семьи Оскал-оол:
2 ЦГАРТ, ф. 125, on. 1, д. 1-24.
3 ЦГА РТ, ф. 139, on. 1, д. 401-460.
рукописи воспоминаний, письма и фотографии. В настоящее время этот архив семья Оскал-оол собирается сдать в Центральный государственный архив Республики Тыва, чтобы последующие поколения смогли почерпнуть из них сведения о цирковом искусстве в Туве, начале пути, о талантливой цирковой династии Оскал-оола. В Национальном музее РТ хранятся архивные материалы о цирковой группе под руководством В. Б. Оскал-оола. Это Почетные грамоты из различных Республик и областей бывшего Советского Союза (папка № 30 коллекции письменных источников). В экспозиции музея демонстрируются личные вещи В. Б. Оскал-оола (цирковой костюм), реквизиты и фотографии ісм. приложение 2).
В основном проследить творческую деятельность цирковой труппы В. Оскал-оола по многочисленным отзывам и рецензиям их выступлениям, которые освещались в периодической печати.
Все эти статьи в периодической печати можно разделить на три группы:
1. Статьи, посвященные творчеству В. Оскал-оола и его семьи.
2. Статьи-отзывы на гастроли тувинской цирковой труппы в 60-80-е гг. XX в. по Туве, Советскому Союзу и за границей.
3. Статьи, рассказывающие о выступлениях и деятельности цирковой группы В. Оскал-оола и его учеников.
Историография. Научно-исследовательский интерес тувинских ученых к проблеме зарождения и развития тувинского циркового искусства представлен весьма скудными материалами. В этом отношении заслуживают научные труды исследователей на российском уровне.
Весьма полезна для изучения основных вех истории советского цирка, терминов, биографий знаменитых цирковых артистов энциклопедия. Есть такая под редакцией А.Я. Шнеера и Р.Е. Славского.
Истории мирового цирка посвящена книга Д. Жандо3. Ю. А. Дмитриев посвящает свои исследования истории советского цирка . В них подробно и интересно излагаются вопросы, касающиеся становления советской системы цирка, предпосылки его возникновения и многие другие аспекты из истории цирка. О цирке пишет также Е.М. Гортинский'.
Интересен труд З.Б. Гуревича, который рассказывает о жанрах советского цирка, подробно классифицируя их .
Об интересном, опасном и загадочном жанре - эквилибристика есть книга Н.Э. Баумана6.
О советском цирке в годы Великой отечественной войны рассказывает Р.Е. Славский . Весьма своеобразно рассуждает о советском цирке А.В. Дриго. В его статье «Сегодня и ежедневно: советскому цирку 70 лет» описываются судьбы самых лучших цирковых артистов Советского Союза, говорится и о нашем артисте В. Оскал-ооле.
О творческих началах, о системе обучения цирковому искусству пишет коллектив авторов труда «Училище циркового и эстрадного искусства».
О творческом пути артистов советского цирка также есть материалы. Например, о знаменитом советском персонаже цирка - Карандаше написана отдельная монография . О жонглерах пишется в книге А.Н. Кисс.
Говоря о цирковом искусстве в Туве, нужно в первую очередь отразить тему культурного развития Тувы в те годы, когда зарождался тувинский цирк. В тувинской историографии заслуживают внимания коллективный труд ученых «История Тувы», книги «Тува: сокровища культуры», «Люди тувинского театра. Творческие портреты», «История возникновения тувинского театра», «Тувинский театр» и многие другие.
О культурном развитии в Туве пишут авторы книги «История Тувы», в которой отражены многие вопросы, касающиеся культурного строительства в период Тувинской Народной Республики'".
О возникновении тувинского театра подробно рассказывает в своей книге К.Ч. Сагды. В частности, о том, как возникали в театре хоровое, цирковое, хореографическое и другие отделения.
