ОСОБЕННОСТИ СПЛОЧЕНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы сплочения детского учебного коллектива младших школьников
§1.1 Сущность понятия «коллектив», «детский коллектив». Сплочение
детского коллектива 7
§1.2 Особенности организации жизнедеятельности в многонациональном классе 26
§1.3 Роль праздников в детском школьном коллективе 37
Вывод по I главе 47
Глава 2. Экспериментальная работа по сплочению коллектива младших школьников в многонациональном классе
§2.1 Описание методик исследования 49
§2.2 Анализ результатов исследования 53
§2.3 Программа сплочения многонационального коллектива младших школьников путем проведения праздников 62
Вывод по II главе 65
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сплочения детского учебного коллектива младших школьников
§1.1 Сущность понятия «коллектив», «детский коллектив». Сплочение
детского коллектива 7
§1.2 Особенности организации жизнедеятельности в многонациональном классе 26
§1.3 Роль праздников в детском школьном коллективе 37
Вывод по I главе 47
Глава 2. Экспериментальная работа по сплочению коллектива младших школьников в многонациональном классе
§2.1 Описание методик исследования 49
§2.2 Анализ результатов исследования 53
§2.3 Программа сплочения многонационального коллектива младших школьников путем проведения праздников 62
Вывод по II главе 65
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение
Социально-педагогическая сторона воспитания и развития подрастающего поколения в условиях общеобразовательных школ прямо связан с проблемой формирования школьного коллектива. Проблема актуальна для всего современного общества. Это можно объяснить, опираясь на несколько фактов. А именно, развитие и внедрение массовых компьютерных технологий и появление Интернета, привели к тому, что дети большую часть времени проводят в виртуальном общении, а не в живом. В связи с этим пропадают навыки межличностного общения, притупляется правильное восприятие других людей в ценностном и эмоциональном отношении.
В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован, как социально-педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Вопросами коллектива занимались П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, А.Т Куракин, Х. Лийметц. Л.И. Новикова. На практике детских учреждений свои идеи воплощали С.Т. Шацкий, С.М. Ривес, Н.М. Шульман, В.Н. Сорока-Росинский. А.С. Макаренко сформулировал основные принципы и методы управления коллективом (Макаренко, 1988). Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и другие.
Российская Федерация - государство многонациональное. Многонациональность - это принадлежность разных людей к определенным этническим, национальным и религиозным группам. Это подразумевает, что каждый законопослушный человек имеет равные права, одинаковые социальные и моральные нормы. А главное одинаковое наказание за нарушение этих прав. Во все исторические времена в России проживали десятки народов. Существует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт(ФГОС) , который обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке; овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Школьные годы — это важный период жизни ребенка для становления личности. В школьном коллективе, благодаря общей деятельности обеспечивается развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Вопросами внеклассной работы занимались такие ученые, как Е.Н. Минский, Т.Н. Абрамова, М.М. Плоткин, А.А. Огородников и т.д. Семья и педагог формируют в ходе целенаправленного воспитательного действия навыки и привычки поведения ребенка, которые устанавливают характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, тем самым создают предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Объект исследования: процесс сплочения детского многонационального коллектива младших школьников
Предмет исследования: актуальный уровень сплоченности многонационального коллектива младших школьников
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что процесс сплочения детского многонационального коллектива младших школьников характеризуется средним уровнем сформированности, взаимоотношений и степени удовлетворенности коллективом
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и описать сущность понятий
«коллектив», «детский коллектив» и «сплочение детского коллектива»
2. Определить особенности организации жизнедеятельности в
многонациональном классе младшего школьного возраста.
3. Подобрать методический комплекс для исследования актуального уровня сплоченности многонационального коллектива младших школьников
4. Провести констатирующий эксперимент, определяющий актуальный уровень сплоченности многонационального коллектива младших школьников
5. Проанализировать и описать результаты констатирующего эксперимента
6. Разработать рекомендацию для учителей по сплочению многонационального коллектива школьников путем проведения праздников
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы,
монографий, статей, журналов по данной теме
2. Констатирующий эксперимент
3. Тестирование
4. Метод математического анализа
Практическая значимость: рекомендация разработана для учителей начальных классов, родителей и педагогов-организаторов.
Экспериментальная база: Эксперимент проведен на базе гимназия №2 города Заозерного во 2 «б» и 2 «г» классах. Во 2 «б» 28 испытуемых. Трое детей являются выходцами из других стран: Азербайджан, Армения, Киргизия. Возраст детей от 8 до 9 лет. Во 2 «г» 26 испытуемых. Четверо детей являются выходцами из других стран: Киргизия, Армения, Казахстан. Возраст детей от 8 до 9 лет.
Структура включает в себя 2 главы, 6 параграфов, список использованных литературы из 51 источника и приложение.
В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован, как социально-педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Вопросами коллектива занимались П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, А.Т Куракин, Х. Лийметц. Л.И. Новикова. На практике детских учреждений свои идеи воплощали С.Т. Шацкий, С.М. Ривес, Н.М. Шульман, В.Н. Сорока-Росинский. А.С. Макаренко сформулировал основные принципы и методы управления коллективом (Макаренко, 1988). Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и другие.
