Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №169718

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 9
1.2. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием
речи 16
1.3. Существующие подходы к формированию связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 36
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Методические рекомендации по развитию умения составлять
повествовательные рассказы у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Актуальность исследования обусловлена значимостью овладения связной речью дошкольниками с общим недоразвитием речи для их дальнейшей успешной социальной адаптации и полноценной учебной деятельности.
Большинство исследователей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др.) отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи с сохранным слухом и интеллектом характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы, что, в свою очередь, отражается на развитии связной речи.
Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.
В работах данных исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка [56].
Многие исследователи (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) предлагали развивать связную речь с помощью вспомогательных средств различной сложности, также имеются рекомендации Н.А. Чевелевой о развитии речи в процессе ручной деятельности. Кроме того, один из ведущих принципов логопедии - это коммуникативно - деятельностный подход к развитию речи, что соотносимо с теорией о поэтапном формировании умственных действий, которые учитываются в целом ряде подходов, предусматривающих последовательную интериоризацию действий программирования внутреннего высказывания (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский).
В этом аспекте для развития речи в процессе предметной деятельности целесообразно использовать опору на деятельность рисования для детей старшего дошкольного возраста.
Но мы не встретили специальных разработок и четких указаний на то, какие виды рисования можно использовать для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и как развивать связную речь в процессе деятельности рисования, что на наш взгляд является важным и необходимым, так как для составления повествовательных рассказов детям, имеющим общее недоразвитие речи третьего уровня, требуется значительная развернутая помощь в виде вспомогательных средств различной сложности.
В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме исследования нами выявлены несоответствия и противоречия между:
- недостаточной сформированностью связной речи у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи и ее значимостью для успешной социализации детей данной категории и их успешного обучения в школе;
- указанием на необходимость значительной развернутой помощи при составлении повествовательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи и недостаточностью методического обеспечения по составлению повествовательных рассказов с использованием опор различных видов рисования у детей с общим недоразвитием речи.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей составления повествовательных рассказов с опорой на различные виды рисования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а также составлении методических рекомендаций по развитию умения составлять повествовательные рассказы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, с использованием опор на различные виды рисования.
Объектом исследования выступает связная монологическая речь.
Предметом исследования - особенности составления повествовательных рассказов с использованием опоры на различные виды рисования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотезой исследования являются предположения о том, что:
1. Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные предложения.
2. Особенности составления повествовательного рассказа с опорой на деятельность рисования будут зависеть от используемого вида рисования.
3. Выявленные особенности позволят определить этапы и направления по формированию умения составлять повествовательные рассказы с использованием опоры на различные виды рисования у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей составления повествовательных рассказов с использованием опоры на различные виды рисования у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня и составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
2. Разработать методику диагностики умения составлять повествовательные рассказы с опорой на различные виды рисования.
3. Выявить особенности и уровни сформированности умения составлять повествовательные рассказы по представлению, с опорой на недавно пережитый опыт и предварительно организованную сопровождающую речь в процессе различных видов рисования.
4. Составить методические рекомендации по формированию умения составлять повествовательные рассказы у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами:
- теоретические - анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования.
- экспериментальные - изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение, беседы с родителями и педагогами, констатирующий эксперимент - количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов (G - критерий знаков).
Методологической и теоретической базой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
- о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Р.М. Власова);
- о поэтапном формировании умственных действий [10];
- о развитии речи в процессе ручной деятельности и возможности использовать опору на недавно пережитый опыт при составлении связных высказываний [69].
Научная новизна исследования состоит в объединении подходов по развитию связной речи у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня для определения содержания коррекционной работы по формированию умения составлять повествовательные рассказы с использованием опоры на различные виды рисования.
Теоретическая значимость исследования заключалась в том, что результаты эксперимента уточняют имеющиеся научные представления об особенностях составления повествовательных рассказов у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Практическая значимость исследования заключалась в том, что предложенная нами методика обследования умения составлять повествовательные рассказы с использованием опоры на различные виды рисования и методические рекомендации могут быть использованы в работе учителей-логопедов по развитию умения составлять повествовательные рассказы у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня, а также в работе воспитателей и родителей во второй половине дня для закрепления речевых эталонов, сформированных на логопедическом занятии.
