ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Психолого-педагогические основы понятия «социальная активность» .... 7
1.2. Социальная активность в младшем школьном возрасте 17
1.3. Пути развития социальной активности в младшем школьном возрасте на
современном этапе развития образования 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1. Диагностическая программа исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и их обсуждение .. 44
2.3. Методические рекомендации, направленные на формирование
социальной активности у младших школьников 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение А 64
Приложение Б 67
Приложение В 68
Приложение Г 70
Приложение Д
В наше время, когда общество становится все более сложным и разнообразным, одной из важнейших задач является создание условий для развития социально активной личности. Ведь только такая личность способна эффективно функционировать в современном мире и вносить свой вклад в развитие общества. В условиях постоянных изменений в мире общество стремится адаптироваться и выражать свои взгляды, прилагая усилия для создания условий свободного развития личности.
Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, чтобы занять свое место в существующей системе и удовлетворить личные потребности. Интерес к процессу развития и выражения социальной активности проявляют многие ученые, так как это помогает разрабатывать более эффективные концепции упорядочивания общественных процессов со стороны государства. Социально активные люди обладают большей адаптивностью к изменениям в обществе, лучше умеют решать проблемы и достигать своих целей. Кроме того, социальная активность способствует укреплению общественных связей.
Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах А.С Макаренко, И.П. Иванова, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности школьников получили обоснование в работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, И.А. Зязюн, Л.И. Божович, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, В.В. Серикова и др. Для изучения специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития проводились исследования ученых, в том числе В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, А.Я. Зосимовского, Е.К. Касаткиной, Т.Н. Мальковской и др.
Развитие и формирование общественной деятельности юного поколения нашего государства становится значимым вопросом современности, главным условием прогрессивного социального развития.
Социальная активность считается одной из основных характеристик социализации лица - освоения им компонентов культуры, общественных норм, а также ценностей, в базе которых создаются свойства личности.
Обновленный ФГОС рекомендует отводить занятиям, направленным на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, два часа в неделю. ФГОС определяет условия для разработки рабочих программ с учетом организации личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур.
Такие занятия должны способствовать в том числе развитию у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами, осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремления к духовно- нравственному совершенствованию» и др. [4].
Основным образовательным результатом должно являться достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.
Все выше сказанное подтверждает актуальность данного исследования.
Цель: выявить особенности социальной активности в младшем школьном возрасте и на основе анализа полученных данных предложить программу по ее формированию.
Объект исследования: социальная активность.
Предмет исследования: особенности социальной активности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в следующем: социальная активность в младшем школьном возрасте представляет собой целенаправленную деятельность субъекта по преобразованию окружающей действительности и зависит от степени включенности учащихся в систему общественных отношений, наличия социальных мотивов, положительных эмоций в учебной и познавательной деятельности, а также проявления в них социально ценных качеств.
Задачи:
1. Проанализировать понятие социальная активность в научной литературе;
2. Рассмотреть практику развития социальной активности в младшем школьном возрасте в мире и России;
3. Подобрать методики определения уровня социальной активности у младших школьников и провести диагностическое исследование;
4. Выявить особенности развития социальной активности у младших школьников на основе количественного и качественного анализ результатов среза;
5. Разработать примерную программу формирования социальной активности в младшем школьном возрасте.
База исследования: МБОУ СОШ №1 г. Бородино Красноярского края. В тестировании приняли участие 25 учеников 3 «А» класса (12 мальчиков и 13 девочек).
В настоящее время социальной активности младших школьников уделяется недостаточно внимания по сравнению с подростками и старшими школьниками. Важно понимать, что формирование и развитие социальной активности в младшем школьном возрасте играют важную роль в процессе адаптации детей к новой системе отношений и окружающему миру. Поэтому необходимо уделить больше внимания данной проблеме и разработать эффективные методики, направленные на развитие социальной активности у младших школьников.
Нами были рассмотрены определения социальной активности из разных источников и выявлено, что под социальной активностью понимается сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений.
Социальная активность описывает качества и деятельность личности, которые выражаются в самостоятельности, инициативности и целенаправленности, направленных на осознанное взаимодействие с социальной средой. Она является результатом внешней практической и внутренней психической деятельности личности, направленной на преобразование самой личности и социокультурной среды с учетом интересов общества.
