ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Конструирование как продуктивный вид деятельности детей в дошкольном возрасте 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной
отсталостью 14
1.3. Трудности формирования конструктивных умений у детей старшего
дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 18
1.4. Обзор методик по формированию конструктивных умений у детей старшего
дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в трудах ученых 21
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по преодолению
нарушений конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с
умеренной умственной отсталостью 42
Выводы по главе II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Формирование различных видов деятельности у умственно отсталых детей является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях.
В связи с этим возникает актуальная для педагогики проблема поиска резервов формирования мыслительной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
Многие исследователи и педагоги, занимающиеся данной проблемой, видят большой коррекционно-развивающий потенциал в конструктивной деятельности дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Так Осипова Л.Б. отмечает, что в процессе конструирования в общую деятельность включаются отделы головного мозга, аналогичные тем, что активно работают при организации логического мышления.
В настоящее время реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО конструктивная деятельность включена в одну из пяти образовательных областей, а именно «Художественно-эстетическое развитие», которая включает приобщение детей к конструктивной деятельности, развитие интереса к конструированию, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.
Анализ статистических данных 2020 года показал, что в 90% случаях из 100 у детей с интеллектуальными нарушениями страдает развитие конструктивной деятельности.
Проблеме формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посвящены труды Гаврилушкиной О.П., Стребелевой Е.А., Забрамной С.Д., Исаевой Т.Н., Балич, Ф. Ш., Цикото Г.В., Белошистой А.В., Шайдуровой Н.В., Дятловой Н.В. и других.
Вместе с тем, наблюдается противоречие между высоким уровнем теоретической разработанностью проблемы и недостаточностью диагностических методик, а также практических рекомендаций по данной теме.
Наше исследование посвящено изучению уровня сформированности конструктивных умений дошкольников с умеренной умственной отсталостью, а также выявлению эффективных методик диагностики и формирования конструктивной деятельности у таких детей.
Объект исследования. Конструктивные умения детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Предмет исследования. Сформированность конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что конструктивные умения детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью будут характеризоваться следующими особенностями: нарушениями анализа и синтеза предметов, отсутствием целостного восприятия предмета, трудностями понимания словесной инструкции, отсутствием умений действовать по подражанию и по показу. Выявленные особенности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по развитию конструктивных умений у детей рассматриваемой группы дошкольников.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и на основе выделенных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по формированию конструктивных умений
Задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить особенности сформированности конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью;
З. Составить дифференцированные методические рекомендации по формированию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1) Положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
2) Исследования конструирования как творческого вида деятельности (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, А.Н. Давидчук, А.Р. Лурии, Н.Н. Поддьяковой, Л.А. Парамоновой, Г.А Урунтаевой, А.П. Усовой, Л.Б. Баряевой и др.);
3) Исследования особенностей старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью (С.Д. Забрамной, Т.Н. Исаевой, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Г.Е. Сухаревой, О.А. Федосеевой, Д.Н. Исаева и др.).
В соответствии с поставленными целью, задачами, гипотезой исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
- теоретические включают: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документации на дошкольников;
- эмпирические: наблюдение, беседу, констатирующий эксперимент, количественную и качественную обработку результатов.
Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко». В исследовании приняли участие 8 детей с умеренной умственной отсталостью. Возраст респондентов - 6-7 лет.
Исследование осуществлялось в З этапа:
I этап (сентябрь - октябрь 2019) - теоретический анализ проблемы исследования, определение исходных теоретических позиций.
II этап (февраль - март 2020 г.) - разработка и внедрение диагностического комплекса, направленного на изучение сформированности конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
III этап (апрель - май 2020 г.) - обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 65 страниц, включает две главы, список литературы содержит 59 источников, включая интернет ресурсы.
