Введение 3
1 Элементы театрализации как источник мотивации 7
1.1 Понятие и сущность театрализации в педагогике 7
1.2 Элементы театрализации на уроках английского языка 11
1.3 Особенности обучения иностранному языку в начальной
школе 16
1.4 Использование элементов театрализации как средство повышения
мотивации 20
1.5 Метод полного реагирования (Total physical response) 22
Выводы по главе 1 26
2 Методические рекомендации по применению элементов театрализации
в начальной школе при обучении иностранному языку 27
2.1 Разработка серии занятий с использованием элементов театрализации
на основе УМК Forward 3 Вербицкая М.В., Миндрул О.С., Крюкова Т.А 27
2.2 Результаты апробации разработки серии занятий с использованием
элементов театрализации на основе УМК Forward 3 Вербицкая М.В., Миндрул О.С., Крюкова Т.А 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение А 47
Приложение Б 51
Приложение В 54
Приложение Г 57
Приложение Д 61
Согласно ФГОС обучение иностранному языку ставит перед собой целью «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции». Задачей учителя иностранного языка является воспитание всесторонне развитой личности, способной свободно общаться с носителями языка на изучаемом языке и решать возникающие в ходе этого общения коммуникативные задачи. Однако зачастую учащиеся испытывают трудности в применении грамматических правил и с трудом строят высказывания, предложения, имея, при этом, достаточный словарный запас. При устных ответах все внимание учащихся направлено лишь на безошибочное проговаривание материла. В работе с диалогами происходит игнорирование невербальных средств общения, что ведет к возникновению у учащихся ощущения искусственности ситуации общения. Возникает языковой барьер, который в дальнейшем способен снижать мотивацию к изучению иностранного языка. Поэтому необходимость устранения языкового барьера у учащихся и повышения мотивации всегда была актуальной. Для предупреждения возникновения коммуникативных барьеров представляется эффективным использование элементов театрализации на уроках иностранного языка.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка и устранения языкового барьера при помощи привлечения элементов театрализации на уроках.
В настоящей работе объектом исследования являются элементы театрализации на уроках иностранного языка (английский).
Предметом данного исследования является влияние использования элементов театрализации на уроках иностранного языка на мотивацию учащихся.
Цель данной работы - доказать эффективность и результативность применения элементов театрализации на уроках английского языка в начальных классах.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Дать определение терминам «театрализация», «элементы театрализации».
Определить место элементов театрализации на уроке с учетом возрастных особенностей младших школьников;
Рассмотреть метод полного физического реагирования (Total physical response).
Разработать серию занятий для учащихся младших классов с применением элементов театрализации.
Установить влияние использования элементов театрализации на мотивацию к изучению языка и на качество усвоения материала.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в работе обобщаются результаты новейших педагогических исследований и полученные данные помогают раскрыть картину реализации метода театрализации на уроках иностранного языка...
Метод театрализации в зарубежной и отечественной педагогике имеет богатую историю. Он основан на принципах естественных приемов обучения и социализации детей (игре и имитации), применяется на различных этапах образования, в разных формах реализации. Использование данного метода отвечает целям и задачам современной педагогики в целом и её отдельных отраслей.
В процессе использования элементов театрализации при обучении иностранному языку совершенствуются лексические, интонационные, грамматические навыки; учащиеся расширяют представление о стране изучаемого языка; развиваются все виды речевых умений; речевые клише и фразы отрабатываются в различных ситуациях; учащиеся применяют знания в коммуникативной сфере; обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Применение элементов театрализации является одним из наиболее эффективных методов повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Метод полного физического реагирования (Total physical response) тесно связан с методом театрализации, так как в него могут быть включены элементы театрализации. Используя данный метод, педагог так же выступает в роли режиссера. Метод представляется эффективным при обучении иностранному языку, так как при использовании данного метода усвоение материала происходит в непринужденной форме, непроизвольно; учащиеся переживают материал через действия; метод учитывает различные типы восприятия учащихся (визуальный, аудиальный, кинестетический). Метод полного физического реагирования способен повышать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
Разработанная нами серия занятий отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Серия включает в себя элементы театрализации, которые могут быть использованы при обучении учащихся 3 классов общеобразовательных школ, а так же служить дополнением к УМК Forward 3. Уроки серии соответствуют возрасту обучающихся (младший школьный возраст) и способны повышать мотивацию к изучению иностранного языка, положительно влиять на успеваемость; развивать творческие способности учащихся.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что уроки с привлечением элементов театрализации целесообразны и эффективны. В сочетании с традиционными, классическими методами, которые давно доказали свою эффективность, уроки с применением элементов театрализации способны повышать успеваемость учащихся, положительно влиять на качество усвоения материала, развивать творческие способности учащихся.
Представляется перспективным более детальное изучение метода театрализации на уроках иностранного языка и дальнейшее применение метода, ибо комплексный подход к рассмотрению данного метода и его влияния на общую успеваемость учащихся способствует более взвешенному и научно обоснованному взгляду на проблему усвоения иноязычной речи.
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 145 с.
2. Бояджиев Г. Н. Студийные театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматич. театра. M.: Изд-во АН СССР, 1954. 641 с.
3. Булатова О.С. Педагогический артистизм. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Академия, 2001. 240 с.
4. Вербицкая М.В., Миндрул О.С., Крюкова Т.А. Учебник для общеобразоват. учреждений/ Forward 3. М.: Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. 264 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 93 с.
6. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 997 с.
7. Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. М.,1990. 258 с.
8. Дегтярь Е.В. Театральная деятельность на уроках английского
языка, 2016. [Электронный ресурс]. URL:
https://botana.cc/prepod/inostrannye yazyki/orrr8tqi.html (Дата обращения:
15.11.2017) .
9. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.: АО «Аспект Пресс», 2002. 53 с.
10. Захаркина С.В., Ерхова У.Л., Атамчук Е.С. Театр - языковой социум как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Иностранные языки в школе, 2006. №8. 15 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Ростов-на-Дону: Феникс,1997. 480с.
12. Использование метода TPR (полного физического реагирования)
на занятиях. [Электронный ресурс]. URL: https://englishlittle.ru/poigraem/podvizhnye-igry/ispolzovanie-metoda-tpr.html (Дата обращения: 12.11.2017).
13. Камаева Г.И. Формирование активной позиции личности подростка в процессе театрализованной игры. / Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ, 1981. 163 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
15. Конюхов Н.И., Словарь-справочник практического психолога. М.: Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.224 с...30