В книге «Тува: сокровища культуры» красочно и интересно рассказывают о самых разных культурных достижениях Тувы в разные периоды истории. Нас в основном, заинтересовали материалы 7 выпуска, где есть статьи о тувинском цирке.
Учебное пособие В.Ц. Найдаковой «Тувинский театр», вышедшее в 1999 году, излагает в свернутом виде многовековый путь историко-культурных традиций тувинского этноса . Здесь есть фольклорные, религиозно-зрелищные, историко-бытовые обряды и праздники, которые позволили в XX веке сформировать национальный профессиональный театр.
Существует специальное издание, рассказывающее о творческой деятельности актеров и режиссеров тувинского театра в советский период - это книга «Люди тувинского театра» - знакомит читателей с творческими портретами отдельных тувинских артистов.
О культуре и искусстве в ТНР пишет А.К. Кужугет . На основе своих многочисленных исследований она впоследствии пишет книгу о духовной культуре тувинцев . В данной монографии есть отдельная глава о культуре и в период ТНР. Вопросы развития национальной драматургии с самого рождения этого жанра и до 70-х гг. исследуются главным образом, в работах тувинских литературоведов А.Калзан, 3. Сам дан".
О культуре и образовании в период ТНР пишется и в книге Н.А. Сердобова «История формирования тувинской нации» .
Что касается биографии самого героя исследования, то нужно сразу оговориться, что трудов, посвященных его жизни и деятельности, относительно мало.
О биографии, о творческом пути В.Б. Оскал-оола пишут М. Хадаханэ, В.А. Ламин, А.И.Чараш-оол, А. Никитин в местном периодическом издании.
М. А. Хадаханэ прослеживает жизненный и творческий путь В. Оскал-оола с детства до зрелости в книге «Артист цирка» .
В книге «Заслуженные люди XX века» имеется материал рассказывающие о заслугах В. Оскал-оола. Здесь внимание уделяется больше творческому становлению артиста и его семье.
Самые многочисленные статьи о творчестве В.Оскал-оола и его труппы, о гастролях и о семье Оскал-оол пишет в периодической печати А. И. Чараш-оол. Все его статьи пронизаны восхищением и уважением к труду циркового артиста .
Таким образом, о начале пути тувинского цирка, многочисленных гастролях, творчестве учеников В.Б. Оскал-оола имеется много статей, которые являются и отзывами, и критикой их деятельности, и материалом для изучения циркового искусства в Туве.
Большой интерес представляют статьи В. Межова «Огни большого цирка» от 31 декабря 1970 г; Е. Хертека «Человек-горящий факел»; Е. Миндрима Прелестный тувинский цирк» от 1 октября 1974г; С. К. Шойгу «Объехавший весь свет», Л. Маныя «В Будапеште-тѵвинские артисты: о гастролях цирковой группы под руководством В. Б. Оскал-оола в Венгрии» от 23 декабря 1996 г. и многие другие.
Научная новизна исследования. Жизнь и творческая деятельность В.Б. Оскал-оола и его цирковой труппы явились впервые предметом специального научного изучения. Впервые вводятся в научный оборот материалы из семейного архива и фондовые коллекции Национального музея РТ.
Практическая значимость исследования. Материалы данной дипломной работы могут явиться дополнительным источником при изучении культуры ТУВИНСКОГО края, а также являются ценным материалом для людей, интересующихся историей циркового искусства в Туве, издания альбома Жизнь и творческая деятельность В. Б. Оскал-оола» по фондовым материалам
Национального музея РТ и личного архива Великого артиста.
Структура работы состоит из введения, двух глав: Глава 1.Культурное развитие в Тувинской Народной Республике (1921-1944гг.). Глава 2. Развитие тувинского цирка в составе всесоюзного объединения «Союзгосцирк». Заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели основные этапы зарождения и развития циркового искусства в Туве и вклад в его развитие В. Б. Оскал-оола.
В первой главе работы мы рассмотрели культурное развитие Тувинской Народной Республики, в частности, мы проследили основные этапы становления циркового искусства.
