Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация межпредметных связей в курсе истории в 9 классе в рамках ФГОС ООО

Работа №169788

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы178
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение стр. 3
Глава 1 стр. 10
1.1 Нормативно-правовая основа преподавания истории в современной
школе стр. 10
1.2 Возрастные психологические особенности подростков стр. 20
1.3 Дискуссии о взаимосвязи межпредметности и метапредметности в
современном образовании стр. 32
Выводы по первой главе стр. 52
Глава 2. Реализация межпредмтных связей в курсе истории России в 9 классе стр. 54
2.1 Формы реализации межпредметных связей в современной
школе стр. 54
2.2 Цикл уроков « Серебряный век российской культуры»стр. 80
Выводы по второй главе стр. 91
Заключение стр. 93
Список литературы стр. 97
Приложения стр. 111


Современная наука устанавливает новые тенденции развития. Одной из таких тенденций является интеграция научных исследований, их междисциплинарность. Понятие некогда созданное в педагогике перешло и в науку и стало дополняться такими дефинициями как полидисциплинарность и трансдисциплинарность. Все три термина имеют схожие установки и свои закономерности. Образование, как отражение науки и научной картины мира, которая представлена для школьников, должно максимально полно транслировать эти тенденции.
Практика показывает, несмотря на то, что идея междисциплинарности, или интеграции, получила широкое распространение во второй половине XX века, она так и не стала обязательной составляющей образования. Это обусловлено рядом причин, которые будут раскрыты в данном исследовании.
Современное научное познание характеризуется различными процессами, в том числе: интеграции и дифференциации. Решение этих вопросов ставит перед собой целью обобщить и систематизировать весь накопленный и постоянно развивающийся багаж знаний. С одной стороны, происходит процесс уточнения научных исследования, разделение - дифференциация. И, с другой, систематизация знаний - интеграция. Именно поэтому постоянно возникает несоответствие между ростом объема знаний, который необходимо усвоить в учебных заведениях и тем, что возможности учебного процесса ограничены, они локализованы во времени и пространстве.
Тем не менее, междисциплинарность стала неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В том числе и потому, что имеет ряд немаловажных достоинств. В первую очередь идея междисциплинарности позволяет удовлетворить потребности отдельного индивида в той области изучения, которая ему интересна. Нередко это вопросы науки и образования, стоящие на переферии основных научных сфер. В данном контексте междисциплинарность повышает уровень мотивации и интереса к предмету.
Другое достоинство междисциплинарности - это формирование единой и целостной картины мира, когда знания не наслаиваются друг на друга, а дополняют их, тем самым выводя способности мышления ученика на новый уровень. Аргументы, подкрепленные междисциплинарными знаниями, только усиливают значимость и полезность полученных знаний, но и способствуют развитию эвристического мышления у школьника. Немаловажным является и то, что предмет «История» в основе - это обширная почва для развития межпредметных связей. История, как совокупность всех знаний о человечестве имеет большие возможности для сотрудничества с другими гуманитарными областями знаний( литературы, искусства, информатики, географии и т.п.)
Актуальность нашего исследования заключается в том, что современный процесс образования ставит перед учителем новые задачи. Необходимо не просто передать знания, а научить ученика мыслить, решать сложные задачи, видеть современные проблемы и искать пути их решения. И так как межпредметные связи являются основой для формирования метапредметных навыков, то их развитие концептуально для современного образования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было направлено на изучение межпредметных связей, их влияние на метапредметные результаты и роль в современном образовательном процессе.
Проанализировав теоретическую, методическую литературу и практический опыт отечественных и зарубежных педагогов мы построили собственную методическую разработку, которая была направлена на удовлетворение цели и проверку гипотезы исследования.
В ходе исследования мы выделили основные достоинства и недостатки межпредметности.
Среди достоинств мы выделяем:
• Формирование у обучающихся целостной научной картины мира;
• Систематизация знаний;
• Укрупнения и углубление знаний;
• Ликвидация повторения знаний;
• Ориентация на интересы ученика и учителя;
• Практикоориентированность.
Недостатками развития межпредметнность на данный момент мы считаем:
• Отсутствие полного методического сопровождения;
• Межпредметность не имеет четкой и единой системы
реализации;
• Разрозненность в понимании межпредметности в научном
сообществе.
Мы так же рассмотрели связь межпредметности и метапредметности. Выделили, что метапредметность является утвержденной в образовательном стандарте частью межпредметности. ФГОС ООО включает в метапредметные результаты: межпредметные понятия и универсальные учебные действия. И достижение этих результатов видится нам эффективнее при соблюдении принципов межпредметности.
В ходе анализа ФГОС ООО и ИКС мы определили, что реализация стандартов в полной мере невозможна без межпредметности. Это показывает, что роль межпредметности в современном образовании является очень высокой.
Столкнувшись с различными подходами к понятию межпредметные связи (МПС) мы, на основе изученной литературы, сформулировали собственный подход.
Мы выделили две категории: диалектическая и педагогическая. А так же сформулировали педагогические компоненты межпредметных связей.
Диалектическая категория - взаимосвязь отдельных областей научного знания, так называемое «взаимопроникновение наук».
Педагогическая категория - отражение связи наук в учебном процессе. Это в первую очередь система отношений между знаниями учащихся, которые сформированы в результате последовательного отражения в средствах, методах и содержании изучаемых дисциплин тех объективных связей, которые существуют в реальном мире.
В дидактическом смысле МПС может выражаться в качестве одного из принципа образовательного процесса, единой системы образования или отдельных самостоятельных задач.
Среди педагогических компонентов мы выделили:
• методы реализации межпредметных связей - конкретные
технологии, которые использует педагог для развития
межпредметных связей учеников;
• формы и способы организации образовательного процесса для реализации и формирования межпредметных связей (дидактический смысл межпредметных связей)
• результат сформированности межпредметных связей
обучающихся - целостная картина мира;
• умение качественно использовать межпредметные связи в решение различных задач учеником есть некий показатель успешности его обучения.
Так же, проанализировав отечественной и зарубежный опыт, мы выделили важные компоненты современного подхода к межпредметности:
• Практикоориентированность образовательных событий;
• Учет интересов ученика и учителя;
• Подключение учеников к созданию собственного образовательного пространства - повышение их уровня ответственности;
• Создание продукта, который отвечает современным тенденциям: инфографика, сайт, видео, реклама, эссе, проект и так далее...


