ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
§ 1.1. Сущность понятия «эмпатия» 6
§ 1.2. Особенности развития эмпатии в среднем детстве 16
§ 1.3. Пути развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 43
§ 2.1. Организация и методика исследования эмпатии у детей младшего
школьного возраста 43
§ 2.2. Анализ результата исследования 49
§ 2.3. Комплекс занятий с элементами тренинга для развития эмпатии у детей младшего школьного возраста 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Эмпатия - одна из главных социальных эмоций человека и ключевое качество личности, позволяющее человеку создавать эффективные социальные контакты. Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы личности, приобретения личностью коммуникативных компетенций. Развитие эмпатии - актуальная психолого-педагогическая проблема, которая приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком в начальной школе духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Младший школьный возраст в силу особенностей психологического и физического развития выступает сенситивным этапом развития эмпатии. Поэтому задача родителей и современного педагога начальной школы - создать условия в жизнедеятельности ребенка, способствующие развитию эмпатии у него.
В наше время это особенно актуально, так как мы живём во времена, когда социальные институты общества, такие как семья, школа, вуз, подростковые сообщества и т.д., переживают трудные времена. То, что начиналось как разрозненные попытки атак на расшатывание нравственных, семейных и иных традиционных устоев, теперь обернулось массированным внедрением либерализации, эгоцентризма, нравственной деградации современного общества.
Изучению эмпатии как эмоциональной отзывчивости индивида на переживания других людей посвящено значительное число исследований (P.O. Агавелян, Е.Я. Басин, А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, В.П. Кузьмина, Ю.А. Менджерицкая, Л.П. Стрелкова, О.И. Цветкова и другие). Эмпатия проявляется в стремлении понять другого человека, вчувствоваться в его переживания, оказать помощь и поддержку.
В работах таких известных исследователей нравственного воспитания, как Н.В. Архангельский [1], Ю.Б. Гиппенрейтер [15], Т.А. Данилина, В.Н. Дружинин [18], М.И. Миронова показано, что младший школьный возраст выступает сенситивным периодом развития эмпатии.
Методические аспекты развития эмпатии в начальной школе раскрыты в научных трудах таких педагогов, как М.А. Нгуен [34], Д.П. Неводовой [35], П.М. Якобсон [63].
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.
Цель исследования - определить актуальный уровень развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте и составить комплекс заданий с элементами тренинга для повышения уровня эмпатии.
Объект исследования - эмоциональная сфера у детей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - эмпатия у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что эмпатия включает в себя понимание эмоций другого, эмоциональный отклик, регуляцию поведения. Мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте эмпатия проявляется на среднем уровне, а именно дети не всегда понимают эмоции другого человека, не всегда могут оказать помощь, спрогнозировать эмоциональную реакцию другого человека в конкретных ситуациях, но умеют эмоционально откликнуться на переживания другого.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «эмпатия».
2. Проанализировать особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить способы развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать диагностическую программу изучения эмпатии у детей младшего школьного возраста.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать комплекс занятий с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме работы, ее классификация и систематизация; эмпирические: тестирование, методы опроса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Итак, нами была проанализирована теоретическая и методическая литература по выбранной проблеме - изучение особенностей развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте.
Мы придерживаемся мнения Л.П. Стрелковой, что эмпатия - это трехзвеньевая цепочка: сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие, которое может привести к реальной помощи. При этом, сопереживание, основой которого выступает идентификация, является эмоциональным откликом на переживания другого. Проявление сочувствия предполагает когнитивную ориентацию в ситуации, которая, в свою очередь, актуализирует различные формы содействия, сначала внутреннего, а затем, при определенных условиях, и внешнего. Анализ научных подходов определения сущности категории «эмпатия» позволяет нам рассматривать ее как интегральное личностное образование, которое является особой способностью субъекта к отражению внутреннего мира другого человека; которое позволяет достичь взаимосогласованных позиций в процессе общения и реализовать субъект-субъектное межличностное взаимодействие. Эмпатия является одним из основных звеньев в социализации, адаптации к новым условиям, новому коллективу, новой среде, постепенно приобретая навыки общения. Формирование личности младшего школьника обусловлено различными факторами: своеобразием физиологии его высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, влиянием окружающей среды, общества, сферой его деятельности. Эмпатия развивается с раннего детства, но активное развитие получает в младшем школьном возрасте, когда ее развитие протекает более результативно.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме работы, мы выявили, что младший школьный возраст - это период значительных позитивных изменений в жизни ребенка. Он является сенситивным периодом развития эмпатии, обуславливается развитием рефлексии и операционного интеллекта; высокой чувствительностью младших школьников к воздействиям окружающей среды; формированием системных личностных образований (самооценка, образ «Я»); интенсивным развитием эмоционально¬чувственной сферы личности.