Как и многие народы Советского Союза, до революции не имевшие своего развитого профессионального сценического искусства, народ Тувы бурно наверстывал упущенное прежде в период культурного строительства в 1921- 1944 гг. С 1930-х гг. новая власть Тувы поставила задачу создания взамен традиционной культуры новой, революционной. Однако это стало возможным не сразу. Но за короткий срок существования ТНР совместными усилиями советских профессиональных артистов и самими тувинцами были освоены основы драматического искусства, развивалась музыка и многие другие направления в искусстве.
Огромна роль в становлении профессионального тувинского искусства советских артистов. В разные годы Тувинскую Народную Республику посетили такие выдающиеся артисты, режиссеры, хореографы, как И. Я. Исполнев, А. В. Шатин, Р. Г. Миронович, С. Г. Коровин, А. Н. Аксенов и многие другие. Несомненно, их вклад в развитие профессионального искусства Тувы весьма существенен и бесспорен. Но и сами тувинцы всегда были чрезвычайно талантливы и способны.
В ходе исследования мы также раскрыли, что зарождение тувинского цирка стало следствием расширения сферы деятельности тувинского музыкально-драматического театра и училища, функционировавшего при нем. Именно при этом театральном училище возникли новые творческие группы хореографическая, оркестровая, хоровая и, наконец, цирковая. Самый большой вклад в развитие этой цирковой группы внес В. Б. Оскал-оол - сын бедного арата.
Нами были отражены главные моменты из биографии основателя тувинского цирка. Все исследователи сходятся во мнении, что его тяга к цирковому искусству начала проявляться с того самого дня, когда он впервые увидел цирк в пионерском лагере. В 1936 году В. Оскал-оол поступает в Московское цирковое училище и заканчивает его в 1940 году. По приезду на родину он становится руководителем первого тувинского циркового коллектива. По его стопам пошли его дети, и семья Оскал-оол становится одной из первых тувинских цирковых династий.
Как учителя его характеризуют его ученики, которые стали выдающимися артистами цирка: это Хензиг-оол Кужугет Балданович, Хуурак Алексей Агбаанович, Зелим Алексеевич Ензак, Клара Данчий-оол, Хертек Борис Таан- оолович и другие.
Во второй главе нашего исследования мы выявили особенности в становлении тувинской цирковой династии Оскал-оол и творческую деятельность группы В. Оскал-оола в советский период.
Считается, что советский цирк родился в августе 1919 года. Тогда глава Советского правительства Владимир Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела», согласно которому театры и цирки передавались
государству.
Проанализировав ситуацию того времени, сложившуюся в советском цирке, мы пришли к выводу, что свое профессиональное развитие тувинский цирк получил во многом благодаря опыту работы в составе Всесоюзного объединения «Союзгосцирк».
Достижения же тувинского цирка столь значительны, что не отметить их в данной работе нельзя. За долгие годы своего существования коллектив тувинских артистов объездил всю страну, побывал в самых отдаленных ее уголках, выезжал в зарубежные турне. Ему рукоплескали зрители Азии, Европы, Северной Америки, Австралии. Несколько раз артисты выступали в международных программах, составленных из сильнейших номеров мастеров арены разных стран.
Во многих, городах Советского Союза побывали оскал-ооловцы, не только в нашей стране, но и за рубежом: во Франции, Австралии, Индии, Бирме, Индонезии, Венгрии, Болгарин, Монголии, ГДР, Турции и др. Каждый номер артисты стремятся довести до совершенства, умножая славу родного искусства, внося в него национальный колорит и душу своего народа.
Итак, в ходе работы нами были анализирована ситуация в культуре в период ТНР, как предпосылка возникновения циркового искусства, охарактеризована деятельность первой цирковой труппы тувинских артистов - учеников В.Б. Оскал-оола, описана биография самого Владимира Базыр-ооловича, кратко рассмотрена история цирковой династии семьи Оскал-оол, изучена была также советская система цирка.
