ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Психофизиологические основы моторных функций 8
1.2. Особенности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с
лёгкой умственной отсталостью 13
1.3. Обзор методик по развитию общей моторной сферы у старших
дошкольников с умственной отсталостью в трудах учёных 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушений общей моторной сферы в системе коррекционной работы у старших дошкольников с умственной отсталостью 38
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования.
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Об этом свидетельствуют данные представленные в федеральной службе государственной статистики. У детей с умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90—100% случаев.
Формирование общей моторики неразрывно связано и является одним из важных условий развития познавательной деятельности ребёнка, эмоциональных и волевых процессов психики. У детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью уровень сформированности моторной сферы непосредственно отражается на их способности к обучению.
Модернизация образования предусматривает комплексное всестороннее обновление всей образовательной системы в соответствии с требованиями, которые в настоящее время установлены Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, а это значит, что существует необходимость в разработке и обновлении современных коррекционно - развивающих и образовательных технологий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях.
Тему нашего исследования регламентируют такие нормативно-правовые акты, как Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»), указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», в соответствии с вышеуказанными документами, каждый ребёнок с нарушениями интеллекта может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях с различным назначением.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) формирование и развитие моторной сферы детей осуществляется в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие», которая согласно включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующей
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, общей моторики и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Исследованием моторной сферы детей с умственной отсталостью занимались Н.А. Берштейн, Г.А. Волкова, В.М. Бехтерев, Т.А. Власова, А.А. Катаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, И.П. Павлов, Е.А. Стребелева, Н.И. Озерецкий. В их исследованиях показано, что нарушения в развитии моторной сферы являются характерным симптомом нарушения интеллектуального развития. Они отмечают, что движения у детей с умственной отсталостью неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.
Проблема исследования. Несмотря на то, что проблема сформированности общей моторной сферы детей с умственной отсталостью изучена многими исследователями, остается еще много пробелов. Существующие методы и приёмы коррекционно-развивающей работы недостаточно дифференцированы в зависимости от тяжести нарушения, психофизических и индивидуальных особенностей детей с лёгкой умственной отсталостью. Необходимо искать новые пути и способы преодоления нарушений моторной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции общей моторной сферы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будет характеризоваться следующими особенностями:
1. Нарушениями динамической и статической координации, недостаточным
уровнем сформированности двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, повышенной утомляемостью, неловкостью движений, нарушениями темпа движений, нарушения пространственной организации двигательного акта, нарушениями произвольного торможения.
2. Выявленные особенности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных специфических особенностей у рассматриваемого контингента дошкольников.
Объект исследования. Общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Сформированность общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме сформированности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью;
2. Изучить уровни сформированности и особенности общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и провести анализ;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по формированию и развитию общей моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
Теоретические включают: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документации на дошкольников;
Эмпирические включают: наблюдение, беседу, констатирующий эксперимент, количественную и качественную обработку результатов исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являлись общие положения специальной педагогики и психологии:
1. Об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова);
2. Об актуальном и потенциальном уровне развития (зоне ближайшего развития) (Л.С. Выготский);
3. Положение о взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования уточняют и дополняют имеющиеся знания об особенностях сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью, что позволяет обосновать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендацию по коррекции и развитию недостатков общей моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап (сентябрь - октябрь 2019) - теоретический анализ проблемы исследования, определение исходных теоретических позиций;
II этап (ноябрь 2019 - февраль 2020) - разработка и реализация
диагностического комплекса, направленного на изучение сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
III этап (март - май 2020) - обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения.
Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 62 страниц, включает 2 приложения, список литературы содержит 65 источников, включая интернет ресурсы.
В результате проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями в силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин. Нарушения моторной сферы у детей с умственной отсталостью встречается в 90-100% случаев. В связи с этим возрастает потребность в вопросе изучения коррекции и развития моторной сферы данной категории детей.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и умственной отсталостью.
