ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Психофизиологические основы моторных функций 8
1.2. Особенности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с
лёгкой умственной отсталостью 13
1.3. Обзор методик по развитию общей моторной сферы у старших
дошкольников с умственной отсталостью в трудах учёных 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушений общей моторной сферы в системе коррекционной работы у старших дошкольников с умственной отсталостью 38
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Психофизиологические основы моторных функций 8
1.2. Особенности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с
лёгкой умственной отсталостью 13
1.3. Обзор методик по развитию общей моторной сферы у старших
дошкольников с умственной отсталостью в трудах учёных 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушений общей моторной сферы в системе коррекционной работы у старших дошкольников с умственной отсталостью 38
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования.
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Об этом свидетельствуют данные представленные в федеральной службе государственной статистики. У детей с умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90—100% случаев.
Формирование общей моторики неразрывно связано и является одним из важных условий развития познавательной деятельности ребёнка, эмоциональных и волевых процессов психики. У детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью уровень сформированности моторной сферы непосредственно отражается на их способности к обучению.
Модернизация образования предусматривает комплексное всестороннее обновление всей образовательной системы в соответствии с требованиями, которые в настоящее время установлены Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, а это значит, что существует необходимость в разработке и обновлении современных коррекционно - развивающих и образовательных технологий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях.
Тему нашего исследования регламентируют такие нормативно-правовые акты, как Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»), указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», в соответствии с вышеуказанными документами, каждый ребёнок с нарушениями интеллекта может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях с различным назначением.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) формирование и развитие моторной сферы детей осуществляется в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие», которая согласно включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующей
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, общей моторики и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Исследованием моторной сферы детей с умственной отсталостью занимались Н.А. Берштейн, Г.А. Волкова, В.М. Бехтерев, Т.А. Власова, А.А. Катаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, И.П. Павлов, Е.А. Стребелева, Н.И. Озерецкий. В их исследованиях показано, что нарушения в развитии моторной сферы являются характерным симптомом нарушения интеллектуального развития. Они отмечают, что движения у детей с умственной отсталостью неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.
Проблема исследования. Несмотря на то, что проблема сформированности общей моторной сферы детей с умственной отсталостью изучена многими исследователями, остается еще много пробелов. Существующие методы и приёмы коррекционно-развивающей работы недостаточно дифференцированы в зависимости от тяжести нарушения, психофизических и индивидуальных особенностей детей с лёгкой умственной отсталостью. Необходимо искать новые пути и способы преодоления нарушений моторной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции общей моторной сферы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будет характеризоваться следующими особенностями:
1. Нарушениями динамической и статической координации, недостаточным
уровнем сформированности двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, повышенной утомляемостью, неловкостью движений, нарушениями темпа движений, нарушения пространственной организации двигательного акта, нарушениями произвольного торможения.
2. Выявленные особенности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных специфических особенностей у рассматриваемого контингента дошкольников.
Объект исследования. Общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Сформированность общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме сформированности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью;
2. Изучить уровни сформированности и особенности общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и провести анализ;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по формированию и развитию общей моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
Теоретические включают: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документации на дошкольников;
Эмпирические включают: наблюдение, беседу, констатирующий эксперимент, количественную и качественную обработку результатов исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являлись общие положения специальной педагогики и психологии:
1. Об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова);
2. Об актуальном и потенциальном уровне развития (зоне ближайшего развития) (Л.С. Выготский);
3. Положение о взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования уточняют и дополняют имеющиеся знания об особенностях сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью, что позволяет обосновать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендацию по коррекции и развитию недостатков общей моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап (сентябрь - октябрь 2019) - теоретический анализ проблемы исследования, определение исходных теоретических позиций;
II этап (ноябрь 2019 - февраль 2020) - разработка и реализация
диагностического комплекса, направленного на изучение сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
III этап (март - май 2020) - обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения.
Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 62 страниц, включает 2 приложения, список литературы содержит 65 источников, включая интернет ресурсы.
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Об этом свидетельствуют данные представленные в федеральной службе государственной статистики. У детей с умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90—100% случаев.
Формирование общей моторики неразрывно связано и является одним из важных условий развития познавательной деятельности ребёнка, эмоциональных и волевых процессов психики. У детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью уровень сформированности моторной сферы непосредственно отражается на их способности к обучению.
Модернизация образования предусматривает комплексное всестороннее обновление всей образовательной системы в соответствии с требованиями, которые в настоящее время установлены Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, а это значит, что существует необходимость в разработке и обновлении современных коррекционно - развивающих и образовательных технологий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях.