Подытоживая итоги работы, мы хотели мы бы сказать следующее: цирк демократичен по своей сути: ему не страшны языковые барьеры, он понятен всем, чтобы полюбить его, не нужно специальной подготовки.



I. ЦГА РТ, ф. 1, on. 1, д. 69, л. 31.
3. ЦГА РТ, ф. 125, on. 1, д. 1-24.
4. ЦГА РТ ф. 125, on. 1, д. 9, л. 60.
5. ЦГАРТф. 136, оп. 2, д. 193
6. ЦГА РТ ф. 139, on. 1, д. 401-460.
7. РФ ТИГИ, д. 945, л. 1.
8. ЦАДПОО ЦГА РТ, ф.1, оп.1, д. 1581, л.22
9. ЦАДПОО ЦГА РТ, ф. 1, оп.1, д. 2063.
10. ЦАДПОО ЦГА РТ, ф.1, on. 1, д. 2191, л. 149.
II. Материалы НМ РТ, папка № 30; экспозиция зала «Культурное строительство Тувы».
Научная литература
1. Анастасьев А. Н. На 45-ти языках. Об интернациональной природе советского театра-М.: «Искусство», 1972.
2. Бауман Н. Э. Эквилибристика. - М.: «Искусство», 1963, 144 с.
3. Гортинский Е. М. Товарищ цирк. - М.: 1985.
4. Гуревич, Зиновий Бонич. О жанрах советского цирка. 2-ое изд. - М.: «Искусство» 1963, 304 с.
5. Дмитриев Ю. А. История советского цирка - М.: «Искусство» - 1980, 70 с.
6. Дмитриев Ю.А. Советский цирк. Очерки истории 1917-1941гг. - М.: «Искусство» - 1963, 399 с.
7. Дмитриев Ю. А. Советский цирк сегодня. Очерки - М.: «Искусство» - 1968, 144 с.
8. Дриго А. В. Сегодня и ежедневно: Сов. цирку 70 лет. - М.: Агенства печати «Новости» - 1989, 22 с.
9. Жандо Д. История мирового цирка. - М.: «Искусство» 1984, 191 с. 
10. Исполнев И. Рождение тувинского национального театра // Под знаменем Ленина - Сталина. - Кызыл.: 1943. № 1-2.
11. История Тувы Т. 2.// Под ред. В. А. Ламина,- Новосибирск: «Наука» 2007.
12. История Тувы Т.2.// Под ред. СИ. Вайнштейна, М.Х. Манай-оола. - Новосибирск: «Наука», 2001.
13. Калзан А.К. Тувинская драматургия периода ТНР // УЗ ТНИИЯЛИ. - Кызыл.: 1958. Коб. 116 с.
14. Калзан А.К. К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии // УЗ ТНИИЯЛИ. - Кызыл.: 1961. - Вып. 9. 175 с.
15. Карандаш // На арене советского цирка Изд. 2-ое. М: «Искусство» - 1977, 133с.
16. Кисс А. Н. Если ты жонглер... М: «Искусство», 1971, 56 с.
17. Коган М. С. Училище циркового и эстрадного искусства (истор. очерк к 40-летию основания) М.: «Искусство», 1967.
18. Кривенко Н. Мастера жизнерадостного искусства.// Культура и жизнь №2, 1970.
19. Кужугет А.К. Культура и искусство в ТНР // УЗ ТИГИ. - Вып.20. -Кызыл, 2003.
20. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. - Кемерово: «КемГУКИ», 2006.
21. Кузнецов Е. Арена и люди советского цирка. Исторические очерки 1917- 1946 гг. Л-М «Искусство» - 1947, 226 с.
22. Ламин В.А. Заслуженные люди XX в. - Кызыл, 2004. - 281с.
