Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированное игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития

Работа №169700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста с нарушением интеллектуального развития 8
1.2 Особенности развития игры в онтогенезе 21
1.3 Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста 29
1.4 Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
с нарушением интеллектуального развития 34
Выводы по I главе 40
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 41
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 60
Методические рекомендации 71
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложение

Актуальность исследования. По данным Всемирной Ассоциации Здравоохранения и Американской Ассоциации граждан с интеллектуальными нарушениями, в мире существует следующая статистика: около 156 миллионов человек или 5% населения земного шара имеют нарушения интеллектуального развития в той или иной степени. Из них около 60% имеют легкую степень нарушений интеллектуального развития, 30% среднюю и 10% тяжелую форму. По данным Н.М. Назаровой (2007), наблюдается рост рождаемости детей с нарушением интеллектуального развития. Россия имеет все шансы растерять свой некогда могучий и с трудом накопленный интеллектуальный потенциал. Последние десять лет ее молодое поколение стабильно глупеет. По данным Госкомстата, с начала 90-ых годов прошлого века в стране в 20 раз увеличилось число детей с нарушением интеллектуального развития. Даже ООН официально заявило: нарушения интеллектуального развития - бич современной России, и поставило их во главе детских проблем страны. Детям с нарушением интеллектуального развития необходима ранняя диагностика и коррекционная помощь.
Ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития данной категории детей является игра. Игра занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она их мир, их бытие (Л. Б. Баряева, А. Зарин, 2001). По мнению Л.С. Выготского (1995), в психологическом развитии ребенка с нарушением интеллектуального развития присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка, происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющая переход от одной стадии развития к другой. Это означает, что в жизни ребенка с нарушением интеллектуального развития, так же как и у его нормальных сверстников, должна быть «эпоха игры». Как отмечает Н.П. Носкова (1993), игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психического облика детей с нарушением интеллектуального развития. Многие авторы (Л. Б. Баряева, А. Зарин, 2001, Н. Д. Соколова,1993, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, 2001), среди множества причин, тормозящих самостоятельное последовательное становление игры старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития, выделяют главную — недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящее к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности. У детей данной категории страдают практически все компоненты игры. Из-за недоразвития мотивационной сферы ребенок не может выделить мотив и цели игры, для него очень сложен процесс планирования, вследствие отсутствия произвольности поведения ребенок не может доводить начатое до конца и приходить к определенному результату.
Все вышеизложенное позволяет нам считать тему нашего исследования актуальной в первую очередь потому, что именно игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.
Проблема исследования. На сегодняшний день многие исследователи, занимавшиеся изучением особенностей сформированности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллектуального развития , при решении данной задачи используют разные способы и приемы в работе с рассматриваемой категорией детей, что свидетельствует об отсутствии единых подходов в решении изучаемой проблемы, которые нужно находить в отношении каждого ребенка.
Цель исследования. Теоретически обосновать, изучить и составить методические рекомендации по организации и обучению игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Объект исследования. Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования. Процесс изучения сформированности и уровней игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, не получавших образование в специализированном дошкольном учреждении, наиболее сохранными будут следующие параметры игры: наличие интереса к игрушкам, эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними, адекватность самостоятельных действий с игрушками, координированность моторики во время игры, эмоциональные реакции во время игры, а менее сохранными такие параметры игры как: характер используемых игрушек и игровых действий, способность сформулировать и поставить игровую задачу, распределить роли без участия взрослого, предпочтения в выборе роли, продолжительность игры со сверстниками и уход от реальности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень сформированности игровой деятельности (Д.Б. Эльконин, 2000) и особенности сформированности сюжетно¬ролевых игр детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития (Л.Б. Баряева, А. Зарин, 2001).
3. Составить методические рекомендации по формированию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Методы исследования. Определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.
В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; наблюдение за детьми; беседа; констатирующий эксперимент.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические сведения об особенностях сформированности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций по формированию игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, что в свою очередь способствует формированию игровой деятельности и позволяет более успешно подготовить данную категорию детей к школе. Предложенные методические рекомендации можно использовать в работе олигофренопедагогов, дефектологов, психологов и других специалистов.
