Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 7
1.1. Особенности сформированности пространственно-временных
представлений у лиц с интеллектуальными нарушениями в онтогенезе 7
1.2. Целевые ориентации по формированию пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с умственной отсталостью в федеральных адаптивных образовательных программах дошкольного образования 13
1.3. Анализ научных исследований направленных на формирование
пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Исследование особенностей пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента . .. 32
2.3. Методические рекомендации коррекционной работы игровой
направленности по формированию пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с умственной отсталостью 36
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 54
Актуальность изучения пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью нельзя переоценить, учитывая важность этих когнитивных процессов в общем развитии ребенка. В контексте современной инклюзивной образовательной среды, где уделено особое внимание индивидуальным особенностям каждого ученика, исследования в этой области приобретают особую значимость.
Работы Б.Г. Ананьева, охватывающие широкий спектр вопросов психологии восприятия и когнитивного развития, представляют неоценимый вклад в понимание процессов формирования пространственных представлений. Л.С. Выготский, с его культурно-историческим подходом, подчеркивает роль социального взаимодействия и культурного контекста в развитии психических функций, что особенно актуально при изучении умственно отсталых детей.
А.Н. Леонтьев и И.М. Сеченов, с их исследованиями в области нейропсихологии и психофизиологии, внесли значительный вклад в понимание механизмов когнитивного развития. Ж.И. Шиф и Д.Б. Эльконин, сосредоточив внимание на психологии игры и развитии ребенка, предоставляют ценные идеи для понимания специфики обучения и развития умственно отсталых дошкольников.
О.П. Гаврилушкина, изучая вопросы зрительного анализа, ориентации в пространстве и игровой деятельности, предлагает практические подходы к обучению и развитию детей с умственными нарушениями. Ее исследования вносят важный вклад в методики преподавания и коррекционной педагогики.
Ученые, такие как М.Г. Аббасов, Р.Ф. Галлямова, И.И. Финкельштейн, рассматривают временные представления в контексте обучения учащихся с интеллектуальными ограничениями. Их работы помогают понять сложности восприятия времени и временных концепций, что критично для формирования эффективных образовательных стратегий.
Л.Г. Парамонова, С.Д. Забрамная и другие исследователи, в своих работах, акцентируют внимание на развитии пространственных представлений и их влиянии на другие психические функции, что имеет прямое отношение к обучению старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Их исследования предоставляют ценные данные о последовательности развития этих представлений и возможных трудностях, с которыми сталкиваются такие дети.
Исходя из вышесказанного, проблемой нашего исследования является необходимость систематизации научных представлений в экспериментальной конкретизации особенностей сформированности пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: пространственно-временные представления у старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: изучение особенностей пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и составление методических рекомендаций.
Гипотеза исследования: предполагается, что наибольшие трудности в формировании пространственно-временных представлений старшие дошкольники с легкой степенью умственной отсталости испытывают в ориентировке двухмерном пространстве, в собственном теле и в употреблении пространственных предлогов, наиболее сложно даются в словесно-логической форме. В целом, все показательные параметры находятся на недостаточном уровне сформированности.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пространственно-временных представлений в дошкольном возрасте, в частности, у детей с легкой умственной отсталостью.
2. В ходе констатирующего эксперимента выявить особенности сформированности пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций, по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Методологические основы исследования опирается на методологические принципы, которые включают:
о Положение Л.С. Выготского, о зонах актуального и ближайшего развития.
о Анализ научных концепций о пространстве и времени, в том числе исследования Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, Е.Ф. Рыбалко и других ученых в этой области.
о Изучение развития пространственно-временных представлений у дошкольников, основываясь на работах Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой, С.Д. Забрамной, Л.В. Баряевой, О.Р. Гаврилушкиной, Р.Ф. Галлямовой и других исследователей.
Методы исследования: в рамках методов диагностики и коррекции, содержание коррекционной работы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова ,
Л.Б. Баряева разработавшие диагностические, коррекционные методы, программы и содержание работы по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Теоретическая значимость: систематизация научных представлений и наших экспериментальных данных об особенностях пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленное на развитие пространственно-временных представлений, может использоваться дефектологами дошкольных образовательных организаций в своей работе.
Исследование осуществлялось поэтапно:
I этап - (сентябрь-октябрь 2023г.) изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
II этап - (ноябрь 2023г,- декабрь 2023г.) разработка констатирующего эксперимента.