Тему нашего исследования регламентируют такие нормативно-правовые акты, как Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»), указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», в соответствии с вышеуказанными документами, каждый ребёнок с нарушениями интеллекта может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях с различным назначением.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) формирование и развитие моторной сферы детей осуществляется в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие», которая согласно включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующей
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, общей моторики и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Исследованием моторной сферы детей с умственной отсталостью занимались Н.А. Берштейн, Г.А. Волкова, В.М. Бехтерев, Т.А. Власова, А.А. Катаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, И.П. Павлов, Е.А. Стребелева, Н.И. Озерецкий. В их исследованиях показано, что нарушения в развитии моторной сферы являются характерным симптомом нарушения интеллектуального развития. Они отмечают, что движения у детей с умственной отсталостью неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.
Проблема исследования. Несмотря на то, что проблема сформированности общей моторной сферы детей с умственной отсталостью изучена многими исследователями, остается еще много пробелов. Существующие методы и приёмы коррекционно-развивающей работы недостаточно дифференцированы в зависимости от тяжести нарушения, психофизических и индивидуальных особенностей детей с лёгкой умственной отсталостью. Необходимо искать новые пути и способы преодоления нарушений моторной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции общей моторной сферы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будет характеризоваться следующими особенностями:
1. Нарушениями динамической и статической координации, недостаточным
уровнем сформированности двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, повышенной утомляемостью, неловкостью движений, нарушениями темпа движений, нарушения пространственной организации двигательного акта, нарушениями произвольного торможения.
2. Выявленные особенности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных специфических особенностей у рассматриваемого контингента дошкольников.
Объект исследования. Общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Сформированность общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме сформированности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью;
2. Изучить уровни сформированности и особенности общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и провести анализ;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по формированию и развитию общей моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
Теоретические включают: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документации на дошкольников;
Эмпирические включают: наблюдение, беседу, констатирующий эксперимент, количественную и качественную обработку результатов исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являлись общие положения специальной педагогики и психологии:
1. Об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова);
2. Об актуальном и потенциальном уровне развития (зоне ближайшего развития) (Л.С. Выготский);
3. Положение о взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования уточняют и дополняют имеющиеся знания об особенностях сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью, что позволяет обосновать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендацию по коррекции и развитию недостатков общей моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап (сентябрь - октябрь 2019) - теоретический анализ проблемы исследования, определение исходных теоретических позиций;
II этап (ноябрь 2019 - февраль 2020) - разработка и реализация
диагностического комплекса, направленного на изучение сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
III этап (март - май 2020) - обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения.
Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 62 страниц, включает 2 приложения, список литературы содержит 65 источников, включая интернет ресурсы.
В результате проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями в силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин. Нарушения моторной сферы у детей с умственной отсталостью встречается в 90-100% случаев. В связи с этим возрастает потребность в вопросе изучения коррекции и развития моторной сферы данной категории детей.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и умственной отсталостью.
Исследованием моторной сферы детей с умственной отсталостью занимались Н.А. Бернштейн, Г.А. Волкова, Н.П. Вайзман, А.А. Катаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева, В.М. Бехтерев, Т.А. Власова. Результаты их исследований говорят о том, что нарушения в развитии моторной сферы являются характерным симптомом у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Формирование моторной сферы неразрывно связано с формированием познавательной сферы [11; 13; 24; 26; 32; 34; 38; 43; 44; 64].
Н.И. Озерецкий отмечает, что нарушения интеллекта у ребёнка неразрывно связано с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения трудовыми навыками и речью, развития творческих способностей [32].
Вопросами коррекции и развития моторной сферы занимались многие специалисты: Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, Г.А. Волкова, М.О. Гуревич, Е.А. Стребелева, Н.А. Рычкова, Л.Б. Боряева, Н.М. Трубникова, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева. Все авторы отмечают необходимость проведения специальной комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию моторной сферы детей с умственной отсталостью. [16; 26; 32; 34; 38; 44; 58]
Характерными особенностями моторной сферы детей с умственной отсталостью являются: нарушения динамической и статической координации, недостаточный уровень сформированности двигательной памяти и переключаемости движений, нарушения произвольного торможения, нарушения пространственной организации, а также повышенная утомляемость, неловкость движений, нарушения темпа движений.
В рамках решения второй задачи нами был проведён констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», с целью выявления особенностей и уровней сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Констатирующий эксперимент состоял из пяти взаимосвязанных разделов:
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
2. Исследование произвольного торможения движений.
3. Исследование статической координации движений.
4. Исследование динамической координации движений.
5. Исследование пространственной организации двигательного акта.
В каждом разделе предложены задания, разработанные Н.М. Трубниковой, Г.А. Волковой и адаптированные нами с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей экспериментальной группы.
