Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №169701

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Графомоторные умения в онтогенезе 8
1.2. Сформированность графомоторных умений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью 14
1.3. Обзор методик по формированию графомоторных умений у старших
дошкольников с умственной отсталостью в трудах ученых 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию графомоторных умений у старших дошкольников с умственной отсталостью 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


Актуальность исследования.
На сегодняшний день, согласно статистическим данным, количество детей с нарушением интеллектуальной сферы неуклонно растет. Об этом свидетельствуют данные, представленные в федеральной службе государственной статистики.
Формирование графомоторных умений является одной из сторон общего развития детей старшего дошкольного возраста.
На данный момент специалистами отмечается значительный рост детей с несформированными графомоторными умениями. Движения обучающихся зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны.
Наличие психофизиологического дефекта у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью обуславливает проблему формирования графомоторных умений. Графомоторные умения детей данной категории отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации.
У детей с умственной отсталостью отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность движений, не точная координация, нарушение произвольности движений; неловкость, несогласованность движений рук, проявляется в недоразвитий мелкой моторики и зрительно- двигательной координации. Так же нарушение мелкой моторики, отражается на развитии психических процессов и познавательной деятельности. Несформированность тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет развитие изобразительных умений.
Данную тему регламентируют такие правовые акты, как закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Исследованием особенностей графомоторных умений детей с умственной отсталостью занимались, такие ученые как, А.Н. Корнева (1997), Г.А. Каше (1956), Г.В. Чиркиной (1993), Д.Б. Эльконина (1981), Е.Н. Российской (2000), М.Е. Хватцева, М.М. Безруких, О.А. Токаревой, Р.Е. Левиной (60-70 гг.), Р.И. Лалаевой (1998), и др. В их работах отмечается, что структура дефекта сложна, многообразна по своим проявлениям и самостоятельно, спонтанно в процессе развития графомоторные умения не формируются.
Таким образом, формирование графомоторных умений является одним из сложных этапов для детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, в связи с этим проблема выявления особенностей графомоторных умений у детей продолжает оставаться актуальной.
Проблема исследования. Несмотря на то, что проблема сформированности графомоторных умений детей с умственной отсталостью изучена многими исследователями, остается еще много пробелов. Существующие методы и приёмы коррекционно - развивающей работы недостаточно дифференцированы в зависимости от тяжести нарушения, психофизических и индивидуальных особенностей детей с лёгкой умственной отсталостью. Необходимо искать новые пути и способы преодоления нарушений графомоторных умений у детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по формированию графомоторных умений.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что графомоторные умения детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будут характеризоваться следующими особенностями: несформированностью мелкой моторики рук, замедленностью амплитуды движений и переключаемостью движений, нарушениями графических
умений характеризующихся сложностями пространственной ориентировки, которые будут выражаться нарушениями пространственной ориентировки на плоскости листа, зрительно-моторной координацией, а также несформированностью умений ориентироваться на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие). Выявленные особенности позволяют составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции графомоторных умений у рассматриваемой контингента дошкольников.
Объект исследования. Графомоторные умения у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования. Сформированность графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью и представленной гипотезой предстояло выполнение следующих задач исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую,
методическую литературу по проблеме развития графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью;
2. Изучить особенности сформированности графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по формированию и развитию графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
1) базовые положения специальной психологии и коррекционной педагогике, основанные на культурно-исторической теории Л.С. Выготского;
2) теоретические подходы к классификации и дифференциации детей с интеллектуальной недостаточностью (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др.;
3) исследования в области формирования графомоторных навыков у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, О.С. Филиппова, С.Г. Шевченко).
4) теоретические исследования по проблеме развития графомоторных навыков детей (Л.А. Венгера, Н.И. Вьюновой и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документации на дошкольников, ко вторым - наблюдения за детьми; беседа; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования уточняют и дополняют имеющиеся знания об особенностях сформированности графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью, что позволяет обосновать содержание коррекционно -развивающей работы с детьми данной категории.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендацию по коррекции и развитию недостатков графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось в три этапа:
I этап (с сентября по октябрь) - изучение и анализ специальной методической литературы; формулирование цели и задач исследования, определение объекта, предмета исследования, определение экспериментальных планов, разработка методов и методик исследования, подбор испытуемых;
II этап (с ноября по март) - проведение констатирующего эксперимента; обработка и анализ результатов исследования;
III этап (с апреля по май) - составление методических рекомендаций по развитию графомоторных умений, оформление результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения.
Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 62 страницы, включает приложения, список литературы содержит 74 источника, включая интернет ресурсы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день, согласно статистическим данным, количество детей с нарушением когнитивной сферы неуклонно растет. Об этом свидетельствуют данные, представленные в федеральной службе государственной статистики.
