Особенности сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 7
1.1. Особенности сформированности пространственно-временных
представлений у лиц с интеллектуальными нарушениями в онтогенезе 7
1.2. Целевые ориентации по формированию пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с умственной отсталостью в федеральных адаптивных образовательных программах дошкольного образования 13
1.3. Анализ научных исследований направленных на формирование
пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Исследование особенностей пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента . .. 32
2.3. Методические рекомендации коррекционной работы игровой
направленности по формированию пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с умственной отсталостью 36
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 54
Глава 1. Теоретические аспекты пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 7
1.1. Особенности сформированности пространственно-временных
представлений у лиц с интеллектуальными нарушениями в онтогенезе 7
1.2. Целевые ориентации по формированию пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с умственной отсталостью в федеральных адаптивных образовательных программах дошкольного образования 13
1.3. Анализ научных исследований направленных на формирование
пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Исследование особенностей пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента . .. 32
2.3. Методические рекомендации коррекционной работы игровой
направленности по формированию пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с умственной отсталостью 36
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 54
Актуальность изучения пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью нельзя переоценить, учитывая важность этих когнитивных процессов в общем развитии ребенка. В контексте современной инклюзивной образовательной среды, где уделено особое внимание индивидуальным особенностям каждого ученика, исследования в этой области приобретают особую значимость.
Работы Б.Г. Ананьева, охватывающие широкий спектр вопросов психологии восприятия и когнитивного развития, представляют неоценимый вклад в понимание процессов формирования пространственных представлений. Л.С. Выготский, с его культурно-историческим подходом, подчеркивает роль социального взаимодействия и культурного контекста в развитии психических функций, что особенно актуально при изучении умственно отсталых детей.
А.Н. Леонтьев и И.М. Сеченов, с их исследованиями в области нейропсихологии и психофизиологии, внесли значительный вклад в понимание механизмов когнитивного развития. Ж.И. Шиф и Д.Б. Эльконин, сосредоточив внимание на психологии игры и развитии ребенка, предоставляют ценные идеи для понимания специфики обучения и развития умственно отсталых дошкольников.
О.П. Гаврилушкина, изучая вопросы зрительного анализа, ориентации в пространстве и игровой деятельности, предлагает практические подходы к обучению и развитию детей с умственными нарушениями. Ее исследования вносят важный вклад в методики преподавания и коррекционной педагогики.
Ученые, такие как М.Г. Аббасов, Р.Ф. Галлямова, И.И. Финкельштейн, рассматривают временные представления в контексте обучения учащихся с интеллектуальными ограничениями. Их работы помогают понять сложности восприятия времени и временных концепций, что критично для формирования эффективных образовательных стратегий.
Л.Г. Парамонова, С.Д. Забрамная и другие исследователи, в своих работах, акцентируют внимание на развитии пространственных представлений и их влиянии на другие психические функции, что имеет прямое отношение к обучению старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Их исследования предоставляют ценные данные о последовательности развития этих представлений и возможных трудностях, с которыми сталкиваются такие дети.
Исходя из вышесказанного, проблемой нашего исследования является необходимость систематизации научных представлений в экспериментальной конкретизации особенностей сформированности пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: пространственно-временные представления у старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: изучение особенностей пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и составление методических рекомендаций.
Гипотеза исследования: предполагается, что наибольшие трудности в формировании пространственно-временных представлений старшие дошкольники с легкой степенью умственной отсталости испытывают в ориентировке двухмерном пространстве, в собственном теле и в употреблении пространственных предлогов, наиболее сложно даются в словесно-логической форме. В целом, все показательные параметры находятся на недостаточном уровне сформированности.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пространственно-временных представлений в дошкольном возрасте, в частности, у детей с легкой умственной отсталостью.
2. В ходе констатирующего эксперимента выявить особенности сформированности пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций, по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Методологические основы исследования опирается на методологические принципы, которые включают:
о Положение Л.С. Выготского, о зонах актуального и ближайшего развития.
о Анализ научных концепций о пространстве и времени, в том числе исследования Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, Е.Ф. Рыбалко и других ученых в этой области.
о Изучение развития пространственно-временных представлений у дошкольников, основываясь на работах Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой, С.Д. Забрамной, Л.В. Баряевой, О.Р. Гаврилушкиной, Р.Ф. Галлямовой и других исследователей.
