ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
СОЗНАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста:
теоретический обзор 6
1.2. Социальные представления как научная проблема 12
1.3. Методы исследования социальных представлений в детских возрастах . 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Анализ ситуаций речевого взаимодействия с участием младших
школьников в аспекте социальных представлений 35
2.3. Сравнительный анализ социальных представлений младших школьников
и младших подростков 58
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Согласно нормам ФГОС НОО, по завершении обучения в начальной школе у ребенка должны сформироваться определенные характеристики социального сознания, которые появляются за счет взаимодействия с другими детьми и педагогами, рефлексии, эмпатии, умения слушать и слышать других [1].
При этом существует проблема целенаправленного развития социальных представлений детей, целостной структуры социального сознания, однако сначала требуется изучить социальные представления младших школьников, понять культурную норму и её варианты, что позволит, осознавая возможности развития социальности детей, сформировать её желаемый образ для данной ступени образования.
Знание особенностей социального сознания младшего школьника в целом, навык анализа социальных представлений младших школьников является важным условием эффективного построения работы педагога с детьми, так как это сможет позволить ему осознавать задачи развития социальных представлений детей, корректировать имеющиеся. Важен в этом смысле и социально-коммуникативный образ самого педагога, так как младшие школьники, стремясь подражать ему, считывают и усваивают его формы поведения, взгляды, стереотипы, оценки, отношение к людям.
Проблемой изучения социальных представлений, разработкой инструментария, с помощью которого можно анализировать и фиксировать особенности социального сознания, в последние десятилетия занимаются отечественные и зарубежные психологи. Это отражается в таких концепциях и терминах как «социальные представления» (С. Московичи; Г.М. Андреева; Л.А. Петровская), «социальное мышление» (С.Л. Рубинштейн; К.А. Абульханова-Славская), «социальное познание» (В. Дуаз), «социальный конструкционизм» (К. Джерджен), «теория психического» (Дж. Флейвелл, Е.А. Сергиенко). Предложены инструменты анализа, к которым относятся эксперимент и его интерпретация (С. Бэрон-Коэн; Е.А. Сергиенко, А.А. Герасимова и др.), контент-анализ, а также реконструкция социальных представлений и структуры социального сознания по фактам речи и языка (И.Г. Маланчук).
Цель исследования: изучение особенностей социального сознания младших школьников.
Объект исследования: социальное сознание.
Предмет исследования: особенности социального сознания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме социального сознания.
2. Выбрать диагностический инструментарий для выявления
особенностей развития социального сознания младших школьников;
3. Выделить основные тенденции в развитии социального сознания младших школьников.
4. Провести сравнительный анализ основных тенденций в развитии социального сознания младших школьников и младших подростков.
Методы и методики исследования.
Теоретические: анализ теоретических литературных источников, документов нормативно-регулятивного характера; обобщение, классификация, систематизация.
Эмпирические: невключённое наблюдение.
Методы обработки и интерпретации данных: контент-анализ, качественный анализ, реконструкция социальных представлений по фактам речи и языка.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют отличия в социальном сознании младших школьников и младших подростков в представлениях о школьных правилах и правилах коммуникации со сверстниками.
База исследования: МАУО Гимназия XX г. Красноярска.
Выборка исследования: выборкой исследования являются ситуации речевого взаимодействия младших школьников в учебных и внеучебных ситуациях. Всего проанализировано 40 диалогов и полилогов детей.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут применяться в педагогической деятельности, поскольку педагоги, зная особенности социального сознания младших школьников, они смогут простроить эффективное взаимодействие с детьми, организовать педагогическую коммуникацию с учетом этих особенностей, разработать новые формы работы с детьми младшего школьного возраста. Также результаты работы могут найти применение при подготовке студентов вузов - психологов и педагогов.
Структура работы: работа включает в себя введение, 2 главы (теоретическая глава и глава, описывающая эмпирическое исследование), заключение и библиографический список, включающий 49 источников. Работа содержит 1 таблицу.
Итак, мы провели эмпирическое исследование социальных представлений младших школьников.
Был сделан вывод о том, что младшие школьники определяются с личным отношением к школьным правилам, в целом их принимая. Апеллируют к школьным правилам для подтверждения своего статуса в классе.
Коммуникативные правила обрабатывают в целом проблематику качества взаимодействий друг с другом, при этом младшие школьники считают конфликт нормой, принимают нормативные требования к межличностным отношениям и не склонны развивать конфликты.
Подтвердилась гипотеза нашего исследования: обнаруживается как сходство, так и существенная разница социальных представлений младших школьников и младших подростков о школьной реальности и коммуникации друг с другом. Можно полагать, что младшие подростки направлены на развитие своей социальной компетентности, в фокус внимания, помещая не только подростковую группу, но и третьих лиц - представителей неосвоенных, но значимых социальных пространств и групп, информацию о которых они получают от сверстников.