Формирование графомоторных умений является одной из сторон общего развития детей старшего дошкольного возраста.
На данный момент специалистами отмечается значительный рост детей с несформированными графомоторными умениями. Движения обучающихся зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу сформированности графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и умственной отсталостью.
Исследованием особенностей графомоторных умений детей с умственной отсталостью занимались М.М. Безруких, Г.А. Каше (1956), А.Н. Корнева (1997), Р.И. Лалаевой (1998), Р.Е. Левиной (60-70 гг.), Е.Н. Российской, (2000) О.А. Токаревой, Г.В. Чиркиной (1993), М.Е. Хватцева, Д.Б. Эльконина (1981) и др. [8]; [37]; [42]; [45]; [52]; [64]; [69].
В работах авторов отмечается, что структура дефекта сложна, многообразна по своим проявлениям и самостоятельно, спонтанно в процессе развития графомоторные умения не формируются.
Отмечается необходимость проведения специальной комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию графомоторных умений детей с умственной отсталостью.
Характерными особенностями графомоторных умений детей с умственной отсталостью являются: недостаточная сформированность мелкой моторики, замедленная амплитуда движений и переключаемость внимания, нарушения графических навыков (пространственная ориентировка на плоскости листа, двигательные графические навыки, зрительно-моторная координация), и нарушение умения ориентироваться в своей работе на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие).
Для решения второй задачи нами был проведён констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», с целью выявления уровней сформированности графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В качестве диагностических методик были использованы задания предложенные Нижегородцевой Н.В, Сырвачевой Л.А, Гуткиной Н.И, Венгер Л.А, Мытацину В, Забрамная С.Д, и адаптированные нами с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей экспериментальной группы.
Количественный анализ результатов показал, что в экспериментальной группе 40% детей характеризовались высоким уровнем сформированности графомоторных умений.
Средний уровень сформированности графомоторных умений был выявлен у 30% детей, и 30% детей показали низкий уровень сформированности графомоторных умений.
У детей наблюдалась недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук, замедленна амплитуда движений и переключаемость внимания, нарушены графических умения (пространственная ориентировка на плоскости листа, двигательные графические умения, зрительно-моторная координация), и нарушение умения ориентироваться в своей работе на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выделить 2 типологические группы респондентов. В 1 группу были включены дети, оказавшиеся на среднем уровне сформированности графомоторных умений; а во 2 группу - дети, оказавшиеся на низком уровне сформированности графомоторных умений.
Выявленные особенности выдвигают необходимость разработки содержания коррекционно-педагогической работы по устранению выявленных нарушений у рассматриваемого контингента детей.
В рамках решения третьей задачи нами были определенны направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
При разработке методических рекомендации нами учитывался типологический характер нарушений у двух групп детей. За основу были взяты труды таких ученых как: Гаврина С.Е, Кутявина Н.В, Топоркова И.Г, Сырвачева Л.А, Уфимцева Л.П, Стребелева Г.А. [22]; [40]; [48]; [62].
Испытуемые оказавшиеся на среднем уровне, характеризовались: нарушением мелкой моторики, несформированностью графических умений, нарушена пространственная ориентировка и зрительно -моторной координация. Испытуемые оказавшиеся на низком уровне, характеризовались нарушением зрительного восприятия, мелкой моторики, несформированность графических умений, нарушена пространственная ориентировка и зрительно-моторной координация.
Авторский вклад заключался в подборе содержания коррекционно-педагогической работы и адаптации заданий с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза о том что графомоторные умения детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будут характеризоваться следующими особенностями: несформированностью мелкой моторики, замедленностью амплитуды движений и переключаемостью, нарушениями графических умений, которые будут выражаться нарушениями пространственной ориентировки на плоскости листа, зрительно-моторной координацией, а также несформированностью умений ориентироваться на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие), нашла свое подтверждение.
СПИСОК



1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. - 2009. - №4.
2. Аксенова А.К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2012. -106 с.
3. Баенская Е.Р., Басилова Т.А., Венгер Л.А. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: 2001. - 312 с.
4. Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей- дефектологов/Баль Н.Н., Захарченя И.А. - Минск: Ураджай, 2005. - 289 с.
5. Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. /О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.
6. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого дошкольника / И.М. Бгажнокова. - М. : Просвещение, 1987. - 96 с.
7. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. /М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002.
8. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких. - М., 2001. - 126 с.
9. Белая Ю. С., Буренок И. И. Формирование графических умений у младших школьников при решении задач // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - С. 39-42.
