Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социальных представлений у младших школьников о семье

Работа №169709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический основы исследования социальных представлений у младших школьников о семье 6
1.1 Сущность понятия «социальные представления» младших школьников о
семье 6
1.2 Формирование представлений о семье у младших школьников 14
1.3 Проектная деятельность как способ расширения представления у младших школьников 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей социальных
представлений младших школьников о семье 37
2.1 Диагностический инструментарий по организации констатирующего
среза 37
2.2 Анализ результатов констатирующего среза по выявлению особенностей
социальных представлений младших школьников о семье 40
2.3 Программа, направленная на формирование расширение социальных
представлений младших школьников в современной семье 46
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения


Дети, которые прошли опыт детского сада в большей степени адаптированы к новой среде, дети, не имеющие опыта пребывания в детском коллективе могут испытывать сложности. Важно понимать, что ценности, сложившиеся в семье определяют тактику поведения и особенности взаимодействия в коллективе. Нередко дети транслируют модели родительского поведения. Необходимо глубокое исследования проблем восприятия семьи в понимании младших школьников, что значительным образом позволит активизировать способности детей к принятию коллективных ценностей, обучению и дальнейшему развитию.
Актуальностью данной работы состоит в том, что чаще всего младший школьник не задумывается о своей семье. Однако по мнению многих исследователей важно, чтобы в этом возрасте ребенок мог представлять, что такое семья. Для полного развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире, очень важны именно правильные представления о семье.
Общая теория социальных представлений раскрыта в трудах К.А. Абульханова-Славская, Г.М.Андреевой, И.А. Мейжис, С.Московичи, Д. Жодле, и др.
Изучение процесса формирования представлений школьников о семье отражено в ряде работ отечественных ученых Э.К. Васильевой, С.И. Голод, Н.И. Демидовой, А.Г. Харчева. Выявлено, что этим представлениям свойственны неточность и фрагментарность, неустойчивостью и изменчивостью, а иногда просто не соответствуют действительности, заменяются выдумками и фантазиями. Однако тема социальных представлений о семье остается мало изученной потому, как изменения социальны.
Все выше сказанное определило тему данного исследования.
Целью исследования является выявление особенностей социальных представлений у младших школьников о современной семье, и разработка программы опытно-экспериментальной работы по формированию данных представлений.
Объект исследования: социальные представления младших школьников.
Предмет исследования: особенности социальных представлений младших школьников о семье.
Цель, объект, предмет определили гипотеза исследования: социальные представления младших школьников о семье представляют собой
• информацию о семье (члены семьи, функции семьи, семейные роли, традиции),
• поле представления (более или менее выраженное богатство содержания)
• установку (позитивное, негативное отношение ребенка по отношению к семье)
и зависит от полноты понимания, точности знания ребенка о сущности семьи и семейных ролей, эмоций и чувств, вызываемых у ребенка, желание описывать традиции и события семьи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по вопросам особенностей социальных представлений у младших школьников о семье.
2. Определить особенности социальных представлений о семье у младших школьников.
3. Подобрать комплекс диагностических методик.
4. Провести диагностику особенностей социальных представлений у младших школьников о современной семье.
5. Разработать программу опытно-экспериментального исследования по расширению социальных представлений младших школьников о семье.
6. Сделать выводы и обобщения.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: проективные методики тест "Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова), сочинение "Самый лучший день в кругу моей семьи", рисуночный тест «Моя семья» (А.Л. Венгер).
Базой исследования стала МБДОУ «СОШ № 163», класс 1 «Б» в составе 25 человек.
Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под социальным представлением личности в научной литературе понимается совокупность понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в сознании человека, в результате повседневного общения между людьми.
Общая теория социальных представлений раскрыта в трудах К.А. Абульханова-Славская, Г.М.Андреевой, С.Московичи, Д. Жодле, и др.