III этап - (январь-март 2024г) реализация констатирующего эксперимента направленного на исследование уровня формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
ХУ этап - (апрель 2024г.) обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, содержания дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Изучив литературу, проблемы развития пространственно-временных представлений и проанализировав исследования отечественных психологов и дефектологов, мы можем с уверенностью утверждать следующее: работа по развитию пространственно-временных представлений должна вестись поэтапно; дошкольный период благоприятен для развития пространственно-временных представлений; необходимо совершенствование методики обучения пространственно-временных представлений.
На базе МАДОУ «Детский сад № 50» нами была проведена работа, направленная на диагностику сформированности пространственно¬временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, установившая наличие проблем на констатирующем этапе эксперимента, показало неудовлетворительные результаты, что подчеркнуло важность разработки системы работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Мы выявили следующие особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников: понимание смысла пространственных отношений и умение определять положение предмета по отношению к себе, по отношению к другому предмету, обозначать это словесно; умение ориентироваться в собственном теле; возможность ориентироваться не только на распорядок дня, но и по положению солнца; формирование в сознании ребенка категории «сутки», умение делить сутки на четыре части и осознавать каждую из них.
В основу исследования, для выявления особенностей формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, положены критерии Н.Я. Семаго, С.Д. Забрамной, Р.Ф. Галлямовой, М.М. Семаго, которые определяют понятие пространственных и временных отношений.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выявили, что на высоком уровне развития временных представлений не оказалось ни одного ребенка, средний был выявлен у 40 % старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, 60 % оказались на низком уровне развития временных представлений.
В заключении, мы составили методические рекомендации, направленные на оптимизацию коррекционной работы по формированию пространственно-временных преставлений у старших дошкольников с легкой степенью отсталости. Наши методические рекомендации включают в себя: тематический план, дидактические игры и упражнения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена, работа имеет теоретическую и практическую значимость в виде предлагаемых нами методических рекомендаций. Они могут быть использованы специалистами в области дефектологии, психологии и педагогики для оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности коррекционной работы с данной категорией детей. Тем не менее, необходимо подчеркнуть потребность в дальнейших исследованиях для глубокого изучения данной проблематики, разработки новых методик и подходов, а также их апробации в различных образовательных условиях.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - Москва: Просвещение, 2020. - 302 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 274 с.
3. Аббасов, М.Г. Когнитивное развитие дошкольников / М.Г. Аббасов. - Санкт-Петербург: Наука, 2019. - 198 с.
4. Алексеева О.Н. Развитие пространственного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями: монография / О.Н. Алексеева. — 1-е изд. — Уфа: Издательство «Лань», 2023. — 220 с.
5. Актуальность формирования временных представлений старших
дошкольников с легкой степенью умственной отсталости посредством цифровых игр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-formirovaniya-vremennyh-predstavleniy-starshih-doshkolnikov-s-legkoy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti-posredstvom(Дата обращения 28.03.2024)
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с.
7. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 357 с.
8. Брюховских Л.А. Особенности понимания речи у детей с умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. №1.
9. Белова С.И. Пространственно-временные представления и их роль в обучении детей с умственной отсталостью: учебное пособие / С.И. Белова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2023. — 190 с.
10. Выготский, Л. С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 15 с.
11. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 22 с.
12. Васильева Л.С. Психологические аспекты обучения детей с легкой умственной отсталостью: учебное пособие / Л.С. Васильева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижний Новгород: ИНФА-М, 2023. — 165 с.
13. Воронова Л.А. Психологические аспекты обучения детей с
умственной отсталостью: монография / Л.А. Воронова. — 2-е изд., перераб. — Челябинск: Издательство "Южно-Уральский государственный
университет", 2022. — 200 с.
14. Виноградова Л.С. Коррекционная педагогика в дошкольном образовании: учебное пособие / Л.С. Виноградова. — 3-е изд., перераб. — Пермь: Издательство «Лань», 2022. — 210 с.
15. Гаврилушкина, О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей / О.П. Гаврилушкина. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. - С. 35-39.
16. Габова, М. А. Развитие пространственного мышления и графических умений у детей 6—7 лет : учебное пособие / М. А. Г абова. — 2¬е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 151 с.
17. Галлямова Р.Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября. — 2005. — № 9. 23-27.
18. Галлямова Р.Ф. Методика исследования развития временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста / Р. Ф. Галлямова. - URL: https://vseuroki.pro/doc/metodika-issledovaniya-razvitiya-vremennyh-
predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-rf-gallyamovoy.html (Дата обращения: 10.05.2024 )
19. Григорьева Н.Ю. Психолого-педагогические аспекты развития восприятия у детей с ОВЗ: монография / Н.Ю. Григорьева. — 3-е изд., перераб. — Омск: ИНФА-М, 2024. — 175 с.