Организация исследования. Базой нашего исследования явилась общеобразовательная школа-интернат № 2 г. Красноярска. Исследование проводилось в течение 2011 года в три этапа. Экспериментом было охвачено 5 детей старшего дошкольного возраста, не посещавших специализированное дошкольное учреждение, имеющих диагноз F 70, F 71, F 72.
Первый этап (январь - март 2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработке исходных позиций исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (апрель - июнь 2017 г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (июль - октябрь 2017 г.) - составление методических рекомендаций по формированию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в нашей стране наблюдается рост рождаемости детей с нарушением интеллектуального развития (Н.М. Назарова, 2007). Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика и коррекция. Обзор литературы показал, что познавательная и эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития характеризуется замедленным, мало дифференцированным восприятием; конкретным, непоследовательным мышлением (В.Г. Петрова, 2003, Ж.И. Шиф, 1995); неточной, опосредованной, эпизодической памятью (Х.С. Замский, 1995); фрагментарным, схематичным воображением (М.М. Нудельман, 1980, О.В. Боровик, 2000); бедной, замедленной речью (Л.С.Волкова, Н.С. Шаховская, 2003, Р.И. Лалаева, 1998); неустойчивым, замедленным вниманием (И.Л. Баскакова, 1982, Л.С. Выготский, 2005); примитивными, неадекватными эмоциями (С.Я. Рубинштейн, 2006, Н.В. Шкляр, 2007); нецеленаправленной деятельностью Б.И. Пинский, 1969); безынициативностью, внушаемостью и упрямством (Г.Е. Сухарева, 1974). Ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития данной категории детей является игра. У детей с нарушением интеллектуального развития игра обладает рядом особенностей: отсутствует замысел игры; интерес к игре неустойчивый, кратковременный; игры шаблонны, стереотипны, излишне детализированы и кратковременны; выполняемые действия бедны, формальны, не имеют изобразительного характера, не сопровождаются речью, эмоциональными реакциями, выполняются механически (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, 2001); преобладают манипуляция с предметами и неадекватные действия (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972); никогда не используются предметы - заменители и действия в воображаемой ситуации (Л.Б. Баряева, А. Зарин, 2001).
Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было изучение особенностей сформированности и уровней игровой деятельности старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития, для этого мы использовали методику Л.Б. Баряевой, А. Зарина (2001). В эксперименте принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста, ранее не получавших образование в специальном дошкольном учреждении и имеющих диагноз F 70, F 71, F 72. Нами изучались эмоциональные реакции на игрушки, адекватность действий с ними, интерес к игрушкам и действия с ними, использование в игре предметов-заменителей, характер и способ выполнения игровых действий, разнообразие содержания и сюжетов игр, речевое сопровождение игры, продолжительность самостоятельной игры и игры со сверстниками, контакты с окружающими во время игровой деятельности, интенсивность игрового поведения, отношения между детьми в игре, наличие конфликтов в совместной игре, координация моторики и эмоциональные реакции во время игры, отношение к роли и особенности ролевого диалога, предпочтения в выборе роли и участие при распределении ролей, уход от реальности.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что старшие дошкольники, принимавшие участие в исследовании оказались на первом (Аня, Герман, Кирилл К., Кирилл Р.) и втором (Андрей) уровне сформированности игровых действий (Д.Б. Эльконин, 2000). Игровая деятельность у исследуемых детей практически не сформирована: у Андрея сформированность игры на 41,9 %, у Ани - 35,8 %, у Германа - 27,5 %, у Кирилла К. - 39,7 %, у Кирилла Р. - 35,9 %. Дошкольники в игре никогда не использовали предметы-заменители и действия в воображаемой ситуации, их игра была кратковременна, однообразна, без речевого сопровождения и мало эмоциональна, с переходом от одних действий к другим, логически не связанных между собой. Дети не согласовывали свои действия друг с другом и совсем не взаимодействовали.
На основе полученных результатов и выявленных проблем у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, нами были предложены методические рекомендации (Л.Б. Баряева, А. Зарин, 2001), направленные на формирование игровой деятельности данной категории детей.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, не получавших образование в специализированном дошкольном учреждении, наиболее сохранными будут следующие параметры игры: наличие интереса к игрушкам, эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними, адекватность самостоятельных действий с игрушками, координированность моторики во время игры, эмоциональные реакции во время игры, а менее сохранными такие параметры игры как: характер используемых игрушек и игровых действий, способность сформулировать и поставить игровую задачу, распределить роли без участия взрослого, предпочтения в выборе роли, продолжительность игры со сверстниками и уход от реальности нашла своё полное подтверждение.



