ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Социальный интеллект как предмет научного исследования 7
1.2. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста 24
1.3. Социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста 39
Выводы по главе 1 53
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 56
2.1. Организация исследования особенностей социального интеллекта
детей старшего дошкольного возраста 56
2.2. Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного
возраста, проживающих в условиях сельской местности 59
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию социального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности 67
Выводы по Главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Приложения 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Социальный интеллект как предмет научного исследования 7
1.2. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста 24
1.3. Социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста 39
Выводы по главе 1 53
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 56
2.1. Организация исследования особенностей социального интеллекта
детей старшего дошкольного возраста 56
2.2. Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного
возраста, проживающих в условиях сельской местности 59
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию социального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности 67
Выводы по Главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Приложения 82
Актуальность исследования. Сегодня в современном обществе успешными и востребованными в профессиональной деятельности считаются люди не только с высоким уровнем интеллекта, но и умеющие легко строить эффективные межличностные отношения, определять личностные особенности людей, понимать их поведение, конструктивно разрешать проблемные ситуации, быть открытыми в общении, не испытывать агрессии к окружающим. По словам Д.В. Ушакова именно «социальный интеллект представляет собой чрезвычайно важную способность человека, в значительной мере определяющую возможность жизни среди людей» [37].
Большое значение социального интеллекта с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений [25].
По определению Е.С. Михайловой социальный интеллект - это способность правильно понимать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации [Там же].
Актуальность изучения социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте обусловлена тем, что этот период наиболее сенситивен для формирования основ социального интеллекта: умения продуктивно общаться со сверстниками, выстраивать благоприятные межличностные отношения, понимать поступки и действия людей, принимать правильные конструктивные решения в конфликтных ситуациях. Развитие социального интеллекта старших дошкольников является важным условием для их дальнейшего успешного обучения в школе и социальной адаптации к новым социальным отношениям. В свою очередь, успешная адаптация ведет к снижению невротизации формирующейся личности ребёнка и к росту личностных достижений [1, с. 22].
Проблема исследования. В последнее время наблюдается множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи: жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, суициды и т.д. - все они имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве [ 32]. Именно первые отношения со сверстниками и социальное окружение в этом возрасте составляют основу дальнейшего развития личностных особенностей и социального интеллекта будущего взрослого [34].
Существует много разнообразных подходов к пониманию социального интеллекта. Изучением этого феномена занимались зарубежные и отечественные ученые (Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Стенберг, М. Форд, М. Тисак, Ф.Е. Вернон, К. Космитский, О. Джон, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков, О.Б. Чеснокова, О.В. Лунева, B.C. Юркевич, В.А. Савенков и др.), но единой концепции на сегодняшний день не существует. Исследования в этой области активно продолжаются.
Например, Э. Торндайк обозначил социальный интеллект, как «понимание социальных ситуаций при практическом взаимодействии с людьми». Г. Айзенк утверждал, что социальный интеллект «формируется в процессе социализации», под влиянием «определенной социальной среды» [2, с. 118]. Но, несмотря на немалое количество взглядов о социальном интеллекте и исследований этого феномена, на сегодняшний день в психологической литературе нет полного представления об особенностях развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Остаётся неизвестной зависимость уровня развития социального интеллекта от местности проживания ребёнка. Эта проблема и определила выбор темы исследования: «Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности».
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
Объект исследования: социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует отличие в проявлении социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности и города, а именно в умении разрешать конфликты со сверстниками, принимать самостоятельное конструктивное решение проблемных ситуаций в различных социальных сферах.
На основе цели, объекта, предмета и гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть социальный интеллект как предмет научного
исследования.
2. Раскрыть психологические характеристики детей старшего
дошкольного возраста.
3. Изучить социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста.
4. Выделить особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды таких учёных как Г.Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р.Дж Стернберг, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.Н. Куницына, М.И. Лисина, О.В. Лунёва, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.В. Ушаков, В.М. Холмогорова, О.Б. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ, сравнение, обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - тестирование:
а) методика «Картинки» (Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой);
б) методика «Понятливость» (Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой).
3. Статистические методы - количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования: муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения Красноярского края - сельский детский сад Рыбинского района и детский сад г. Зеленогорска. В данном исследовании приняли участие 46 детей старшего дошкольного возраста (от 5,5 до 6,5 лет).
Практическая значимость исследования. Материалы проведённого исследования и разработанные рекомендации могут быть полезны в работе воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций, по проблеме развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Материалы могут применяться для подготовки и проведения бесед, собраний, консультаций родителей воспитанников о необходимости развития социального интеллекта детей и условиях, способствующих успешному развитию в данной области.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы (теоретическая часть и экспериментальная часть), заключение, список использованной литературы, приложения.
