ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Проблема формирования пространственных представлений 6
1.2. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 11
1.3. Педагогические подходы к формированию пространственных представлений
у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 25
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению
особенностей сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 25
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению сформированности
пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 30
2.3. Методические рекомендации по формированию пространственных
представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 36
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Проблема формирования пространственных представлений 6
1.2. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 11
1.3. Педагогические подходы к формированию пространственных представлений
у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 25
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению
особенностей сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 25
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению сформированности
пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 30
2.3. Методические рекомендации по формированию пространственных
представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 36
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что пространственные представления считаются одним из элементов базовых составляющих психического развития старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, и являются первичными по отношению к всем психическим функциям.
Вопросы пространственных представлений, их влияние на психические функции человека изучали многие отечественные исследователи, которые едины во мнении, что недостаточная сформированность пространственных представлений обязательно скажется на развитие полноценной связной речи, навыка чтения и письма. В особенности данная проблема актуальна для дошкольников с умственной отсталостью. Поэтому необходим поиск эффективных методов, которые позволят сформировать пространственные представления у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью до уровня, достаточного для школьного обучения.
Объект исследования: проблема исследования пространственных представлений.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: подбор дифференцированного содержания методических рекомендаций для проведения коррекционной работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью будут выявлены особенности сформированности пространственных представлений, а именно - отставание в формировании пространственных представлений, которые могут проявляться в неспособности:
- понимать смысл пространственных отношений;
- обозначать предметы с учетом направления или указания;
- свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характеристик предметов по отношению друг к другу в пространстве.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты проблемы формирования пространственных представлений у старших дошкольников, в том числе с легкой умственной отсталостью.
2) Выявить особенности сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью посредством проведения констатирующего эксперимента.
3) Разработать дифференцированные методические рекомендации по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Проблема исследования. Необходимость подбора дифференцированного содержания методических рекомендаций (приемов, наглядно-дидактических средств и т.д.) для устранения особенностей пространственных представлений в конкретной группе обучающихся старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования: библиографический, метод констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования явились основополагающие исследования в области дефектологии таких авторов как Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, О.П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М.Н. Перова, Б.Б. Горскин, Е.Н. Соломина, И.М. Яковлева, А.А. Еремина и др.
Практическая значимость исследования. Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью может быть использована в работе педагогов, дефектологов, психологов в ДОУ.
Организация исследования. Базой исследования является «Детский сад комбинированного вида».
Исследованием охвачено 16 старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Эксперимент проводился с октября 2021 года по апрель 2022 года, поэтапно.
Первый этап - теоретический анализ исследуемой проблемы, формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальное исследование сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Третий этап - систематизация материалов исследования и формулирование выводов.
Структура исследования включает: введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения.
Вопросы пространственных представлений, их влияние на психические функции человека изучали многие отечественные исследователи, которые едины во мнении, что недостаточная сформированность пространственных представлений обязательно скажется на развитие полноценной связной речи, навыка чтения и письма. В особенности данная проблема актуальна для дошкольников с умственной отсталостью. Поэтому необходим поиск эффективных методов, которые позволят сформировать пространственные представления у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью до уровня, достаточного для школьного обучения.
Объект исследования: проблема исследования пространственных представлений.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: подбор дифференцированного содержания методических рекомендаций для проведения коррекционной работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью будут выявлены особенности сформированности пространственных представлений, а именно - отставание в формировании пространственных представлений, которые могут проявляться в неспособности:
- понимать смысл пространственных отношений;
- обозначать предметы с учетом направления или указания;
- свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характеристик предметов по отношению друг к другу в пространстве.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты проблемы формирования пространственных представлений у старших дошкольников, в том числе с легкой умственной отсталостью.
2) Выявить особенности сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью посредством проведения констатирующего эксперимента.
3) Разработать дифференцированные методические рекомендации по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Проблема исследования. Необходимость подбора дифференцированного содержания методических рекомендаций (приемов, наглядно-дидактических средств и т.д.) для устранения особенностей пространственных представлений в конкретной группе обучающихся старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования: библиографический, метод констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования явились основополагающие исследования в области дефектологии таких авторов как Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, О.П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М.Н. Перова, Б.Б. Горскин, Е.Н. Соломина, И.М. Яковлева, А.А. Еремина и др.
Практическая значимость исследования. Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью может быть использована в работе педагогов, дефектологов, психологов в ДОУ.
Организация исследования. Базой исследования является «Детский сад комбинированного вида».