Российская Федерация - государство многонациональное. Многонациональность - это принадлежность разных людей к определенным этническим, национальным и религиозным группам. Это подразумевает, что каждый законопослушный человек имеет равные права, одинаковые социальные и моральные нормы. А главное одинаковое наказание за нарушение этих прав. Во все исторические времена в России проживали десятки народов. Существует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт(ФГОС) , который обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке; овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Школьные годы — это важный период жизни ребенка для становления личности. В школьном коллективе, благодаря общей деятельности обеспечивается развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Вопросами внеклассной работы занимались такие ученые, как Е.Н. Минский, Т.Н. Абрамова, М.М. Плоткин, А.А. Огородников и т.д. Семья и педагог формируют в ходе целенаправленного воспитательного действия навыки и привычки поведения ребенка, которые устанавливают характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, тем самым создают предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Объект исследования: процесс сплочения детского многонационального коллектива младших школьников
Предмет исследования: актуальный уровень сплоченности многонационального коллектива младших школьников
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что процесс сплочения детского многонационального коллектива младших школьников характеризуется средним уровнем сформированности, взаимоотношений и степени удовлетворенности коллективом
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и описать сущность понятий
«коллектив», «детский коллектив» и «сплочение детского коллектива»
2. Определить особенности организации жизнедеятельности в
многонациональном классе младшего школьного возраста.
3. Подобрать методический комплекс для исследования актуального уровня сплоченности многонационального коллектива младших школьников
4. Провести констатирующий эксперимент, определяющий актуальный уровень сплоченности многонационального коллектива младших школьников
5. Проанализировать и описать результаты констатирующего эксперимента
6. Разработать рекомендацию для учителей по сплочению многонационального коллектива школьников путем проведения праздников
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы,
монографий, статей, журналов по данной теме
2. Констатирующий эксперимент
3. Тестирование
4. Метод математического анализа
Практическая значимость: рекомендация разработана для учителей начальных классов, родителей и педагогов-организаторов.
Экспериментальная база: Эксперимент проведен на базе гимназия №2 города Заозерного во 2 «б» и 2 «г» классах. Во 2 «б» 28 испытуемых. Трое детей являются выходцами из других стран: Азербайджан, Армения, Киргизия. Возраст детей от 8 до 9 лет. Во 2 «г» 26 испытуемых. Четверо детей являются выходцами из других стран: Киргизия, Армения, Казахстан. Возраст детей от 8 до 9 лет.
Структура включает в себя 2 главы, 6 параграфов, список использованных литературы из 51 источника и приложение.
Младший школьный возраст - особо ответственный период, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в классе и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе класса начальной школы.
У детей семилетнего возраста идет активное сплочение коллектива под влиянием внеучебной совместной деятельности. В нашем исследовании мы уделили серьезное внимание вопросам отношений и предпочтений в классе. Рассмотрели психологические факторы развития групповой сплочённости в младшем школьном возрасте, такие как влияние учителя на личные отношения детей, стиль педагогического руководства, малые группы в классном коллективе, межличностные отношения в коллективе младших школьников.
Перед учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив — это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ощущал необходимость и потребность другого. Всякий раз учителя ощущают затруднения, когда вновь набирают первый класс и стараются вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее результативные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.
Роль учителя при формировании коллектива велика - введение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя зачастую этот процесс оказывается сложным, даже противоречивым. Дети входят в систему коллективных отношений каждый по-своему, вызывая далеко не одинаковую реакцию со стороны товарищей и по-разному влияя на коллектив. Поэтому в работе по созданию классного коллектива важное место отводится формированию сплоченности ребят.
Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность проявлять отпор силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей. Сплоченность трактуется как состояние группы, к которому она приходит в результате увеличения взаимодействия между членами группы - чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем выше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот. Сплоченность коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществятся групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива ключевая роль принадлежит классному руководителю. Следуя общей теорией коллектива, объединение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу увлекательной и содержательной совместной жизни. В то же время классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления.
Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что структурирование коллектива возможно при особенном отношении к совместной внеурочной деятельности. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Необходимо уделять больше внимания сплоченности коллектива. Так как сплоченность является одним из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
У детей семилетнего возраста идет активное сплочение коллектива под влиянием внеучебной совместной деятельности. В нашем исследовании мы уделили серьезное внимание вопросам отношений и предпочтений в классе. Рассмотрели психологические факторы развития групповой сплочённости в младшем школьном возрасте, такие как влияние учителя на личные отношения детей, стиль педагогического руководства, малые группы в классном коллективе, межличностные отношения в коллективе младших школьников.
Перед учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив — это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ощущал необходимость и потребность другого. Всякий раз учителя ощущают затруднения, когда вновь набирают первый класс и стараются вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее результативные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.
Роль учителя при формировании коллектива велика - введение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя зачастую этот процесс оказывается сложным, даже противоречивым. Дети входят в систему коллективных отношений каждый по-своему, вызывая далеко не одинаковую реакцию со стороны товарищей и по-разному влияя на коллектив. Поэтому в работе по созданию классного коллектива важное место отводится формированию сплоченности ребят.
Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность проявлять отпор силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей. Сплоченность трактуется как состояние группы, к которому она приходит в результате увеличения взаимодействия между членами группы - чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем выше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот. Сплоченность коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществятся групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива ключевая роль принадлежит классному руководителю. Следуя общей теорией коллектива, объединение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу увлекательной и содержательной совместной жизни. В то же время классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления.
Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что структурирование коллектива возможно при особенном отношении к совместной внеурочной деятельности. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Необходимо уделять больше внимания сплоченности коллектива. Так как сплоченность является одним из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.



