ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие физической подготовленности 6
1.2. Возрастные особенности физической подготовленности у младших
школьников 7
1.3. Факторы, влияющие на развитие физической подготовленности .. 10
1.3.1. Активный образ жизни как фактор развития физической
подготовленности 10
1.3.2. Двигательная активность как фактор развития физической
подготовленности 13
1.3.3 Физические способности как фактор развития физической подготовленности 17
1.3.4. Взаимозависимость факторов, влияющих на развитие физической
подготовленности 26
Выводы к главе I 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧЕНИКОВ 3 КЛАССА 29
2.1. Критерии и уровни развития физической подготовленности у
младших школьников 29
2.2. Актуальный уровень физической подготовленности у младших
школьников 33
2.3. Методические рекомендации по развитию физической
подготовленности младших школьников в учебном процессе 48
2.3.1. Совместная работа учителя с учащимися и их родителями 52
2.3.2 Физкультурные минутки 59
2.3.3. Подвижные перемены и динамические паузы 65
Выводы к главе II 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 72
Приложения 78
Актуальность данной темы обусловлена изменяющимися условиями жизни человечества. В настоящее время физическим нагрузкам уделяется недостаточное внимание, и пассивный, малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при распространении различных инфекций и заболеваний. Особенно опасно обстоит дело с этим у детей. В наш век высоких технологий и доступных гаджетов они перестают уделять внимание подвижным играм на свежем воздухе и все больше и больше становятся подверженными гиподинамии. Для того чтобы школьники росли здоровыми и крепкими, им необходимо правильное физическое развитие.
Первые работы, изучающие физическое развитие детей в качестве основного критерия состояния здоровья, появляются в России в 90-х гг. XIX столетия. Пионером массовых обследований физического развития детского населения по праву считается Ф. Ф. Эрисман. Позже изучением физического развития, а также физической подготовленности в частности, занимались К. Л. Чернов, Н. А. Бернштейн, В. М. Зациорский, В. С. Фарфель.
Развитие физической подготовленности является неотъемлемой частью развития младших школьников и занимает особое место в подготовке детей к взрослой жизни.
Работа по развитию физической подготовленности отличается большим разнообразием форм, которые требуют от детей проявления дисциплины, организованности и инициативы, что способствует воспитанию примерного поведения, энергичности и находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным развитием, нравственным воспитанием и трудовым обучением, развитие физической подготовленности способствует гармоничному развитию младших школьников.
Физическая подготовленность младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и
психологическими особенностями, а также приспособлением к новым условиям среды. Правильное физическое развитие в младшем школьном возрасте является обязательным условием всестороннего развития личности ребенка.
Цель исследования: оценить актуальное состояние физической подготовленности младших школьников и разработать комплекс мер по ее развитию.
Объект исследования: физическая подготовленность младших
школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние физической
подготовленности младших школьников.
Гипотеза: актуальное состояние физической подготовленности
младших школьников определяется степенью активности их образа жизни, уровнем двигательной активности и физических способностей учащихся.
Данной цели соответствуют поставленные задачи:
1. Изучить теоретические аспекты физической подготовленности младших школьников;
2. Изучить возрастные особенности физической подготовленности у младших школьников;
3. Определить факторы, влияющие на уровень развития физической подготовленности младшего школьника;
4. Выделить критерии, подобрать методики для констатирующего эксперимента;
5. Провести констатирующий эксперимент и осуществить количественную и качественную обработку его результатов.
6. Разработать комплекс мер по развитию физической подготовленности младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Тестирование;
3. Метод математической обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в изучении актуального состояния физической подготовленности учащихся конкретного класса и поиску способов его оптимизации.
Исследования в этой области встречаются не часто и в основном касаются физической культуры в целом. Новизна нашей работы в том, что физическая подготовленность младших школьников рассматривается нами с разных сторон, и по каждому компоненту физической подготовленности даются методические рекомендации.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ СШ №79 города Красноярска. Испытуемыми были учащиеся 3 «В» класса. В классе 23 человека в возрасте 9 - 10 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, двух выводов, заключения, библиографического списка, приложения.
Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических способностей, приобретении двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности.
В практике физического воспитания школьников используют два основных пути развития физической подготовленности. Первый сводится к попутному стимулированию способностей, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков. Второй путь характеризуется специальной организацией процесса развития способностей.
В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств демонстрируют очень высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться. Также в этом возрасте начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической деятельности.
Уровень физической подготовленности зависит от многих факторов. Непосредственно действующими на развитие физической подготовленности являются активный образ жизни, уровень развития двигательной активности и физических способностей младшего школьника.
Физическая подготовленность совершенствуется в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, а также соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
Физическая подготовленность - неотделимая часть образа жизни и поведения, которая зависит от организации физического воспитания, функциональных особенностей растущего организма, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха.
Физические упражнения являются своеобразными универсальными регуляторами всех жизненных функций организма, обеспечивающими нормальное протекание жизненных процессов.
По проведению констатирующего эксперимента в 3 «В» классе, был выявлен актуальный уровень физической подготовленности младших школьников. Это средний уровень, к нему относится 12 из 23 учеников 3 «В» класса (52%). Также был составлен комплекс мер по повышению уровня физической подготовленности, в состав которого входит всесторонняя работа с родителями и повышение интереса к различного рода движениям у младших школьников.
В ходе работы были достигнуты поставленные задачи: мы изучили основные понятия по теме исследования посредством обзора информации из различных литературных источников; определили факторы, влияющие на уровень развития физической подготовленности младшего школьника; выделили критерии, подобрали методики для проведения констатирующего эксперимента; осуществили количественную и качественную обработку результатов эксперимента, сделали вывод и разработали комплекс мер по развитию физической подготовленности младших школьников.
1. Агаджани Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджани, Н.Н. Шабатура. - М.: ФиС, 1989. - 208 с.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития // Наука. - М. - 1982. - №7. - С. 234-236.
3. Алферов В.П. Как вырастить здорового ребенка // Медицина. - М. - 1993. - №19. - С. 180-199.
4. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи / Л. В. Байбородова. - Ярославль.: Литера, 2003. - 257 с.
5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. - М. - 1990. - № 1. - С. 22-26.
6. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома / В. М. Баршай. - Ростов на Дону.: Феникс, 2001. - 256 с.
7. Белякова И.П. Гигиеническое обоснование критериев оценки оздоровительного влияния физического воспитания для младших школьников: автореф. канд. мед. наук. - М., 1992. - 223 с.
8. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 496 с.
9. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. - М.: Просвещение, 2011. - 208 с.
10. Большая Медицинская Энциклопедия [Электронный ресурс] / гл.
ред. А. М. Петровский. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. Режим доступа: http://xn--90aw5c.xn--
c1avg/mdex.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0 %BD%D0%B0%D 1 %8F %D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D0%BD%D0 %B8%D 1 %86%D0%B0. Дата обращения: 11.05.2018.
11. Быков Е.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - М. - 2003. - №7. - С. 51-54.
12. Венгер Т.Ф. Физиологические параметры детского возраста / Т.Ф. Венгер, Ю.И. Савченко. - Красноярск.: Растр, 1981. - 122 с.
13. Виноградов П. А. Деятельность Госкомспорта России по осуществлению мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи / П. А. Виноградов, Н. В. Паршикова, В. П. Моченов. - М.: Сфера, 2002. - 134 с.
14. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - М. - 2015. - №6. - С. 41-49.
15. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с...64