Рассмотрев способы развития эмпатии в младшем школьном возрасте, мы установили, что наиболее эффективным из них являются: создание ситуаций сочувствия, сочувствия-переживания; работа с книгой - сопереживание героям сказок; прослушивание музыки; проведение «нравственных бесед»; участие детей в различных праздничных мероприятиях в школе, организация тематических чаепитий, дней рождения и т.д. Так же мы выявили, что для развития эмпатии у детей младшего школьного возраста применимы занятия с элементами тренинга в игровой форме. Занятия с элементами тренинга помогают младшим школьникам в оценке своих и чужих качеств, а также способствовать открытию их личности.
По выделенным критериям развития эмпатии (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) у детей младшего школьного возраста подобрали методики. Методика «Экспресс-диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова»; диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика «Проявление эмпатии к сверстнику» Е. Н. Васильевой и модифицированная методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы».
Исследование осуществлялось на базе МАОУ «СШ№157» Советского района г. Красноярска. В нём приняли участие обучающиеся 4 «И» класса в количестве 26 человек.
В ходе исследования было установлено, что низким уровнем развития эмпатии обладает около трети (31%) младших школьников, принявших участие в исследовании. Немногим более половины (57%) четвероклассников демонстрирует средний уровень развития эмпатии. Высокий уровень развития эмпатии во всех её проявлениях свойственен единицам (12%) младших школьников.
Для повышения развития уровня эмпатии у детей в младшем школьном возрасте нами был разработан комплекс занятий с элементами тренинга, который нацелен на взаимодействие детей, умение распознавать свои ощущения, различать эмоции, выражать собственные эмоции, распознавать эмоции и чувства других, ощущать чувства окружающих и разделять их.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. 290 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Изд-во
Просвещение, 1979. 236 с.
3. Ахметдинова Т.Р. Индивидуальное развитие первоклассника в процессе творческой деятельности на уроке // Начальная школа. 2014. № 5. С. 61-63.
4. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 254-256.
5. Бовина И.Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 88-95.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций и общения. М.: Просвещение, 2006. 75 с.
7. Божович Е.Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы // Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 19-30.
8. Васильева Е.Н. К проблеме возрастных особенностей проявления эмпатии у детей младшего школьного возраста. М.: Международная педагогическая академия, 2009. С. 15-27.
9. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга // м: Издательство «Ось-89», 1999-317с.
10. Воробьева К.В. К вопросу о формировании эмпатии у младших школьников // Символ науки: международный научный журнал. 2020. №
11. С. 170-173.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС,
2005. 416 с.
12. Гавриленко Н.У. Психолого-педагогические особенности детей
младшего школьного возраста в организации праздничной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2019. № 3. С. 23-26.
13. Гаврилова Т.П. Понятие «эмпатия» в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-158.
14. Гайдаренко С.М., Мартынова М.А., Ковалева А.В. Развитие эмпатии на разных возрастных этапах // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 351-354.
15. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61-67.
16. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2007. 160 с.
17. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. Монография. М.: Издательство «Перо», 2014. 185 с.
18. Дружинин В.Н. Психология эмоций, чувств, воли. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 342 с.
19.Захарова Т.Г. Психологические особенности темперамента детей младшего школьного возраста // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 1. № 1. С. 106-110.
20. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
21. Исакова Н.Л. Развитие познавательных процессов у младших
школьников через экспериментальную деятельность. М.: Детство- Пресс, 2013. 75 с.
22. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: диссертация. М.: МГУ, 2013. 175 с.
23. Каширских С.Б. Характеристика и специфика познавательных
способностей детей младшего школьного возраста // Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 40-43.
24. Козлова Т.Л., Ислямова Э.Э. Развитие эмпатии у младших школьников // Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары). 2020. С. 55-58.
25. Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И. Кондаков. 1999. URL: http://psi.webzone.ru/
26. Коняева Е.А. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание Л.Н. Павлова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. 131 с.
27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У- Фактория, 2004 (ГИНН Урал. рабочий). 184с.
28. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Н. Новгород, 1999. 137 с.
29. Легкая У.А. К вопросу определения феномена эмпатии // Современный взгляд на науку и образование: сборник научных статей (Москва). 2020. С. 125-128.
30. Майстренко А.В. Роль учебной деятельности в формировании
психологических характеристик младших школьников // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 8 (41). С. 60-63.
31. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание
структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 2015. 592 с.
32. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения // Прикладная психология. 1999. №4. С.174-192.
33. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М: АСТ-Москва, 2009. 867 с.
34. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника. // Ребёнок в детском саду. 2008. № 1. С. 83-85.
35. Неводова Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших
школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 8. С.25-27.
36. Недоспасова В. А. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: пособие для воспитателей и родителей. М.: Просвещение: Росмэн, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). 90 с.
37. Никандров В.В. Психологическая сущность тренингов // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2003. С. 71-86.
38. Никандров В.В. Психологическая сущность тренингов // Указ. соч. С. 71. 87с.
39. Никандров В.В. Психологическая сущность тренингов // Указ. соч. С. 75. 87с.
40. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов. 4-е изд. М.: Академия, 2008. 448 с.
41. Парамзина Е.И. Психолого-педагогические аспекты формирования
готовности детей младшего школьного возраста к учебной деятельности. // Известия института педагогики и психологии
образования. 2019. № 1. С. 65-69.
42. Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.
43. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлению и специальностям психологии. М., СПб.: Питер Пресс,
2006. 223 с.
44. Петровский А.В. The categorical system of psychology. An experience of constructing a theory of theories in psychology / А.В. Петровский, В.А. Петровский // Психология. Журнал высшей школы экономики. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2018. Т. 15. № 4. С. 626-644.
45. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
46. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга: [метод. пособие для начинающих тренеров]. СПб.: Речь, 2005. 11 - 223 с.
47. Ребер А. Большой толковый психологический словарь [Пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]. М.: Вече: АСТ, 2000. 501-559с.
48. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
49. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс,1990. СПб.: Питер Ком, 1998. -368 с.
50. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: [книга для учителя]. М.: Просвещение, 1991. 128с.
51. Савва Л.И., Т.А. Пономарев Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. Магнитогорск: МаГу, 2003. 82 с.
52. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекц. - развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: АРКТИ, 2003. 78 с.
53. Соловьенкова Н.К. Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста // Ростовский научный журнал. 2019. № 4. С. 76-84.
54. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 2015. 128 с.
55. Стрельцова А.Д. Условия и особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 65-69.
56. Тургель В. А. Предпочтение творческой и репродуктивной деятельности детьми младшего школьного возраста // Г ерценовские чтения. Младший школьник в образовательном пространстве: Сб. научн. статей по итогам Всероссийской научно-практ. конференции (Санкт-Петербург, 25-26 марта 2009 г.) СПб., 2009. 343 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016. 46 с.
58. Хамидова Р.Х., Р.М. Эхаева. Роль дидактической игры в учебном процессе // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 189-193.
59. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. / Издательство Речь, Институт Тренинга, 2006. 267с.
60. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 60-65.
61.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
62. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты. СПб: Респект, 1995. 252 с.
63. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Инфра-М, 2016. 292 с.