По результатам констатирующего эксперимента мы выделили 2 группы детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, направленной на коррекцию моторной сферы. В первую группу вошли 70% детей, оказавшиеся на среднем уровне сформированности моторной сферы; во вторую группу 30% детей, оказавшихся на низком уровне сформированности моторной сферы.
В рамках решения третьей задачи исследования нами были определены направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, предусматривающую развитие координации движений, ориентировки в пространстве, произвольного торможения, темпа, точности и скорости движений, упражнения, направленные на снятие напряжения, развитие скоростно-силовых качеств. За основу были взяты задания, предложенные И.Б. Агаевой, Л.А. Сырвачевой, С.Я. Лайзане, Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1; 34; 42; 53; 54; 55].
Авторский вклад заключался в подборе содержания коррекционно-педагогической работы и адаптации заданий с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Направления работы с двумя группами детей предполагало дифференциацию содержания коррекционной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будет характеризоваться нарушениями динамической и статической координации, низким уровнем сформированности двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, повышенной утомляемостью, неловкостью движений, нарушениями темпа движений, пространственной организации двигательного акта, нарушениями произвольного торможения получила своё подтверждение.
Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями в силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин. Нарушения моторной сферы у детей с умственной отсталостью встречается в 90-100% случаев. В связи с этим возрастает потребность в вопросе изучения коррекции и развития моторной сферы данной категории детей.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и умственной отсталостью.
Исследованием моторной сферы детей с умственной отсталостью занимались Н.А. Бернштейн, Г.А. Волкова, Н.П. Вайзман, А.А. Катаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева, В.М. Бехтерев, Т.А. Власова. Результаты их исследований говорят о том, что нарушения в развитии моторной сферы являются характерным симптомом у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Формирование моторной сферы неразрывно связано с формированием познавательной сферы [11; 13; 24; 26; 32; 34; 38; 43; 44; 64].
Н.И. Озерецкий отмечает, что нарушения интеллекта у ребёнка неразрывно связано с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения трудовыми навыками и речью, развития творческих способностей [32].
Вопросами коррекции и развития моторной сферы занимались многие специалисты: Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, Г.А. Волкова, М.О. Гуревич, Е.А. Стребелева, Н.А. Рычкова, Л.Б. Боряева, Н.М. Трубникова, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева. Все авторы отмечают необходимость проведения специальной комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию моторной сферы детей с умственной отсталостью. [16; 26; 32; 34; 38; 44; 58]
Характерными особенностями моторной сферы детей с умственной отсталостью являются: нарушения динамической и статической координации, недостаточный уровень сформированности двигательной памяти и переключаемости движений, нарушения произвольного торможения, нарушения пространственной организации, а также повышенная утомляемость, неловкость движений, нарушения темпа движений.
В рамках решения второй задачи нами был проведён констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», с целью выявления особенностей и уровней сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Констатирующий эксперимент состоял из пяти взаимосвязанных разделов:
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
2. Исследование произвольного торможения движений.
3. Исследование статической координации движений.
4. Исследование динамической координации движений.
5. Исследование пространственной организации двигательного акта.
В каждом разделе предложены задания, разработанные Н.М. Трубниковой, Г.А. Волковой и адаптированные нами с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей экспериментальной группы.
По результатам констатирующего эксперимента мы выделили 2 группы детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, направленной на коррекцию моторной сферы. В первую группу вошли 70% детей, оказавшиеся на среднем уровне сформированности моторной сферы; во вторую группу 30% детей, оказавшихся на низком уровне сформированности моторной сферы.
В рамках решения третьей задачи исследования нами были определены направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, предусматривающую развитие координации движений, ориентировки в пространстве, произвольного торможения, темпа, точности и скорости движений, упражнения, направленные на снятие напряжения, развитие скоростно-силовых качеств. За основу были взяты задания, предложенные И.Б. Агаевой, Л.А. Сырвачевой, С.Я. Лайзане, Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1; 34; 42; 53; 54; 55].
Авторский вклад заключался в подборе содержания коррекционно-педагогической работы и адаптации заданий с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Направления работы с двумя группами детей предполагало дифференциацию содержания коррекционной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что общая моторная сфера детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью будет характеризоваться нарушениями динамической и статической координации, низким уровнем сформированности двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, повышенной утомляемостью, неловкостью движений, нарушениями темпа движений, пространственной организации двигательного акта, нарушениями произвольного торможения получила своё подтверждение.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020 - Особенности графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - Работа олигофренопедагога по развитию мелкой моторики
у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование изобразительной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности просодической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с
умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



