ВВЕДЕНИЕ
1. Формирование орфографической зоркости у обучающихся четвертого класса на основе выделения опознавательных признаков орфограмм как педагогическая проблема
1.1. Формирование орфографической зоркости в теоретической и практической педагогике
1.2. Факторы развития орфографической зоркости
1.3. Анализ учебников русского языка с точки зрения выявления направленности на развитие орфографической зоркости
2. Работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников на основе выделения опознавательных признаков орфограмм
2.1. Диагностика уровня сформированное™ орфографической зоркости и орфографической грамотности у обучающихся четвертого класса
2.2. Приёмы и упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у обучающихся четвертого класса на основе выделения опознавательных признаков орфограмм ..
2.3. Анализ проведенных исследований, направленных на формирование орфографической зоркости и орфографической грамотности у обучающихся четвертого класса
Заключение
Список используемых источников
Приложения А-В
В настоящее время интенсивный уровень развития информатизации имеет большое влияние на развитие нашего общества. Ученым удалось доказать, что успешное развитие научно-технического процесса общества включает в себя информатизацию образования, так как именно в образовании воспитываются и обучаются будущие профессионалы, которые в дальнейшем будут вносить вклад в общество и сами в нем существовать [1]. Российская система образования предъявляет к знаниям и умениям своих выпускников всех образовательных ступеней достаточно высокий уровень.
Данное явление обусловлено тем, что наше общество требует специалистов, которые обладают высоким интеллектом и уровнем всех видов грамотности, нынешние специалисты должны уметь быстро реагировать на изменения условий, находиться и работать в различных источниках информации.
Конкурентоспособность играет важную роль в современный период развития общества. Конкурентоспособным является тот специалист, который пользуется в своей деятельности не только лидерскими качествами, но и обладает высоким уровнем грамотности, как устной, так и письменной речи. Говоря о письменной речи, хочется отметить, что одним из её показателей является орфографическая грамотность, а так же орфографическая зоркость. Именно эти умения создают орфографический навык человека.
Психологи: Д.Н. Богоявленский, М.С. Соловейчик, Н.И. Жинкин и П.С. Жедек выяснили, что орфографическая грамотность развивается примерно к десяти годам, а это значит, что уже на начальной ступени обучения учитель должен нести ответственность за уровень орфографической грамотности подрастающего поколения [2,3,4]. Именно начальная школа начинает свою работу с формирования орфографической зоркости, результатом которой является орфографическая грамотность. Главной задачей обучения ФГОС НОО поставил формирование орфографической зоркости, потому что первичным умением, которые обладают младшие школьники, является умение находить орфограммы и аргументировать правописание слов [5]. Только на этом основывается орфографическая грамотность.
Проблема формирования орфографической зоркости в начальных классах является одной из самых острых и «наболевших» в курсе русского языка. Высокие результаты изучения школьных дисциплин напрямую зависят от того , каким образом и насколько эффективно будут заложены первые умения ребёнка орфографической зоркости .
Несформированность орфографической зоркости у обучающихся начальной школы является одной из главных причин недостаточно высокого уровня орфографической грамотности не только в начальной школе, но и обучающихся старших классов. Одним из самых сложных навыков является именно орфографический навык, так как он требует много усилий для своего существования. Этот навык основывается на навыках письма, умениях распознавать морфемный состав слов, на анализе слов с фонетической стороны, а так же на умениях пользоваться соответствующим ей правилам. Только в процессе целенаправленных занятий могут формироваться орфографические навыки, но в данном случае педагогический процесс должен сопровождаться специально подобранными упражнениями.
Проблемой повышения уровня орфографической зоркости взволнованы многие учителя и методисты. И в настоящее время данной проблемой занимаются многие ученые. Большой вклад в исследование данной проблемы внесли такие ученые как: М.Р. Львов, Д.Э. Розенталь, Р.Ф. Иванова , М.С. Соловейчик , П.Я. Гальперин и другие [ 6, 7].
В работах ученых, исследованиях педагогов доказано [8,9,10,11] что обучение орфографии напрямую зависит от того, насколько у ребёнка развита способность обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость.
По мнению П.Я. Гальперина уже в первом классе необходимо уделять внимание орфографической зоркости, при этом в качестве главного средства воспитания орфографической грамотности выступает своевременный процесс формирования понятия об орфограмме [12]....