Большое значение социального интеллекта с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений [25].
По определению Е.С. Михайловой социальный интеллект - это способность правильно понимать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации [Там же].
Актуальность изучения социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте обусловлена тем, что этот период наиболее сенситивен для формирования основ социального интеллекта: умения продуктивно общаться со сверстниками, выстраивать благоприятные межличностные отношения, понимать поступки и действия людей, принимать правильные конструктивные решения в конфликтных ситуациях. Развитие социального интеллекта старших дошкольников является важным условием для их дальнейшего успешного обучения в школе и социальной адаптации к новым социальным отношениям. В свою очередь, успешная адаптация ведет к снижению невротизации формирующейся личности ребёнка и к росту личностных достижений [1, с. 22].
Проблема исследования. В последнее время наблюдается множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи: жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, суициды и т.д. - все они имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве [ 32]. Именно первые отношения со сверстниками и социальное окружение в этом возрасте составляют основу дальнейшего развития личностных особенностей и социального интеллекта будущего взрослого [34].
Существует много разнообразных подходов к пониманию социального интеллекта. Изучением этого феномена занимались зарубежные и отечественные ученые (Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Стенберг, М. Форд, М. Тисак, Ф.Е. Вернон, К. Космитский, О. Джон, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков, О.Б. Чеснокова, О.В. Лунева, B.C. Юркевич, В.А. Савенков и др.), но единой концепции на сегодняшний день не существует. Исследования в этой области активно продолжаются.
Например, Э. Торндайк обозначил социальный интеллект, как «понимание социальных ситуаций при практическом взаимодействии с людьми». Г. Айзенк утверждал, что социальный интеллект «формируется в процессе социализации», под влиянием «определенной социальной среды» [2, с. 118]. Но, несмотря на немалое количество взглядов о социальном интеллекте и исследований этого феномена, на сегодняшний день в психологической литературе нет полного представления об особенностях развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Остаётся неизвестной зависимость уровня развития социального интеллекта от местности проживания ребёнка. Эта проблема и определила выбор темы исследования: «Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности».
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
Объект исследования: социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует отличие в проявлении социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности и города, а именно в умении разрешать конфликты со сверстниками, принимать самостоятельное конструктивное решение проблемных ситуаций в различных социальных сферах.
На основе цели, объекта, предмета и гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть социальный интеллект как предмет научного
исследования.
2. Раскрыть психологические характеристики детей старшего
дошкольного возраста.
3. Изучить социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста.
4. Выделить особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды таких учёных как Г.Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р.Дж Стернберг, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.Н. Куницына, М.И. Лисина, О.В. Лунёва, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.В. Ушаков, В.М. Холмогорова, О.Б. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ, сравнение, обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - тестирование:
а) методика «Картинки» (Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой);
б) методика «Понятливость» (Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой).
3. Статистические методы - количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования: муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения Красноярского края - сельский детский сад Рыбинского района и детский сад г. Зеленогорска. В данном исследовании приняли участие 46 детей старшего дошкольного возраста (от 5,5 до 6,5 лет).
Практическая значимость исследования. Материалы проведённого исследования и разработанные рекомендации могут быть полезны в работе воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций, по проблеме развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Материалы могут применяться для подготовки и проведения бесед, собраний, консультаций родителей воспитанников о необходимости развития социального интеллекта детей и условиях, способствующих успешному развитию в данной области.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы (теоретическая часть и экспериментальная часть), заключение, список использованной литературы, приложения.
Социальный интеллект - это сравнительно новое явление в отечественной психологии, не имеющее на сегодняшний день единой исчерпывающей концепции о сущности его структуры и содержания. Однако учёные и психологи, исследователи этого феномена, единогласны в том, что развитый социальный интеллект необходим для успешной жизни среди людей (социальной адаптации).
Рассмотрев различные мнения, теории и исследования можно сказать, что социальный интеллект имеет сложную структуру, состоящую из коммуникативных и личностных свойств человека. Иными словами, социальный интеллект понимается как:
- способность человека успешно взаимодействовать с людьми: предвидеть (прогнозировать) и объективно понимать поведение, эмоции и желания людей; принимать конструктивные решения в возникающих социальных конфликтах или проблемных ситуациях.
