ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА. 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 6
1.2. Специфика формирования повествовательной речи у детей с ОНР 15
1.3. Анализ (обзор) методов и приемов, направленных на формирование повествовательной речи у детей с ОНР 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 30
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Методические рекомендации по развитию и активизации повествовательной речи у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования. Исследования ученых А.Г. Арушановой и С.Н. Цейтлин свидетельствуют о том, что сейчас наметились тенденции к снижению уровня общего речевого развития детей. Несмотря на достаточно большой, в целом, словарный запас и в некоторых случаях правильное произношение, многие дети с ОНР не умеют разговаривать в соответствии с возрастными нормами, им трудно сформулировать свои мысли и связные высказывания, они не могут участвовать в беседе, изменяя речевое поведение в зависимости от ситуации общения.
Уровень сформированности языковой компетентности определяется по умению актуализировать слова в самостоятельной связной речи. Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 секунд при норме 5-7 секунд), у них происходит сужение значения слов, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают, плохо развита связная монологическая (повествовательная, описательная, рассуждение) и диалогическая речь.
Данная проблема усугубляется в условиях организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях комбинированного вида, где воспитываются дети с различными речевыми (и иными) патологиями. Работа по развитию речи в условиях коррекционного образования имеет свои особенности и сложности, требует от воспитателя углубленных теоретических и методических знаний, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными возможностями детей, имеющих речевые патологии, а также требует способности правильно распределять внимание, обеспечивать развитие каждого ребенка в отдельности и всей группы в целом.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одной из задач дошкольного воспитания является развитие мышления и речи. Этой цели главным образом служит, обучение детей различным видам высказываний и прежде всего - обучение повествовательным рассказам, которое способствует формированию различных сторон речи ребенка.
С позиций методики развития речи дошкольников под связной речью подразумевается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание, развернутое изложение определенного содержания, которое реализовывается логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Целенаправленное формирование связной повествовательной речи имеет большое значение в логопедической работе с детьми с ОНР III уровня, так как многие учебные действия требуют достаточного уровня сформированности диалогической и монологической речи, что, в свою очередь, обеспечивает успешность обучения в школе. Но, многие авторы (Т.Б. Филичева, Н.И. Жинкин, Р.И. Лалаева) отмечают, что составление именно повествовательного текста у детей с ОНР вызывает определенные сложности, так как данный вид связной речи является более трудным.
Путь решения проблемы активизации связной речи детей дошкольного возраста с ОНР состоит в том, чтобы перейти к активности инициативной, которая может возникнуть только там, где есть выбор, где речевая деятельность ребенка мотивирована. Активизация и развитие связной речи ребенка дошкольного возраста может быть достигнута разными формами работы, средствами и приемами. Таким образом, в настоящее время актуальной проблемой остается поиск методов и приемов, которые будут способствовать развитию и активизации речи детей с ОНР, а также помогут осуществлять целенаправленное развитие связной повествовательной речи детей в интересной и увлекательной форме.
В связи с этим мы сформулировали проблему исследования: методические особенности формирования повествовательной речи у детей 6-7 лет с OHP III уровня.
Объект исследования - повествовательная речь у детей дошкольного возраста с OHP III уровня.
Предмет исследования - проявления повествовательной речи у детей 6 - 7 лет с ОНР III уровня.
Цель данной работы - разработка методических рекомендаций, направленных на формирование повествовательной речи у дошкольников 6 - 7 лет с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие повествовательной речи дошкольника с ОНР III уровня будет происходить эффективней, если в образовательной деятельности дошкольника будет использованы различные методы и средства формирования повествовательной речи у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого - педагогической, логопедической, медицинской литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности повествовательной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
3. Разработать методические рекомендации для педагогов для развития и активизации повествовательной речи детей с ОНР III уровня на занятиях по развитию речи.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ документации воспитателей группы «Светлячки», анализ речевых карт и психолого-педагогических характеристик воспитанников.
- эмпирические: экспериментальное исследование сформированности повествовательной речи у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
База исследования: «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Красноярск (МАДОУ № 9), в исследовании принимали участие 12 человек подготовительной к школе группы с ОНР III уровня.
Теоретическая значимость определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику развития повествовательной речи у детей 6-7 лет с ОНР - III уровня.
Проанализировав научно-теоретическую литературу по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Связная речь рассматривается как единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. С позиций методики развития речи дошкольников под связной ре чью подразумевается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание, развернутое изложение определенного содержания, которое реализовывается логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Основными характеристиками связной речи является связность, последовательность, цельность и логико - смысловая организация высказывания. Связная речь существует в виде диалога и монолога в письменной или устной форме. Выделяется несколько разновидностей монологической речи: описание, повествование, творческое рассказывание, рассуждение, пересказ. Повествовательная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Исследования связной речи у детей с ОНР проводили такие ученые как Р.Е. Левина, Е .Г. Корицкая, Т.А. Шимкович, Н.С. Жукова, Е .М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие.
