Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Работа №169692

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Теоретическое обоснование проблемы развития пространственной
ориентировки у детей с нарушением зрения 7
1.1. Формирование пространственных представлений в онтогенезе 7
1.2 Специфика формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения 11
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие пространственных
представлений у слабовидящих дошкольников 15
Выводы I главе 20
II. Констатирующий эксперимент и его анализ 22
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о себе
дошкольников среднего возраста 35
Выводы по II главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 52
Приложение Б 56


Актуальность исследования.
Пространственные представления у детей развиваются длительное время с самого рождения, в процессе наблюдения, приобретения жизненного опыта, изучения окружающего мира и его измеримых величин. Нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании пространственной ориентации, что, в свою очередь, приводит к большим трудностям в проведении целенаправленных скоординированных движений.
Пространственные представления у слабовидящих детей обладают следующими особенностями: хуже развиты микро- и макроориентировки, недостаточно развита координация движений, у детей более низкая двигательная активность, по сравнению со сверстниками, которые нормально видят. Пространственные представления формируются медленно, поскольку этот процесс требует участия всех психических процессов. Ограниченные и недифференцированные ощущения создают множество препятствий на пути ребенка к полному осознанию окружающей его действительности.
Данную тему регламентируют такие правовые акты, как закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные правовые акты дают право детям с нарушением зрения обучаться в условиях, которые соответствуют их потребностям и учитывают их возможности.
Многие отечественные исследователи занимались проблемой столь узкой направленности, как пространственные представления. Среди них можно выделить Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Л. Лурию, Л.С. Цветкову, Т.В. Ахутину.
Таким образом, актуальность этой проблемы заключается в том, что наличие адекватных пространственных представлений является необходимым фактором успешности социально -педагогической ориентации ребенка с нарушениями зрения, а также условием становления важнейших умений ориентировки в пространстве.
Объект исследования: пространственные представления о себе.
Предмет исследования: особенности пространственных представлений о себе слабовидящих дошкольников среднего возраста.
Цель исследования: изучить особенности и составить методические рекомендации, направленные на особенности развития пространственных представлений о себе слабовидящих детей среднего возраста .
В соответствии с актуальностью и целью данной работы нами была выдвинута гипотеза о том, что у обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут проявляться такие особенности, как:
- трудности в овладении представлениями о собственной схеме тела;
- трудности в дифференцировки расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу;
- трудности в формировании первичных образов окружающего мира, накоплении знаний о нем;
- трудности в овладении представлениями о собственной анализаторной системе и ее свойствах.
В процессе данной работы нами решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития пространственных представлений о себе слабовидящих дошкольников.
2. Изучить особенности развития пространственной ориентировки о себе у детей с нарушением зрения.
3. Проанализировать полученные об особенностях развития результаты пространственной ориентации о себе у детей с нарушением зрения.
4. Составить методические рекомендации.
Методологическую основу исследования составили:
- идеи культурно-исторической теории развития психики человека Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева в дефектологии;
- труды отечественных тифлопедагогов и тифлопсихологов, посвященные проблемам психолого-педагогической коррекции, социальной адаптации детей с нарушениями зрения (В.З. Денискина, М.И. Земцова, В.З. Кантор, В.А. Кручинин, А.Г. Литвак).
- работы исследователей, которые занимались изучением пространственной ориентировки о себе у слабовидящих детей (В.С. Сверлов, Ф.Н. Шемякин, Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина).
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- экспериментальный: констатирующий эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и уточнении материала по проблеме особенностей ориентировки на себе у слабовидящих дошкольников среднего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности тифлопедагогов, работающих со слабовидящими дошкольниками в контексте индивидуализации образовательного процесса.
Организация исследования.
Исследование производилось в три этапа.
I этап - подготовительный (сентябрь - декабрь 2021 года). На данном этапе была определена проблема исследования, изучена ее актуальность, обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, выведена гипотеза, проведен анализ психолого-педагогической литературы.
II этап - констатирующий эксперимент (январь - март 2022 года). На данном этапе осуществлялась оценка сформированности навыков ориентировки о себе у детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста. Обработка статистических данных, качественный и количественный анализ полученных данных.