- положительные качества личности: хорошая саморегуляция и адаптивность, открытость, дружелюбие, внимательность, благожелательность по отношению к людям, самодостаточность, адекватная самооценка, без чувства зависти, удовлетворенность общением и жизнью в целом, развитое чувство собственного достоинства, сила воли, высокая степень нравственного развития и т.д.
Социальный интеллект формируется в ходе социализации, в процессе общения, социальных взаимодействий, определённых условий социальной среды, деятельности, индивидуального опыта человека. Он проявляется в ситуации, когда нет точных заранее апробированных алгоритмов действий для решения проблемы и нужно придумать новые способы для достижения цели.
Человека с высоким уровнем социального интеллекта, по словам В.Н. Куницыной, можно назвать «зрелой личностью». Не каждый в своей жизни способен обладать высоким уровнем социального интеллекта. В психологических исследованиях (М.И. Бобневой, А.Л. Южанинова, B.C. Юркевич и др.) были выявлены люди с «социальной слепотой» - когда нет способностей и личностных качеств для понимания других людей, взаимодействия с ними. При этом они обладали высокими интеллектуальными способностями.
Чтобы взрослый человек мог достигнуть высокого уровня социального интеллекта, нужно развивать необходимые способности и качества личности в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период создаются благоприятные условия для закладывания основ будущей личности. Происходит активное развитие всех психических процессов ребёнка. Возникают важные новообразования возраста: произвольность, соподчинение мотивов, децентрация, формируется самосознание и самооценка, рефлексия, зарождается социальное «Я» ребенка.
В старшем дошкольном возрасте складываются все необходимые предпосылки (условия) для развития социального интеллекта:
- изменения социальной ситуации развития: ребёнок активно взаимодействует с миром людей, учится правильно выстраивать межличностные отношения;
- общение с взрослым и со сверстниками приводит к формированию самооценки, развитию самосознания и рефлексии, усвоению социальных норм. В общении со сверстниками у ребёнка развивается способность понимать чувства и эмоции другого, разделять радость;
- различные коллективные виды деятельности (игры сюжетно -ролевые, игры с правилами, совместные проекты) развивают важные качества личности: отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, сопереживание, инициативность, общительность, сотрудничество, саморегуляцию и т.д.;
- литературные произведения (особенно в жанре сказки) рассказывают детям об отношениях между героями, учат добру и справедливости, отражают проблемы человека и показывает способы их разрешения. Сказки развивают самосознание ребёнка и эмоциональную сферу, обогащают речь ребёнка, формируют культуру общения, побуждают к нравственно ценным поступкам.
Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста у ребёнка развиваются необходимые способности и личностные качества для успешной адаптации к новым социальным условиям. Иными словами формируется определенный уровень социального интеллекта.
В нашем исследовании мы выявляли особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности. Для этого мы проводили исследование с участием 46 детей старшего дошкольного возраста из двух детских садов Красноярского края: 23 ребенка сельской местности Рыбинского района и 23 ребенка детского сада г. Зеленогорска.
Диагностический материал состоял из двух методик «Картинки» и «Понятливость» (Е.О. Смирновой, В.М Холмогоровой). Эти методики проводились в равных условиях, как для детей, проживающих в сельской местности, так и для детей, проживающих в городе .
С помощью первой методики мы определяли уровень развития социального интеллекта старших дошкольников, проявляющегося в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, а также определили качественное отношение детей друг к другу. Вторая методика нам позволила выявить уровень развития социального интеллекта, проявляющегося в способности детей самостоятельно разрешать проблемные ситуации в различных социальных областях на основе жизненного опыта.
В результате мы выявили особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности. Выяснилось, что деревенские дети не всегда стремятся самостоятельно разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, больше обращаются за помощью к взрослому. При этом они настроены благожелательно (благополучно) друг к другу, намного меньше используют решений агрессивного характера (толкну, ударю, дам сдачи) в отличие от городских детей. Способность самостоятельно решать проблемные ситуации на основе жизненного опыта у детей сельской местности выше, чем у детей, проживающих в городе.
Итак, мы выявили отличие в проявлении социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности и города. Поэтому можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась.
Так как по результатам двух методик высоким уровнем развития обладает небольшой процент детей. Мы предложили психолого-педагогические рекомендации по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности. Рекомендации разработаны для родителей и воспитателей. Их совместная работа в значительной степени улучшит уровень развития социального интеллекта детей.
Рассмотрев различные мнения, теории и исследования можно сказать, что социальный интеллект имеет сложную структуру, состоящую из коммуникативных и личностных свойств человека. Иными словами, социальный интеллект понимается как:
- способность человека успешно взаимодействовать с людьми: предвидеть (прогнозировать) и объективно понимать поведение, эмоции и желания людей; принимать конструктивные решения в возникающих социальных конфликтах или проблемных ситуациях.