Учеными установлено, что развитие связной повествовательной речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуется определенными трудностями и особенностями. Это обусловлено не доразвитием фонетико- фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы. Основными методами формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня являются наглядные, словесные и практические. Речевое развитие детей с ОНР III уровня также осуществляется на занятиях по развитию речи, музыкальных занятиях, в процессе игровой и продуктивной деятельности ребенка, на прогулках и экскурсиях, в свободной деятельности детей. Комплексный системный подход к развитию повествовательной речи у детей с общим недоразвитием речи может обеспечить эффективность данной работы.
Во второй главе нашего исследования нами был организован педагогический эксперимент по выявлению особенностей сформированности повествовательной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Для участия в исследовании мы отобрали 12 детей 6-7 лет группы «Светлячки» с ОНР III уровня. По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод о том, что большинство 66 % детей (8 человек) имеют средний уровень развития повествовательной речи. Высокий уровень - 17% детей (2 человека). Низкий уровень - 17% детей (2 человека ).
Также мы отметили, что задания по составлению связного повествовательного высказывания вызывают у детей с ОНР III уровня определенные сложности, дети быстро утомляются, на чина ют отвлекаться, так как требуют со стороны детей больших умственных усилий. Мы пришли к выводу, что необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у детей к данному виду речевой деятельности.
Для решения этой проблемы мы предложили разнообразить занятия по развитию связной повествовательной речи методами и приемами, которые будут способствовать активизации повествовательной речи у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, вызовут интерес и разработали методические рекомендации по их применению, которые были раскрыты нами в параграфе 2.3.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2009. - 400 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии. - М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с.
3. Бабина Г.В., Трофимова А.А. Анализ повествовательной структуры текстов пересказов, создаваемых дошкольниками с общим недоразвитием речи // Специальное образование . 2019. № 2 (54). С. 5-17.
4. Бабина , Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина . - М., 2012 [Электронный ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». URL: http :// www. biblioclub. ru/. (дата обращения 22.12.2019)
5. Базарова Н.А. Развитие связной повествовательной речи у детей с системным недоразвитие м речи посредством смысловой и языковой организации текста // В сборнике : Педагогическое мастерство Материалы V Международной научной конференции. 2014. С. 201-204.
6. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М. Сова к, - М.: Педагогика , 2011. - 288 с.
7. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. - 2016. - №3. - С. 45-48.
8. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н.
Волоскова , - М..: Просвещение : Владос, 2009. - 287 с.
9. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие для студентов высших уч. заведений / О.А. Бизикова . - Нижневартовск: Нижневартовский гос. Университе т, 2014. - 235 с.
10. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . 2-е изд. / А. М. Бородич. - М.: Просвещение , 2012. - 255 с.
11. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013. - 160 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2017. - 224 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 480 с.
14. Гербова В.В. Составление описательных рассказов / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 28-34.
15. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2016. - 40 с.
16. Епихина Н.В., Кокорева О.И. Особенности развития
повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях сборник статей по итогам Международной научно¬практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 27-29.
17. Ерастов, Л.П. Культура связной речи. - М.: АРКТИ, 2013. - 268 с
18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
19. Жукова Н. С Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
20. Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. - М., 2014. - 48 с.
21. Калугина М.Ю. Развитие повествовательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 6 (54). С. 96-101.
22. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В.А. Киселева, - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
23. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию [Текст] / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 2014. - 398 с.
24. Куликова В.Н. Формирование описательно - повествовательного высказывания у обучающихся с нарушениями речи средствами сказкотерапии // в сборнике : прорывные научные исследования как двигатель науки сборник ста те й Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 153-157.
25. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004 С. 8-10
26. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - 256 с.
27. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение расскаыванию по картине : Учебно-методическое пособие / И. Н. Лебедева . - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. - 175 с.
28. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев - М.: Красанд, 2016. - 216 с.
29. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и
обучения. - М.: Смысл, 2013. - 426 с.
30. Леушина, А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Академия, 2017. - С.81-90
31. Лизунова Л.Р. Онтогенез речевой деятельности: хрестоматия. / Составитель Л. Р. Лизунова . - ПГГПУ, Пермь, 2013. - 184 с.
32. Нищева, Н. В. Мишуткина Школа. Я учусь рассказывать [Текст]: Развивающая тетрадь для дошкольников с рекомендациями для родителей (5-6 лет) / Н. В. Нищева . - М.: Детство-Пре сс, 2017. - 24 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 468 С.
34. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - 224 с.
35. Теремкова, Н. Э. Я учусь пересказывать [Текст] / Н. Э. Теремкова. Ч. 1. - М. : Детство-Ппресс, 2015. - 24 с.
36. Трофимова А.А. Типологические особенности повествовательного высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития сборник докладов III межвузовской конференции молодых ученых. Московский педагогический государственный университет, Институт детства. 2018. С. 143¬147.
37. Ушакова О.С Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О.С. Ушакова, Е . М. Струнина . — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 287 с.
38. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 8-12.
39. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс] / Сайт Президента России. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36698.
40. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста: моногр. / Т.Б. Филичева. - М., 2017. - 314 с.
41. Филютина Т.Н., Федорова Н.С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 9. С. 174-181.
42. Чурбанова Е.Н. Изучение уровня развития повествовательной речи у детей шестого года жизни // В сборнике: Молодежь. Наука. Будущее Международная студенческая научно-практическая конференции. 2015. С. 295¬297.
43. Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2006. — 680 с.