Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Сибири в творчестве В.П. Астафьева (материалы для школьного изучения)

Работа №169650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Специфика художественного мира В.П. Астафьева и место образа Сибири в нём (литературоведческие материалы) 6
1.1. Периодизацияэволюция. Черты поэтики творчества
Астафьева 6
1.2. Сибирь и сибиряки 9
1.3. Природный мир Сибири в произведениях В.П. Астафьева, его
особенности и свойства 13
Глава 2. Социальная проблематика, определяющая специфику образа Сибири 17
2.1 Возвращение к корням народной жизни в текстах В.П. Астафьева:
повествование в рассказах «Последний поклон», «Царь-рыба» 17
2.2 Сибирь как место социальных взаимодействий, образы
сибиряков 19
2.3 Сибирь как «дом» и Сибирь как «каторга» в «Последнем
поклоне» 26
2.4 Материалы для изучения в школе 28
Заключение 33
Список источников 36

Творчеству Виктора Петровича Астафьева свойственны художественное своеобразие и социальная острота произведений. Оно стало значительным явлением русской литературы второй половины XX века благодаря единству с народной ментальностью, что утвердилось ещё при жизни писателя. Это подтверждается широким общественным резонансом не только в России, но и за её пределами. Книги Астафьева переведены на многие языки, благодаря его произведениям активизировался мировой интерес не только к русской литературе, но и к России в целом, её ментальности и народной культуре.
Образ Сибири является одним из главных в художественном мире Астафьева. Писатель родился в поселке Овсянка Красноярского края, это место стало одним из главных в описании сибирского топоса. Образ Сибири многогранен и включает в себя описание конкретных реалий, природы, традиционного образа жизни и характера сибиряков. Художественный мир Астафьева сложился на основе народной культуры. Под народной культурой мы понимаем устойчивый фонд религиозных, нравственных и эстетических представлений, сохраняющих аксиологические признаки, независимо от внешних изменений социума.
Реалии народной жизни переданы Астафьевым с учётом региональной специфики Сибири.
Цель данной работы — комплексный анализ образцов астафьевской прозы 60-х-90-х годов, в которой воссоздан образ Сибири.
Объектом исследования являются книги В.П. Астафьева «Последний поклон» и «Царь-рыба».
Предметом исследования является художественный образ Сибири в произведениях В.П. Астафьева.
Для данной работы, исходя из сказанного выше, следует поставить и выполнить четыре задачи:
1. Выявить автобиографические мотивы в прозе В.П. Астафьева 60-х- 90-х годов (повесть в рассказах «Последний поклон») и определить их влияние на сюжетообразующие составляющие в произведениях.
2. Обозначить место образа Сибири в творчестве В.П. Астафьева, его художественные составляющие и характеры персонажей-сибиряков (на примере произведения «Царь-рыба»).
3. Рассмотреть концептуальные параллелизмы «Сибирь-колония» и «Сибирь-дом».
4. Разработать методические материалы по изучению образа Сибири, сибирской природы и культуры.
Методологической основой работы послужили исследования П.А. и П.П. Гончаровых, Л.Г. Самотик, Н.В. Лебедевой, Т.Н. Садыриной и др.
Методы, использованные в работе: культурно-исторический и метод комплексного анализа.
Научное соотнесение личности В.П. Астафьева и его творчества позволили провести исследование, опираясь на факты его биографии и их отражение в произведениях.
Принцип объективности дал возможность рассмотреть предмет исследования с разных сторон и определить его место среди других проблем, соотносящихся с данной темой.
Региональный метод дал возможность выделить Сибирь как особенный общественно-политический регион, составить общее впечатление о его особенностях как социального и каторжного пространства.
Вышеописанный методологический инструментарий данного исследования дал возможность в полной мере обработать накопленный материал для получения результатов, объективно определить значение, характер и символику Сибири и её обитателей в произведениях В.П. Астафьева.
Актуальность темы исследования. В.П. Астафьев является одним из известнейших сибирских авторов, изучение творчества которого представляется необходимым не только в высших учебных заведениях, но и на школьных уроках литературы (в том числе региональной). Данное исследование обращает внимание на один из аспектов астафьевской прозы, которая представляет интерес для изучения как в среднем звене, так и в старших классах.
В современных условиях глобализации фиксация, изучение и сохранение культурного и регионального колорита во многом является определяющим для развития новых поколений, а его сохранение, равно как и дальнейшая передача обучающимся в школах — необходимость, стоящая перед каждым педагогом, чьим предметом является литература.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из важнейших смысловых векторов творчества В.П. Астафьева является образ Сибири, отражённый полярно, многоаспектно.
Образ Сибири в творчестве Астафьева является сквозным, связанным со всеми основными темами и мотивами, а также с социальной и нравственной проблематикой.
Эмоциональная связь Астафьева с родной, сибирской природой, а также специфика его переживания реальности социального существования, определяют эстетическое восприятие природы автором.
На основе изучения научных источников и художественного мира Астафьева можно сделать следующие выводы. Образ Сибири в творчестве писателя является сквозным, связанным со всеми основными темами и мотивами, а также с социальной и нравственной проблематикой.
Не имея возможности найти ответы на вопросы, которые жизнь ставит перед каждым человеком, Астафьев был вынужден обратиться к собственным истокам. Автобиографизм — доминирующая черта его поэтики.
Природа — один из ключевых векторов творчества многих писателей. Часто она определяет систему авторского представления о реальности, наряду с человеческим и социальным векторами.
В произведениях Астафьева природный мир выстраивается не рационально-логически, а образно. Астафьевская природа живая, динамичная, она обладает характером, индивидуальностью. Автор относится к ней с особым трепетом, природа Сибири в его прозе — одна из наиболее важных составляющих. Резкий тон повествования сменяется мягким, сентиментальным именно в моменты описания природных явлений.
Астафьевская природа — живая система образов, к её осмыслению автор подходит как художник. Эта система бинарна, в ней есть место как для «светлых» начал в человеке, так и для «тёмных». Картина природного мира
формируется, как правило, на основе непосредственного опыта и чувственно­эмоционального восприятия.
Природа у Астафьева — гармонически организованное пространство, оно самобытно и имеет связь с изначальным, так называемым «естественным человеком».
Источниками специфических свойств характера сибиряка в творчестве Астафьева являются суровые реалии места и времени обитания. Устойчивость перед экстремальными факторами окружающей среды, перед натиском цивилизации — основное свойство героев Астафьева.
В сознании автора Сибирь как колония и Сибирь как дом часто недифференцированы — напротив, они переплетены друг с другом и образуют единое пространство, в котором местные жители соседствуют со ссыльными и отзываются о них без особого интереса. Каторга воспринимается как должное.
Возвращаясь к детским воспоминаниям, Астафьев не позволяет Сибири-каторге проникнуть в пространство Сибири-дома. Мир каторжного пространства существует отдельно от мира семейного гнезда. Вместе с тем, каторжная Сибирь постепенно вытесняет собой дом, увеличивая разрыв между детскими воспоминаниями и каторжным пространством.
Автобиографические начала в прозе В.П. Астафьева 60-х-90-х годов позволили автору показать истоки кризисного, разорванного сознания человека тех лет, перед которым стоит множество проблем, в числе которых и также и значительно усложнившиеся отношения с природой.
В центре «Царь-рыбы» стоит проблема жизни и выживания не только отдельных людей, но и всего человечества в целом, гибель земли, изображение кризисного состояния деревни и человека крестьянского труда. Испытание человека природой, а природы человеком — центральная тема повествования в рассказах «Царь-рыба».
Для улучшения качества художественного восприятия произведений Астфьева на уроках литературы в школе рекомендовано привлечение 34
элементов изобразительного искусства. Обозначенный подход способствует формированию регионального самосознания, а также лучшему понимаю образа и места Сибири в творчестве автора.


