Особенности социальной активности младших школьников и пути ее формирования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Психолого-педагогические основы понятия «социальная активность» .... 7
1.2. Социальная активность в младшем школьном возрасте 17
1.3. Пути развития социальной активности в младшем школьном возрасте на
современном этапе развития образования 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1. Диагностическая программа исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и их обсуждение .. 44
2.3. Методические рекомендации, направленные на формирование
социальной активности у младших школьников 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение А 64
Приложение Б 67
Приложение В 68
Приложение Г 70
Приложение Д
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Психолого-педагогические основы понятия «социальная активность» .... 7
1.2. Социальная активность в младшем школьном возрасте 17
1.3. Пути развития социальной активности в младшем школьном возрасте на
современном этапе развития образования 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1. Диагностическая программа исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и их обсуждение .. 44
2.3. Методические рекомендации, направленные на формирование
социальной активности у младших школьников 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение А 64
Приложение Б 67
Приложение В 68
Приложение Г 70
Приложение Д
В наше время, когда общество становится все более сложным и разнообразным, одной из важнейших задач является создание условий для развития социально активной личности. Ведь только такая личность способна эффективно функционировать в современном мире и вносить свой вклад в развитие общества. В условиях постоянных изменений в мире общество стремится адаптироваться и выражать свои взгляды, прилагая усилия для создания условий свободного развития личности.
Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, чтобы занять свое место в существующей системе и удовлетворить личные потребности. Интерес к процессу развития и выражения социальной активности проявляют многие ученые, так как это помогает разрабатывать более эффективные концепции упорядочивания общественных процессов со стороны государства. Социально активные люди обладают большей адаптивностью к изменениям в обществе, лучше умеют решать проблемы и достигать своих целей. Кроме того, социальная активность способствует укреплению общественных связей.
Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах А.С Макаренко, И.П. Иванова, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности школьников получили обоснование в работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, И.А. Зязюн, Л.И. Божович, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, В.В. Серикова и др. Для изучения специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития проводились исследования ученых, в том числе В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, А.Я. Зосимовского, Е.К. Касаткиной, Т.Н. Мальковской и др.
Развитие и формирование общественной деятельности юного поколения нашего государства становится значимым вопросом современности, главным условием прогрессивного социального развития.
Социальная активность считается одной из основных характеристик социализации лица - освоения им компонентов культуры, общественных норм, а также ценностей, в базе которых создаются свойства личности.
Обновленный ФГОС рекомендует отводить занятиям, направленным на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, два часа в неделю. ФГОС определяет условия для разработки рабочих программ с учетом организации личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур.
Такие занятия должны способствовать в том числе развитию у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами, осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремления к духовно- нравственному совершенствованию» и др. [4].
Основным образовательным результатом должно являться достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.
Все выше сказанное подтверждает актуальность данного исследования.
Цель: выявить особенности социальной активности в младшем школьном возрасте и на основе анализа полученных данных предложить программу по ее формированию.
Объект исследования: социальная активность.
Предмет исследования: особенности социальной активности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в следующем: социальная активность в младшем школьном возрасте представляет собой целенаправленную деятельность субъекта по преобразованию окружающей действительности и зависит от степени включенности учащихся в систему общественных отношений, наличия социальных мотивов, положительных эмоций в учебной и познавательной деятельности, а также проявления в них социально ценных качеств.
Задачи:
1. Проанализировать понятие социальная активность в научной литературе;
2. Рассмотреть практику развития социальной активности в младшем школьном возрасте в мире и России;
3. Подобрать методики определения уровня социальной активности у младших школьников и провести диагностическое исследование;
4. Выявить особенности развития социальной активности у младших школьников на основе количественного и качественного анализ результатов среза;
5. Разработать примерную программу формирования социальной активности в младшем школьном возрасте.
База исследования: МБОУ СОШ №1 г. Бородино Красноярского края. В тестировании приняли участие 25 учеников 3 «А» класса (12 мальчиков и 13 девочек).
Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, чтобы занять свое место в существующей системе и удовлетворить личные потребности. Интерес к процессу развития и выражения социальной активности проявляют многие ученые, так как это помогает разрабатывать более эффективные концепции упорядочивания общественных процессов со стороны государства. Социально активные люди обладают большей адаптивностью к изменениям в обществе, лучше умеют решать проблемы и достигать своих целей. Кроме того, социальная активность способствует укреплению общественных связей.
Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах А.С Макаренко, И.П. Иванова, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности школьников получили обоснование в работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, И.А. Зязюн, Л.И. Божович, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, В.В. Серикова и др. Для изучения специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития проводились исследования ученых, в том числе В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, А.Я. Зосимовского, Е.К. Касаткиной, Т.Н. Мальковской и др.
Развитие и формирование общественной деятельности юного поколения нашего государства становится значимым вопросом современности, главным условием прогрессивного социального развития.
Социальная активность считается одной из основных характеристик социализации лица - освоения им компонентов культуры, общественных норм, а также ценностей, в базе которых создаются свойства личности.
Обновленный ФГОС рекомендует отводить занятиям, направленным на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, два часа в неделю. ФГОС определяет условия для разработки рабочих программ с учетом организации личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур.
Такие занятия должны способствовать в том числе развитию у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами, осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремления к духовно- нравственному совершенствованию» и др. [4].
Основным образовательным результатом должно являться достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.
Все выше сказанное подтверждает актуальность данного исследования.
Цель: выявить особенности социальной активности в младшем школьном возрасте и на основе анализа полученных данных предложить программу по ее формированию.
Объект исследования: социальная активность.
Предмет исследования: особенности социальной активности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в следующем: социальная активность в младшем школьном возрасте представляет собой целенаправленную деятельность субъекта по преобразованию окружающей действительности и зависит от степени включенности учащихся в систему общественных отношений, наличия социальных мотивов, положительных эмоций в учебной и познавательной деятельности, а также проявления в них социально ценных качеств.
Задачи:
1. Проанализировать понятие социальная активность в научной литературе;
2. Рассмотреть практику развития социальной активности в младшем школьном возрасте в мире и России;
3. Подобрать методики определения уровня социальной активности у младших школьников и провести диагностическое исследование;
4. Выявить особенности развития социальной активности у младших школьников на основе количественного и качественного анализ результатов среза;
5. Разработать примерную программу формирования социальной активности в младшем школьном возрасте.
База исследования: МБОУ СОШ №1 г. Бородино Красноярского края. В тестировании приняли участие 25 учеников 3 «А» класса (12 мальчиков и 13 девочек).
В настоящее время социальной активности младших школьников уделяется недостаточно внимания по сравнению с подростками и старшими школьниками. Важно понимать, что формирование и развитие социальной активности в младшем школьном возрасте играют важную роль в процессе адаптации детей к новой системе отношений и окружающему миру. Поэтому необходимо уделить больше внимания данной проблеме и разработать эффективные методики, направленные на развитие социальной активности у младших школьников.
Нами были рассмотрены определения социальной активности из разных источников и выявлено, что под социальной активностью понимается сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений.
Социальная активность описывает качества и деятельность личности, которые выражаются в самостоятельности, инициативности и целенаправленности, направленных на осознанное взаимодействие с социальной средой. Она является результатом внешней практической и внутренней психической деятельности личности, направленной на преобразование самой личности и социокультурной среды с учетом интересов общества.
В работе мы выявили особенности социальной активности в младшем школьном возрасте. Социальная активность младших школьников
представляет собой проявление внутренней готовности и целенаправленной, инициативной и творческой деятельности в коллективном взаимодействии с окружающей действительностью, в социально значимой, познавательной и добровольческой деятельности, направленной на решение задач. Социальная активность младшего школьника включает в себя такие качества как:
• Гражданственность;
• Общительность;
• Самостоятельность;
• Нравственность;
Сочетание этих качеств описывает человека как социально активную личность.
При этом у младших школьников возникает трудность в понимании ценностей и социальных отношений. Нужно обратить внимание на развитие социально ценных качеств, таких как самостоятельность, ответственность и инициативность, чтобы учащиеся могли успешно функционировать в обществе и в будущей профессиональной деятельности. Ученики проявляют интерес в деятельности, связанной с удовлетворением собственных потребностей и стремлением к достижению личных целей, вместо того, чтобы помогать коллективу и другим людям. Их мотивы сосредоточены на личностном развитии и собственном успехе, что говорит о недостаточной готовности учеников к проявлению социальной ответственности и взаимопомощи.
По результатам диагностики, которые показали недостаточно высокий уровень социальной активности у младшего школьника нами была разработана программа, соответствующая таким направлениям внеурочной деятельности как трудовому делу и социальному творчеству, основанных на коллективных творческих делах, направленные на развитие социальной активности. У учеников недостаточно осознания того, как собственные поступки и действия влияют на общественную и совместную деятельность. Они не всегда полностью включены во все виды общественной и совместной деятельности, что может препятствовать достижению общих целей класса.