- положительные качества личности: хорошая саморегуляция и адаптивность, открытость, дружелюбие, внимательность, благожелательность по отношению к людям, самодостаточность, адекватная самооценка, без чувства зависти, удовлетворенность общением и жизнью в целом, развитое чувство собственного достоинства, сила воли, высокая степень нравственного развития и т.д.
Социальный интеллект формируется в ходе социализации, в процессе общения, социальных взаимодействий, определённых условий социальной среды, деятельности, индивидуального опыта человека. Он проявляется в ситуации, когда нет точных заранее апробированных алгоритмов действий для решения проблемы и нужно придумать новые способы для достижения цели.
Человека с высоким уровнем социального интеллекта, по словам В.Н. Куницыной, можно назвать «зрелой личностью». Не каждый в своей жизни способен обладать высоким уровнем социального интеллекта. В психологических исследованиях (М.И. Бобневой, А.Л. Южанинова, B.C. Юркевич и др.) были выявлены люди с «социальной слепотой» - когда нет способностей и личностных качеств для понимания других людей, взаимодействия с ними. При этом они обладали высокими интеллектуальными способностями.
Чтобы взрослый человек мог достигнуть высокого уровня социального интеллекта, нужно развивать необходимые способности и качества личности в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период создаются благоприятные условия для закладывания основ будущей личности. Происходит активное развитие всех психических процессов ребёнка. Возникают важные новообразования возраста: произвольность, соподчинение мотивов, децентрация, формируется самосознание и самооценка, рефлексия, зарождается социальное «Я» ребенка.
В старшем дошкольном возрасте складываются все необходимые предпосылки (условия) для развития социального интеллекта:
- изменения социальной ситуации развития: ребёнок активно взаимодействует с миром людей, учится правильно выстраивать межличностные отношения;
- общение с взрослым и со сверстниками приводит к формированию самооценки, развитию самосознания и рефлексии, усвоению социальных норм. В общении со сверстниками у ребёнка развивается способность понимать чувства и эмоции другого, разделять радость;
- различные коллективные виды деятельности (игры сюжетно -ролевые, игры с правилами, совместные проекты) развивают важные качества личности: отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, сопереживание, инициативность, общительность, сотрудничество, саморегуляцию и т.д.;
- литературные произведения (особенно в жанре сказки) рассказывают детям об отношениях между героями, учат добру и справедливости, отражают проблемы человека и показывает способы их разрешения. Сказки развивают самосознание ребёнка и эмоциональную сферу, обогащают речь ребёнка, формируют культуру общения, побуждают к нравственно ценным поступкам.
Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста у ребёнка развиваются необходимые способности и личностные качества для успешной адаптации к новым социальным условиям. Иными словами формируется определенный уровень социального интеллекта.
В нашем исследовании мы выявляли особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности. Для этого мы проводили исследование с участием 46 детей старшего дошкольного возраста из двух детских садов Красноярского края: 23 ребенка сельской местности Рыбинского района и 23 ребенка детского сада г. Зеленогорска.
Диагностический материал состоял из двух методик «Картинки» и «Понятливость» (Е.О. Смирновой, В.М Холмогоровой). Эти методики проводились в равных условиях, как для детей, проживающих в сельской местности, так и для детей, проживающих в городе .
С помощью первой методики мы определяли уровень развития социального интеллекта старших дошкольников, проявляющегося в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, а также определили качественное отношение детей друг к другу. Вторая методика нам позволила выявить уровень развития социального интеллекта, проявляющегося в способности детей самостоятельно разрешать проблемные ситуации в различных социальных областях на основе жизненного опыта.
В результате мы выявили особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности. Выяснилось, что деревенские дети не всегда стремятся самостоятельно разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, больше обращаются за помощью к взрослому. При этом они настроены благожелательно (благополучно) друг к другу, намного меньше используют решений агрессивного характера (толкну, ударю, дам сдачи) в отличие от городских детей. Способность самостоятельно решать проблемные ситуации на основе жизненного опыта у детей сельской местности выше, чем у детей, проживающих в городе.
Итак, мы выявили отличие в проявлении социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности и города. Поэтому можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась.
Так как по результатам двух методик высоким уровнем развития обладает небольшой процент детей. Мы предложили психолого-педагогические рекомендации по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности. Рекомендации разработаны для родителей и воспитателей. Их совместная работа в значительной степени улучшит уровень развития социального интеллекта детей.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017