10. Бернштейн Н.А. Построение движений / Н.А. Бернштейн. - М. :Наука, 1990. - 174 с.
11. Буцикина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. - 2005. - №3.- С.84-94.
12. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1996. - 160 с.
13. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М., 1968. - 386 с.
14. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.
А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
15. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 47с.
16. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Академия, 2012.
17. Войлокова Е.Ф., Андрукович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2005. - 304 с.
18. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов: Учебное пособие / Н.Н. Волоскова.
- М.: Московский психолого-социальный институт - 5 с.
19. Воробьева Т.А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - СПб.: КАРО, 2003. - 96 с.
20. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства /Л.С. Выготский. - Собр, соч.: В 6 т. - М., 1984.
- Т. 5.
21. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. /С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Издательство: АСТ Харвест., 2008. - 24с.
22. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова Т.Г., Щербина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития. 2007. - 192 с.
23. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т.Н. Головина. - М.: Педагогика, 1990. - 120 с.
24. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: ВАКО, 2008. - 144 с.
25. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - М.:
Академия, 2006. - 264 с.
26. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
27. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков /
B. Гурьева. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 208 с.
28. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство АПН, 1959. - 264 с.
29. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 25-34.
30. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
31. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 410 с.
32. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст] / С.Д. Забрамная. - М., 1998. - 94 с.
33. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1988.- 228 с.
34. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 2008. - №8. -
C. 16-19.
35. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. Иншаковой О.Б. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО « МОДЭК», 2006. - 512 с.
36. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. -183с
37. Каше Г.А., Никашина Н.А., Шуйфер Р.И., Евлахова Э.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Учпедгиз, 1960. - 416 с.
38. Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. - 2007. - №6. - с. 60-66.
39. Ковалевская Н.И. Будем грамотными. 1 класс. I полугодие/ Н.И. Ковалевская. - Мозырь: ООО ИД « Белый Ветер», 2002. - 192 с.
40. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М. : Просвещение, 1973. - 193 с.
41. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб, 2006. -224с.
42. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие/ А.Н. Корнев. - СПб.: ИД «М и М», 1997. - 210 с.
43. Коробейникова И.А., Кумарина Г.Ф., Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации: Для шк. психологов и учителей нач. классов системы компенсирующего обучения / Под ред. Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина и др. - М.: Ред.-изд. Центр Консорциума «Социал. здоровье России», 1995. - 126 с.
44. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
45. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно -методическое пособие/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Союз, 2008. - 198 с.
46. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском возрасте / К.С. Лебединская. - М.: Академия, 2003. - 410 с.
47. Лубовский В.И. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского - М.: Академия, 2003. - 338 с.
48. Лурия А.Р. Мозг человека психические процессы / А. Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1990. - 495 с.
49. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.,1950. - 98 с.
50. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические
исследования.- М.: Академия, 2002. - 304 с.
51. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практическое пособие / А.Р. Маллер. - М. : Аркти, 2000. - 124 с.
52. Мальцева Е.В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте. // Дефектология. - 2005. - №2. - С. 60-64.
53. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1992. - 245 с.
54. Насонова В.А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития. // Дефектология. - 2007. - №2. - С. 41-46.
55. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей / Е.В. Новикова. - М.: ПКО, 2002. - 182 с.
56. Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду / Н.В. Новоторцева -Ярославль: ООО «Академия развития», 2012
57. Павлов И.П. Избранные произведения / И. П. Павлов. - Государственное издательство политической литературы, 1949. - 565с.
58. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2002. - 159 с.
59. Петровский А.В. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского [и др.]. - М. : Просвещение, 1985. - 195 с.
60. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. /Под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Инфра-М, 2005. -512 с.
61. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 60-64.
62. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001. - 434 с.
63. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. - 2004. - №2. - С. 10-14.
64. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 230 с.
65. Русакова Т.Г, Бреусова Т.В. Эстетическая развивающая среда образовательного учреждения поликультурного региона: компоненты, функции, критерии оценки //Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - №9 (128), сентябрь. - С.125-129.
66. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие/ И.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 282 с.
67. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. - М., Воронеж, 1996. - 280 с.
68. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова // Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: «Олма-Пресс», 2011. - 165 с.
69. Лубовский В.И. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского - М.: Академия, 2003. - 338 с.
70. Удилова И.В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР // Дефектология. - 2005. - №4. - С.88-90.
71. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/ У.В.Ульенкова, О.С.Лебедева. - М., 2002. - 338 с.
72. Утехина К.Л. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет: Опыт работы практического педагога / К.Л. Утехина. - М.: ВИНИТИ, 1997. - 290 с.
73. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение.
Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. - М..:
Владос, 2001. - 610 с.
74. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А.Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