Исследованием моторной сферы детей с умственной отсталостью занимались Н.А. Бернштейн, Г.А. Волкова, Н.П. Вайзман, А.А. Катаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева, В.М. Бехтерев, Т.А. Власова. Результаты их исследований говорят о том, что нарушения в развитии моторной сферы являются характерным симптомом у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Формирование моторной сферы неразрывно связано с формированием познавательной сферы [11; 13; 24; 26; 32; 34; 38; 43; 44; 64].
Н.И. Озерецкий отмечает, что нарушения интеллекта у ребёнка неразрывно связано с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения трудовыми навыками и речью, развития творческих способностей [32].
Вопросами коррекции и развития моторной сферы занимались многие специалисты: Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, Г.А. Волкова, М.О. Гуревич, Е.А. Стребелева, Н.А. Рычкова, Л.Б. Боряева, Н.М. Трубникова, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева. Все авторы отмечают необходимость проведения специальной комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию моторной сферы детей с умственной отсталостью. [16; 26; 32; 34; 38; 44; 58]
Характерными особенностями моторной сферы детей с умственной отсталостью являются: нарушения динамической и статической координации, недостаточный уровень сформированности двигательной памяти и переключаемости движений, нарушения произвольного торможения, нарушения пространственной организации, а также повышенная утомляемость, неловкость движений, нарушения темпа движений.
В рамках решения второй задачи нами был проведён констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», с целью выявления особенностей и уровней сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Констатирующий эксперимент состоял из пяти взаимосвязанных разделов:
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
2. Исследование произвольного торможения движений.
3. Исследование статической координации движений.
4. Исследование динамической координации движений.
5. Исследование пространственной организации двигательного акта.
В каждом разделе предложены задания, разработанные Н.М. Трубниковой, Г.А. Волковой и адаптированные нами с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей экспериментальной группы.
По результатам констатирующего эксперимента мы выделили 2 группы детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, направленной на коррекцию моторной сферы. В первую группу вошли 70% детей, оказавшиеся на среднем уровне сформированности моторной сферы; во вторую группу 30% детей, оказавшихся на низком уровне сформированности моторной сферы.
В рамках решения третьей задачи исследования нами были определены направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, предусматривающую развитие координации движений, ориентировки в пространстве, произвольного торможения, темпа, точности и скорости движений, упражнения, направленные на снятие напряжения, развитие скоростно-силовых качеств. За основу были взяты задания, предложенные И.Б. Агаевой, Л.А. Сырвачевой, С.Я. Лайзане, Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1; 34; 42; 53; 54; 55].
Авторский вклад заключался в подборе содержания коррекционно-педагогической работы и адаптации заданий с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Направления работы с двумя группами детей предполагало дифференциацию содержания коррекционной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будет характеризоваться нарушениями динамической и статической координации, низким уровнем сформированности двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, повышенной утомляемостью, неловкостью движений, нарушениями темпа движений, пространственной организации двигательного акта, нарушениями произвольного торможения получила своё подтверждение.
1. Агаева И.Б. Психофизическое развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями средствами народных подвижных игр: в помощь воспитателю ДОО комбинированного и компенсирующего видов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2018. 110 с.
2. Алтынбаев Б. Т. Особенности моторной сферы у детей с умственной отсталостью // Colloquium-journal. 2019. №2-3 (26).
3. Бабина Г.В., Гаркуша Ю.Ф., Волосовец Т.В., Идес Р.Е. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии. М.: Прометей, 2005. 87 с.
4. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. 1976. № 4. С. 23-31.
5. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебное пособие. М.: МЕДпрессинформ,
2016. 608 с.
6. Бажина, Е.Ю. Влияние занятий бисероплетением на развитие тонкой моторики старших дошкольников для подготовки руки к письму // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 4(6). С. 18-24.
7. Барабаш О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью // Образование и наука. 2006. №5. С. 28-34.
8. Бахвалова Е. С. Физические и психические особенности детей дошкольного
возраста в перспективе обучения // Молодой ученый. 2016. №10. С. 436¬
438.
9. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2013. 120 с.
10. Белова Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 274-277.
11. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 494 с.
12. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека: Руководство к объективному изучению личности. М.: Гос. изд-во, 1928. 544 с.
13. Бехтерев В.М. Феномены мозга. М.: АСТ, 2014. 317 с.
14. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2010. 136 с.
15. Богдан Н.Н. Могильная М.М. Специальная психология Учебно¬методическое пособие. Владивосток: ВГУЭС, 2003. 220 с.
16. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: СОЮЗ, 2003. 320 с.
17. Братуся Б.С. Общая психология: В 7 т. Т.1. Введение в психологию: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 352 с.
18. Брызгалова С.В., Зак Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3. С. 14-20.
19. Бударин М. В., Кейно А.Ю. Воздействие средствами плавания на двигательную программу детей 8-12 лет с умственной отсталостью // Вестник ТГУ. 2013. №4. С. 276-283.
20. Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
21. Викторова О.Е. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59(3). С. 428-431
22. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев.: Здоровья, 1979. 232 с.
23. Виноградова А.Д. Практикум по олигофренопсихологии. СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2010. 80 с.
24. Власова, Т. А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 175 с.
25. Волков Б.С., Волкова Н.В.Готовим ребёнка к школе: Учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
26. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М: ВЛАДОС, 2002. 272 с.
27. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
29. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4.Ч.2. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
30. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288с.
31. Гончаренко Н.Ю. Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста: Методическая работа. СПб., 2012.
32. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М.: Гос. Мед. Изд-во, 1930. 172 с.
33. Дашивец И. В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 27 ноября 2014 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.
34. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.
35. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2019. 96 с.
36. Захарова Л.В. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002. 128 с.
37. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. метод. пособие Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. 121 с.
38. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 208 с.
39. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. М.: Педагогика, 1973. 144 с.
40. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник. М.: КНОРУС, 2016. 256 с.
41. Кулясова С.Н., Гончарова И.Н. Развитие мелкой моторики рук с использованием многофункциональных тренажеров и посредством лепки из соленого теста у детей с ОВЗ // Инновационная наука. 2018. №1. С. 77-80.
42. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя
43. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. 495 с.
44. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. М.: Классикс Стиль, 2003. 320 с.
45. Минина Н.В. Теория и методика физической культуры: Физическая культура детей дошкольного возраста. Витебск: ВГУ имени П. М . Машерова, 2018. 79 с.
46. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. М.: АСТ, 2010. 269 с.
47. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей -
олигофренов. М.: Просвещение, 2007. 158 с.
48. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения: Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. 80 с.
49. Прищепа С.Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2010. №1. С. 60-64.
50. Россия в цифрах. 2018: Краткие статистический сборник. М.: Росстат. 2019. 522 с.
51. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: Методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 1998. 32 с.
52. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2016. 368 с.
53. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие. Красноярск: краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. 276 с.
54. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 4-5 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие. Красноярск: краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. 232 с.
55. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей 3 лет с перинатальным поражением ЦНС. Диагностика и коррекция: монография. - Изд. 2-е перераб. и доп. Красноярск: краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,
2017. 352 с.
56. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие моторики. М.: Эксмо, 2011. 120 с.
57. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития моторики у дошкольников с нарушениями речи. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2016. 32 с.
58. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург.: Уральский государственный педагогический университет. 1998. 51 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 20.12.2019).
60. Федеральный закон от 29.12.2012. №273-ФЗ. "Об образовании в
Российской Федерации". Документы. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/
(дата обращения 20.12.2019)
61. Хвостовцев А.Ю. Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь. М.: Сибирское университетское издательство. 2010. 176 с.
62. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 128 с.
63. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. М.: Советский спорт, 2002. 212 с.
64. Шатрова С.А., Щепалова Н.А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №9. С. 1 - 5.
65. Шиф Ж.И., Петрова В.Г., Головина Т.Н. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 2000. 176 с.