В работе мы выявили особенности социальной активности в младшем школьном возрасте. Социальная активность младших школьников
представляет собой проявление внутренней готовности и целенаправленной, инициативной и творческой деятельности в коллективном взаимодействии с окружающей действительностью, в социально значимой, познавательной и добровольческой деятельности, направленной на решение задач. Социальная активность младшего школьника включает в себя такие качества как:
• Гражданственность;
• Общительность;
• Самостоятельность;
• Нравственность;
Сочетание этих качеств описывает человека как социально активную личность.
При этом у младших школьников возникает трудность в понимании ценностей и социальных отношений. Нужно обратить внимание на развитие социально ценных качеств, таких как самостоятельность, ответственность и инициативность, чтобы учащиеся могли успешно функционировать в обществе и в будущей профессиональной деятельности. Ученики проявляют интерес в деятельности, связанной с удовлетворением собственных потребностей и стремлением к достижению личных целей, вместо того, чтобы помогать коллективу и другим людям. Их мотивы сосредоточены на личностном развитии и собственном успехе, что говорит о недостаточной готовности учеников к проявлению социальной ответственности и взаимопомощи.
По результатам диагностики, которые показали недостаточно высокий уровень социальной активности у младшего школьника нами была разработана программа, соответствующая таким направлениям внеурочной деятельности как трудовому делу и социальному творчеству, основанных на коллективных творческих делах, направленные на развитие социальной активности. У учеников недостаточно осознания того, как собственные поступки и действия влияют на общественную и совместную деятельность. Они не всегда полностью включены во все виды общественной и совместной деятельности, что может препятствовать достижению общих целей класса.
Также мы постарались обосновать необходимость развития социальной активности с первых лет обучения в школе, так как оно способствует укреплению взаимоотношений в классе и формированию командного духа, а также развитие социальной активности помогает учащимся научиться эффективно общаться и решать конфликты. Оно также способствует формированию навыков лидерства и организации коллектива. Социальная активность младших школьников может оказать положительное влияние на их психологическое здоровье и повысить уверенность в себе, что в свою очередь может привести к улучшению успеваемости в школе и перспективам будущей карьеры. Кроме того, развитие социальной активности у младших школьников способствует формированию полезных навыков для жизни и работы в коллективе, что будет важно для них в будущем.
Важно заметить, что современные программы обучения в большинстве случаев не осуществляют подход к развитию и формированию социальной активности, поэтому учителю нужно самостоятельно включать в процесс различные приёмы и методики как на внеурочной деятельности, так и в образовательном процессе.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что КТД, предлагаемые в нашей программе, являются эффективными и актуальны методом для формирования социальной активности у младших школьников. Строгое соблюдение этапов КТД даст возможность развивать социальную активность младшего школьника, а также охватить большой спектр навыков, которые пригодятся ребёнку не только в учебной, но и в повседневной жизни, что весьма немаловажно.
Таки образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В. А. Психологическое развитие детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 64 с.
2. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания:
Монография. М.:Макс- Пресс МГУ, 2002. - С.224
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 - 158 с.
4. Байбородова Л.В. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / Л.В. Байбородова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 57 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — м., 2002. С. 254
6. Богачев А.А. Волонтерство как форма социальной активности. Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально- педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. 63 с.
7. Буканова А. А., Филюков С. М., Полников В. И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1181-1184
8. Вишневский, Д.Д. Социально-ориентированная игра - тренировка как средство развития социальной активности школьников подростков в условиях спортивно-оздоровительного центра: Дисс.канд. пед. Наук [Текст] / Д.Д. Вишневский. - Красноярск, 1999. - 153 с.
9. Волович В. И. и др / Социологический справочник. - Киев :
Политиздат Украины, 1990 [Интернет-ресурс] - URL:
http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/sociological/articlesa.htm(дата обращения: 10.04.2021)
10. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников. Абакан: 2007.140 с.
11. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Сост. Е.И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2012. - 343 с.
12. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников. Абакан: 2007. - 140 с.
13. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. М.: 2006. 234 с.
14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М., 2002. С. 308
15. Евстратова, Т.А. Основы молодежной политики: учебное пособие / Т.А. Евстратова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 242 с.