20. Глебова Ю.И. Специальные методы обучения детей с интеллектуальными нарушениями: монография / Ю.И. Глебова. — 1-е изд. — Краснодар: ИНФА-М, 2023. — 190 с.
21. Дополнительное образование для детей с особыми образовательными потребностями : учебное пособие / Л. В. Байбородова, Е. Б. Кириченко, М. П. Кривунь [и др.]. — Ярославль : , 2022. — 315 с.
22. Демина Е.В. Особенности когнитивного развития у детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Е.В. Демина. — 4-е изд., испр. и доп. — Томск: Инфа-М, 2024. — 200 с.
23. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание в ДОО компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта // Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2015. - 272 с.
24. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед.-пед.
комисссии. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с.
(Коррекционная педагогика).
25. Забрамная С.Д. Психолого-педагогические показатели
разграничения степеней умственной отсталости у детей младшего школьного возраста / С.Д. Забрамная, Т.М. Исаева // Коррекционная педагогика. - 2008 - № 1. - С. 5-13.
26. Захарова И.Ю. Особенности развития пространственного восприятия у детей дошкольного возраста: монография / И.Ю. Захарова. — 2¬е изд., перераб. и доп. — Казань: Издательство «Лань», 2023. — 187 с.
27. Зайцев Д.Н. Педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учебник / Д.Н. Зайцев. — 3-е изд., перераб. — Воронеж: Инфа-М, 2024. — 230 с.
28. Иванова О.В. Пространственно-временные представления у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью: монография / О.В. Иванова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство "Наука", 2023. — 180 с.
29. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие для вузов / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с.
30. Кузнецова Л.Б. Методы коррекционной работы в дошкольном образовании: учебник / Л.Б. Кузнецова. — 4-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Издательство "Урал", 2024. — 195 с.
31. Легкая умственная отсталость у детей.[Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL:http://cns-neiro.ru/articles/legkaya-umstvennaya-otstalost-ii-cletey/Щага обращения 20.01.2024)
32. Легкая умственная отсталость у детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL:https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/legkaya- umstvennaya-otstalost-u-detej(Дата обращения 20.01.2024)
33. Макарова Е.П. Педагогические условия обучения детей с легкой умственной отсталостью: учебное пособие / Е.П. Макарова. — 1-е изд. — Саратов: Издательство "Лань ", 2023. — 185 с.
34. Минпросвещения России внесены изменения во ФГОС ДО,
НОО,ООО, обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными
нарушениями.[Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL:
https://do.yanao.ru/documents/active/241168/(Дата обращения 14.05.2024)
35. Орлова А.П. Влияние пространственно-временных представлений на развитие когнитивных функций у дошкольников с ОВЗ: учебник / А.П. Орлова. — 1-е изд. — Ростов-на-Дону: ИНФА-М, 2022. — 200 с.
36. Осипова Д.В. Методы коррекционной работы в дошкольном образовании: учебник / Д.В. Осипова. — 1-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 200 с.
37. Петров С.Н. Когнитивные процессы в онтогенезе у детей с умственной отсталостью: монография / С.Н. Петров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Издательство "Образование и Наука", 2022. — 210 с.
38. Рихтерман, Т.Д. Психология детского возраста: пространство и время / Т.Д. Рихтерман. - Москва: Педагогика-Пресс, 2021- 267 с.
39. Стребелева, Е. А. Формирование наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников в процессе специального обучения : автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. А. Стребелева. - Москва, 2022. - 16 с.
40. Стребелева, Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления умственно отсталых дошкольников / Стребелева Е.А. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 35 с. -
41. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. М.: Айрис пресс, 2005. С. 112.
42. Ушаков Д.Х. Инновационные методы в специальном образовании: монография / Д.Х. Ушаков. — 3-е изд., перераб. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 250 с.
43. Финкельштейн, И.И. Восприятие и представление в раннем детстве / И.И. Финкельштейн. - Москва: Наука, 2022. - 289 с.
44. Чернов А.Ф. Методы развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста: учебник / А.Ф. Чернов. — 3-е изд., испр. и доп. — Иркутск: Издательство «Лань», 2024. — 210 с.
45. Чернышева К.А. Развитие восприятия пространства и времени у дошкольников с ОВЗ: учебное пособие / К.А. Чернышева. — 1-е изд. — Ставрополь: Издательство «Лань», 2022. — 195 с.