Организация исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №57 комбинированного вида». Для проведения исследования скомплектована группа из 15 детей старшего дошкольного возраста. При формировании группы учитывались:
- Возраст испытуемых (5-6 лет);
- Однотипный характер дефекта (ОНР III уровня);
Исследование осуществлялось в три этапа с сентября 2015 по ноябрь 2017 г.
Первый этап (сентябрь 2015 - август 2016г.) - анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, определение проблемы и гипотезы исследования, цели, задач и его теоретической значимости.
Второй этап (сентябрь 2016 - май 2017г.) - организация и проведение констатирующего эксперимента, анализ и оформление полученных данных.
Третий этап (июнь 2017 - ноябрь 2017 г.) - разработка методических рекомендаций, обобщение результатов и оформление выводов проведенного исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- Участие в научно-практической конференции (апрель 2017);
- Публикации основных положений и результатов исследования в научном журнале и сборнике материалов научно - практической конференции (апрель 2017, июнь 2017);
- Педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 57 комбинированного вида».
Структура и объем работы включают в себя: введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список литературы, приложения, проиллюстрирована 8 гистограммами и 2 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, можно сделать вывод, что связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные предложения. Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточность в формировании всех языковых структур. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи третьего уровня имеют значительные затруднения при построении повествовательных рассказов. Дети в рассказах используют простые распространенные предложения, состоящие из трех-четырех слов. Самостоятельные рассказы детей характеризуются отсутствием правильной грамматической связи, а также потерей логической последовательности, а также дети не могут самостоятельно связно излагать свои мысли. Таким образом, связная контекстная речь у детей с общим недоразвитием речи является несовершенной.
Исследователи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др.), изучающие проблему общего недоразвития речи, отмечают нарушение всех компонентов речевой системы, что, в свою очередь, отражается на формировании связной речи. Основными направлениями развития связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня, являются формирование лексико- грамматического оформления высказывания, развитие смысловой адекватности и самостоятельности высказываний, а также формирование возможности планирования собственного высказывания.
Большинство авторов говорят о зависимости развития связной речи от сформированности когнитивных процессов у детей, имеющих речевые нарушения. Нарушение устойчивости и объема внимания, недостатки в его распределении, нарушение словесно-логического мышления, а также снижение памяти у детей с общим недоразвитием речи затрудняет полноценное развитие связной речи. При построении коррекционной работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи следует опираться на задания, которые развивают внимание, память, мышление.
Многие исследователи (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) предлагали развивать связную речь с помощью вспомогательных средств различной сложности, также имеются рекомендации Н.А. Чевелевой о развитии речи в процессе ручной деятельности. Кроме того, один из ведущих принципов логопедии - это коммуникативно - деятельностный подход к развитию речи, что соотносимо с теорией о поэтапном формировании умственных действий, которые учитываются в целом ряде подходов, предусматривающих последовательную интериоризацию действий внутреннего высказывания [9,68,71].
В этом аспекте для развития речи в процессе предметной деятельности целесообразно использовать опору на деятельность рисования для детей старшего дошкольного возраста.
Но мы не встретили специальных разработок и четких указаний на то, какие виды рисования можно использовать для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и как развивать связную речь в процессе деятельности рисования, что на наш взгляд является важным и необходимым, так как для составления повествовательных рассказов детям, имеющим общее недоразвитие речи третьего уровня, требуется значительная развернутая помощь в виде вспомогательных средств различной сложности.
Для организации своевременной и эффективной коррекционной помощи по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня следует выявить особенности и нарушения развития речи у детей данной категории. В процессе организации констатирующего эксперимента выявлены особенности построения повествовательных рассказов у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы общепринятые в логопедии методы и приемы обследования связной речи, представленные в работах Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, В.П. Глухова и др.[14,28,70], бальная оценка, предложенная Т.А. Фотековой и И.Д. Коненковой [23,60]. Также, при определении общей схемы обследования мы опирались на положение Н.А. Чевелевой о развитии речи в процессе ручной деятельности и возможности использовать опору на недавно пережитый опыт при составлении связных высказываний [69].
Констатирующий эксперимент включал в себя 3 серии заданий:
1 серия. Составление повествовательного рассказа «Как рисовать самосвал» (опора на рисование красками);
2 серия. Составление повествовательного рассказа «Как рисовать
пожарную машину» (опора на рисование поролоном);
3 серия. Составление повествовательного рассказа «Как рисовать
самолет» (опора на рисование цветными карандашами).