16. Ерина Инобат Аъзамкуловна, Крафт Елена Владимировна / Феномен "социальная активность" с точки зрения и позиции отечественных учёных. 2015 - с. 453-457
17. История психологии: хрестоматия / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Кафедра педагогики и психологии; сост. Н.А. Бугрова. - Кемерово: КемГУКИ, 2014. - 207 с.
18. Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — с.16-17
19. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Ивано М.: «Педагогика», 1989. - 208 с.
20. Коган, В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема / В.З. Коган. - Москва: Аспект Про, 1970. - 22 с.
21. Корозникова А.А. Развитие ученического самоуправления в начальной школе // Начальная школа. 2011. №5. с.15-18
22. Левин, К. Теория поля в социальных науках: Пер.с англ. / К.Левин. - СПб.: Речь, 2000. - 368с.
23. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. - М.: Эксмо, 2013. - 142 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность /А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001.- 475с.
25. Мосгортур: [сайт]. - Москва, 2020- URL: https: //mo s gortur.ru/campleader/knowledges/manuals
26. Мудрик А.В. Социализация и воспитание / Мудрик А.В. - М., 1997
27. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебное пособие / В.С. Мухина. - Екатеринбург: Академия, 2011. - 696 с.
28. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе / Е.М. Отрадная // Воспитание школьников. - 2012. - №4. - 18 с.
29. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург:
Российская национальная библиотека. 2006. [Интернет-ресурс] - URL: https://pedagogical dictionary.academic.ru/948%D 1 %8F (дата обращения 10.04.2021)
30. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург:
Российская национальная библиотека. 2006. [Интернет-ресурс] - URL: https: //official .academic.ru/53 86/%D0%94%D%25%8F (дата обращения 10.04.2021)
31. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 n тв-1290/03 "о направлении методических рекомендаций"
32. Родина, Л.И. Развитие социальной активности подростков / Л.И. Родина, О.В. Мичина // Партнерство через образование. - 2014. - № 2. - С. 18 - 23.
33. Савин, Н.В. Педагогика: учебник / Н.В. Савин. - М.: Просвещение, 1978. - 268 с.
34. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.. Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р. [Интернет-ресурс] - URL: https://didacts.ru/termin/socialnaja-aktiost.html(дата обращения 10.04.2021)
35. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования / ред. В.А. Кругликова. - Москва: ИФ РАН, 1995. - 529 с.
36. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) / В. А. Ситаров, в. Г. Маралов, 2015 [Интернет-ресурс] - URL: C:UsersAnastDownloadssotsialnaya-akt.pdf (дата обращения 10.04.2021)
37. Stefano Cirella. Managing collective creativity: Organizational
variables to support creative teamwork //European Management Review.- Volume18, Issue4, 2021. Pages 404-417. URL:
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/emre.12475
38. Sarah Harvey and Chia-Yu Kou. Collective Engagement in Creative
Tasks: The Role of Evaluation in the Creative Process in Groups // Sage journals.- Volume 58, Issue 3, Pages 346-386. URL:
https://doi.org/10.1177/0001839213498591
39. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
40. Структурные компоненты социальной активности студентов /
Палаткина Г.В., Азизова Л.В., 2012 [Интернет-ресурс] - URL:
file:///C:/Users/Anast/Downloads/strukturnye-komponenty-sotsialnoy-aktivnosti-studentov.pdf(дата обращения 10.04.2021)
41. Тренинг социальной активности / В. Б. Волков. - СПб. : Речь, 2005 (ППП Тип. Наука). - 182 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, 2021. - С. 23
43. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, 2021. - С. 40
44. Фролов Д. Е. Активность личности студента: (Аксиол. концепция в комплекс. социол. исслед.) / Д. Е. Фролов, В. И. Малкин. - М.: Универсум, 1994. - 384 с.
45. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э.Фромм. - М.: Республика, 1994. - 447с.
46. Философский словарь / Под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина- издательство политической литературы, Москва, 1963 [Интернет- ресурс] - URL:https://filosoff.org/slovar/(дата обращения 10.04.2021)
47. Шавель, С.А. Общественная миссия социологии: монография / С.А. Шавель. - Минск: Белорусская наука, 2010. - 406 с.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - М., 2008. - 360 с.