1. Астафьев, В. П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 4. Последний поклон: Повесть в рассказах. Кн. 1, 2. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. — 464 с.
2. Астафьев, В. П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 5. Последний поклон: Повесть в рассказах. Кн. 3. — Красноярск: ПИК «Офсет». — 1997. — 384 с.
3. Авдохина, Т.В. Черты автобиографизма в прозе В.П. Астафьева / Т.В. Авдохина // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. — 2009.
4. Аникина, Г.Б. Особенности психологического анализа в повести В.Астафьева «Последний поклон» // Литература Дальнего Востока и проблемы реализма. -Хабаровск: Хабар.ГПИ, 1976. С. 68-76.
5. Ануфриев, А.Е. Роль и особенности рассказов в повествовании Астафьева «Царь-рыба» // Жанр рассказа в русской и советской литературе Киров: Кировский гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина. — 1983. — С.122-138.
6. Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской
прозы» XX века / А.Ю. Большакова. М.: Комитет по
телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000. — 132 с.
7. Букаты, Е.М. Поэтика художественного пространства в прозе В.П.Астафьева («Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты») Дисс. канд. филол. наук. 10.01.01./Е.М. Букаты. Томск, 2002. — 197 с.
8. Вахитова, Т. М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь- рыба»/Т.М. Вахитова. М.: Высш. шк., 1988. — 71 с.
9. Гончаров, П.А. «Природный человек» в русской прозе XX века. Коллективная монография / П.А. Гончаров, П.П. Гончаров, A.A.
Земляковская, Н.В. Кудрявкина, C.B. Хохлова. Тамбов:
Полиграфиздат, 2005. — 204 с.
10. Гончаров, П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов: Монография / П.А.Гончаров. — М.: Высшая школа, 2003. — 386 с.
11. Гончаров, П.П. "Царь-рыба" В.П. Астафьева: жанровая и
композиционная функция образа Сибири: дис. П.П. Гончаров, кандидат филологических наук: 10.01.01. — Мичуринский
государственный педагогический университет, Тамбов, 2007. — 25 с.
12. Зубков, В. А. Последняя проза Виктора Астафьева / В. А. Зубков // Астафьевские чтения (Пермь, 17 — 18 мая 2003 г.). — Пермь, 2004. — Вып. 2. — С. 18 — 19.
13. Зубков, В. А. Поздний Астафьев: движение жанра / В. А. Зубков //
Современная русская литература: проблемы изучения и
преподавания: сб. статей по материалам междунар. науч. -практ. конф. (Пермь, 2 — 4 марта 2005 г.). — Пермь, 2005. — Ч. 1. — С. 172 — 176.
14. Зубков, В. А. Прощание: народная Россия в позднем творчестве В. П. Астафьева / В. А. Зубков // Астафьевские чтения. Современный мир и крестьянская Россия (Пермь, 19 — 21 мая 2005 г.). — Пермь: Курсив, 2005. — Вып. 3. — С. 131 — 137.
15. Каминский, П.П. Природа в публицистических очерках Виктора Астафьева 1960-1990-х гг. / П.П. Каминский // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2014. — № 1. — С. 150-158....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