Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья в психолого - педагогической литературе
1.1. Обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья как психолого - педагогический феномен
1.2. Особенности детей-надомников с ограниченными возможностями здоровья в контексте их обучения
1.3. Организационно-правовые аспекты надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Глава 2. Педагогические условия реализация процесса преподавания истории на дому детям с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Реализация учебных планов по адаптированным образовательным программам надомного обучения истории для учащихся с различными видами нарушений в соответствии со специальными нормативами ФГОС
2.2. Обеспечение свободы выбора со стороны всех участников надомного образовательного процесса учебно-педагогических действий и технологий обучения детей с ОВЗ
2.3. Обеспечение процесса надомного обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья педагогами с необходимой квалификацией.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность проблемы. В последние десятилетия в Российской Федерации, в условиях глубоких и неоднозначных реформ всех сфер жизни населения сформировались устойчивые негативные тенденции к неуклонному ухудшению состояния здоровья детей всех возрастных групп. На сегодняшний день по данным Минздрава, только около сорока процентов юных граждан можно с натяжкой отнести к условно здоровым. Серьезно увеличилась частота появления тяжелых форм патологии у новорожденных, что провоцирует рост числа детей-инвалидов. Российское сообщество заинтересовано в позитивной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. В этой связи инклюзивное образование, уже прочно обосновалось в реалиях российской школы, однако, обучение таких детей остается сложным процессом для всех участником педагогических отношений.
Согласно требованиям новейшего ФГОС инклюзия как неотъемлемая часть современной российской школы должна быть реализована в кратчайшие сроки. Приоритетным направлением обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является надомная доступность образования для всех и его приспособление к индивидуальным потребностям и запросам. Этот вид образования предполагает несколько вариантов реализации: классический вариант посещения учебного заведения учащимся с ограниченными возможностями здоровья, надомное, дистанционное обучение. Необходимость такого подхода диктуется пакетом нормативно - правовых актов, таких как закон “Об Образовании” от 2012 года, а так же Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандаром новейшей редакции. Подготовки учителей, обладающих высоким уровнем знаний умений и навыков в области инклюзивного образования, а так же творческим потенциалом к работе с надомниками в условиях инклюзивного образования так же выступает обязательным условием..
В настоящее время образовательный потенциал Красноярского края, обеспечивающий обучение более 26 тыс. детей с ОВЗ, характеризуется развитой сетью краевых и муниципальных образовательных организаций: 35 краевых общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 599 муниципальных образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ в отдельных классах, 4597 учащихся обучаются инклюзивно; краевой центр психолого¬медикопедагогического сопровождения, муниципальные центры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Образовательный процесс детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях края сопровождается специалистами ПМПК. В Красноярском крае создано 57 ПМПК. За последние два года на 5% возросло количество территориальных ПМПК, работающих на постоянной основе, на 25% возросла обеспеченность территориальных ПМПК квалифицированными кадрами. Организовано межведомственное взаимодействие ПМПК и медико-социальной экспертизы. Совместные действия данных служб позволяют разрабатывать рекомендации по определению необходимых образовательных условий для обучающихся с ОВЗ, что отвечает принципам доступности и индивидуализации образования. Обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей с особыми образовательными потребностями, преемственность между уровнями образования: ранняя помощь - образование в раннем детстве - общее среднее образование - профессиональное образование, являются ключевыми характеристиками принципа доступности. Принцип индивидуализации предполагает реализацию личностно-ориентированных, индивидуальных, дифференцированных подходов в сочетании с коррекционной и развивающей работой для удовлетворения индивидуальных социальных и образовательных потребностей, создания условий для трудовой реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями...
На конец 2010х годов российская система школьного образования вступила в эпоху модернизации и расширения своих возможностей. В соответствии с такими основополагающими документами как ФГОС, закон “Об Образовании”, ИКС и Конституция Российской Федерации был взят курс на гуманизацию образования. Из-за гуманизации, а так же необходимости интеграции в общество людей с ограниченными возможностями активно внедряется концепция инклюзивного образования. В следствии данной концепции тысячи детей инвалидов получили возможность получать образование наравне с обычными детьми и чувствовать себя полноценными членами нашего общества. Однако, реальность такова, что в следствии тех или иных причин некоторые обучающиеся не могут посещать школу на постоянной основе. Поэтому особенно необходимо в свете новых педагогических стандартов разработать новые методы и планирование уроков для таких детей. Вследствие малоизученной темы, а так же отсутствием хорошо поставленного и прописанного поурочного планирования для детей с ОВЗ мы решили, что назрела острая необходимость в анализе, синтезе и создании концептуально нового поурочного планирования
Выбор нами возрастного промежутка отнюдь не случаен. Поскольку в 9м и 11м классе учащиеся сдают ОГЭ и ЕГЭ соответственно, необходимо крайне осторожно составлять учебную программу для таких детей, вследствие особой значимости для их дальнейшей судьбы. Проанализировав все имеющиеся у нас вводные, мы пришли к выводу что наиболее интересным и оптимальным будет развитие изученной темы именно в этом ключе.
Проведя всесторонний анализ имеющихся у нас данных, а так же синтезировав наш собственный опыт с опытами других педагогов мы получили следующие выводы:
1. Определена сущность понятия инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проведенный анализ научной, научно-методической, психолого-педагогической литературы позволил нам с большой точностью выявить готовность педагога к работе с детьми надомниками, обладающих различными ОВЗ.Мы считаем, что педагог имеет возможность эффективно проводить занятия в таком формате, когда у него присутствует совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности.
3. Выявлены компоненты квалификации учителя к готовности к преподаванию истории на дому:
- мотивационный - это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья;
- когнитивный - система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;
- креативный - отражает творческую активность и личностные особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а так же развивать творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями;
- деятельностный - состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций.
Выявлены основные психологические особенности детей с ограниченными возможностями. Развитие системы инклюзивного образования позволяет детям-инвалидам иметь возможность учиться вместе со своими здоровыми сверстниками. Эти ученики смогут получать необходимые знания не только по основным дисциплинам, но и изучать дополнительные предметы школьной программы вместе со здоровыми детьми...
1. Аванесов, B.C. Композиция тестовых заданий: 2-е изд., испр. и допол. [Текст] -М.: Адепт, 1998.-217с.,
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Аксенова, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики [Текст] // Дефектология. -
№3. - С. 15.
4. Алехина, С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] // Психологическая наука и образование. 2011. №1. - С. 83-92
5. Алехина, С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в
контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Текст] // Психолого-педагогическое обеспечение национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа». - С. 104-116
6. Аллин, О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. [Текст] — М.: Генезис, 2005. — 248 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2 [Текст]/ Под ред. A.A. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980 - 288 с.
8. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост. Л.В.Куликов. - СПб., - 2000.
9. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст]/ Б. Г. Ананьев. - Л.: Наука, 1965. - Т. 4. - 236с.
10. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания. В 2 т. [Текст]/ Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - С. 230.
11. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс [Текст]/ В. И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского университета, 2006. - 565 с.
12. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика. [Текст] М.: Академия, 2005. - 576 с.
13. Аношкин, А.П. Основы моделирования в образовании:
Учебное пособие. [Текст] Омск: ОмГПУ, 1988.-144 с.,
14. Аношкин, А.П. Педагогическое проектирование систем и
технологий обучения. [Текст] Омск: ОмГПУ, 1997. -140 с.,
15. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2002.224с...223