Введение 3
1 Цели и содержание обучения иностранным языкам 7
1.1 Универсальные учебные действия как основа деятельности учащихся на
уроке иностранного языка 7
1.2 Понятие коммуникативной компетенции, её единицы и функции 12
1.3 Компонентный состав содержания современного иноязычного
образования 18
Выводы по главе 1 26
2 Создание условий для общения на уроке иностранного языка 27
2.1 Наглядность как средство создания условий для естественного
использования языковых и речевых материалов 27
2.2 Аутентичный видеоматериал как средство формирования
коммуникативной компетенции 30
2.2.1 Критерии отбора видеоматериалов 34
2.2.2 Этапы работы над видеоматериалами 35
Выводы по главе 2 39
Практическая часть 40
Заключение 56
Библиографический список 57
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 69
Приложение Г 70
Изучение языка должно происходить в единстве с миром, с историей, с современностью и культурой народов, говорящих на этих языках. Чтение иностранной литературы, просмотр фильмов, видеофрагментов на иностранном языке - это только малая, но неотъемлемая часть форм межкультурного общения.
Формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка - это основная цель изучения иностранных языков [Федеральный государственный..., 2012]. Общение способствует развитию
взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, а также своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка [Приводится по: Варченко, 2013].
Взаимодействия и отношения, которые учитель устанавливает с учениками, переживания, интересы, настроения, всё это входит в эмоциональный компонент аксиологического блока содержания обучения. Он нацелен на овладение личностью системой общенациональных и общечеловеческих ценностей, т.е. способствуют развитию личностных универсальных учебных действий. Новая смысловая ориентация в области иностранных языков актуализирует ценность личности изучающего язык, его новообразований, уникальности, компетентности. Идёт выраженная тенденция к развитиям личностных качеств учащихся [Гальскова, 2015, с. 5].
Личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно - этической ориентации обеспечивают будущее учащихся, их умение соотносить поступки и события с принятыми принципами, их ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, их моральный выбор на основе личностных ценностей [Асмолов, Бурменская, Володарская, 2008, с. 33].
Одной из трудностей обучения иностранному языку является отсутствие или ограничение возможности общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи в реальных жизненных ситуациях.
Исходя из этого, перед учителем встает важная задача - создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы которые способствовали бы формированию личностных универсальных учебных действий. Для этого на помощь методистам и преподавателям приходят различные виды наглядности. В том числе неязыковая наглядность в состав которой входят аутентичные видеоматериалы. Но далеко не многие учебно-методические комплексы включают в себя сборники, методические рекомендации, раздаточный материал и диски, для работы с ним.
Таким образом, мы считаем нашу актуальной, так как разработки в контексте нашей работы будут полезны и могут быть использованы учителями, работающим не только по программе исследуемого нами УМК «New Millennium English - 8», но и по рабочим программам различных учебно-методических комплексов...
В данной работе исследовано влияние аутентичных видеоматериалов на формирование личности. Анализ учебно-методической литературы показал, что аутентичные видеоматериалы предоставляют большие возможности для активной работы в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся и их личности как основного требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка.
Эффективность использования видеоматериалов при обучении зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько правильно организована структура урока и этапы работы над видеоматериалами. Именно тогда Применение видеоматериалов способствует повышению качества усвоения знаний на уроках иностранного языка.
Отобранные видеофрагменты были взяты в соответствии с темами, включенными в УМК комплекса «New Millennium English» для 8 класса авторов О.Б. Дворецкой, Казырбаевой Н.И. и др. и уроки были проведены согласно учебно-методическому плану.
Необходимо также отметить, что сама перспектива просмотра видео на уроке может стать хорошим стимулом для усиления степени эффективности работы учащихся. Анализ проведенного анкетного опроса подтверждает эффективность использования аутентичных видеоматериалов как способа формирования личностных универсальных действий.
Подводя итог изложенного, можно утверждать, что просмотр аутентичных видеоматериалов может иметь сильное положительное эмоциональное воздействие на обучаемых, служить стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности, обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] URL.: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 02.11.2017).
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. 151 с.
3. Байгаров Г. Н., Ускова Б. А., Жаров Д. А. Основные функции аутентичных видеоматериалов // Молодой ученый. 2016. №7.5. С. 36
4. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3. 2010. 20 с.
5. Барышников Н.В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком: дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск. 2000.
6. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) // Иностр. языки в школе. 2005. №2. С. 2-6.
7. Варченко Е. И. Английский язык, как компонент системы
основных элементов научного знания на начальной ступени образования // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 346-348. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/49/6282/ (дата обращения: 17.06.2018).
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169 (дата обращения:
15.01.2018).
8. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. URL.: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-
1. html (дата обращения: 14.06.2018).
9. Воробьёв Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе.
2003. №2. С. 30-35.
10. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.
2004. №1. С. 3-8.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. 192с.
12. Гальскова Н.Д. Современная образовательная модель в области иностранных языков: структура и содержание // Иностр. Языки в школе. - 2015. №8. С. 2-8.
13. Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала // Профессиональное образование. 2006. №3. С. 28-29.
14. Дворецкая О.Б., Казырбаева Н.И., Кузнецова Н.И., Мичурина М.Л., Новикова Н.В., Талзи Л.В., Шалимова Е.Ю. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник для 8 кл. общеобраз. учрежд. - 2 изд., испр. и перераб. - Обнинск: Титул, 2009. 176 с.
15. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982...34