Исследованием охвачено 16 старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Эксперимент проводился с октября 2021 года по апрель 2022 года, поэтапно.
Первый этап - теоретический анализ исследуемой проблемы, формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальное исследование сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Третий этап - систематизация материалов исследования и формулирование выводов.
Структура исследования включает: введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения.
Тема выпускной квалификационной работы «Особенности сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью».
В первой главе рассмотрена проблема пространственных представлений в теоретических исследованиях. под пространственными представлениями мы понимаем образы, возникающие в результате восприятия предметов и отражающие пространственные отношения: форму, величину, местоположение предметов в трехмерном пространстве и их перемещение по отношению себя и окружающих предметов. Процесс развития и механизм формирования пространственных представлений занимают продолжительное время в онтогенезе и является одним из элементов базовых составляющих психического развития ребенка и первична по отношению ко всем психическим функциям. Несформированность пространственных представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих трудности при обучении в школе. Особенно проблема пространственных представлений актуальна для старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, несформированность которой связана с их психофизическими особенностями.
Во второй главе организована опытно-экспериментальная работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» в период с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
В исследовании приняли участие 16 старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Выявление особенностей сформированности пространственных представлений проведено с использованием методики Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью отмечается отставание в развитии пространственных представлений. У большинства старших дошкольников с легкой умственной отсталостью преобладает средний уровень и низкий уровень сформированности пространственных представлений. Особенностью пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характеристик предметов как по отношению друг к другу в пространстве, так и взаимоотношения окружающих ребенка предметов.
С целью формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью предложены методические рекомендации и разработана коррекционно-развивающая программа «Ориентир», с использованием специально разработанного дидактического пособия «Домик» а, с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков, регулярное обязательное включение в игровое пространство занимательных игр, направленных на развитие пространственных представлений, видовое разнообразие которых обеспечивает организация развивающей предметно¬пространственной среды.
Предполагается, что реализация программы будет способствовать более быстрому и качественному овладению старшими дошкольниками с легкой умственной отсталостью смыслом пространственных отношений, дети научатся ориентироваться в окружающем пространстве и обозначать предметы с учетом направления или указания, будут свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характеристик предметов по отношению друг к другу в пространстве, так и взаимоотношения окружающих ребенка предметов.
Таким образом, цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, а гипотеза - получила подтверждение.
В первой главе рассмотрена проблема пространственных представлений в теоретических исследованиях. под пространственными представлениями мы понимаем образы, возникающие в результате восприятия предметов и отражающие пространственные отношения: форму, величину, местоположение предметов в трехмерном пространстве и их перемещение по отношению себя и окружающих предметов. Процесс развития и механизм формирования пространственных представлений занимают продолжительное время в онтогенезе и является одним из элементов базовых составляющих психического развития ребенка и первична по отношению ко всем психическим функциям. Несформированность пространственных представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих трудности при обучении в школе. Особенно проблема пространственных представлений актуальна для старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, несформированность которой связана с их психофизическими особенностями.
Во второй главе организована опытно-экспериментальная работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» в период с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
В исследовании приняли участие 16 старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Выявление особенностей сформированности пространственных представлений проведено с использованием методики Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью отмечается отставание в развитии пространственных представлений. У большинства старших дошкольников с легкой умственной отсталостью преобладает средний уровень и низкий уровень сформированности пространственных представлений. Особенностью пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характеристик предметов как по отношению друг к другу в пространстве, так и взаимоотношения окружающих ребенка предметов.
С целью формированию пространственных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью предложены методические рекомендации и разработана коррекционно-развивающая программа «Ориентир», с использованием специально разработанного дидактического пособия «Домик» а, с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков, регулярное обязательное включение в игровое пространство занимательных игр, направленных на развитие пространственных представлений, видовое разнообразие которых обеспечивает организация развивающей предметно¬пространственной среды.
Предполагается, что реализация программы будет способствовать более быстрому и качественному овладению старшими дошкольниками с легкой умственной отсталостью смыслом пространственных отношений, дети научатся ориентироваться в окружающем пространстве и обозначать предметы с учетом направления или указания, будут свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характеристик предметов по отношению друг к другу в пространстве, так и взаимоотношения окружающих ребенка предметов.
Таким образом, цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, а гипотеза - получила подтверждение.
Подобные работы
- Особенности сформированное™ временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Особенности сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2024 - Обогащение профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Формирование элементарных математических представлений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Особенности сформированности конструктивных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Особенности графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости временных представлений (Специальное (дефектологическое) образование, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023



