Особенности сформированное нарушений звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме развития навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста у детей с общим недоразвитием речи 6
1.1. Развитие звукового анализа в онтогенезе 6
1.2. Формирование звукового анализа и синтеза и их значение для
развития речи детей 8
1.3. Особенности звукопроизношения у детей младшего школьного
возраста, с общим недоразвитием речи, влияющие на развитие навыков звукового анализа и синтеза 10
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с общим недоразвитием речи 15
Вывод по I главе 18
Глава II. Экспериментальное изучение навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 20
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента навыков
звукового анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 25
2.3. Методические рекомендации по коррекции звукового анализа и
синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 35
Выводы по II главе 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 47
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме развития навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста у детей с общим недоразвитием речи 6
1.1. Развитие звукового анализа в онтогенезе 6
1.2. Формирование звукового анализа и синтеза и их значение для
развития речи детей 8
1.3. Особенности звукопроизношения у детей младшего школьного
возраста, с общим недоразвитием речи, влияющие на развитие навыков звукового анализа и синтеза 10
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с общим недоразвитием речи 15
Вывод по I главе 18
Глава II. Экспериментальное изучение навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 20
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента навыков
звукового анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 25
2.3. Методические рекомендации по коррекции звукового анализа и
синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 35
Выводы по II главе 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 47
Актуальность исследования. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является повышение количества детей с разнообразными речевыми нарушениями. Младший школьный возраст - важный период детства. Одной из главных задач в этот период является развитие правильной и грамотной речи. Ведь речевая функция является одной из наиболее важных функций человека, а правильная речь - возможность успешно освоить грамоту и чтение.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской федерации от 31 мая 2021 г. № 286 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее -ФГОС НОО) имеет ряд изменений, который обеспечивает единство образовательного пространства, учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьёй и институтами, с целью реализации равных возможностей получения качественного образования, а также возможность формирования программ НОО различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся. На основе этих требований ставятся задачи индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении, построения педагогического процесса на основе максимального учёта общих возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка в каждый конкретный период его жизни. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одной из которых являются дети с общим недоразвитием речи. Основным признаком недоразвития речи является нарушение всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной речи. Несформированность навыков звукового анализа и синтеза вызывает у детей множество трудностей при овладении грамотой и приводит к нарушениям чтения, письма, а в последующем к не успешности в школьном обучении.
Поэтому, одной из основных задач, является работа над формированием звукового анализа и синтеза, что может предупредить появление логопедических ошибок (пропуски, замены, перестановки букв) и служить правильному формированию навыков чтения и письма.
Большинство исследователей, таких как: Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев и другие обращали внимание на необходимость своевременной работы над формированием навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Данная проблема актуальна и сегодня, ведь работа над развитием звукового анализа и синтеза положительно влияет на формирование речевой системы и последующего обучения детей в школе.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение в развитии звукового анализа и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности навыков звукового анализа и синтеза детей
Объект исследования: звуковой анализ и синтез младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития навыков звукового анализа и синтеза детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить логопедическую, психолого-педагогическую,
методическую литературу по проблеме исследования; проанализировать и раскрыть сущность понятий «общее недоразвитие речи» и «звуковой анализ», определить особенности сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников.
2. Разработать и апробировать диагностический комплекс по определению уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников.
3. Составить методические рекомендации по коррекции нарушений звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ОНР будут отмечены стойкие специфические трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза, а именно неумение определять позицию звука в слове, последовательность и их количество, сливать звуки в единое целое, что позволит нам составить рекомендации по их коррекции.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей в развитии детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- исследования поэтапного развития детской речи в процессе онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной;
- особенности речевого развития при ОНР III уровня речевого развития (Р.Е. Левина, Е.Ф. Собботович).
Методы исследования: теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдения, беседы, диагностические задания.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации данных об особенностях сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников и методах коррекции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а также родителями детей с речевой патологией.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школы № 158 «Грани» Красноярского края г. Красноярска.
Этапы работы:
Подготовительный (сентябрь-декабрь 2022 г.) - определение темы исследования, изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, определение объекта и предмета исследования, уточнение актуальности, написание второй главы, составление диагностического комплекса для проведения констатирующего эксперимента;
Основной этап (январь-февраль 2023 г.) - написание второй главы, проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Заключительный этап (март-апрель 2023 г.) - составление методических рекомендаций, подготовка работы к предзащите.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской федерации от 31 мая 2021 г. № 286 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее -ФГОС НОО) имеет ряд изменений, который обеспечивает единство образовательного пространства, учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьёй и институтами, с целью реализации равных возможностей получения качественного образования, а также возможность формирования программ НОО различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся. На основе этих требований ставятся задачи индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении, построения педагогического процесса на основе максимального учёта общих возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка в каждый конкретный период его жизни. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одной из которых являются дети с общим недоразвитием речи. Основным признаком недоразвития речи является нарушение всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной речи. Несформированность навыков звукового анализа и синтеза вызывает у детей множество трудностей при овладении грамотой и приводит к нарушениям чтения, письма, а в последующем к не успешности в школьном обучении.
Поэтому, одной из основных задач, является работа над формированием звукового анализа и синтеза, что может предупредить появление логопедических ошибок (пропуски, замены, перестановки букв) и служить правильному формированию навыков чтения и письма.