Методы исследования: в рамках методов диагностики и коррекции, содержание коррекционной работы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова ,
Л.Б. Баряева разработавшие диагностические, коррекционные методы, программы и содержание работы по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Теоретическая значимость: систематизация научных представлений и наших экспериментальных данных об особенностях пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленное на развитие пространственно-временных представлений, может использоваться дефектологами дошкольных образовательных организаций в своей работе.
Исследование осуществлялось поэтапно:
I этап - (сентябрь-октябрь 2023г.) изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
II этап - (ноябрь 2023г,- декабрь 2023г.) разработка констатирующего эксперимента.
III этап - (январь-март 2024г) реализация констатирующего эксперимента направленного на исследование уровня формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
ХУ этап - (апрель 2024г.) обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, содержания дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Работы Б.Г. Ананьева, охватывающие широкий спектр вопросов психологии восприятия и когнитивного развития, представляют неоценимый вклад в понимание процессов формирования пространственных представлений. Л.С. Выготский, с его культурно-историческим подходом, подчеркивает роль социального взаимодействия и культурного контекста в развитии психических функций, что особенно актуально при изучении умственно отсталых детей.
А.Н. Леонтьев и И.М. Сеченов, с их исследованиями в области нейропсихологии и психофизиологии, внесли значительный вклад в понимание механизмов когнитивного развития. Ж.И. Шиф и Д.Б. Эльконин, сосредоточив внимание на психологии игры и развитии ребенка, предоставляют ценные идеи для понимания специфики обучения и развития умственно отсталых дошкольников.
О.П. Гаврилушкина, изучая вопросы зрительного анализа, ориентации в пространстве и игровой деятельности, предлагает практические подходы к обучению и развитию детей с умственными нарушениями. Ее исследования вносят важный вклад в методики преподавания и коррекционной педагогики.
Ученые, такие как М.Г. Аббасов, Р.Ф. Галлямова, И.И. Финкельштейн, рассматривают временные представления в контексте обучения учащихся с интеллектуальными ограничениями. Их работы помогают понять сложности восприятия времени и временных концепций, что критично для формирования эффективных образовательных стратегий.
Л.Г. Парамонова, С.Д. Забрамная и другие исследователи, в своих работах, акцентируют внимание на развитии пространственных представлений и их влиянии на другие психические функции, что имеет прямое отношение к обучению старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Их исследования предоставляют ценные данные о последовательности развития этих представлений и возможных трудностях, с которыми сталкиваются такие дети.
Исходя из вышесказанного, проблемой нашего исследования является необходимость систематизации научных представлений в экспериментальной конкретизации особенностей сформированности пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: пространственно-временные представления у старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: изучение особенностей пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и составление методических рекомендаций.
Гипотеза исследования: предполагается, что наибольшие трудности в формировании пространственно-временных представлений старшие дошкольники с легкой степенью умственной отсталости испытывают в ориентировке двухмерном пространстве, в собственном теле и в употреблении пространственных предлогов, наиболее сложно даются в словесно-логической форме. В целом, все показательные параметры находятся на недостаточном уровне сформированности.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пространственно-временных представлений в дошкольном возрасте, в частности, у детей с легкой умственной отсталостью.
2. В ходе констатирующего эксперимента выявить особенности сформированности пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций, по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Методологические основы исследования опирается на методологические принципы, которые включают:
о Положение Л.С. Выготского, о зонах актуального и ближайшего развития.
о Анализ научных концепций о пространстве и времени, в том числе исследования Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, Е.Ф. Рыбалко и других ученых в этой области.
о Изучение развития пространственно-временных представлений у дошкольников, основываясь на работах Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой, С.Д. Забрамной, Л.В. Баряевой, О.Р. Гаврилушкиной, Р.Ф. Галлямовой и других исследователей.
Методы исследования: в рамках методов диагностики и коррекции, содержание коррекционной работы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова ,
Л.Б. Баряева разработавшие диагностические, коррекционные методы, программы и содержание работы по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Теоретическая значимость: систематизация научных представлений и наших экспериментальных данных об особенностях пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленное на развитие пространственно-временных представлений, может использоваться дефектологами дошкольных образовательных организаций в своей работе.
Исследование осуществлялось поэтапно:
I этап - (сентябрь-октябрь 2023г.) изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
II этап - (ноябрь 2023г,- декабрь 2023г.) разработка констатирующего эксперимента.
