Введение 3
Глава 1. Урок как основная организационная форма обучения иностранным языкам 5
1.1 Современные цели иноязычного образования 5
1.2 Требования к современному уроку. Типы и виды урока. Методическое
содержание урока 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Современный урок в рамках требований ФГОС 19
2.1 Структура современного урока 19
2.2 Проектирование современного урока ИЯ 20
2.3 Критерии результативности и эффективности урока И.Я 30
Выводы по главе 2 32
Практическая часть 33
Заключение 41
Библиографический список 42
Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». Метапредметный подход в обучении определяет, что главным является формирование у учащихся универсальных учебных действий [Хуторской, 2012]. Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, обучающими учиться, самостоятельно добывать знания». Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Иностранный язык вносит свой вклад в реализацию целей обучения. Для достижения эффективности лингвистического образования важно, прежде всего, чтобы учитель в полной мере владел «технологией целеполагания». Проблема проектирования урока иностранного языка приобрела статус одной из наиболее актуальных. К современному уроку (занятию) иностранного языка предъявляются очень высокие требования. В связи с этим переосмыслены цели, содержание, структура, формы учебного взаимодействия, характер решаемых учебных задач, планируемые результаты. Практические цели каждого урока иностранного языка должны формулироваться предельно конкретно, с указанием того предметного результата, которого обучающийся во взаимодействии с учителем и другими школьниками достигнет в рамках формируемого навыка или умения. Актуальность темы исследования очевидна.
Объект исследования: урок ИЯ как организующая форма обучения.
Предметом исследования является взаимодействие учителя и учащихся на уроке ИЯ в рамках спроектированного урока.
Цель исследования: проанализировать особенности проектирования урока ИЯ.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть современные требования ФГОС второго поколения к обучению иностранному языку;
2. Рассмотреть современные цели и содержание иноязычного образования;
3. Охарактеризовать УУД как ключевые цели среднего общего образования;
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических методов исследования: анализ и синтез, наблюдение, метод классификации, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, исторической и методической литературы.
Теоретической базой для написания данной работы послужили труды выдающихся психологов и педагогов - Асмолова А.Г., Выготского Л.С., Зимней И.А., Махмурян К.С., и методистов - Пассова Е.И., Бим И.Л., Гальсковой Н.Д., их авторские методики и разработки.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы практической части можно использовать при подготовке студентов к педагогической практике.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Иностранный язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством. Он отличается от других предметов, так как его основной задачей является овладение способностью участвовать в межкультурном общении, т.е. формирование речевых умений, связанных с речемыслительной деятельностью. В частности на уроках иностранного языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию регулятивных универсальных действий. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по иностранному языку.
Такая трактовка цели делает новое понятие - УУД («умение учиться») во главу образовательного процесса, что, безусловно, требует нового подхода, меняя основные принципы построения учебного процесса. В приоритете на сегодняшний день находится система личностного, деятельностного, компетентностного подходов, ведущими принципами становятся принцип развивающего обучения, когнитивной и социальной направленности обучения, межпредметного обучения, рефлексии, принцип диалога культур, соизучения языка и культуры, взаимосвязного обучения разным видам речевой деятельности.
Специфика формирования регулятивных УУД у школьников состоит в том, что именно этот вид УУД лежит в основе умений самоорганизации учебной деятельности у учащихся.
Потенциал школьного занятия является основой реализации современной цели иноязычного образования, которая приносит такие изменения как изменения в целеполагании, формах взаимодействия учителя и ученика, структуре, типах учебных занятий и методах преподавания. Говоря о новых тенденциях в системы школьных занятий, основной можно отметить новый подход к построению урока - проектирование, которое в противовес традиционному планированию отличается вариативностью, акцент делается именно на учебную деятельность учащихся.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 70 с.
2. Ариян М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования: ИЯШ 2016 г. №6 - 17 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. - 2010. - 152 с.
4. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. /А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
5. Богданова О.С. Пока не начался урок: разговор с учителем. Красноярск 2017 г. 223 с.
6. Богданова О.С. Урок иностранного языка: наблюдаем, анализируем, делаем выводы. Красноярск, 2012. - 96 с.
7. Борисова Л.С. Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка // ИЯШ. 2012.№5. 28-30 с.
8. Гальскова Н.Д., Бартош Д.К. Технология целеполагания урока. Иностранные языки в школе 2014 №11. - 82 с.
9. Гроза О.Л., Дворецкая О.Б., и др. New Millenium English 6, 2002. -
120 с.
10. Зимняя И.А. 2014 ИЯШ №12 - 66 с.
11. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - 11-12 с.
12. Ковалева, Г.С., Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-120 с.
13. Колесников А.А. Урок иностранного языка профориентационной направленности в старшей школе: пример проектирования и научное обоснование ИЯШ 2017 №1 61 с.
14. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. Москва, Издательский центр «Академия», 2010. 189 с.
15. Куклина С.С. Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // ИЯШ. 2011 №3 - 6-12 с...30