Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников, переживших развод родителей

Работа №169676

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения психологических особенностей дошкольников, переживших развод родителей 7
1.1 Сущность понятия «неполная семья» в психолого¬педагогической
литературе 7
1.2 Психологические особенности развития детей дошкольного
возраста 11
1.3. Детско-родительские отношения и психологические особенности дошкольников, переживших развод родителей 19
Выводы 30
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-личностных особенностей дошкольников, переживших развод родителей 33
2.1 Описание схемы диагностического исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы 52
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложение 59

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая внебрачных детей. Развернутое значение этого термина означает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Семьи одиноких матерей различного брачного статуса именуются неполными семьями. В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов, за счет практики усыновления ребенка одинокой женщиной, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.
По данным статистики в России в 1998 году из-за расторжения браков на иждивении одного из родителей насчитывалось 398,7 тысяч детей в возрасте до восемнадцати лет. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой. А число внебрачных рождений возросло практически в два раза (с 1989г. по 1998г. с 13,5% до 27%) (5, с. 108-109).
Жизнь и условия воспитания ребенка без одного из родителей имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития.
Проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на ребенка. Эти факты вызывают такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после таких событий, остается открытым.
Исследование психологических особенностей детей, воспитывающихся в неполных семьях, является актуальной проблемой, чем и обусловлен выбор исследуемой темы. Значимость данной работы заключается в изучении эмоционально-личностных особенностей детей, переживших развод родителей, для дальнейшей передачи этих данных практическому психологу и педагогам.
Методологической базой нашего исследования являются работы В.Я.Титаренко, И.Ф.Дементьевой, А.С.Спиваковской, М.И.Несмеяновой, В.М.Целуйко, Н.М.Ершовой, Б.И.Кочубей, ДымновойТ.И. Изучением личностных особенностей детей из неполных семей занимались Д.Видра и Г.Фигдор.
Целью исследования является изучение эмоционально-личностной сферы дошкольников , переживших развод родителей.
Объект исследования - эмоционально-личностная сфера дошкольников.
Предметом исследования являются различия в показателях эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в полных семьях и их сверстников, переживших развод родителей.
В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что у детей дошкольного возраста, переживших развод родителей, по сравнению с такими же детьми из полных семей, обнаруживаются различия в эмоционально-личностных характеристиках, а именно: неадекватной самооценке; негативном отношении к себе; высоком уровне тревожности и агрессивности; наличии депрессивных тенденций; демонстративности.
В работе были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме;
2. Метод наблюдения;
3. Метод беседы;
4. Метод тестирования.
5. Метод математической статистики (угловое преобразование Фишера)
Для проведения эмпирического исследования были выбраны методики:
1. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»;
2. Методика на самооценку «Лесенка» (Дембо-Рубинщтейн детский вариант);
3. Проективная методика «Несуществующее животное»;
4. Проективная методика для диагностики тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен).
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи;
1. Исследовать психологическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Подобрать методы и методики для изучения поставленной проблемы;
3. Изучить эмоционально-личностные характеристики детей, переживших развод родителей;
4. Охарактеризовать особенности детско-родительских взаимоотношений в неполной семье.
5. Проинтерпретировать полученные данные по проблеме.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные в ней данные позволят психологу и педагогу оказать эффективную психолого-педагогическую помощь детям, пережившим развод родителей, в преодолении их психологических трудностей.
В исследовании участвовали дети старшей и подготовительной к школе групп. Величина выборки - 40 испытуемых, из которых 20 детей - дошкольники, переживших развод родителей, 20 детей из полных семей.
Надежность и достоверность данных обеспечивается применением широкого спектра методик, адекватных проблеме исследования, получением большого количества эмпирического материала и его качественным и количественным анализом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ранний жизненный опыт предрешает будущую жизнь человека и образует фундамент всего его дальнейшего развития. Именно этим опытом, и в первую очередь своим отношением к матери, будут руководствоваться его дальнейшие душевные реакции на жизненные ситуации. Дети, чей первый опыт был обременен конфликтами, и изначальное доверие к миру уже основательно подорвано, на протяжении всей жизни испытывает страх перед потерей любви, перед наказанием, обиду и гнев.
Неполная семья способна оказывать негативное влияние на нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни детей. Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на эмоционально-личностном развитии ребенка, на процессах его социализации.
Когда в неполной семье ребенок часто видит отца и тот принимает активное участие в его жизни, то его гнев и разочарование значительно смягчаются и отец остается для него значительной персоной. А если это так, то и отношения с матерью в большой степени освобождаются от конфликтов. И, наконец, когда родители вместе отвечают за причиненную ребенку боль, то у того отпадает необходимость искать «козла отпущения», а вместо этого приходят прощение и новое доверие.
С целью изучения эмоционально-личностных особенностей дошкольников, воспитывающихся в семьях после развода было проведено экспериментальное исследование.
В ходе него при проведении качественного анализа полученных нами показателей самооценки, тревожности, депрессивных тенденций и демонстративности детей из семей после развода выявилось наличие у них неадекватной самооценки, высокого уровня тревожности, депрессивных тенденций и выраженной демонстративности по сравнению с детьми из полных семей. По мнению ведущих психологов, оценка индивидуальных психо -физиологических параметров ребенка диагностически более важна в сравнении со среднестатистическими баллами той или иной возрастной группы. Опираясь на эту точку зрения, мы считаем, что данные, полученные по результатам качественного анализа, достоверны и утверждаем, что дети в неполных семьях имеют неадекватную самооценку.
Кроме этого, наше предположение относительно наличия у детей из семей после развода высокого уровня агрессивности не подтвердилось. В действительности, качественная обработка данных показала, что дети дошкольного возраста из семей после развода имеют приблизительно такой же уровень агрессивности, как и у детей из полных семей.
Итак, выдвинутая в исследовании гипотеза, которая состоит в том, что у дошкольников, переживших развод родителей обнаруживается высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка, высокий уровень агрессивности, негативное эмоционально-ценностное отношение к себе, имеются депрессивные тенденции и выраженная демонстративность, подтвердилась в большей своей части.
Мы считаем, что выводы представленного экспериментального исследования неокончательны и требуют дальнейшего изучения и неоднократного подтверждения.
Результаты исследования были переданы дошкольным психологам для проведения ими психокоррекционной работы с детьми из семей пережившими развод.


1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. Учебник 3-е изд, - М: Медицина, 1991.-288 с.
2. Бланк методик по изучению личности школьников разного возраста (в 3-х частях). Часть 3.- Пятигорск. 1993.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты:
Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160с.
4. Видра Диана. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора.- М: Издательство института Психотерапии, 2000.-224с.
5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс.-2001.-№11.
6. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. - 272с.
7. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской.//Вопросы психологии. 1998,№ 2.
8. Ершова Н.М. Воспитание детей в неполной семье.- М: Прогресс, 1980.-206 с.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателей дет. сада и родителей.- 2-е изд, доп.- М: Просвещение, 1993.- 182 с.
10. Земска М. Семья и личность.- М: Прогресс, 1986.- 135 с.
11. Ильяненко А.Н. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Российский следователь.- 2001.- № 6.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.-Спб: Питер, 2001.-752 с: ил (серия "Мастера психологии").
13. Кирьянова О.Т. Кризис американской семьи.- 2-е изд, доп.- Педагогика, 1987.- 240 с.
14. Кочубей Б.И. Ответственная должность. // Семья и школа. - 1990.
№9.
15. Кочубей Б.И. Под отцовским крылом. // Семья и школа. - 1990. № 7.
...
35 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