Введение 4
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме развития навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста у детей с общим недоразвитием речи 6
1.1. Развитие звукового анализа в онтогенезе 6
1.2. Формирование звукового анализа и синтеза и их значение для
развития речи детей 8
1.3. Особенности звукопроизношения у детей младшего школьного
возраста, с общим недоразвитием речи, влияющие на развитие навыков звукового анализа и синтеза 10
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с общим недоразвитием речи 15
Вывод по I главе 18
Глава II. Экспериментальное изучение навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 20
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента навыков
звукового анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 25
2.3. Методические рекомендации по коррекции звукового анализа и
синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 35
Выводы по II главе 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 47
Актуальность исследования. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является повышение количества детей с разнообразными речевыми нарушениями. Младший школьный возраст - важный период детства. Одной из главных задач в этот период является развитие правильной и грамотной речи. Ведь речевая функция является одной из наиболее важных функций человека, а правильная речь - возможность успешно освоить грамоту и чтение.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской федерации от 31 мая 2021 г. № 286 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее -ФГОС НОО) имеет ряд изменений, который обеспечивает единство образовательного пространства, учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьёй и институтами, с целью реализации равных возможностей получения качественного образования, а также возможность формирования программ НОО различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся. На основе этих требований ставятся задачи индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении, построения педагогического процесса на основе максимального учёта общих возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка в каждый конкретный период его жизни. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одной из которых являются дети с общим недоразвитием речи. Основным признаком недоразвития речи является нарушение всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной речи. Несформированность навыков звукового анализа и синтеза вызывает у детей множество трудностей при овладении грамотой и приводит к нарушениям чтения, письма, а в последующем к не успешности в школьном обучении.
Поэтому, одной из основных задач, является работа над формированием звукового анализа и синтеза, что может предупредить появление логопедических ошибок (пропуски, замены, перестановки букв) и служить правильному формированию навыков чтения и письма.
Большинство исследователей, таких как: Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев и другие обращали внимание на необходимость своевременной работы над формированием навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Данная проблема актуальна и сегодня, ведь работа над развитием звукового анализа и синтеза положительно влияет на формирование речевой системы и последующего обучения детей в школе.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение в развитии звукового анализа и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности навыков звукового анализа и синтеза детей
Объект исследования: звуковой анализ и синтез младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития навыков звукового анализа и синтеза детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить логопедическую, психолого-педагогическую,
методическую литературу по проблеме исследования; проанализировать и раскрыть сущность понятий «общее недоразвитие речи» и «звуковой анализ», определить особенности сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников.
2. Разработать и апробировать диагностический комплекс по определению уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников.
3. Составить методические рекомендации по коррекции нарушений звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ОНР будут отмечены стойкие специфические трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза, а именно неумение определять позицию звука в слове, последовательность и их количество, сливать звуки в единое целое, что позволит нам составить рекомендации по их коррекции.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей в развитии детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- исследования поэтапного развития детской речи в процессе онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной;
- особенности речевого развития при ОНР III уровня речевого развития (Р.Е. Левина, Е.Ф. Собботович).
Методы исследования: теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдения, беседы, диагностические задания.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации данных об особенностях сформированности навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников и методах коррекции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а также родителями детей с речевой патологией.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школы № 158 «Грани» Красноярского края г. Красноярска.
Этапы работы:
Подготовительный (сентябрь-декабрь 2022 г.) - определение темы исследования, изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, определение объекта и предмета исследования, уточнение актуальности, написание второй главы, составление диагностического комплекса для проведения констатирующего эксперимента;
Основной этап (январь-февраль 2023 г.) - написание второй главы, проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Заключительный этап (март-апрель 2023 г.) - составление методических рекомендаций, подготовка работы к предзащите.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Звуковой анализ и синтез - это сложный процесс разбора слов на слоги и звуки, предложений на слова, а также и обратный процесс составления. Но он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с общим недоразвитием речи, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Поэтому большое внимание в начальной школе уделяется развитию именно звуковому анализу и синтезу детей.