Результаты исследования значимы для развития профессиональной компетентности педагогов и психологов образования и могут применяться в процессе их профессиональной подготовки в системе СПО, высшего и дополнительного образования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 12.11.2018)
2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. С. 88-103.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре. М: Воронеж, 2000. 258 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Гриф. Минобр, 2004. 288 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. ин-в. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
8. Денисова А.Г. Полообусловленные особенности структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста: психолингвистический анализ: Дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2015. 200 с.
9. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в
современной психологии // Социальная психология: саморефлексия
маргинальности: Хрестоматия / Под. ред. М.П. Гапочка и Е.В. Якимовой. М.: ИНИОНРАН, 1995. С. 51-74.
10. Довыденко Л.В., Маланчук, И.Г. Ябедничество как форма речевого
поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Материалы III Общейроссийской студенческой электронной научной конференции
«Студенческий научный форум» (г. Красноярск, 15-20 февраля 2011 г.) Красноярск: Психологические науки.
URL: http://www.rae.ru/forum2011/12/2039(дата обращения: 15.12.2018 г.).
11. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. С.7-13.
12. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии: Пер. с фр. М.: Наука, 1991. 576 с.
14. Замкина Т.Ю. Структура и содержание социального сознания детей младшего и среднего дошкольного возраста: психолингвистический анализ: Дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2015. 176 с.
15. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 390 с.
16. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный
жизненный цикл развития человека М: 2006. 464 с.
17. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК Гнозис, 2003. 280 с.
18. Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. 236 с.
19. Маланчук И.Г., Ширмовская А.А. Исследование социального сознания
младших школьников: качественный анализ речи и языка [Электронный ресурс] // материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2016».
URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1392/23890 (дата обращения:
25.10.2018)
20. Манаев О.Т. [Электронный ресурс] // Контент-анализ - описание метода. URL: http://psyfactor.org/lib/kontent.htm(дата обращения: 01.03.19).
21. Маркова И. Представления как субъект-объектные отношения //
Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / Росс. акад. наук. Под ред. К.А. Абульхановой-Славской. М.: Ин-т психологии, 2011. С. 399¬405.
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 95 с.
23. Мищенко З.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Курск.: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. 134 с.
24. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московичи // Психол. журнал. 1995. № 1. С. 3-18.
25. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1992. 160 с.
26. Оганесян С.Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте: Дис. ... д-ра. психол. наук. М: Изд-во МГУ, 2014. 209 с.
27. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 304 с.
28. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 367 с.
29. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология / СПб.: Питер, 2010. 672 с.
30. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
31. Павлова Е.А., Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология. Самара: Универс-групп, 2007. 204 с.
32. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер, 2000. 416 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
34. Рубцов В.В. основы социально-генетической психологии. М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 1996. 384 с.
35. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М.: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.
36. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
37. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания
социального мира // Психологические исследования. psystudy.ru. 2014. Т.7. № 36. С.6-7. URL: http://psystudy.ru/num/2014v7n36/1017-sergienko36(дата
обращения: 10.02.2019).
38. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии: учеб. пособие для вузов. М: NOTA BENE, 1999. 224 с.
39. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М: Международная пед. акад., 2004. 283 с.
40. Шлетгауэр Т.В. Гендерные особенности структуры и содержания социального сознания детей старшего дошкольного возраста: психолого¬лингвистический анализ: Дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2015. 231 с.
41. Эльконин Д.Б. Детская психология. М: Академия, 2007. 360 с.
42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей в детских возрастах / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997. 416 с.
43. Astington, J.W., Baird, J.A. Introduction: Whu language maters. In J.W. Astington, J.A. Baird (Eds). Whu language maters for Theory of Mind Oxford.: Oxford University Press, 1998.
44. Baron-Cohen, S., Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, MA.: MIT Press, 1995.
45. Jodelet, D. Representation sociale: phenomenes, concept et theore In S. Moscovici (ed.). Psychologie sociale. Paris: Presses Universitaires de France, 1984. P. 357-378.
46. Gopnik, A., Welmann, H.M. The «theory» theory. In L.A. Hirschfeld, S.A. Gelmann (Eds.). Mapping the mind: Domain specificity in cognition and culture. Cambridge, UK.: Cambridge University Press, 1994. P. 257-293.
47. Harris, P.L. From simulation to folk psychology: The case for development. Mind and Language, 1992. № 7. P. 120-144.
48. Repacholi, B.M., Slaughter, V. (Eds.). Individual differences in the theory of Mind. N.Y.: Psychology Press, 2003.
49. Wellman, H.M., Gelmann, S.A. Handbook of Child Psychology. Vol. 2. Cognition, perception, and language. 1998. P. 523-573.