Большинство исследователей, таких как: Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев и другие обращали внимание на необходимость своевременной работы над формированием навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Данная проблема актуальна и сегодня, ведь работа над развитием звукового анализа и синтеза положительно влияет на формирование речевой системы и последующего обучения детей в школе.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение в развитии звукового анализа и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности навыков звукового анализа и синтеза детей
Объект исследования: звуковой анализ и синтез младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития навыков звукового анализа и синтеза детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить логопедическую, психолого-педагогическую,
методическую литературу по проблеме исследования; проанализировать и раскрыть сущность понятий «общее недоразвитие речи» и «звуковой анализ», определить особенности сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников.
2. Разработать и апробировать диагностический комплекс по определению уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников.
3. Составить методические рекомендации по коррекции нарушений звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ОНР будут отмечены стойкие специфические трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза, а именно неумение определять позицию звука в слове, последовательность и их количество, сливать звуки в единое целое, что позволит нам составить рекомендации по их коррекции.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей в развитии детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- исследования поэтапного развития детской речи в процессе онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной;
- особенности речевого развития при ОНР III уровня речевого развития (Р.Е. Левина, Е.Ф. Собботович).
Методы исследования: теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдения, беседы, диагностические задания.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации данных об особенностях сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников и методах коррекции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а также родителями детей с речевой патологией.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школы № 158 «Грани» Красноярского края г. Красноярска.
Этапы работы:
Подготовительный (сентябрь-декабрь 2022 г.) - определение темы исследования, изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, определение объекта и предмета исследования, уточнение актуальности, написание второй главы, составление диагностического комплекса для проведения констатирующего эксперимента;
Основной этап (январь-февраль 2023 г.) - написание второй главы, проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Заключительный этап (март-апрель 2023 г.) - составление методических рекомендаций, подготовка работы к предзащите.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Звуковой анализ и синтез - это сложный процесс разбора слов на слоги и звуки, предложений на слова, а также и обратный процесс составления. Но он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с общим недоразвитием речи, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Поэтому большое внимание в начальной школе уделяется развитию именно звуковому анализу и синтезу детей.
Только при условии свободной ориентации в звуковом составе слова ребенок сможет правильно его написать, так как в процессе написания слова он переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно представляя каждый звук, входящий в слово, в виде соответствующей ему буквы.
Полноценный фонематический анализ слов ребенок осваивает только в процессе обучения чтению и письму, так как для полноценного речевого потока такой анализ проводить не обязательно, так как ребенок с детства усваивает все слова целиком, не разбивая их на отдельные звуки.
Для формирования навыков языкового анализа и синтеза необходим определённый уровень фонематического восприятия и сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.
В первой главе нами была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме исследования. Рассмотрено понятие «звуковой анализ и синтез» разных авторов, рассмотрен звуковой анализ в онтогенезе, рассмотрены и выявлены особенности формирования навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Во второй главе в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что при обследования фонематического восприятия, общий процент выполнения заданий составляет - 71%, звукового анализа - 66%, звукового синтеза - 62%. Полученные данные показывают нам не только о несфорированности звукового анализа и синтеза, но и несформированности фонематического восприятия.
Причинами недоразвития речи являются отсутствие определенных звуков, искажения и замена. Причинами низкого уровня фонематического восприятия являются нарушения воспроизведения звука, что отражается в:
• Нечеткое различие на слух фонем в собственных и чужих словах;
• Различные речевые нарушения;
• Неподготовленность к основным формам анализа и синтеза звука;
• Трудности при анализе звукового состава речи.
Данный эксперимент помог нам выявить наиболее полную оценку сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием III уровня.
Для устранения данных речевых нарушений требуется проведение коррекционной логопедической работы. Коррекционную работу необходимо проводить с использованием игр и различных интерактивных упражнений. Только систематические занятия способствуют развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Гипотеза, основанная на предположении, что у детей младшего школьного возраста с ОНР будут отмечены стойкие специфические трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза, подтвердилась.
Только при условии свободной ориентации в звуковом составе слова ребенок сможет правильно его написать, так как в процессе написания слова он переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно представляя каждый звук, входящий в слово, в виде соответствующей ему буквы.
Полноценный фонематический анализ слов ребенок осваивает только в процессе обучения чтению и письму, так как для полноценного речевого потока такой анализ проводить не обязательно, так как ребенок с детства усваивает все слова целиком, не разбивая их на отдельные звуки.
Для формирования навыков языкового анализа и синтеза необходим определённый уровень фонематического восприятия и сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.
В первой главе нами была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме исследования. Рассмотрено понятие «звуковой анализ и синтез» разных авторов, рассмотрен звуковой анализ в онтогенезе, рассмотрены и выявлены особенности формирования навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Во второй главе в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что при обследования фонематического восприятия, общий процент выполнения заданий составляет - 71%, звукового анализа - 66%, звукового синтеза - 62%. Полученные данные показывают нам не только о несфорированности звукового анализа и синтеза, но и несформированности фонематического восприятия.
Причинами недоразвития речи являются отсутствие определенных звуков, искажения и замена. Причинами низкого уровня фонематического восприятия являются нарушения воспроизведения звука, что отражается в:
• Нечеткое различие на слух фонем в собственных и чужих словах;
• Различные речевые нарушения;
• Неподготовленность к основным формам анализа и синтеза звука;
• Трудности при анализе звукового состава речи.
Данный эксперимент помог нам выявить наиболее полную оценку сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием III уровня.
Для устранения данных речевых нарушений требуется проведение коррекционной логопедической работы. Коррекционную работу необходимо проводить с использованием игр и различных интерактивных упражнений. Только систематические занятия способствуют развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Гипотеза, основанная на предположении, что у детей младшего школьного возраста с ОНР будут отмечены стойкие специфические трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза, подтвердилась.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-
СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенности нарушений связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности сформированности оптико-пространственных представлений у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



