ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
I. Теоретическое обоснование проблемы развития пространственной
ориентировки у детей с нарушением зрения 7
1.1. Формирование пространственных представлений в онтогенезе 7
1.2 Специфика формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения 11
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие пространственных
представлений у слабовидящих дошкольников 15
Выводы I главе 20
II. Констатирующий эксперимент и его анализ 22
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о себе
дошкольников среднего возраста 35
Выводы по II главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 52
Приложение Б 56
I. Теоретическое обоснование проблемы развития пространственной
ориентировки у детей с нарушением зрения 7
1.1. Формирование пространственных представлений в онтогенезе 7
1.2 Специфика формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения 11
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие пространственных
представлений у слабовидящих дошкольников 15
Выводы I главе 20
II. Констатирующий эксперимент и его анализ 22
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о себе
дошкольников среднего возраста 35
Выводы по II главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 52
Приложение Б 56
Актуальность исследования.
Пространственные представления у детей развиваются длительное время с самого рождения, в процессе наблюдения, приобретения жизненного опыта, изучения окружающего мира и его измеримых величин. Нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании пространственной ориентации, что, в свою очередь, приводит к большим трудностям в проведении целенаправленных скоординированных движений.
Пространственные представления у слабовидящих детей обладают следующими особенностями: хуже развиты микро- и макроориентировки, недостаточно развита координация движений, у детей более низкая двигательная активность, по сравнению со сверстниками, которые нормально видят. Пространственные представления формируются медленно, поскольку этот процесс требует участия всех психических процессов. Ограниченные и недифференцированные ощущения создают множество препятствий на пути ребенка к полному осознанию окружающей его действительности.
Данную тему регламентируют такие правовые акты, как закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные правовые акты дают право детям с нарушением зрения обучаться в условиях, которые соответствуют их потребностям и учитывают их возможности.
Многие отечественные исследователи занимались проблемой столь узкой направленности, как пространственные представления. Среди них можно выделить Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Л. Лурию, Л.С. Цветкову, Т.В. Ахутину.
Таким образом, актуальность этой проблемы заключается в том, что наличие адекватных пространственных представлений является необходимым фактором успешности социально -педагогической ориентации ребенка с нарушениями зрения, а также условием становления важнейших умений ориентировки в пространстве.
Объект исследования: пространственные представления о себе.
Предмет исследования: особенности пространственных представлений о себе слабовидящих дошкольников среднего возраста.
Цель исследования: изучить особенности и составить методические рекомендации, направленные на особенности развития пространственных представлений о себе слабовидящих детей среднего возраста .
В соответствии с актуальностью и целью данной работы нами была выдвинута гипотеза о том, что у обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут проявляться такие особенности, как:
- трудности в овладении представлениями о собственной схеме тела;
- трудности в дифференцировки расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу;
- трудности в формировании первичных образов окружающего мира, накоплении знаний о нем;
- трудности в овладении представлениями о собственной анализаторной системе и ее свойствах.
В процессе данной работы нами решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития пространственных представлений о себе слабовидящих дошкольников.
2. Изучить особенности развития пространственной ориентировки о себе у детей с нарушением зрения.
3. Проанализировать полученные об особенностях развития результаты пространственной ориентации о себе у детей с нарушением зрения.
4. Составить методические рекомендации.
Методологическую основу исследования составили:
- идеи культурно-исторической теории развития психики человека Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева в дефектологии;
- труды отечественных тифлопедагогов и тифлопсихологов, посвященные проблемам психолого-педагогической коррекции, социальной адаптации детей с нарушениями зрения (В.З. Денискина, М.И. Земцова, В.З. Кантор, В.А. Кручинин, А.Г. Литвак).
- работы исследователей, которые занимались изучением пространственной ориентировки о себе у слабовидящих детей (В.С. Сверлов, Ф.Н. Шемякин, Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина).
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- экспериментальный: констатирующий эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и уточнении материала по проблеме особенностей ориентировки на себе у слабовидящих дошкольников среднего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности тифлопедагогов, работающих со слабовидящими дошкольниками в контексте индивидуализации образовательного процесса.
Организация исследования.
Исследование производилось в три этапа.
I этап - подготовительный (сентябрь - декабрь 2021 года). На данном этапе была определена проблема исследования, изучена ее актуальность, обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, выведена гипотеза, проведен анализ психолого-педагогической литературы.
