Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурное развитие Красноярского края в годы первой красноярской десятилетки (1971-1980 гг.) (как ресурс регионального компонента отечественной истории)

Работа №169660

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Промышленное развитие Красноярского края 12
1.1. Обоснование комплексного подхода к развитию сибирских
территорий 12
1.2. Первая «красноярская десятилетка» (1971-1980) 16
Глава 2. Социокультурное развития края в 1971-1980гг 35
2.1. Изменение культурной политики в период «красноярской
десятилетки» 35
2.2. Развитие материальной базы культуры в период «красноярской
десятилетки 46
Глава 3. Региональный компонент при изучении отечественной истории 1960-1980- х гг 59
3.1. Характеристика и анализ нормативно-правовой и методической
базы исторического образования 59
3.2. Методические материалы 67
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 78
Приложение А 85


Актуальность. Социальная история советской культуры - тема актуальная с практической точки зрения, поскольку в сегодняшнем информационном мире, в условиях расширившихся познавательных возможностей, важно понимать роль культуры в жизни общества. Долгое время историки культуры изучали механизмы, формы существования отдельных отраслей культуры, но очень мало внимания уделялось содержательному анализу существования советской культуры в конкретный исторический период. Красноярский край является уникальным регионом, который смог за десять лет стать не только одним из промышленных центров Восточной Сибири, но и его культурной столицей.
Современное состояние Красноярского края неразрывно связано с прошлыми достижениями. Во второй половине XX века на территории Восточной Сибири начинаются процессы экономической модернизации региона. В качестве одной из основополагающих площадок был выбран Красноярский край, ставший единственным экспериментальным регионом по комплексному развитию производительных сил путем создания топливно¬энергетических комплексов (ТПК).
Активные модернизационные процессы в промышленном производстве, проходившие в крае, выявили определенную диспропорцию в развитии экономического и культурного потенциала региона. В годы «красноярских десятилеток» (1971-1980 гг. и 1981-1990 гг.) путем формирования пяти территориально-производственных комплексов шло мощное индустриальное развитие, приведшее к повышению уровня урбанизации, изменению образа жизни красноярцев, но культурная составляющая жизни края оставалась недостаточно развитой. Такая тенденция была характерна в целом по стране в 1970-е годы. Наблюдавшийся недостаточный уровень развития культурных и социальных институтов сделал территорию малопривлекательной для молодежи, стремившейся к более высоким достижениям во всех сферах жизни. Таким образом, для местных руководителей появилась необходимость комплексного подхода к формированию региональной политики и повышению престижа учреждений культуры как важных центров общественной и культурной жизни городов и сел. Так родилась идея комплексного подхода к развитию производительных сил и социокультурной среды Красноярского края. В 1970 г. вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971-1980 гг. производительных сил Красноярского края».
Цель данной дипломной работы - исследование программ комплексного социокультурного развития Красноярского края как ресурса для разработки регионального компонента курса «История России».
Задачи:
• проанализировать историю промышленного развития Красноярского края в 1960-1980-е годы;
• изучить этапы развития культурного потенциала Красноярского края в период первой «красноярской десятилетки» и влияние на нее промышленного развития;
• дать оценку современной нормативно-правовой базе школьного исторического образования по реализации регионального компонента «Истории России» и создать методические рекомендации по практической реализации материалов дипломной работы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Красноярский край, не имевший продолжительной промышленной истории, в 1971-1980 гг. смог преобразиться и стать одной из ключевых точек индустриального развития в Восточной Сибири. Была сформирована прочная энергетическая база (Красноярская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС), организовано развитие юга края (Саянмрамор, Абаканский вагоностроительный завод) и многое другое, что и по сей день является гордостью Красноярского края. Но промышленное развитие, участие в котором принимало в большинстве своем молодежь, ставило задачи развития социокультурной среды в регионе. Так появился первый «Пятилетний план развития культуры Красноярского края», давший толчок для развития культуры в различных направлениях. Появились новые формы сотрудничества учреждений культуры и промышленных предприятий, что выразилось в серии творческих и деловых договоров, послужившим хорошим подспорьем для повышения культурного уровня трудящихся. Опыт содружества между цехами промышленных предприятий Ленинграда и Красноярска при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС послужил основой для творческого содружества двух городов, существенно обогативших культурную среду края. Также творческое содружество способствовало рождению новых творческих объединений, в частности, красноярского отделения Союза композиторов России.