В структуре социальных представлений выделяются три основных компонента: информация, поле представлений и установка. Информация - совокупность знаний об объекте (в нашем случае, о семье). Знания и убеждения формируются только во взаимодействии между людьми. Поле представлений - более или менее выраженное богатство содержания. Это иерархия элементов, где имеются образные и смысловые свойства представлений. Установка - это отношение субъекта к объекту представления. Она может существовать даже при недостаточной информированности и нечеткости поля представлений.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствует, что изучение развития личности младшего школьника невозможен без учета его социальных представлений о семье. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой ступени онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, на протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта.
Изучение социальных представлений младших школьников о семье является актуальной проблемой педагогической науки и практики. Потому что наиболее часто встречающимся механизмом формирования психики ребёнка, ответственным за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация способов контроля и взаимоотношений, которые ребёнок воспринимает в родительской семье.
Основными методиками изучения социальных представлений являются проективные методики такие как: сочинения, беседы, интервью, рисунки и пр.
В ходе констатирующего среда нами были использованы методики «Незаконченное предложение», сочинение «Самый лучший день в кругу своей семьи», рисуночный тест «Моя семья».
Исходя из анализа, данных констатирующего среда, мы выявили следующие особенности социальных представлений младших школьников о семье:
- дети младшего школьного возраста не имеют полного представления о своем месте в семье, о ролях, домашних обязанностях в семье, а также затрудняются дать полное определение понятия «семья»;
- у детей отсутствуют представления о семейных традициях;
- у подавляющего числа детей отсутствует понимание родственных отношений, дети не могут оперировать имеющимися представлениями в новых условиях;
дети не имеют полного представления о функциях матери и отца;
- большинство детей показали негативное отношение к своей семье.
На основании результатов диагностики младших школьников нами была составлена программа по формированию социальных представлений о семье в виде проекта «Семейная книга». Данный проект направлен на активизацию совместной деятельности детей и их родителей, семейной памяти, позволяет сблизить членов семьи разных поколений, может стать новой семейной традицией. На наш взгляд, данная деятельность может способствовать расширению представлений о значении семьи в жизни ребенка, ее ценности, семейного уклада, уважительного отношения ко всем её членам.



1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. - М.: Класс, 1999
2. Алфеева Е. В. Особенности работы психолога с семьёй. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 60 с.
3. Альбуханова-Славская К.А. Современная психология. Состояние и перспективы исследований // Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88 - 103.
4. Андреева, Т. В. Социальная психология семейных отношений [Текст] / Т. В. Андреева. - СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1998
5. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Наука, 2013. - 263с
6. Беляков Е.М. Проектная деятельность в образовании- [Электрон. изд.]- Режим доступа к изд.:https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovanii- Дата доступа - 13.06.2018
7. Болотова Н. Понятие семьи и ее характеристики. //Психологический уголок. - [Электрон. изд.]- Режим доступа к изд.: http://psychology-corner.ru/view_article.php?id=14. - Дата доступа - 13.06.2018
8. Большой психологический словарь // Сост. и общ. ред. Б.
Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
(Проект «Психологическая энциклопедия»). - [Электронный ресурс]http://e-libra.ru/read/201537-bolshoj-psixologicheskij-slovar.html-- Дата доступа - 13.06.2018
9. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
10. Варламова А.Я. Школьная адаптация. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160с.:ил.- (Психология для всех).
12. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: Исторический кризис детства// вопросы психологии.2008, №4. С.3-12
13. Галагузова «Социальная педагогика»: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва, 2008.
14. Герасимова И. А. Структура семьи. М.: Статистика, 1976. - 168 с.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
16. Гордиенко Е.В. Личность в изменяющихся социальных условиях: сборник материалов Международной научно- практической конференции. Красноярск, 26-27 апреля 2012 года/ Е.В.Гордиенко (отв. ред.); ред. кол.; Красноярс. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2012. - 324с.
17. Емельянова Т.П. Социальных представлений концепция // Психология: Словарь. М. 1990. С. 375-377.
18. Демидова, Н. И. Педагогическая позиция преподавателя высшей школы в современном образовательном процессе // Вестник А. А. Куляшова Сер.С. Психолого-педагогическая наука: педагогика, психология: N1. - С. 18¬24
19. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
20. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Торговый Центр, 2005. - 57с.
21. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б.Гофмана.-М.: Канон,1995.-352с.- (История социологии в памятниках)
22. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория// Социальная психология/ Под ред. С.Московичи. - М.; Форум, 2012. - 112с.
23. Калинина О. Г., Роль отца // Вопр. психологии. 2001. № 3.- 3 с.
24. Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
25. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. - 336 с.
26. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
27. Кузьминшина Т.Л. Представления дошкольников о семейных ролях родителей// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. -№12. - С. 30.
28. Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. - М., 1991.
29. Маклаков, А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2001. -592с.: ил.- (Серия "Учебник нового века")
30. Мамаева Н.В. Современные родители. Какие они? // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2014. -№5. - с. 109-114.
31. Мещеряков Б.Г. Введение в человекознание / Б. Г. Мещеряков, И.
А. Мещерякова. - М.: Рос. гуманит. ун-т, 2004. - 320 с.
32. Мингазов - Шаляпин С. О. Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 128-132.
33. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: «Речь», 2004.
34. Мищенко В. А. Семейные ценности: механизмы формирования и Продвижения [Текст] / В.А, Мищенко. // Теории и проблемы политических исследований. - 2012. - №3. - С. 133-143
35. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд// Психологический журнал. -1195. Т.16, №1; Т.16, №2.
36. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Мудрик ; [Под ред. В.А.Сластенина]. - 4-е изд., доп. - М. : Академия, 2003. - 199с. - (Высшее образование). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-7695-0640-7.
37. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир образование", 2006. - 976с.
38. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод. биб-ка)
39. Пелагейченко Н. Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований// Технология. Все для учителя! - 2013.-№4.- С. 2-8
40. Пелагейченко Н. Л. Метод проектов. История возникновения и развития// Технология. Все для учителя! - 2012.-№5.- С. 7-12
41. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981.
42. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы
повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия»,
2002. — 272 с.
43. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб.
Питер, 2010. - 672с.: ил.- (Серия "Мастера психологии") [Электрон. изд.]- Режим доступа к изд.:http://litfile.net/web/406469/449000-450000. - Дата
доступа - 13.06.2018
44. Проблема формирования у детей представлений о семье в
педагогическом просвещении родителей [Электронный ресурс] -
http://diplomka.net/blog/problema formirovanija u detej predstavlenij o seme
v pedagogicheskom prosveshhenii roditelej/2013-11-10-19 - Дата доступа -
13.06.2018
45. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под общей редакцией В.С.Торохтий. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-224с.-(Учебное пособие)
46. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. Реана
A. А. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер,2006. -713с.: ил.-(Серия "Мастера психологии")
48. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред.
B. А.Сластенина. -2-е изд., стереотип. -М. Издательский центр "Академия",
2003. - 576с.
49. Смирнова Е.О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980, № 4.
C. 34 - 45.
50. Смирнова Е. О., Радева Р. Е. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. 1999. № 1.
51. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1989. 1630 с.
52. Фарафонова И.В. Метод проектов в России в начале ХХ века
53. Хайрутдинова А.Е., Биктагирова Г.Ф. Формирование представлений о семье у детей младшего школьного возраста. // Международный студенческий научный вестник. - [Электрон. изд.]-Режим доступа к изд.: http://www.scienceforum.ru/2013/166/2314- Дата доступа - 13.06.2018
54. Хоменко И.А. Семья как образовательная система и партнер школы. // Народное образование. - № 8. - 2009. - С. 37-41
55. Шарапова А. Ф. Формирование представления о семье у детей и подростков - Москва: Издательство АСТ, Кладезь, 2005.-159с.:ил.
56. Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых/ М.А.Шевченко- Москва: Издательство АСТ, Кладезь, 2016.-176с.: ил.
57. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов/ Л.Б.Шнейдер.- Изд. 3-е. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.-736с.-( Gaudeamus)
58. Штуканова Т.А Организация проектно - исследовательской
деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников.- [Электрон. изд.] - Режим доступа к изд.: http://n-
shkola.ru/articles/view/47-Дата доступа - 13.06.2018


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