1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст].- М.: Просвещение, 1968. - 445 с.
2. Баряева, Л.Б., Зарин, А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с
проблемами интеллектуального развития [Текст] : учебно¬
методическое пособие - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. [Серия «Коррекционная педагогика»]. - 416 с.
3. Баскакова, И.Л. Внимание школьников - олигофренов [Текст].- М., 1982. - 70 с.
4. Боровик, О.В.Развитие воображения [Текст] : Методические
рекомендации - М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2000. - 112 с.
5. Венгер, А.А., Выгодская, Г.Л., Леонгард, Э.И. Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения [Текст].- М.: Просвещение, 1972 - 143 с.
6. Вересотская, К.А. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей [Текст] / К.А. Вересотская // Сб. ст. - М.: Учпедгиз, 1940. - с. 94 -113.
7. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст] : Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, 1995. - Т.5. - 275 с.;
8. Гаврилушкина, О.П., Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателя - М.:
Просвещение, 1985. - 72 с.
9. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] : Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина [и др.]; под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
10. Дульнев, Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей [Текст].- М.: АПН РСФСР, 1960. - 588 с.
11. Евлахова, Э.А. Особенности восприятия сюжетов художественных картин учащимися вспомогательной школы [Текст] : автореф. канд. псих. наук / Э.А. Евлахова. - М.: [б. и.], 1958. - 16с.
12.Забрамная, С.Д. психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение: Владос, 1995. - 112с.
13.Замский, Х.С. Умственно отсталые дети [Текст]. - М.: НПО
Образование, 1995. - 274 с.
14.Занков, Л.В. Облик умственно отсталого школьника [Текст]. - М.: Педагогика, 1998. - 350 с.
15. Игра дошкольника [Текст] / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.:
Просвещение, 2005. - 286 с.
16. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб, заведений - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 208 с.
17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : Кн.для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. -224 с.
18. Лебединская, К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости [Текст]. - М., 2002. - 225 с.
19. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики [Текст]. - 4-е изд. - М.: Изд. МГУ, 1981. - 584 с.
20. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст]. - М., 1952. - 392 с.
21. Лехтман-Абрамович, Р. Я., Фрадкина, Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве [Текст]. - М.: Просвещение, 1973. - 73 с.
22. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст].- М.: МПСИ, 1997. - 384 с.
23. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2003. - 680 с.
24. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок [Текст].- М., 1998. - 320 с.
25. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст].- М..: Просвещение, 1992. - 95 с.
26. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
27. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр [Текст] / С.Л.Новосёлова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С.84 - 86.
28. Нудельман, М.М. Методы изучения воображения аномальных детей [Текст].- М., 1980. - 60 с.
29. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с отклонениями в умственном развитии [Текст] / под ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин - СПБ: Центр педагогической пропаганды, 2003. - 95 с.
30. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 480с.
31. Певзнер, М.С. Дети - олигофрены [Текст]. - М., 2004. - 484 с.
32. Петрова, В.Г. Умственно отсталые дети [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 160 с.
33. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст]. - М.: АПН РСФСР, 1969. - 318 с.
34. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / Сост. А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2003.—188 с.
35. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст]. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. - 96 с.
36. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 201 с.
37. Рудик, П.А. Игры детей и их педагогическое значение [Текст] / П.А. Рудик. - М.: Академия наук РСФСР, 1948. - 64 с.
38. Соколова, Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников [Текст] : Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой, Н.Д. Соколовой, О.П. Гаврилушкиной [и др.] - М., 1993. - 224 с.
39. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст].- М.: Просвещение, 1966. - 222 с.
40. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
41. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 464 с.
42. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст].- М.: Медицина, 1974. - 320 с.
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
44. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 152 с.
45. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
46. Фрадкина, Ф.И. Этапы развития игры [Текст] / Ф.И. Фрадкина // Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Под ред. Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной. - М., 1946. - 95 с.
47. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / под ред. Ж.И. Шиф. - М., 1995. - 343с.
48. Шкляр, Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно - отсталых младших школьников [Текст] / Н.В. Шкляр // Начальная школа. - 2007. - № 8. - с 71-73.
49. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая Москва, 1994. - 240 с.
50.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст].- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