Только при условии свободной ориентации в звуковом составе слова ребенок сможет правильно его написать, так как в процессе написания слова он переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно представляя каждый звук, входящий в слово, в виде соответствующей ему буквы.
Полноценный фонематический анализ слов ребенок осваивает только в процессе обучения чтению и письму, так как для полноценного речевого потока такой анализ проводить не обязательно, так как ребенок с детства усваивает все слова целиком, не разбивая их на отдельные звуки.
Для формирования навыков языкового анализа и синтеза необходим определённый уровень фонематического восприятия и сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.
В первой главе нами была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме исследования. Рассмотрено понятие «звуковой анализ и синтез» разных авторов, рассмотрен звуковой анализ в онтогенезе, рассмотрены и выявлены особенности формирования навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Во второй главе в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что при обследования фонематического восприятия, общий процент выполнения заданий составляет - 71%, звукового анализа - 66%, звукового синтеза - 62%. Полученные данные показывают нам не только о несфорированности звукового анализа и синтеза, но и несформированности фонематического восприятия.
Причинами недоразвития речи являются отсутствие определенных звуков, искажения и замена. Причинами низкого уровня фонематического восприятия являются нарушения воспроизведения звука, что отражается в:
• Нечеткое различие на слух фонем в собственных и чужих словах;
• Различные речевые нарушения;
• Неподготовленность к основным формам анализа и синтеза звука;
• Трудности при анализе звукового состава речи.
Данный эксперимент помог нам выявить наиболее полную оценку сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием III уровня.
Для устранения данных речевых нарушений требуется проведение коррекционной логопедической работы. Коррекционную работу необходимо проводить с использованием игр и различных интерактивных упражнений. Только систематические занятия способствуют развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Гипотеза, основанная на предположении, что у детей младшего школьного возраста с ОНР будут отмечены стойкие специфические трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза, подтвердилась.
1. Аманатова, М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М.М. Аманатова // Логопедия. - 2015. - №1. - С. 20 - 27.
2. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М.: Владос, 2017. 345 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 2009. 415 с.
4. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2013. - 541 с.
5. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие / Г.Г. Голубева. - СПб: Изд-во РГПУ: Союз, 2014. - 60 с.
6. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
7. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. - М.;1972 - с.9-31.
8. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2013. - 320 с.
9. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: 1994
10. Жукова Н. С. Преодоление ОНР у детей. М.: Союз, 2018. 142 с.
11. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. С.213-227.
12. Жураковская Я.В. Звуковой анализ и синтез. [Электронный ресурс] URL:
Нйр://1одорог1:а1.ги/7уикоуоу-апа117-1-зт1е7/. Н1ш1 (дата обращения
01.11.2020)
13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманитар, 2014. 67 с.
14. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
15. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи. - М., 1978.
16. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). - М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.
17. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. - СПб, 2002.
18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
19. Корнеев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнеев. - СПб: Речь, 2012. - 380 с.
20. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. 136 с.
21. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.
23. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. - М.: Академия, 2012. - 463 с.
24. Левяш С.Ф., Хабарова С.П. Дифференцированный подход к развитию восприятия детей с общим недоразвитием речи // Развитие субъективности личности в процессе ее социализации: Коллективная монография / Под ред. Я.Л.Коломинского.
25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
27. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи / П.Д. Рогова. -
Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. - 169 с.
28. Сайфуллина А.Р. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников / А.Р. Сайфуллина // Логопедия сегодня. - 2014. - № 1 (янв.-март). - С. 65-67.
29. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
30. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематичес им недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.
31. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. - М.: Эксмо, 2019.
32. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Эксмо, 2014. - 548 с.
33. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. - М., 1948. - Вып. 13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://elibrary.ru.
34. Шичанина, О.В. Некоторые особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / О.В. Шичанина // Дефектология. -
2015. - № 1. - С. 20-26.
35.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. 384
36. Яковлева, Н.Г. Воспитание у детей правильного произношения // Н.Г. Яковлева / Дефектология. - 2015. - №4. - С. 28-34.
37. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г.Л. Яцекова. - Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. - 423 с.