Каждая серия заданий содержала 2 этапа:
1 этап. Составление рассказа по представлению «Как ты будешь рисовать картинку (самосвал, пожарную машину и самолет)».
2 этап. Составление рассказа с опорой на недавно пережитый опыт и предварительно организованную сопровождающую речь в процессе ручной деятельности.
Для проведения констатирующего эксперимента была скомплектована экспериментальная группа из 15 детей, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
Проводя количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента, нами сделан вывод, что использование опоры на недавно пережитый опыт и предварительно организованную сопровождающую речь значительно улучшает качество повествовательного рассказа у дошкольников пяти-шести лет, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Высоко достоверные отличия между сериями констатирующего эксперимента были нами доказаны с помощью G- критерий знаков.
Нами было выявлено, что наибольшие затруднения дети испытывали при составлении повествовательных рассказов по представлению (высокий уровень не продемонстрировал ни один из испытуемых при составлении рассказов по представлению, в основном испытуемые демонстрировали уровень успешности ниже среднего и низкий). Наиболее высокие показатели дети продемонстрировали при составлении повествовательного рассказа «Как я рисовал пожарную машину» (техника рисования поролоном) с опорой на недавно пережитый опыт и предварительно организованную речь. При этом дети продемонстрировали значительную динамику по критерию самостоятельности составления повествовательного рассказа, возможности программирования, лексического оформления. По критерию грамматического оформления также отмечены улучшения, но не столь значительные.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента, нами определены основные принципы, этапы и направления работы по развитию умения составлять повествовательные рассказы у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи третьего уровня, с использованием опоры на различные виды рисования:
- составление повествовательного рассказа в процессе рисования;
- составление повествовательного рассказа с опорой на недавно пережитый опыт и предварительно организованную сопровождающую речь в процессе рисования;
- составление повествовательного рассказа по представлению «Как ты будешь рисовать картинку (самосвал, пожарную машину, самолет)».
Нами разработаны и подобраны виды деятельности по нескольким основным лексическим темам календарно-тематического планирования. Работа по развитию умения составлять повествовательные рассказы включает себя следующие задачи:
- накопление, уточнение и активизация словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование смысловой целостности высказывания;
- развитие самостоятельности и возможности программирования текста.
Таким образом, задачи и цели данного исследования реализованы, гипотеза доказана.
В качестве дальнейшей перспективы предлагается апробация разработанных нами методических рекомендаций.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. пед.вузов/ А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд, стереотип - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Белянин, В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого - социальный институт, 2003. - 232с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 106 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия. 3-е изд./ Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская.- М.: Владос, 1999. - 491с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680с.
8. Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по сериям сюжетных картинок / Т.А. Воробьева. - СПб: Издательский Дом «Литера», 2010. - 96с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2008. - 671с.
10. Гальперин, П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения. Возрастная педагогическая психология / П.Я. Гальперин. - Пермь: Пермский пед. институт, 1974. - с.90-103
11. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов/ П.Я. Гальперин. - М.: Университет, 2000. - 336 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Изд.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов Педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - Изд. второе, испр. и доп.
- М.: АРКТИ, 2004. - 168с.
15. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- 96 с.
16. Домишкевич, С.А. Функционально - уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии. / С.А. Домишкевич // Дефектология. - 2005. - № 4. - С.47-54.
17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112с.
18. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург.: Изд-во ЛИТУР, 2004. - 320с.
19. Журова, Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие / Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л. Н. Невская - М.: Изд- во: Школьная пресса, 2002. - 160с.
20. Зиновьева, Т.В. Особенности составления повествовательных рассказов с использованием различных опор у детей четырех лет с общим недоразвитием речи второго уровня / Зиновьева Татьяна Викторовна. - Красноярск, 2015. - 67с.
21. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. - М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2001. - 96с.
22. Козырева, О.А. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: монография / О.А. Козырева, Л.Н. Кузменкова. - Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. -182с.
23. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития: материал для логопедов, дефектологов, психологов / И.Д. Коненкова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 - 80 с.
24. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 1977. - 62с.
25. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада / Э.П. Короткова - М.: Просвещение, 1982. - 128с.
26. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. - М: Издательский цент «Академия», 2003. - 480с.
27. Краузе, Е. Н. Логопедия / Е.Н. Краузе. - СПб.: Крона-Век, 2013. - 207 с.
28. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического обследования нарушения устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: 2004, - 72с.
29. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 224с.