Также мы постарались обосновать необходимость развития социальной активности с первых лет обучения в школе, так как оно способствует укреплению взаимоотношений в классе и формированию командного духа, а также развитие социальной активности помогает учащимся научиться эффективно общаться и решать конфликты. Оно также способствует формированию навыков лидерства и организации коллектива. Социальная активность младших школьников может оказать положительное влияние на их психологическое здоровье и повысить уверенность в себе, что в свою очередь может привести к улучшению успеваемости в школе и перспективам будущей карьеры. Кроме того, развитие социальной активности у младших школьников способствует формированию полезных навыков для жизни и работы в коллективе, что будет важно для них в будущем.
Важно заметить, что современные программы обучения в большинстве случаев не осуществляют подход к развитию и формированию социальной активности, поэтому учителю нужно самостоятельно включать в процесс различные приёмы и методики как на внеурочной деятельности, так и в образовательном процессе.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что КТД, предлагаемые в нашей программе, являются эффективными и актуальны методом для формирования социальной активности у младших школьников. Строгое соблюдение этапов КТД даст возможность развивать социальную активность младшего школьника, а также охватить большой спектр навыков, которые пригодятся ребёнку не только в учебной, но и в повседневной жизни, что весьма немаловажно.
Таки образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Нами были рассмотрены определения социальной активности из разных источников и выявлено, что под социальной активностью понимается сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений.
Социальная активность описывает качества и деятельность личности, которые выражаются в самостоятельности, инициативности и целенаправленности, направленных на осознанное взаимодействие с социальной средой. Она является результатом внешней практической и внутренней психической деятельности личности, направленной на преобразование самой личности и социокультурной среды с учетом интересов общества.
В работе мы выявили особенности социальной активности в младшем школьном возрасте. Социальная активность младших школьников
представляет собой проявление внутренней готовности и целенаправленной, инициативной и творческой деятельности в коллективном взаимодействии с окружающей действительностью, в социально значимой, познавательной и добровольческой деятельности, направленной на решение задач. Социальная активность младшего школьника включает в себя такие качества как:
• Гражданственность;
• Общительность;
• Самостоятельность;
• Нравственность;
Сочетание этих качеств описывает человека как социально активную личность.
При этом у младших школьников возникает трудность в понимании ценностей и социальных отношений. Нужно обратить внимание на развитие социально ценных качеств, таких как самостоятельность, ответственность и инициативность, чтобы учащиеся могли успешно функционировать в обществе и в будущей профессиональной деятельности. Ученики проявляют интерес в деятельности, связанной с удовлетворением собственных потребностей и стремлением к достижению личных целей, вместо того, чтобы помогать коллективу и другим людям. Их мотивы сосредоточены на личностном развитии и собственном успехе, что говорит о недостаточной готовности учеников к проявлению социальной ответственности и взаимопомощи.
По результатам диагностики, которые показали недостаточно высокий уровень социальной активности у младшего школьника нами была разработана программа, соответствующая таким направлениям внеурочной деятельности как трудовому делу и социальному творчеству, основанных на коллективных творческих делах, направленные на развитие социальной активности. У учеников недостаточно осознания того, как собственные поступки и действия влияют на общественную и совместную деятельность. Они не всегда полностью включены во все виды общественной и совместной деятельности, что может препятствовать достижению общих целей класса.
Также мы постарались обосновать необходимость развития социальной активности с первых лет обучения в школе, так как оно способствует укреплению взаимоотношений в классе и формированию командного духа, а также развитие социальной активности помогает учащимся научиться эффективно общаться и решать конфликты. Оно также способствует формированию навыков лидерства и организации коллектива. Социальная активность младших школьников может оказать положительное влияние на их психологическое здоровье и повысить уверенность в себе, что в свою очередь может привести к улучшению успеваемости в школе и перспективам будущей карьеры. Кроме того, развитие социальной активности у младших школьников способствует формированию полезных навыков для жизни и работы в коллективе, что будет важно для них в будущем.
Важно заметить, что современные программы обучения в большинстве случаев не осуществляют подход к развитию и формированию социальной активности, поэтому учителю нужно самостоятельно включать в процесс различные приёмы и методики как на внеурочной деятельности, так и в образовательном процессе.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что КТД, предлагаемые в нашей программе, являются эффективными и актуальны методом для формирования социальной активности у младших школьников. Строгое соблюдение этапов КТД даст возможность развивать социальную активность младшего школьника, а также охватить большой спектр навыков, которые пригодятся ребёнку не только в учебной, но и в повседневной жизни, что весьма немаловажно.
Таки образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Проектная деятельность обучающихся как средство формирования
социальной активности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАРОДИТЕЛЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