В настоящее время к уровню образования предъявлены большие требования. Именно поэтому одной из главных задач обучений русскому языку является повышение уровня грамотности. Высоким уровнем грамотности должен обладать не только обучающийся, но и специалист [1]. Данную проблему всегда обсуждали педагоги, методисты и родители. После введения в образование ФГОС НОО проблема орфографической грамотности стала еще более актуальной [28]. В связи с тем, что уровень орфографической грамотности зависит от уровня сформированное™ орфографической зоркости, учителю необходимо на первых этапах обучения проводить работу, направленную на умение обнаруживать орфограммы в словах. Главную роль в данном случае играют опознавательные признаки орфограмм или особые приметы орфограмм, говорящие о написании, которое нужно проверить каким - либо правилом.
Целью нашего исследования являлось изучение теоретических основ формирования орфографической зоркости для отбора приемов работы и упражнений, направленных на выделение опознавательных признаков орфограмм. Исходя из вышеназванной цели, мы ставили перед собой следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятий «орфографическая зоркость» и «орфографическая грамотность».
- Изучая литературу по формированию орфографической
зоркости у обучающихся начальной школы на основе выделения опознавательных признаков дало возможно рассмотреть такие понятия как «орфограмма», «орфографическая зоркость», «орфографическая грамотность». Рассматривая анализ Всероссийской проверочной работы 2018 года мы выяснили, что уровень орфографической грамотности находится на низком уровне, что заставляет нас сделать вывод о том, что с обучающимися необходимо усилить работу по выделению опознавательных признаков в словах.
- Рассмотреть сущность опознавательных признаков орфограмм.
- Нам удалось выяснить, что без навыка распознавания в словах опознавательных признаков невозможно развитие орфографической зоркости. Проводя анализ учебников русского языка по системе «Школа России», мы сделали вывод, что почти все упражнения направлены на решение уже поставленной орфографической задачи, что не дает развитие орфографической зоркости.
- Провести диагностику уровня сформированности орфографической зоркости среди обучающихся четвертого класса.
Для решения данной задачи, мы провели диагностики уровня сформированности орфографической грамотности и орфографической зоркости у обучающихся четвертого класса. Анализ работы показал, что и в контрольной и в экспериментальной группе нет ни одного ребёнка, который обладает высоким уровнем орфографической грамотности.
В контрольной группе 20 % обучающихся достигли среднего уровня, а это всего лишь 2 ребёнка; 10 % обучающихся имеют уровень орфографической грамотности ниже среднего, т.е. всего 1 ученик; и у 70% обучающихся уровень орфографической грамотности находится на низком уровне.
В экспериментальной группе 10 % обучающихся достигли среднего уровня, а это всего лишь 1 ребёнка; 30 % обучающихся имеют уровень орфографической грамотности ниже среднего, т.е. всего 3 ученика; и у 60% обучающихся уровень орфографической грамотности находится на низком уровне. Следовательно, почти весь класс находится ни низком уровне орфографической грамотности.
Отобрать приёмы и упражнения для формирования орфографической зоркости у обучающихся четвертого класса на основе выделения опознавательных признаков орфограмм....
1. Девтерова, З.Р. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования / З.Р. Девтерова //Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2010. - №5. - С. 18 -21.
2. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии : моногр. / П.С. Жедек. -Томск: Пеленг, 1992. - 96 с.
3. Жинкин, Н.П. Речь как проводник информации [Электронный ресурс] / Н.П. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=392
4. Соловейчик, М.С. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах / М.С. Соловейчик/ Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»: газета «Начальная школа». -2010. - №17-24.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
6. Бельдина, Е.В. Развитие орфографической зоркости /Е.В. Бельдина// Начальная школа. -2013. -№8. -С.35-36
7. Репкин, В.В. Развивающее обучение: теория и практика : метод. пособие/ В.В. Репкин. - Томск: Пеленг, -1997. - 288 с.
8. Алгазина, Информирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1987. - 326 с.
9. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -368 с.
10. Итоги «Тотального диктанта-2018» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://pronedra.ru/itogi-totalnogo-diktanta-2018-obnarodovali-eksperty-235953.html/ Журнал
11. Рождественский, Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах: метод. пособие/Н.С. Рождественский. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 1979. - 239 с.
12. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у младших школьников /П.Я.Гальперин// Вопросы психологии. -1999. -№ 5. - С.64
13. Соловейчик, М.С. Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 .-225с.
14. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. - М., 1997.-337С.
15. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2010. - 717 с.
15. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - Санкт- Петербург: Питер, 2013. - 320 с....(28)