II этап - констатирующий эксперимент (январь - март 2022 года). На данном этапе осуществлялась оценка сформированности навыков ориентировки о себе у детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста. Обработка статистических данных, качественный и количественный анализ полученных данных.
III этап - содержание дифференциальных методических рекомендаций (апрель - май 2022 года). На данном этапе осуществлялось формирование содержания дифференциальных методических рекомендаций по работе над ориентировкой о себе у слабовидящих дошкольников среднего возраста.
База исследования выступило Краевое государственное бюджетное социальное учреждение «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».
Структура и объём выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа, объемом 51 страницу, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 60 литературных источников, 2 приложений.
Пространственные представления у детей развиваются длительное время с самого рождения, в процессе наблюдения, приобретения жизненного опыта, изучения окружающего мира и его измеримых величин. Нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании пространственной ориентации, что, в свою очередь, приводит к большим трудностям в проведении целенаправленных скоординированных движений.
Пространственные представления у слабовидящих детей обладают следующими особенностями: хуже развиты микро- и макроориентировки, недостаточно развита координация движений, у детей более низкая двигательная активность, по сравнению со сверстниками, которые нормально видят. Пространственные представления формируются медленно, поскольку этот процесс требует участия всех психических процессов. Ограниченные и недифференцированные ощущения создают множество препятствий на пути ребенка к полному осознанию окружающей его действительности.
Данную тему регламентируют такие правовые акты, как закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные правовые акты дают право детям с нарушением зрения обучаться в условиях, которые соответствуют их потребностям и учитывают их возможности.
Многие отечественные исследователи занимались проблемой столь узкой направленности, как пространственные представления. Среди них можно выделить Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Л. Лурию, Л.С. Цветкову, Т.В. Ахутину.
Таким образом, актуальность этой проблемы заключается в том, что наличие адекватных пространственных представлений является необходимым фактором успешности социально -педагогической ориентации ребенка с нарушениями зрения, а также условием становления важнейших умений ориентировки в пространстве.
Объект исследования: пространственные представления о себе.
Предмет исследования: особенности пространственных представлений о себе слабовидящих дошкольников среднего возраста.
Цель исследования: изучить особенности и составить методические рекомендации, направленные на особенности развития пространственных представлений о себе слабовидящих детей среднего возраста .
В соответствии с актуальностью и целью данной работы нами была выдвинута гипотеза о том, что у обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут проявляться такие особенности, как:
- трудности в овладении представлениями о собственной схеме тела;
- трудности в дифференцировки расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу;
- трудности в формировании первичных образов окружающего мира, накоплении знаний о нем;
- трудности в овладении представлениями о собственной анализаторной системе и ее свойствах.
В процессе данной работы нами решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития пространственных представлений о себе слабовидящих дошкольников.
2. Изучить особенности развития пространственной ориентировки о себе у детей с нарушением зрения.
3. Проанализировать полученные об особенностях развития результаты пространственной ориентации о себе у детей с нарушением зрения.
4. Составить методические рекомендации.
Методологическую основу исследования составили:
- идеи культурно-исторической теории развития психики человека Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева в дефектологии;
- труды отечественных тифлопедагогов и тифлопсихологов, посвященные проблемам психолого-педагогической коррекции, социальной адаптации детей с нарушениями зрения (В.З. Денискина, М.И. Земцова, В.З. Кантор, В.А. Кручинин, А.Г. Литвак).
- работы исследователей, которые занимались изучением пространственной ориентировки о себе у слабовидящих детей (В.С. Сверлов, Ф.Н. Шемякин, Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина).
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- экспериментальный: констатирующий эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и уточнении материала по проблеме особенностей ориентировки на себе у слабовидящих дошкольников среднего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности тифлопедагогов, работающих со слабовидящими дошкольниками в контексте индивидуализации образовательного процесса.
Организация исследования.
Исследование производилось в три этапа.
I этап - подготовительный (сентябрь - декабрь 2021 года). На данном этапе была определена проблема исследования, изучена ее актуальность, обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, выведена гипотеза, проведен анализ психолого-педагогической литературы.
II этап - констатирующий эксперимент (январь - март 2022 года). На данном этапе осуществлялась оценка сформированности навыков ориентировки о себе у детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста. Обработка статистических данных, качественный и количественный анализ полученных данных.
III этап - содержание дифференциальных методических рекомендаций (апрель - май 2022 года). На данном этапе осуществлялось формирование содержания дифференциальных методических рекомендаций по работе над ориентировкой о себе у слабовидящих дошкольников среднего возраста.