Благодаря активной позиции П.С. Федирко на посту первого секретаря Красноярского крайкома партии в Красноярске появился мощный центр реализации творческого потенциала края. Учреждения культуры через различные формы творческих встреч, зрительские конференций и лектории смогли найти общий язык со своим зрителем, увидеть и услышать, что их волнует, и помочь трудящимся понять и оценить прекрасное. Определенное внимание учреждениями культуры уделялось подрастающему поколению, и для этого создавались все условия: абонементные концерты филармонии, детские и юношеские дни в музеях, детские кинотеатры.
Анализ материально-технической базы развития культуры показал, что каждой из сфер уделялось достаточное внимание. Планы строительства учреждений культуры охватывали как городские, так и сельские территории, но преобладают все же последние. В крае была достаточно развита и кинофикация, представленная как стационарными, так и передвижными кинотеатрами для сельских зрителей. В целом можно проследить, что зрительские потоки во многих статистических материалах разделяются на жителей города и жителей сельской местности. Причем, в большинстве основное внимание уделяется именно сельскому жителю, не имеющему тех же возможностей, которые есть у горожан. Именно поэтому широко развита практика творческих гастролей театров и музыкальных коллективов, передвижные выставки и киносеансы. Для улучшения досуговой деятельности развивается сеть сельских клубов, которые в течение десятилетки укрупняются до сельских домов культуры с более мощным материально-техническим потенциалом.
Своеобразным феноменом культурной жизни второй половины XX века называют создание в Красноярске одновременно Театра Оперы и Балета, института искусств и симфонического оркестра, поскольку появление каждого элемента по отдельности было достаточно трудозатратным, а сочетание трех компонентов казалось непосильным. Но руководство края смогло это организовать наиболее безболезненно. Об этом феномене достаточно подробно пишет П.С. Федирко в своих мемуарах «Край моей судьбы» .
Конечно же, в процессе комплексного развития промышленной и культурной составляющей были свои трудности, но руководство стремилось по мере сил исправлять ситуацию.
Социокультурное развитие среды в Красноярском крае обеспечило развитие и свободную реализацию творческого потенциала населения, а также удовлетворение культурных потребностей жителей края. Опыт комплексного планирования до сих пор актуален - в частности опыт 1970-1980-х использовался при разработке проекта Стратегии развития Красноярского края на период до 2030 года.
Использование материалов данной дипломной работы как ресурса для регионального компонента курса «История России», позволит показать роль процессов, происходящих в стране в жизни конкретного региона и взаимовлияние индустриального потенциала и социокультурной составляющей общественной жизни. Наличие в методической разработке разнонаправленных заданий поможет гармоничному развитию деятельностного потенциала учащихся, в том числе и творческих способностей.



1. Государственный архив Красноярского края (ГАКК) Ф.Р. - 1386, Оп.1, Д. 4691, Л.32;
2. ГАКК Ф.Р. - 1912, Оп.4, Д.155, Л.32;
3. ГАКК Ф.Р. - 1912, Оп.4, Д.180, Л.1;
4. ГАКК Ф.Р. - 1912, Оп.4, Д.191, Л.24;
5. ГАКК Ф.Р. - 1912, Оп.4, Д.271, Л.15,16;
6. ГАКК Ф.Р. - 1912, Оп.4, Д.354, Л.13;
7. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.244, Л.9;
8. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.245, Л.26;
9. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.245, Л.28-29;
10. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.255, Л.4;
11. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.255, Л.56;
12. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.326, Л.32;
13. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.465, Л. 1-45;
14. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.497, Л. 1-2;
15. ГАКК Ф.Р. - 2084, Оп.1, Д.497, Л. 16-18;..82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