30. Лалаева, Р. И. Логопедия в схемах и таблицах / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - М.: Парадигма Москва, 2009. - 302с.
31. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. - М.: Альянс, 2013. - 366с.
32. Леушина, А. М. О своеобразии образов в речи маленьких детей.
Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов средних
педагогических заведений / А.М. Леушина. - М.: Академия, 1997. - 223с.
33. Леханова, О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием / О.Л. Леханова // Вестник Ленинградского гос. Ун¬та им. А.С. Пушкина. - 2008. - №3. - С.173-180
34. Логопедия: учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов/ под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. - 680с.
35. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М., 1968. - 88с.
36. Мамаева, А.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с церебральным параличом, имеющих разные уровни сформированности экспрессивной речи / А.В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - Красноярск, 2012.- № 5. С. 24-32.
37. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: Классика Стиль, 2003. - 320 с.
38. Монахов, В.М. Психолого - педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся / В.М. Монахов // Вопросы психологии.- 1985. - №3. - 14-22 с.
39. Нищева, Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. - Спб, 2014. -203 с.
40. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 322с.
41. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А. Поваляева. - Ростов- на-Дону: «Феникс», 2002.- 448с.
42. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; под. ред. Проф. Л.В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386с.
43. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soiro.ru/sites/default/files/rkc/primernaya_oop.pdf.
44. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции/ Е.Ф. Соботович - М.: Классик Стиль, 2003. - 128с.
45. Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению к грамоте/ Ф.А. Сохин //Вопросы психологии. - 1974.- № 2 - С.138-142.
46. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника/ Ф.А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С. 98 - 107.
47. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф.А. Сохин. - М., 1988.¬203с.
48. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие
для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин. - 2-е изд., испр. - М.:
Просвещение, 1979. - 223с.
49. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. -М.: Изд.Гном. -
2004. - 16с.
50. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко - М.: Изд. «Гном и Д», 2002. - 52 с.
51. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 56 с.
52. Ушакова, О.С. Развитие связной речи. Психолого-педагогические вопросы развития речи, в детском саду / О.С. Ушакова - М.: Просвещение, 1987. - 354с.
53. Ушакова, О.С. Скажи по-другому: речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.Н. Струнина. - Самара, 1994. - 192 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. № 1155 [Электронный ресурс] - Режим доступаййр://гц.ги/20ный 13/11/25/doshk-standart-dok.html.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.
56. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
57. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном и Д, 2000. - 128с.
58. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223с.
59. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- Изд. пятое. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 224 с.
60. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Методическое пособие/ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - 2 - е изд. испр. и доп. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 176 с.
61. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова. - М. : Айрис-61 пресс, 2006. - 96 с.
62. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками/ М.Е. Хватцев. - М.: Аквариум, СПб: Дельта, 1996. -384с.
63. Хватцев, М. Е. Логопедия: пособие для студентов пед. институтов и спец. школ / М.Е. Хватцев. - М., Владос, 2009. -293 с.
64. Хвостова, В. С. Особенности составления повествовательных рассказов с использованием опор различных типов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / В.С. Хвостова // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Современные технологии коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 21 апреля 2017г. - Красноярск: Изд-во РИО КГПУ, 2017. - С.80-82.
65. Хвостова, В.С. Использование опор на недавно пережитой опыт и предварительно организованную сопровождающую речь при составлении рассказов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / В.С. Хвостова // «The Newman in Foreign Policy». Научно - практическая конференция «Инклюзивное образование: теория, практика и опыт». - Красноярск, 2017г. - С. 141- 143.
66. Хрестоматия по логопедии. Том 2/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997 - 656с.
67. Хрестоматия по логопедии: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. Т.1. / под. ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 560с.
68. Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб.пособие/ Л.С.Цветкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 184с.
69. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников / Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 1966. - 96с.
70. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/Г.В.Чиркина. - М.: АРКТИ, -2003. - 240 с.
71. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г.В. Чиркина. - Изд. второе, испр. - М.: АРКТИ, 2001. - 112 с.
72. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Изд. второе, перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
73. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е.Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. - М.: Сфера, 2007. - 96 с.
74. Юдина, Е.М. Особенности составления повествовательных рассказов с использованием опор различных типов у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи / Юдина Елена Михайловна. - Красноярск. - 2016. - 87с.
75. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку / В.И. Яшина, Н.М. Алексеева. - М.: Изд-во «АРКТИ», 1998. - 58с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