23. Люди тувинского театра (сборник статей) / Под общ. ред. М. А. Хадаханэ. - Кызыл, 1971.
24. Найдакова В.Ц. Тувинский театр. Учебное пособие. Улан-Удэ: издательско-полиграфический комплекс «ВСГАКИ»,1999.
25. Огни манежа. Статьи о цирке. М: «Искусство» 1961, 127 с.
26. Оскал-оол В. Б. Тыва цирк.- Кызыл «Тувкнигоиздат» - 1974. - 173 с.
27. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь М: науч. Издательство «Большая Российская энциклопедия» С-П «Норинт» - 2000, 855 с.
28. Сагды К. Ч. История становления тувинского театра. - Кызыл, 1973.
29. Самдан З.Б. Дух-хозяин сказки в исполнительской традиции народов Центральной Азии // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т.З. - Улан-Удэ,2000.
30. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. - Кызыл, 1971.
31. Славский Р. Е. Советский цирк в годы ВОВ М.: «Союзгосцирк» - 1975, 32 с.
33. Тува: сокровища культуры / Под ред. А.М. Тарунова. - М.: НИИЦентр, 2006. 295 с.
34. Туранов А. М. Тува: сокровище культуры. Кызыл.: Вып. 7-2006.
35. Хадаханэ М. А. Артист цирка. - Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2006.- 48 с.
36. Шнеер А. Я, Славский Р. Е Цирк: маленькая энциклопедия 2-ое изд. М.: «Советская энциклопедия» - 1979, 447 с.
Периодическая печать
1. Антуфьева Н. Белым-белым снегом простилась тувинская земля с В. Б. Оскл-оолом.//Центр Азии.- 1999.- 14-20 октября.
2. Бонин А. Течет в Горьком река дружбы (о выступлении в Харьковском цирке тувинских артистов, беседа с В. Б. Оскал-оолом). // Тувинская правда - 1972.- 2 ноября.
3. Брайковская В. Тувинские артисты в Москве. // Тувинская правда - 1951.¬12 октября.
4. Донгак Э. Аренаже базым. // Шын. - 7 июня.
5. Донгак У. Алексей Хуурак - Тыва романтик.// Шын. - 2009. - 22 декабря.
6. Кенин-Лопсан М. Б. Увековечить имя Оскал-оола.// Тувинская правда.- 2001.- 22 февраля.
7. Козлова С. Радовать земляков (о гастролях Госцирка СССР под рук. Оскал-оола). // Тувинская правда - 1974.- 13 августа.
8. Кривенко Н. Мастера жизнерадостного искусства. // Культура и жизнь - 1970, №2.
9. Кызыл - оол Т. Кужугет Хензиг-оол. // Улуг - Хем № 12. - Кызыл. 1971.
10. Манный Л. В. Будапеште - тувинские артисты: // Тувинская правда.- 1996.- 23 января.
11. Межова В. Браво, советский цирк! // Тувинская правда - 1971-2 ноября.
12. Межова В. Огни большого цирка.// Тувинская правда - 1970,31 декабря.
13. Мындрима Е. Прелестный тувинский цирк. // Тувинская правда - 1974.- 1 октября.
14. Никитин А.Дороги Оскал-оола // Кузнецкий рабочий.- 1975.- 11 января.
15. Новый художественный коллектив (о коллективе эстрадно-цирковой группы под руководством Заслартиста РСФСР и Народного артиста Тув.АССР К. Хензиг-оола при Тувгосфилармонии) // Тувинская правда. - 1973. - 2 июня.
16. Ооржак А. Улица в честь Оскал-оола с. Хондергей Дзун-Хемчикского кожуна.// Тувинская правда.- 2001.- 16 января.
17. Оскал-оол В. Нас везде встречают с открытым сердцем. // Тувинская правда - 1962, 1 января.
18. Оскал-оол В. Б. Мы восхищены достижениями трудящихся Тувы. // Тувинская правда - 1957, 22 октября.