В результате проведенного нами теоретико -экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в отечественной педагогике и психологии детей с проблемами в развитии особое значение придается поиску резервов формирования мыслительной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
Исследование посвящено изучению роли конструирования, как деятельности с высоким коррекционно-развивающим потенциалом, а также выявлению эффективных методик диагностики и формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
В ходе изучения и анализа научных трудов Д.Б. Эльконина, А.В. Белошистой, Г.А. Урунтаевой, О.П. Гаврилушкиной, Л. А. Парамоновой, Л.Ф. Фатиховой были рассмотрены понятия конструктивной деятельности, определения конструктивных умений, изучены классификации и характеристики видов детского конструирования. [4; 8; 35; 52; 58]
Изучение первоисточников (труды Федосеевой О.А., Исаева Д.Н., Забрамной С.Д., Цикото Г.В., Маллер, А.Р.) позволило проанализировать и описать психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью и их возможности в конструктивной деятельности. [17; 19; 27; 54; 56] Несмотря на достаточно высокий интерес в настоящее время к вопросу изучения и развития конструктивных умений у детей с умеренной умственной отсталостью, ощущается острая нехватка методических пособий по данной теме. По этой причине диагностические задания приходилось адаптировать к возможностям данной группы испытуемых.
Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны и использованы диагностические задания: «Построй башню» Е.А. Стребелевой, «Разборка и складывание матрешек» Е.А. Стребелевой, «Конструирование из палочек» Е.А. Стребелевой, «Пирамидка» Г.А. Урунтаевой, «Мисочки» О.М. Дьяченко.
Данные задания были нами модифицированы. Модификация заключалась в структурировании параметров оценивания, которые отражали основные показатели уровня сформированности конструктивной деятельности старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Авторский вклад заключался в подборе стимульного материала и структурировании заданий.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать выводы:
- Из 100% детей, принимавших участие в эксперименте, ни один ребенок не показал высокого уровня сформированности конструктивных умений;
- 37,5% детей показали средний уровень. Данную группу детей характеризует умение преодолевать трудности обучающей помощи взрослого, адекватный способ выполнения заданий и наличие интереса к результату собственной деятельности;
- уровень ниже среднего показали 50% респондентов. Данная группа детей характеризовалась отсутствием целенаправленных действий. Задания в основном выполнялись по показу. Даже после обучения часть детей с заданием не справилась;
- низкий уровень конструктивных умений проявил один респондент (12,5%). Для этого дошкольника характерны неадекватные действия, неспособность понимать инструкции.
Обобщая результаты эксперимента можно сделать вывод, что для всех участников группы характерны нарушения восприятия отношений предметов по величине, отсутствие целостного восприятия предмета неспособность действовать целенаправленно.
Таким образом, цель исследования достигнута, проведенный эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что конструктивные умения детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью будут характеризоваться такими особенностями, как нарушениями анализа и синтеза предметов, отсутствием целостного восприятия предмета, трудностями понимания словесной инструкции, отсутствием умений действовать по подражанию и по показу, нашла свое подтверждение.
1. Антипанова Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №2. с.24.
2. Аянян, А.Н. Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015. №2. С. 74 - 79.
3. Балич Ф.Ш. Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 376 - 378. URL: https://moluch.ru/archive/206/50470/ (дата обращения: 09.12.2019)
4. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников (теория и технология) // Дошкольное воспитание. 2018. № 13. С. 11 - 13.
5. Белошистая А.В. Развитие мышления у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2016. № 10. С. 15 - 19.
6. Бобровская Л. И., Исаева М. А. Конструирование из палочек детьми с
выраженной умственной отсталостью на занятиях с учителем-дефектологом // Молодой ученый. 2018. №45. С. 228 - 231. URL
https://moluch.ru/archive/231/53567(дата обращения: 10.01.2020)
7. Бурачевская, О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. №2. с. 55.
8. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 94 с.
9. Гаврилушкина О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. 1987. № 5. С.29-31
10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. М.: Просвещение, 1985. 72 с.
11. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме:
Формирование умственных действий и понятий. М.: СОЮЗ, 1965. 258 с.
12. Ганошенко М.Н. Приобщение детей к художественно-творческой
деятельности.М.: Мозаика-Синтез, 2008. С. 29 - 30.
13. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Эгвес, 1976. 156 с.
14. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. М.: СОЮЗ, 1993. с.116 - 269.
15. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №14. С. 536 - 537. URL https://moluch.ru/archive/ (дата обращения: 09.12.2019)
16. Екжанова ЕА, Стребелева ЕА. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2019. 175 с.
17. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. М.: ТЦ Сфера. 2007. 339 с.
18. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации. М.: В.Секачев, 2017. 189 с.
19. Игры и занятия с детьми раннего возраста имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002. 128 с.
20. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство. СПб: Речь, 2003. С.142 - 146
21. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью. Курск.: Курский гос. ун-т, 2016. 121 с.
22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 208 с.
23. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г.
Кравцов, Е.Е. Кравцова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 264 с. URL:
http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=212168 (дата обращения:
12.12.2019)
24. Лашкова Л.Л. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // КОНЦЕПТ. Научно - методический журнал. 2018. №7. с. 517 - 527.
25. Лурия Р.А. Высшие корковые функции человека: и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Книга по Требованию. 2012. 432 с.
26. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М.: ВЛАДОС. 2017. 159 с.
27. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для вузов / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. М.: Аcademia, 2003. 203 с
28. Маллер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Педагогика, 1988. 128 с. URL: https://superinf.ru/view article.php?id=172(дата обращения: 12.12.2019)
29. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). URL: https://mkb10.su/(дата обращения: 28.01.2020)
30. Московкина А.Г., Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие. СПб.: Прометей». 2017. 368 с.
31. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия». 2005. 400 с.
32. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: ФЛИНТА. 2014. с.111.
33. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Изд. 2-е, стер. М.: Эгвес, 2016. 267 с.
34. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование: Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей. М.: Карапуз, 1999. 239 с.
35. Парамонова Л.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1985. № 9. С.113 - 115.
36. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
37. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Бим-Бад Б.М. М.:
2002. С. 127. URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/fc/slovar-202-
3.htm#zag-(дата обращения: 18.11.2019).
38. Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2016. с. 67
39. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. СПб.: СОЮЗ, 2003. 320 с.
40. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М., 2003. С. 184 - 195.
41. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др. /Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой, СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2017. 415 с.
42. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. СПб., 2001. С. 67 - 90.
43. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста: метод, пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2019. 182 с.
44. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко. М.: Трудрезервиздат, 1951. 429 с.
45. Словарь-справочник по специальному образованию. О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов, И. А. Филатова. Екб.: Издатель Калинина Г.П., 2018. 192 с.
46. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого -педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. M.: ТЦ Сфера, 2016. С. 1 - 9.
47. Сухарева Г.Е. Клиника олигофрении: Клинические лекции по психиатрии детского возраста: в 3 томах. М.: Медицина, 1965. 336 с.
48. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М., 1994. 269 с.
49. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций // Молодой ученый. 2016. №20.1. С. 33 - 35. URL:https://moluch.ru/archive/100/22535/(дата обращения: 09.12.2019)
50. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
51. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под ред. А. В. Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. М.: Просвещение, 1976. с. 29 URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova rol-igry-v-vospitanii-detej 1976/(дата обращения: 05.10.2019)
52. Фатихова Л.Ф. Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие. Уфа: Вагант, 2007. 260 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации.
Документы. URL: https://fgos.ru/#e6c791b71fb2f0482 (дата обращения:
09.10.2019)
54. Федосеева О. А. Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью // Молодой ученый. 2013. №1. С. 323 - 325. URL: https://moluch.ru/archive/48/6027/(дата обращения: 09.10.2019)
55. Формирование разных видов деятельности у детей с проблемами интеллектуального развития. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Е.Л.Ложко. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999. 333 с.
56. Фребель Ф. Детский сад // Пед. соч: В 2 т. Под ред. Д.Н. Королькова. М: Просвещение. 1913. Т.2.
57. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности: учебно-методическое пособие / Г.В. Цикото. М.: Парадигма, 2019. 221 с.
58. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / пер. с нем. А. П. Голубев; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Аcademia, 2017. 428 с.
59. Эльконин Д. Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1946. С. 34