III этап - (январь-март 2024г) реализация констатирующего эксперимента направленного на исследование уровня формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
ХУ этап - (апрель 2024г.) обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, содержания дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Изучив литературу, проблемы развития пространственно-временных представлений и проанализировав исследования отечественных психологов и дефектологов, мы можем с уверенностью утверждать следующее: работа по развитию пространственно-временных представлений должна вестись поэтапно; дошкольный период благоприятен для развития пространственно-временных представлений; необходимо совершенствование методики обучения пространственно-временных представлений.
На базе МАДОУ «Детский сад № 50» нами была проведена работа, направленная на диагностику сформированности пространственно¬временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, установившая наличие проблем на констатирующем этапе эксперимента, показало неудовлетворительные результаты, что подчеркнуло важность разработки системы работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Мы выявили следующие особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников: понимание смысла пространственных отношений и умение определять положение предмета по отношению к себе, по отношению к другому предмету, обозначать это словесно; умение ориентироваться в собственном теле; возможность ориентироваться не только на распорядок дня, но и по положению солнца; формирование в сознании ребенка категории «сутки», умение делить сутки на четыре части и осознавать каждую из них.
В основу исследования, для выявления особенностей формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, положены критерии Н.Я. Семаго, С.Д. Забрамной, Р.Ф. Галлямовой, М.М. Семаго, которые определяют понятие пространственных и временных отношений.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выявили, что на высоком уровне развития временных представлений не оказалось ни одного ребенка, средний был выявлен у 40 % старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, 60 % оказались на низком уровне развития временных представлений.
В заключении, мы составили методические рекомендации, направленные на оптимизацию коррекционной работы по формированию пространственно-временных преставлений у старших дошкольников с легкой степенью отсталости. Наши методические рекомендации включают в себя: тематический план, дидактические игры и упражнения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена, работа имеет теоретическую и практическую значимость в виде предлагаемых нами методических рекомендаций. Они могут быть использованы специалистами в области дефектологии, психологии и педагогики для оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности коррекционной работы с данной категорией детей. Тем не менее, необходимо подчеркнуть потребность в дальнейших исследованиях для глубокого изучения данной проблематики, разработки новых методик и подходов, а также их апробации в различных образовательных условиях.
На базе МАДОУ «Детский сад № 50» нами была проведена работа, направленная на диагностику сформированности пространственно¬временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, установившая наличие проблем на констатирующем этапе эксперимента, показало неудовлетворительные результаты, что подчеркнуло важность разработки системы работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Мы выявили следующие особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников: понимание смысла пространственных отношений и умение определять положение предмета по отношению к себе, по отношению к другому предмету, обозначать это словесно; умение ориентироваться в собственном теле; возможность ориентироваться не только на распорядок дня, но и по положению солнца; формирование в сознании ребенка категории «сутки», умение делить сутки на четыре части и осознавать каждую из них.
В основу исследования, для выявления особенностей формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, положены критерии Н.Я. Семаго, С.Д. Забрамной, Р.Ф. Галлямовой, М.М. Семаго, которые определяют понятие пространственных и временных отношений.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выявили, что на высоком уровне развития временных представлений не оказалось ни одного ребенка, средний был выявлен у 40 % старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, 60 % оказались на низком уровне развития временных представлений.
В заключении, мы составили методические рекомендации, направленные на оптимизацию коррекционной работы по формированию пространственно-временных преставлений у старших дошкольников с легкой степенью отсталости. Наши методические рекомендации включают в себя: тематический план, дидактические игры и упражнения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена, работа имеет теоретическую и практическую значимость в виде предлагаемых нами методических рекомендаций. Они могут быть использованы специалистами в области дефектологии, психологии и педагогики для оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности коррекционной работы с данной категорией детей. Тем не менее, необходимо подчеркнуть потребность в дальнейших исследованиях для глубокого изучения данной проблематики, разработки новых методик и подходов, а также их апробации в различных образовательных условиях.
Подобные работы
- Особенности сформированное™ временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование элементарных математических представлений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости временных представлений (Специальное (дефектологическое) образование, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости геометрических представлений (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Формирование временных представлений у четвероклассников с задержкой
психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