III этап - содержание дифференциальных методических рекомендаций (апрель - май 2022 года). На данном этапе осуществлялось формирование содержания дифференциальных методических рекомендаций по работе над ориентировкой о себе у слабовидящих дошкольников среднего возраста.
База исследования выступило Краевое государственное бюджетное социальное учреждение «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».
Структура и объём выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа, объемом 51 страницу, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 60 литературных источников, 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования обусловлена тем, что наличие адекватных пространственных представлений является необходимым фактором успешности социально-педагогической ориентации ребенка с нарушениями зрения, а также условием становления важнейших умений ориентировки в пространстве. Это активизирует поиск, исследование и изучение способов преодоления недостаточной сформированности пространственной ориентировки о себе у детей данной нозологической группы.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали тифлопедагогическую, дефектологическую, психолого-педагогическую, литературу в объеме 60 источников. При анализе научной литературы нами было выявлено недостаточное количество методик, направленных на обследование и преодоление недостаточной сформированности ориентировки о себе у детей с нарушением зрения.
В рамках решения второй задачи, нами была подобрана диагностическая методика оценки сформированности пространственной ориентировки о себе Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, позволяющая произвести качественный и подробный анализ. В рамках исследования мы использовали четыре задания с критериями оценок, разработанные Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, дополненные нами с учетом офтальмологических требований, с учетом интеллектуальных особенностей, и с учетом количественной оценки результатов исследования.
Согласно проведенному нами исследованию 10 слабовидящих дошкольников среднего возраста, уровни сформированности пространственной ориентировки о себе распределились в следующем соотношении: 3 ребенка продемонстрировали высокий уровень сформированности представлений о себе, 5 детей - средний уровень, 2 ребенка - низкий уровень.
Для решения третьей задачи на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, нами были выявлены направления работы направленные на формирование пространственных представлений о себе для среднего и низкого уровня, а также подобран комплекс методических рекомендаций по формированию пространственных представлений о себе для представленных уровней сформированности пространственных представлений о себе, куда вошли игры, подобранные под каждый из представленных уровней, а также выделены общие методические рекомендации по работе со слабовидящими детьми.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут проявляться такие особенности, как: трудности в овладении
представлениями о собственной схеме тела; трудности в дифференцировки расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу; трудности в формировании первичных образов окружающего мира, накоплении знаний о нем; трудности в овладении представлениями о собственной анализаторной системе и ее свойствах получила свое подтверждение.


1. Абдулаева, Е.А. Становление пространственного образа себя в раннем и младшем дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 29 с.
2. Адеева, Т.Н. Особенности общения детей с нарушениями // Психология и педагогика: традиционные взгляды и новые тенденции: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф., Иваново: Науч. мысль, 2011. С. 4-11.
3. Андреева, Е.В. Формирование и развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в различных видах детской деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. №18. 2013. С.65-70
4. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М.: Академия, 2008. 182 с.
5. Бондаренко, М.П. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 2014. 302 с.
6. Борисенко, М.Г. Смотрим. Видим. Запоминаем. СПб.: Паритет, 2007. 159 с.
7. Велович, М.В. Формирование представлений у детей с нарушением зрения на занятиях по изодеятельности. М.: Просвещение, 2008. 76 с.
8. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 2006. 356 с.
9. Григорьева, Л.П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия у детей с остаточным и слабым зрением // Дефектология. 2007. № 2. С. 64 -69.
10. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у детей: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2009. 169 с.
11. Григорьева, Л.П. Развитие зрительного восприятия. Программа обучения и медико-психолого-педагогической помощи специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. М.: Просвещение, 2009. 58 с.
12. Григорьева, Л.П. Развитие зрительного восприятия: учебно-методическое пособие М.: Просвещение, 2008. 127 с.47
13. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации. М.: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. 206 с.
14. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Экзамен, 2008. 159 с.
15. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М.: Владос, 2009. 251 с.
16. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 2008. -107 с.47
17. Иванова, Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 2008. № 4. С. 12-16.