База исследования выступило Краевое государственное бюджетное социальное учреждение «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».
Структура и объём выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа, объемом 51 страницу, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 60 литературных источников, 2 приложений.
В результате проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования обусловлена тем, что наличие адекватных пространственных представлений является необходимым фактором успешности социально-педагогической ориентации ребенка с нарушениями зрения, а также условием становления важнейших умений ориентировки в пространстве. Это активизирует поиск, исследование и изучение способов преодоления недостаточной сформированности пространственной ориентировки о себе у детей данной нозологической группы.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали тифлопедагогическую, дефектологическую, психолого-педагогическую, литературу в объеме 60 источников. При анализе научной литературы нами было выявлено недостаточное количество методик, направленных на обследование и преодоление недостаточной сформированности ориентировки о себе у детей с нарушением зрения.
В рамках решения второй задачи, нами была подобрана диагностическая методика оценки сформированности пространственной ориентировки о себе Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, позволяющая произвести качественный и подробный анализ. В рамках исследования мы использовали четыре задания с критериями оценок, разработанные Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, дополненные нами с учетом офтальмологических требований, с учетом интеллектуальных особенностей, и с учетом количественной оценки результатов исследования.
Согласно проведенному нами исследованию 10 слабовидящих дошкольников среднего возраста, уровни сформированности пространственной ориентировки о себе распределились в следующем соотношении: 3 ребенка продемонстрировали высокий уровень сформированности представлений о себе, 5 детей - средний уровень, 2 ребенка - низкий уровень.
Для решения третьей задачи на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, нами были выявлены направления работы направленные на формирование пространственных представлений о себе для среднего и низкого уровня, а также подобран комплекс методических рекомендаций по формированию пространственных представлений о себе для представленных уровней сформированности пространственных представлений о себе, куда вошли игры, подобранные под каждый из представленных уровней, а также выделены общие методические рекомендации по работе со слабовидящими детьми.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут проявляться такие особенности, как: трудности в овладении
представлениями о собственной схеме тела; трудности в дифференцировки расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу; трудности в формировании первичных образов окружающего мира, накоплении знаний о нем; трудности в овладении представлениями о собственной анализаторной системе и ее свойствах получила свое подтверждение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что наличие адекватных пространственных представлений является необходимым фактором успешности социально-педагогической ориентации ребенка с нарушениями зрения, а также условием становления важнейших умений ориентировки в пространстве. Это активизирует поиск, исследование и изучение способов преодоления недостаточной сформированности пространственной ориентировки о себе у детей данной нозологической группы.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали тифлопедагогическую, дефектологическую, психолого-педагогическую, литературу в объеме 60 источников. При анализе научной литературы нами было выявлено недостаточное количество методик, направленных на обследование и преодоление недостаточной сформированности ориентировки о себе у детей с нарушением зрения.
В рамках решения второй задачи, нами была подобрана диагностическая методика оценки сформированности пространственной ориентировки о себе Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, позволяющая произвести качественный и подробный анализ. В рамках исследования мы использовали четыре задания с критериями оценок, разработанные Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, дополненные нами с учетом офтальмологических требований, с учетом интеллектуальных особенностей, и с учетом количественной оценки результатов исследования.
Согласно проведенному нами исследованию 10 слабовидящих дошкольников среднего возраста, уровни сформированности пространственной ориентировки о себе распределились в следующем соотношении: 3 ребенка продемонстрировали высокий уровень сформированности представлений о себе, 5 детей - средний уровень, 2 ребенка - низкий уровень.
Для решения третьей задачи на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, нами были выявлены направления работы направленные на формирование пространственных представлений о себе для среднего и низкого уровня, а также подобран комплекс методических рекомендаций по формированию пространственных представлений о себе для представленных уровней сформированности пространственных представлений о себе, куда вошли игры, подобранные под каждый из представленных уровней, а также выделены общие методические рекомендации по работе со слабовидящими детьми.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут проявляться такие особенности, как: трудности в овладении
представлениями о собственной схеме тела; трудности в дифференцировки расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу; трудности в формировании первичных образов окружающего мира, накоплении знаний о нем; трудности в овладении представлениями о собственной анализаторной системе и ее свойствах получила свое подтверждение.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Особенности влияния зрительного восприятия па формирование слов-действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Особенности сформированное сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности сформированное коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАКТИЛЬНОЙ КНИГИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018