19. Прокопенко Л. Тувинские артисты на Волге. // Тувинская правда - 1962, 1 апреля.
20. Рамазанова М. Оскал-оол: начало пути. // Тувинская правда - 1974.¬6 октября.
21. Репина Н. На арене - Майя Оскал-оол. // Тувинская правда - 1965, 14 сентября.
22. Салчак В. Из родословной тувинского цирка (о заел, артиста РСФСР; нар. Артисте Тув АССР К. Б. Хензиг-ооле) // Молодежь Тувы 1986, 6 апреля.
23. Сарыг-оол С. А., Оюн С. Л, Ращупкина А. Г. «На арене праздник» (к 60 летию со дня рождения и 40летию творческой деятельности циркового артиста В. Оскал-оола). // Тувинская правда. - 1981.-28 января.
24. Томур-оол А. Владимир Оскал-оол. // Тувинская правда- 1959, 6 ноября.
25. Хадахане М. Через мой труд в мире узнали о Туве (к 75 летию В.Б. Оскал- оола). // Тувинская правда,- 1995.-30 сентября.
26. Хертек Е.Человек - горящий факел (беседа с артистом цирковой группы под рук. В. Б. Оскал-оола).- Содействие. -1993. № 41(73)- 18-25 ноября.
27. Хертек Б. Группа Оскал-оола в Югославии.// Молодежь Тувы.-1984.- 19 февраля.
28. Чараш-оол А. Новые дороги тувинского цирка (о гастролях тув. Артистов
Госцирка под рук. В. Б. Оскал-оола). // Тувинская правда.- 1975.- 26 января.
29. Чараш-оол А. Радостные перемены (об артистах цирка Майе Лозовик-
Оскал-оол и Олеге Лозовике). // Тувинская правда - 1972- 21 мая.
30. Чараш-оол А. Семья Оскал-оола. // Тувинская правда - 1971, 31 июня.
31. Шагдыр Г. Успехов тебе, Клара! // Тувинская правда 1972, 16 сентября.
Список информаторов
1. Оскал-оол Валентина Владимировна, 1942 года рождения, старшая дочь В. Б. Оскал-оола. В 1971 году после окончания института начала свою трудовую деятельность в Кызылском училище искусств. По образованию театровед, она преподавала смежные виды искусств на всех отделениях и специализациях училища. Работала заместителем министра культуры (1976 - 1988 гг.) нашей республики. В настоящее время на заслуженном отдыхе.
2. Комбу Сендек Базыр-ооловна. 1925 года рождения, младшая сестра В. Б. Оскал-оола, бабушка автора. Она единственная оставшаяся в живых из кровных родственников Владимира Базыр-ооловича. Работала поваром в районной больнице. В настоящее время на заслуженном отдыхе, воспитывает многочисленных внуков и правнуков.
3. Ензак Зелим Алексеевич. .^-8 года рождения, ученик В. Б. Оскал-оола. Заслуженный артист Тувинской АССР. Был эквилибрист-жонглером, в 1995 году вышел из цирковой труппы. Работал в типографии в печатном цехе разнорабочим, в ТЭЦ слесарем, и клоуном в филармонии. В настоящее время работает контролер - кассиром в аттракционе «Кенгуру».
4. Ондар Татьяна Алексеевна, 1960 года рождения, дочь одного из первых учеников В. Б. Оскал-оола - Алексей Агбаановича Хуурака. Окончила РАГС при президенте РФ в 1998г. Работала зам. министром по делам молодежи РТ. Кандидат психологических наук, старший преподаватель ТыВГУ.
5. Хертек Борис Таан-оолович, 1957 года рождения, ученик В. Б. Оскал- оола. В 2006-2008 гг. работал директором национального оркестра, в 2008-2009 гг. начальник департамента по спорту и туризму мэрии г. Кызыла. Работает в филармонии менеджером. В 2004 году удостоен звания Заслуженного артиста РТ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