1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории: историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 20.02.2019).
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5-9 класс) от 17 декабря 2010 года №1897//Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 18.02.2015).
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата
обращение 2.05.2019)
Учебно-методические комплексы к учебникам
4. Гевуркова Е.А. Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по истории России: 7 класс: к учебнику под ред. А.В. Торкунова «История России. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ Е.А. Гевуркова. - М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 93 с.
5. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание,
география: 5-9 кл. ФГОС / Э.М. Амбарцумова, Е.А. Гевуркова, С.Е. Дюкова, Т.В. Коваль, А.Ю. Лазебникова, Т.Е. Лискова, М.Ю. Романова, И.Ю. Синельников, О.А. Французова / сост. и ред. А.Ю. Лазебникова, И.Ю. Синельников. - М.: Издательство «Экзамен»,
ФГБНУ «Институт развития стратегии образования РАО», 2018. - 191 с.
6. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание,
география: 10-11 кл. ФГОС / Э.М. Амбарцумова, Е.А. Гевуркова, С.Е.
Дюкова, Т.В. Коваль, А.А. Коростелева, Е.А. Крючкова, А.Ю. Лазебникова, Т.Е. Лискова, И.Ю. Синельников, О.А. Французова / сост. и ред. А.Ю. Лазебникова, И.Ю. Синельников. - М.: Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт развития стратегии образования РАО», 2018. - 127 с.
7. Симонова Е.В. История России XX - начало XXI века. 9 класс: экспресс-диагностика / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен»,
2013. - 127 с.
Литература
8. Arocena R., Sutz J. Development studies as an interdisciplinary field: research, teaching, and institutional building in Urugvay // ISSUES IN INTERDISCIPLINARY STUDIES. - 2016. - No. 34. - pp. 164-182.
9. Bililign S. The Need for Interdisciplinary Research and Education for
Sustainable Human Development to Deal with Global Challenges // International Journal of African Development. - 2013. - Volume 1, Issue. - pp. 82-90 [Electronic resource]. - URL:
https://scholarworks.wmich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1002&context= ijad
10. Carr S.C., MacLachlan M. Interdisciplinary research for development: a
policy paper. Global development network [Electronic resource]. - URL: https://www.massey.ac.nz/massey/fms/Colleges/College%20of%20Humanit ies%20and%20Social%20Sciences/Psychology/Poverty/pubs/policybrief/IR D_Policy_Paper_GDN.pdf?CD96AA10C904990C1E389CFE185C464A
11. CfE Briefing Interdisciplinary Learning. A guide for practitioners. - 2012 [Electronic resource]. - URL: https://education.gov.scot/Documents/cfe- briefing-4.pdf
12. Elements of Effective Teaching Practice. Interdisciplinary Learning //
Knowledge and Employability Studio. Teacher Workstation. - 2005
[Electronic resource]. - URL:
http://www.learnalberta.ca/content/kes/pdf7or_ws_tea_elem_05_interdis.pdf
13.Interdisciplinary Learning [Electronic resource]. - URL:
http://www.ltscotland.org.uk/
14. Jones C. Interdisciplinary Approach - Advantages, Disadvantages, and the Future Benefits of Interdisciplinary Studies // ESSAI: Vol. 7, Article 26 [Electronic resource]. - URL: http://dc.cod.edu/essai/vol7/iss1/26
15. Manzone J. The Art of Interdisciplinary Connections [Electronic resource].
- URL: http://giftededucationcommunicator.com/gec-winter-2015/the-art- of-interdisciplinary-connections/...37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