18. Криницкая, О.И. Особенности познавательного развития детей со зрительной недостаточностью. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты развития дошкольника в мире информационной культуры, 2010. С. 130-135.
19. Кузовлев, В.П. Развитие пространственных представлений школьников средствами динамической визуализации геометрических понятий. // Педагогическая информатика. 2009. №1. C. 12-17.
20. Липакова, В.И. Дидактические пособия для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: Питер, 2011. 242 с.
21. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
22. Малева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 200 №1. C. 27-33.
23. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Эко-Вектор, 2014. 335 с.
24. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2007. 187 с.
25. Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Книголюб, 2007. 120 с.
26. Мишин, М.А. Занятия по мелкой моторике и зрительные гимнастики в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2008. № 4. С. 12 -24.
27. Моргачёва, И.Н. Ребёнок в пространстве: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 212 с.
28. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие
пространственной ориентировки. М.: Академия, 2002. 264 с.
29. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников развитие
пространственной ориентировки. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 92 с.
30. Ольхина, Е.А. Инновационная деятельность ДОУ по формированию зрительной культуры детей с нарушениями зрения // Вестник Мининского университета. №3. 2014. С. 32-39.
31. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: в помощь родителям,
воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: Методические
рекомендации. Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. 218 с.
32. Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: Монография. Челябинск: Цицеро, 2011. 112 с.
33. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2009. 175 с.
34. Парамонова, Е.А. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в процессе трудового воспитания в детском саду. М.: Академия, 2013. 480 с.
35. Пафнутова, Н.В. Совершенствование зрительного восприятия посредством комплексной развивающей дидактической системы в детских садах для детей с нарушением зрения. СПб.: Изд-во РГПУ, 2018. 271 с.
36. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 2010. 246 с.49
37. Плаксина, Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 2007. 312 с.
38. Плаксина, Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 2005. 97 с.
39. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. М.: Владос, 2008. 271 с.
40. Плаксина, Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 2010. 194 с.
41. Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения. // Дефектология. 2009. №5. С.55-67.
42. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с
нарушением зрения. М.: Линка-Пресс, 2009. 169 с.
43 Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с
нарушением зрения: методическое пособие. М.: Линка-Пресс, 2009. 169 с.
44. Подугольников, В.А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в пространстве. // Дефектология. 2011. №1. С.73-79.
45. Рогова, С.А. Система пространственного мышления и возможности ее освоения детьми дошкольного возраста. // Психология обучения. 2012. № 12. C. 31-39.
46. Рудакова, Л.А. Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога. М.: Владос, 2008. 154 с.
47. Сверлов, В.С. Пространственная ориентация слепых. М.: Просвещение, 2002. 275 с.
48. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
49. Семаго, М.М. Организация деятельности ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: Могорафия. М.: Аркти, 2016. 368 с.
50. Скоробогатова, Н.В. Особенности воображения у детей с нарушениями зрения. // Актуальные проблемы психологии детского творчества: коллектив. моногр. Шадринск: Шадр. дом печати, 2011. С. 124-149
51. Скрипова, И.Г. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Развитие эмоционально-нравственной сферы детей с проблемами зрения с использованием пространственной ориентировки. // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск: Априори, 2011. Ч. 3. С. 109-113 .
52. Стребелева, Е.А. Современный подход к детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Дефектология. 2007. № 2. С. 50-58.
53. Тараканова, В.В. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения. // Современные исследования социальных проблем. №3. 2010. С. 57-60.
54. Уфимцева, Л.П. Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изодеятельности. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
образования [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 06 .10.2009 г.
56. Фоминых, Е.С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. №9. 2015. С.43-48
57. Шпигарева, О.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи. // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 330-332.
58. Юрьева, Г.В. Развитие пространственных представлений у незрячих учащихся младших классов // Логопед. 2014. №9. С. 89-92.
59. Яблан Б. Особенности понимания проблемных ситуаций детьми с нарушениями зрения // Вопросы психологии. 2011. №2. C. 36-44.
60. Явна Д.В. Психофизиологические особенности зрительного восприятия пространственно-модулированных признаков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2012. 23 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