ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНИХ ВЫЕЗДНЫХ ШКОЛ КАК 6
ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1. Основы организации выездных школ: ретроспектива, 6
теоретические аспекты
1.2. Специфика организационной практики летних выездных школ 9
эколого-биологической направленности
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 13
ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕТНЕЙ ВЫЕЗДНОЙ ШКОЛЫ ЭКОЛОГОБИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Анализ методического опыта организации и проектирования летней 13 выездной эколого-биологической школы в Шушенском районе Красноярского края-
2.2. Методические условия организации летней выездной школы 20 эколого-биологической направленности в Шушенском районе Красноярского края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования.
В современном мире стоит остро проблема экологической культуры и экологического воспитания. Система образования существующая на данный момент не может в полном объеме решить эту проблему так как на фоне мировых проблем существуют и локальные проблемы на местах. В каждом субъекте Российской федерации существуют свои экологические несовершенства, как в целом в Красноярском крае, так и отдельно в Шушенском районе.
На базе Шушенского района существуют различные организации по улучшению экологической составляющей жизни граждан, но к сожаления это локальные меры, а не повсеместные. На фоне этого приходит осознания того что формирование у людей озадаченности проблемой экологии нужно начинать со школьной скамьи, необходимо на протяжение всего обучения в школе вводить экологический материал.
Поскольку в большинстве случаев у современных школьников не вызывает большого энтузиазма информация подаваемая в классических урок. То есть смысл создание необычного формата, который совмещал бы в себе не только предметный материал по экологии, но и другие виды деятельности, направленные на практическое применение. Данную задумку можно было реализовать на площадке Шушенской краевой предметно-методологической школы “Отечество”. Эта школа представляет собой не типичную систему обучения для учащихся она проходит в выездном формате, целью которой является всестороннее развитие школьников.
Исходя из выше сказанного, а также принимая во внимание тот факт, что экологическая культура является важной составляющей современной жизни человека, полученные на выездной школе знания, в будущем пригодятся школьникам во взрослой жизни, тема выпускной квалификационной работы актуальна.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс в летней выездной школе эколого-биологической направленности.
Предмет исследования: педагогические условия эффективной
организации учебно-воспитательной работы в образовательном пространстве летней интенсивной эколого-биологической школы.
Цель исследования: выявить содержание и методику организации летней выездной школы эколого-биологической направленности в Шушенском районе Красноярского края.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему организации летних школ как формы дополнительного естественнонаучного образования учащихся в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать опыт работы по проведению и проектированию летней выездной эколого-биологической школы в Шушенском районе Красноярского края.
3. Разработать содержание и методические условия организации летней эколого-биологической выездной школы в Шушенском районе Красноярского края.
Гипотеза исследования: организация летних выездных школ как форма дополнительного естественнонаучного образования учащихся будет успешна, если создать следующие педагогические условия:
• выделен объем содержания, рациональные и эффективные методы и средства, необходимые для обработки экологического материала;
• не директивное формирование объединений обучающихся по интересам и научным направлениям;
• эмоциональное насыщение жизнедеятельности практикантов в образовательном пространстве летней интенсивной школы;
• специальная подготовка инструкторской команды к учебновоспитательной работе с обучающимися
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, сравнение статистических данных, аналитический обзор, обобщение передового педагогического опыта.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающим 20 наименований.
1. Организация летних выездных школ может является хорошей базой для дополнительного образования учащихся по естественнонаучному направлению. В ходе изучения литературы было определено, что выездные школы являются как вспомогательным инструментом для основного образования, так и совершенно независимым источником получения новых знаний и умений обучающимися.
2. Анализ и работы Шушенской летней выездной предметно- методологической школы показал, что такая форма обучения направлена на всестороннее развитие личности учащихся, где им предоставляется возможность самостоятельно определять в каких модулях он будет обучаться и какими методами будет достигнута данная цель. Данный опыт позволил усовершенствовать организацию летней школы с предметно-содержательной стороны.
3. В процессе разработки содержания и методических условий
организации школы был учтен опыт проведения предметно
методологической школы «Отечество», на основе которой был разработан модуль “Экология”, включающий в себя темы эколого-биологического содержания и сочетающий теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
1. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. - 264 с.
2. Горленко Н.М. Принципы обучения по В.К. Дьяченко // Русский язык в Армении. 2014. № 1. С 47-54.
3. Горленко Н.М., Лебединцев В.Б., Запятая О.В., Клепец Г.В. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе. М. : Сентябрь, 2013. 240 с.
4. Горленко Н.М., Лебединцев В.Б., Запятая О.В., Клепец Г.В. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе. М. : Сентябрь, 2013. 240 с.
5. ИволгинаЛ.И. Схематизация в обучении: методическое пособие.
Красноярск, 2011. 88 с.
6. Казько Е.С., Воробьева С.В. Учительская кооперация в сельских малокомплектных школах как условие профессионального роста педагогов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 56-62.
7. Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные программы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189-197.
8. ЛитвинскаяИ.Г Коллективное обучение на основе индивидуальных образовательных программ // Коллективный способ обучения. 2018. №18. с. 46 -57
9. Литвинская И.Г. Учительский коллектив в системе коллективного обучения на основе индивидуальных программ // Фундаментальные вопросы становления новой образовательной действительности Ер. Астхик Гратун, 2018. Том 1. С. 97-102.
10. Модифицированные программы для разновозрастных коллективов на ступени основного общего образования. Биология. Химия. География: методическое пособие / В.Б. Лебединцев [и др.]. Красноярск, 2009. 84 с.
11. Методология, теория и практика коллективных учебных занятий: учебнометодическое пособие / М.А. Мкртчян, Н.К. Анучина, В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, Д.И. Карпович и др. Красноярск, 2003. - 112 с.
12. Мкртчян М.А., Горленко Н.М., Ушева Т.Ф. Проектирование и анализ учебных занятий при реализации ФГОС общего образования: учебнометодические пособия // Красноярск гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. 170 с.
13. Мкртчян М.А., Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление // Народное образование. 2009. № 2. С. 218-227.
14. Мкртчян М.А. Методики организации работы в сводных отрядах: методическое пособие. 3-е изд., испр. Красноярск, 2009. 48 с.
15. Определитель растений юга Красноярского края. Новосибирск: Наука, 1979. -668 с....20